Преемственность в обучении между младшими школьниками и обучающимися на уровне основного общего образования по предметам естественно- научного цикла
статья

Побережная Марина Валериевна

Проблема преемственности начального общего образования и основного общего образования всегда актуальна. Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, условиям деятельности, положению в обществе, взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками и учителями.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в обучении между младшими школьниками и обучающимися на уровне основного общего образования по предметам естественно- научного цикла

Побережная Марина Валериевна,

учитель начальных классов

 МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»


             Проблема преемственности начального общего образования и основного общего образования всегда актуальна. Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, условиям деятельности, положению в обществе, взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками и учителями.
           Преемственность федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов: предметных и метапредметных. Приоритетная цель - развить у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование универсальных учебных действий в начальной школе, а затем развитие личностных и метапредметных универсальных учебных действий в основной школе.
           Образование в начальной школе является базой всего последующего обучения.
            Какие же результаты должны быть достигнуты обучающимися, освоившими основную образовательную программу начального общего образования? Портрет выпускника начальной школы, описанный в стандарте, предполагает:
1. Личностные результаты (самоопределение, смыслообразование).
2. Метапредметные результаты (коммуникативные, познавательные, регулятивные).
3. Предметные результаты (опыт деятельности по получению новых знаний, их преобразования и применения).
           И, тем не менее, достижение этих результатов, не избавляет учащихся от трудностей при переходе на уровень основного общего образования.
        Чтобы сократить переходный период и смягчить негативные факторы педагогический коллектив должен разработать совместные методические условия, реализующие преемственность.  Одним из таких условий может быть единство и преемственность учебных требований на уровнях образования: начальном и основном. Это единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание уделять выставлению отметок, чтобы избежать резкого снижения успеваемости.
            В начальную школу дети приходят с разными возможностями.
Упор делается на развитие личных достижений ученика, поддерживают любые  стремления и усилия ребенка. Проводится большая индивидуальная работа. А учителя на уровне основного общего образования рассматривают детей в основном относительно успешности класса.
         Проанализировав требования к выпускникам  начальной школы по учебному курсу «Окружающий мир» и требований к пятиклассникам по курсу «География», а так же проконсультировавшись с учителями географии можно сделать выборку основных умений школьников.

Приоритетными умениями для учебного предмета «География» на этапе основного общего образования являются:

– сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);

– владение такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

– выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках, и в доступной социальной практике:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа по учебному предмету «География» призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Другими словами, для практикующих учителей на уровне основного общего образования важны умения:

  • читать и понимать прочитанное;
  • работать в быстром темпе;
  • доказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • строить  монологическую речь, вести конструктивный диалог;
  • работать в простой тетради: оформлять тему урока, выписывать понятия, их определения, искать недостающую информацию в тексте, дополнять слова учителя информацией из текста;  
  • чертить и заполнять таблицы, ориентироваться в графиках, диаграммах, в том числе с черно-белым вариантом;
  • составлять план местности используя, например, сотовый телефон (фотокамеру).
  • работать с картами, в том числе с историческими, контурными картами;
  • наносить на контурных картах названия  вдоль границы рек, горных цепей печатными буквами ручками с синими чернилами.
  • давать самооценку и взаимооценку;
  • выбирать задания разного уровня сложности;
  • делать объективный анализ своим ошибкам.

Таким образом, учителю начальных классов предстоит огромная работа по формированию у младших школьников предметных и метапредметных результатов для успешного освоения предметов естественно- научного цикла на уровне основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на ступени основного общего образования

Примерная программа формирования и развития ИКТ-компетентности содержит следующие разделы:пояснительную записку, содержащую описание основных целей и задач программы, ее места и роли в реализации треб...

Выступление на семинаре на тему "Организация работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС"

В данном выступлении освещена организация моей работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС с 2012 по 2016 год....

Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начального и основного общего образования в школе-интернат №22 ОАО «РЖД»

Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начального и основного образования (5 классы) в соо...

Критерии оценивания результатов проектной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования

Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Технологией, с ...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2018-2019 год .(план работы на 2018-2019 г )

Целью воспитательной работы класса  на 2018 – 2019  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физич...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2016-2017 год (план работы на 2016 - 2017г. )

Целью воспитательной работы класса  в 2016 – 2017  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физически з...

План работы по воспитанию и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2017-2018 год (план работы на 2017 - 2018 г. )

Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компете...