Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы.
материал

Галина Михайловна Серяева

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы.

   Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать образовательную среду и условия для проявления и развития творческих, интеллектуальных способностей детей, для раскрытия потенциала ребенка. Работа строится как в урочное, так и во внеурочное время. К урочной деятельности относится проведения уроков с учетом личностно-ориентированного обучения. К внеурочной деятельности относятся проведение дополнительных занятий, предметных недель, конкурсов, олимпиад и т.д.

  Выделяю два основных способа выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной) творческой и  физкультурно-оздоровительной  деятельности.

 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся; анализ портфолио детей.

- развитие способностей: проведение факультативного курса, «Умники и умницы»;

участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня;

участие в научно-практических конференциях;

включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала с помощью хорошо подобранных заданий к уроку;

решения различных задач повышенной сложности;

обучение детей самооценке результатов своей работы;

первичное формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов.

Способы выявления у учащихся   способностей к научной (интеллектуальной),

творческой, физкультурно-оздоровительной  деятельности.

Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности

Работа по выявлению способностей

ведется  с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ

учащихся по всем предметам);

- диагностика познавательных интересов

Богданова Т.Т («Диагностика

познавательной сферы ребенка»);

- использую методику Н.Ц. Бадмаевой, для

диагностики учебной мотивации

школьников;

- учета желаний родителей, Анкета «Лист вопросов»;

- наблюдение за проектной деятельностью

учащихся и анализ продуктов деятельности;

-  методики «Репка», которая

позволяет определить изменения,

происходящие в личности учащегося.

Работа по развитию способностей

ведется с помощью:

- применения индивидуального подхода в

работе с одаренными учащимися на

уроках и во внеурочное время с учетом

возрастных способностей детей и

созданием условий для  активной

познавательной деятельности учащихся ;

- при применении современных

образовательных технологий;

- проведения родительского собрания

«Познавательные способности моего ребёнка»;

- формирования навыков

исследовательской, проектной

деятельности (участие в творческих конкурсах,

олимпиадах школьного, муниципального, межрегионального уровней, НПК «Первые шаги» различного уровня и др)

Для определения к научной деятельности

применяю методики, созданные А.И

Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»; «Карта одаренности»;

- анкетирование «Определение рейтинга школьных предметов»

- выявление творческих способностей через  анализ результативной деятельности учащегося;

Для одаренных детей  предлагаю:

-дополнительные по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и изобразительному искусству усложненного уровня;

-дифференцированная домашняя работа;

-мною разработаны и проводятся факультативные курсы «Умники и умницы»,

«Занимательная грамматика», «Весёлые ладошки»;

-проведение интеллектуально- развлекательных  игр.

Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации

по методике Н.Г. Лускановой);

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года

-педагогическое наблюдение (используются

игровые методики, коллективные творческие дела, технология критического мышления)

Развитие интеллектуальных способностей детей идет через:

-участие в школьных, муниципальных, республиканских конкурсах и олимпиадах;

-участие в Международных и

Всероссийских олимпиадах и конкурсах;

проведение предметных недель.

Активизирую  познавательную деятельность при помощи групповой работы, работы в паре, в сотрудничествое , при

решении учебных задач.

Веду наблюдение за

внеурочной деятельностью обучающихся

(творческие работы, проекты,

исследовательские работы и т д)

Участие в творческих конкурсах, смотрах,

интеллектуальных играх, КВНах и других мероприятиях, где  используется деятельность в паре, в

группе.

    В первом классе учащимся ещё сложно определиться с тем, какие предметы усваиваются легко, а какие доставляют трудности. Поэтому, начиная со 2 класса, среди детей провожу анкетирование  для определения рейтинга узкого круга школьных предметов. Анкета была проведена в конце сентября. В анкетировании приняли участие25 уч-ся.

    Анкета  для определения рейтинга школьных предметов.

Вопросы

Рус яз

л/чт

матем

Окр

мир

изо

1

Какой предмет ты считаешь самым интересным в школе?

