Как воспитать у ребенка чувство ответственности ?
материал (3 класс)

Материалы и оборудование: на доске расположены таблички со словами «ответственность», «дисциплинированность», «настойчивость», «самостоятельность», «личный пример», «авторитет родителей», «инициативность»; листы с заданиями для обсуждения в группах; листы для теста; информационный буклет «Советы родителям: как воспитать ответственного ребенка».

Предварительная работа: классный руководитель готовит листы с заданиями для обсуждения в группах, тесты.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Цели: познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников чувства ответственности; стимулировать полноценное общение родителей друг с другом

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий задания

«Разговор с родительской общественностью».

Тема: «Как воспитать у ребенка чувство ответственности?»

Дата: 23.03.2021

Место проведения: МАОУ лицей № 48

Участники: родители учащихся третьего класса, классный руководитель.

Материалы и оборудование: на доске расположены таблички со словами «ответственность», «дисциплинированность», «настойчивость», «самостоятельность», «личный пример», «авторитет родителей», «инициативность»; листы с заданиями для обсуждения в группах; листы для теста; информационный буклет «Советы родителям: как воспитать ответственного ребенка».

Предварительная работа: классный руководитель готовит листы с заданиями для обсуждения в группах, тесты.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Цели:  познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников чувства ответственности; стимулировать полноценное общение родителей друг с другом.

Использованная литература: Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание. М., 1990; Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1 — 4 классы. М., 2005.

Ход проведения

Организационная часть

Педагог.  Уважаемые родители! Я рада сегодня встрече с вами. Каждый из нас хочет, чтобы наши дети были культурными, умными, добрыми, замечательными людьми. Я предлагаю сегодня обсудить очень важный вопрос: «Как воспитать у ребенка чувство ответственности?».

Основная часть

Выполнение теста «Незаконченное предложение».

Педагог.  Перед вами на партах лежат чистые листочки. Предлагаю подумать и закончить предложение: «Быть ответственным — значит...».

Родители выполняют задание.

Я вижу, что работа завершена, теперь давайте поделимся своими мыслями. Прошу  по очереди прочитать ваши ответы (читаются ответы). Сейчас вы услышали мнение друг друга. А теперь я предлагаю послушать, что означает слово «ответственность» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них».

Ответственность — важное моральное качество личности. Как вы думаете ответственные ли Ваши дети? (ответы родителей).

Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять свои ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится.

С чего начать воспитание ответственности? Приучать надо с детства. Человек не станет в будущем проявлять заботу о людях, если он сам в детстве не испытал ее. Это очень важно понять, прививая ребенку навыки ответственного отношения к делам и поступкам, которые он совершает. Очень важно, чтобы он ощущал себя нужным человеком, имеющим право голоса, активно участвующим в жизни семьи.

Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.

Каждая группа родителей получает свою ситуацию для решения.

1 группа. 9-летний мальчик рассказывает: «У меня есть обязанность выносить мусор. Мне хочется вымыть пол или сходить в магазин за продуктами. Я предлагаю родителям свою помощь, а они говорят, что я еще маленький».

Задание: подумайте, правильно ли реагируют родители на предложение ребенка.

2 группа. В семье третьеклассницы подрастал братик, которому исполнилось 5 лет. Родители ни разу не оставляли с братом старшую дочь одну. Говорили ей, что она не сможет уследить за малышом. «Откуда вы знаете, что я могу, если вы не даете мне попробовать?» - говорила девочка. Однажды в субботу родители осмелились оставить дочь вдвоем с братишкой. По возвращении увидели, что дети радостно играли. Задание: подумайте, правы ли родители в этом случае.

После обсуждения в группах данных ситуаций родители высказывают свои мнения.

Заключительная часть.

         Считаете ли вы, что тема нашего собрания актуальна и полезна для вас? Подведем итог сегодняшнего разговора, составив схему (составление схемы на доске)

Педагог.  Уважаемые родители, какие советы можно Вам предложить для воспитания ответственности у детей:     

«Советы родителям»

♦ Помните: волевые и моральные качества ребенка формируются вами. От вас зависят его нрав, вкус, ум, круг знаний, мир увлечений, навыки и привычки, сила и слабость характера.