 

2

Назови самый любимый свой предмет.

3

На каком уроке иногда бывает скучно?

4

Назови предмет, по которому ты испытываешь трудности?

5

Самый полезный предмет?

    Результат следующий:

Вопрос

 Предмет

Кол-во учащихся

Какой предмет ты считаешь самым интересным в школе?

Математика

Окружающий мир

23уч.

20уч

Назови самый любимый свой предмет.

математика

20уч.

На каком уроке иногда бывает скучно?

Русский язык

Назови предмет, по которому ты испытываешь трудности? В чём?

Литературное чтение ( низкая т/чтения и слабо развита устная речь)

6уч.

Самый полезный предмет?

Русский язык

Математика

23уч.

25уч.

    Данный результат помогает  выявить склонности детей к изучению определенного предмета. Исходя из этого, я начинаю планировать работу по развитию способностей учащихся.

   Также провожу анкету для детей и родителей, которая поможет осуществить сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта.

Лист вопросов (Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ...)

                                      «ДА»-+  ;  «НЕТ» -  --

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  3. петь, музицировать;
  4. заниматься физкультурой;
  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  7. играть с техническим конструктором;
  8. самостоятельно рисовать;
  9. играть в спортивные, подвижные игры;
  10. руководить играми детей;
  11. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  12. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  13. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  14. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  15. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  16. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  17. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  18. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  19. участвовать в постановке спектаклей;
  20. заниматься спортом в секциях и кружках;

    Диагностику воспитанности в школе проводим по методике Н.П. Капустина. Она позволяет определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

Качества личности

Я оцениваю себя

 Оценивает учитель

Оценивает родитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее

задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

2. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам

обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

4. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила

внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

5. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять

время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным

определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

       В конце учебного года составляется  карта уровня воспитанности учащихся,  где оценивается культура поведения, ответственность, организованность, трудолюбие, интерес к знаниям и общественная активность. Оценивали дети себя сами, привлекались родители и, конечно же, итог подводился мной, классным руководителем.

. Динамику уровня воспитанности привожу в таблице.

Класс

 3 уровень (высокий)

 2 уровень (средний)

1 уровень (низкий)

Кол-во уч.

%

Кол-во уч.

%

Кол-во уч.

%

1

3

12

14

56

8

32

2

4

16

15

60

6

24

3

4

16

17

68

4

16

4

 

 Из таблицы будет видно,  увеличилось количество детей с высоким уровнем воспитанности или  уменьшилось.

              Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся.

Тест оценивания  регулятивных УУД, 2-4 классы

                                 

  Методика П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой.

Цельвыявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

 

Инструкция:  «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

.

                           Текст (4класс)

   Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Для 2,3 классов даются другие тексты.                        

  Таблица оценивания регулятивных результатов.

ФИ учащегося

         Ошибки

Кол-во ошибок

Уровень

орфографические

смысловые

1

2

Уровни сформированности внимания:

0—2ош. — высший уровень внимания,

3—4ош. — средний уровень внимания,

более 5ош. — низкий уровень внимания.

  Мониторинг сформированности внимания и самоконтроля.

уровень

2класс

3класс

4класс

Высокий

6         24 %

10        40 %

Средний

11       44%

9          36%

Низкий

8         32%

6          24%

 

                        ТЕСТ  для оценки личностных результатов, 3-4кл.

Задание 1. Оцени данные в списке поступки.

А. Так нужно делать всегда.

Б. Чаще всего так нельзя делать.

В. Так можно делать иногда.

Г. Так нельзя делать ни в коем случае.

Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков.

Список поступков

  1. Подсказывать на уроке своему товарищу.

   2. Опаздывать на встречу с товарищем.

   3. Вступать в разговор двух взрослых людей.

   4. Обращаться на «ты» к незнакомому взрослому человеку.

   5. Прерывать беседу, если звонит сотовый телефон.

  6. Читать чужие  SMS-сообщения и письма.

  7. После еды говорить: «Спасибо».

   8. Есть мороженое в переполненном автобусе.

Задание 2. Какие правила из приведённого списка очень важны для тебя и всех людей, а какие – нет? В квадратиках рядом с правилами запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.

А. Очень важно.                               Б. Не важно.

Список правил:

       1. Брать зонтик на улицу.

       2. Защищать слабых и маленьких.

       3. Каждый вечер играть в компьютерные игры.

       4. Не брать чужого.

       5. Уважать старших.

       6. Кататься зимой на коньках.

       7. Носить костюм и белую рубашку.

       8. Ухаживать за больным родственником.

Задание 3. Ты случайно разбил окно в классе, когда этого никто не видел. Исходя из общечеловеческих правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.

А. Допустимый поступок.           Б. Недопустимый поступок.

       1. Убегу на улицу и ни за что не признаюсь, что стекло разбил я.

       2. Сам подойду к учителю и расскажу, что случайно разбил стекло.

       3. Когда будут спрашивать, скажу, что стекло разбил сосед по парте.

       4. Когда учитель будет спрашивать, признаюсь, что стекло разбил я.

       5. Скажу, что стекло разбил камень, брошенный кем-то с улицы.

       6. Признаюсь родителям и попрошу папу вставить стекло.

       7. Попрошу маму перевести меня в другую школу.

       8. Пропущу занятия, чтобы о разбитом стекле за это время забыли.

Задание 4. Дай оценку поступкам людей, чьи имена выделены жирным шрифтом. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими? В квадратиках рядом с описанием поступка запиши буквы (А, Б, В).

А. Однозначно хороший поступок.    Б. Однозначно плохой поступок.

В. Поступок, который нельзя однозначно назвать плохим или хорошим.

Список поступков:

       1. Коля дразнит и высмеивает другого мальчика.

       2. Витя не хочет, чтобы другой мальчик пришёл на школьный праздник, и  говорит ему, что праздник отменяется.

       3. Сева услышал, как другой парень дразнит, обидно высмеивает его.  Севе стало обидно, и он попросил парня замолчать. Но тот продолжал

     дразнить. Тогда Сева ударил его со всей силы.

       4. Учитель раздаёт контрольные тесты, среди них оказалось несколько   неподписанных. Юля узнала свою работу и увидела, что там стоит  плохая отметка. Вздохнув, девочка призналась, что это её работа.

       5. Наташу чуть не сбила машина, и у неё на лбу появилась большая   

           ссадина. Дома бабушке, у которой больное сердце, девочка сказала, что  

           играла на детской площадке и случайно поцарапалась.

       6. Стёпа увидел, что большой мальчишка толкает девочку и вырывает у неё ранец. Стёпа крикнул: «Прекрати!» - и изо всех сил оттолкнул  

           мальчишку.

                  Таблица оценивания личностных  результатов

ФИ ученика

                      Критерии оценивания

Кол-во баллов

Уровень

Оцени поступки

Правила, важные для всех

Поступки, допустимые в определённой ситуации

Характеристика поступков

2б.

1б.

2б.

8б.

1

2

 Высокий- 7-8б.               Средний- 4-6б.          Низкий- 3б. и менее

              Тест оценивания коммуникативных УУД. 3-4кл.

                      «Действия, направленные на учет позиции собеседника»

Методика Цукерман Г.А.«Кто прав?»

Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»

Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»

                      Таблица оценивания коммуникативных  результатов

ФИ учащегося

                                    Критерии оценивания

Кол-во баллов

Понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позиции других людей, отличные от собственной

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Учет разных потребностей и интересов.

Высокий- 6-7б.                 Средний- 4-5б.                Низкий-3 и менее.

                       

МЕТОДИКА «РЕПКА»

   Методика разработана преподавателями кафедры общей педагогики

РГПУ им. А.И. Герцена для определения изменений, происшедших в личности учащегося за последние 3 года ( 2,3,4классы)

Цель: определить изменения, происшедшие в личности учащегося в течение учебного года.