♦ Добрые свойства передаются ребенку не нравоучениями и запретами, не угрозами и наказаниями, а жизненным примером отца и матери, их линией поведения, атмосферой семьи, теплом домашнего очага.

♦ Не забывайте: ребенок учится не только тогда, когда мы посадим его перед собой и станем разъяснять ему законы человеческой жизни. Думая, что ребенок играет и не слышит нас, мы иногда не очень щепетильно обсуждаем свои взрослые проблемы, выражаем свое отношение к ним. Дети впитывают все это, как губка.

♦ В интересах своих детей строго спрашивайте самих себя, завоевывайте право указывать, требовать, влиять.

Решение собрания.

Педагог выносит на обсуждение решение собрания.

1. Воспитывать детей на личном примере, стараться иметь в семье авторитет.

2. Обратить внимание на формирование интереса к учебе, порученному делу.

  1. Стремиться, чтобы дети переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.
  1. Воспитывать у детей милосердие и внимание к людям

Спасибо за внимание, до свидания!



Предварительный просмотр:

Как воспитать ответственного ребенка

Ответственность у ребенка начинается с родительской безусловной и безграничной любви к нему. Когда мы проявляем заботу о крохе, делаем это именно так, как нужно, а не так и тогда как нам удобно, мы показываем маленькому человечку, что для нас он бесценен, уникален, неповторим, и мы любим его, поэтому делаем для него все! Только человек, испытавший это, может бережно и внимательно относиться к другим людям.

Чтобы понять ценность и значимость других людей, а также жизни в целом, человек должен сначала почувствовать свою собственную ценность, свою важность! С этого ощущения и начинается ответственность, чувство долга, милосердие, умение сотрудничать, брать на себя какие-либо обязательства, выполняя их.

Ответственность начинается с мелочей. И игрушки, аккуратно сложенные в коробку, и тишина, когда кто-то из близких прилег отдохнуть, и забота о домашних питомцах, абсолютно все это имеет очень большое значение. Но главное, что заставляет ребенка так поступать, какая мотивация такого поведения.

Представьте, что ребёнок хочет сломать ветку. Реакция родителей: «Не нужно ломать ветку, поцарапаешься» или «Не ломай веточку, она живая, дереву будет больно». Разница в выражениях очень большая. Сразу видно, как расставлены приоритеты у родителей, они обеспечивают сиюминутную безопасность и удобство или дают представление о правильном поведении с точки зрения заботы о ближнем, о природе.

Родители должны прививать ребенку ответственность личным примером и воспитанием.

Уважаемые родители!

Изначально наши дети очень хотят быть послушными и хорошими, им очень важно получать нашу положительную оценку. Они очень гордятся, что им доверяют, что их мнение ценят и прислушиваются к нему. Это помогает взрастить в ребенке уверенность в себе.

Главное, давайте будем помнить, что дети - наше зеркало. Родители совершенно бессознательно передают свое ответственное отношение к своим близким, к своим детям, к своим обязанностям, и все это происходит не с помощью наград и угроз, а с помощью своего личного примера!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар лицей № 64 имени Вадима Миронова

Информационный буклет

для родителей

«Как воспитать у ребенка чувство ответственности»

D:\Рабочий стол\1-977x1024.jpg

«Ответственность — это понимание последствий твоих поступков и твоего бездействия в разных ситуациях». 

Что нужно делать, чтобы воспитать   в ребенке ответственность?

      1. Ребенку необходимо ощущать свое равноправие в семье, свою значимость. Он должен знать, что близкие нуждаются в его заботе и помощи. Сначала это проявляется в его участии во взрослых занятиях семьи. «Помоги, пожалуйста, накрыть на стол», «Какие чашки поставить, как думаешь?», «Давай помоем посуду вместе». Всегда в доме найдется посильное для ребенка дело.

        2. Дайте ребенку возможность выполнять порученное дело в том темпе, который ему удобен, не торопите его. А если у него что-то получается не так, то объясните ему, что он учится, растет, и умений и навыков у него с каждым днем становится больше.

      3. За плохо сделанную работу (или безответственное отношение к поручению) не ругайте ребенка, постарайтесь дать ему возможность узнать на собственном опыте, к каким последствиям приводит безответственность. Не купил хлеб – вся семья ужинает без хлеба. Не поставил мокрую обувь у батареи – она не высохла, прогулка отменена.

       4. Дело, которое вы поручаете ребенку, должно быть ему под силу, чтобы он осознавал, что не выполнив его, подводит других людей и сам выглядит не очень хорошо. Не берите всю ответственность на себя, жалея ребенка, когда он не справляется.

        5. Пока дети привыкают к своим обязанностям, они легко забывают то, что им поручили. Нужно помочь им какими-то подсказками. Например, записка или картинка, или звонок будильника.

       6. Родители иногда не догадываются, что дети могут намного больше, чем им доверяют. Если родители никогда не привлекают ребенка к обсуждению каких-то «взрослых» вопросов и все время поручают ему очень простые незначительные дела, то он может решить, что его считают еще слишком маленьким, к нему нет доверия.

        7. Когда ребенок не выполнил поручение и проявил безответственное отношение к доверенному ему заданию, постарайтесь понять его, показать, как нужно делать. Ведь он еще только учится быть ответственным. Покажите ему вашу заинтересованность в его успехе, в том, чтобы у него все хорошо получалось. Продемонстрируйте веру в его силы.

         8. Постарайтесь, чтобы забота вашего ребенка о себе и других была связана с позитивными эмоциями, вашей положительной оценкой. Мы часто делаем критические замечания, а к той работе, которую человек выполняет быстро и качественно относимся как к должному. Ребенка обязательно нужно хвалить за хорошие дела. Принесенный из школы рисунок, повесить на стене в рамочке, обязательно отметить, как внимателен он сегодня был с маленькой сестренкой, как бережно укачивал малышку в коляске.   Обратная связь чрезвычайно важна для ребенка.

       Вам трудно будет научить ребенка быть ответственным, если вы не будете обращать внимание на некоторые очень важные моменты.

Если ваши требования к ребенку завышены, ребенок не захочет выполнять поручения, или если будет знать, что он все равно выполнить их не сможет. А также если выполнение работы, порученной ребенку, требует много времени, а дети, как известно, пока они малы, не могут долго заниматься одним делом. Родители могут внести разнообразие в работу, которую поручили ребенку, или отпустить его играть, видя, что он устал, и ему уже совсем не интересно, обязательно поблагодарив за труд

Нужно проверять и контролировать  выполнение задания, но ненавязчиво. Сам ребенок не может себя контролироватьпока мал.

Не забывайте хвалить, поощрять, благодарить, награждать ребенка за выполненную работу. Обязательно отмечайте, что его помощь очень важна для вас, без его помощи вы бы не обошлись. Если даже вам пришлось что-то переделать или доделать, то желательно, чтобы ребенок этого не увидел.

Не надо думать, что ребенок не может сказать ничего умного и полезного! Часто дети дают очень мудрые советы. А если вы никогда не просите совета у своего ребенка, он будет знать, что вы считаете его маленьким, и мнение его абсолютно вам не интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей чувства ответственности по отношению к водному миру и его обитателям

Конспект совместной образовательной деятельности с использованием  здоровье   сберегающих технологий (  пальчиковая игра, подвижная игра),  моделирования , игровой технол...

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ

Школа нового поколения – школа здоровья, в которой задачи физического развития и формирования здоровья имеют приоритетное значение. Здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит...

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье».

Цель - обсуждить с родителями одну из задач воспитания детей - формирование ответственной личности, раскрыть понятие "ответственность", познакомить с треми уровнями ответственности. В конце родит...

Воспитание чувства ответственности у младшего школьника.

Материал содержит рекомендации о воспитании у детей младшего школьного возраста чувства ответсвенности....

Как воспитать у ребенка чувство ответственности

Воспитание чувства ответственности у детей имеет важное значение. С чего начать воспитание ответственности? На что обратить особое внимание?...

Родительское собрание для 3 класса на тему «Как воспитать у ребенка чувство ответственности»

Родительское собрание  для 3 класса на тему  «Как воспитать у ребенка чувство ответственности»...