Ход проведения. Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «-»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

е) память;

з) внимание и наблюдательность;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

л) умение планировать работу;

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

Задания  для учащихся.

1.Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?

2.Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

3.Над какими из них ты сейчас работаешь?

Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных (фрагмент таблицы)

Фамилия, имя учащегося

Качества личности

Физическая сила и выносливость

Умственная работоспособность

Сила воли

Выдержка, терпение

1й ученик

2й ученик

3й ученик

4й ученик

-

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-

Мониторинг оценки качеств личности учащихся за два последних года по методике «Репка» (по количеству учащихся)

п/п

Качество

2018-2019

2кл.

2019-2020

3кл.

2020-2021

4кл.

1

Физическая сила и выносливость

8

9

2

Умственная работоспособность

8

10

3

Сила воли

8

9

4

Выдержка, терпение, упорство

9

11

5

Ум, сообразительность

7

8

6

Память

5

6

7

Внимание и наблюдательность

5

6

8

Критичность и доказательство мышления

2

3

9

Целеустремленность

4

6

10

Умение планировать работу

8

9

11

Умение контролировать и анализировать свои поступки

8

9

12

Умение работать самостоятельно

8

11

13

Умение работать вместе с товарищами

12

15

14

Умение подчинять свои интересы интересам коллектива

10

14

      По результатам мониторинга видна положительная динамика. Данные методики позволяют оценить уровень сформированности у учащихся компетентности самосовершенствования, саморегулирования, личностной рефлексии. Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволил мне получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном развитии.

Виды упражнений из факультативного курса «Умники и умницы» для начальных классов.

1. Найди отличие. 

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

2.Назови одним словом

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

 В) Сложение, деление, вычитание

3.Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

4.Упражнение “Загадки”

1)На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

2)Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

- Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

3)Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

Упражнения на развитие зрительной памяти

1.«Разноцветная лесенка»

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

2.«Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее . После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения

Упражнения на развитие слуховой памяти

1.«Эстафета слов»

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты».

2.«Что какого цвета?»

Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.

Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием.

Как мы наряжали елочку.

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтыешары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой

                        Игры на развитие двигательной памяти.

1«Запоминаем движения»

Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры необходимо включать в каждое занятие.

2«Повторяй за мной»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).

Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.

                Упражнения на развитие словесно-логической памяти.

1.«Группировка слов»

Для занятия вам потребуются карточки с цепочками из 12 слов.

Сначала дайте ребенку задание на карточке № 1: «Перед тобой карточка, на которой написано 12 слов. Сконцентрируй внимание, прочитай их и запомни». Когда ребенок прочитает слова и вернет вам карточку, попросите его повторить цепочку слов. Обсудите, сколько слов он запомнил. После этого проведите физкультминутку или подвижную игру (например, «Повторяй за мной»). Через 5—7 минут дайте ребенку карточку № 2, на которой слова написаны в 3 строчки, но их тоже 12, и запомнить надо все слова.

Сравните результаты, спросите ребенка, слова с какой карточки было легче запомнить. Безусловно, группировка слов по смыслу или по общему признаку облегчает запоминание. И это умение надо тренировать. Предложите ребенку перегруппировать слова карточки № 1 так, как это сделано в карточке № 2.

№ 1. Шкаф, листья, стол, лужа, диван, капля, дерево, кресло, почки, гроза, лес, дождь.

№ 2. Малина, клубника, смородина, черника; ручка, тетрадь, карандаш, линейка; лето, жара, солнце, июль.

№3.Метель, пирог, февраль, рубашка, конфеты, сугроб, юбка, торт, платье, мармелад, брюки, мороз.

№4.Река, магазин, футбол, океан, вратарь, ручей, покупки, гол, море, деньги, стадион, продавец.

№5.Кастрюля, месяц, тарелка, веселье, год, смех, чашка, сутки, радость, сковорода, улыбка, час.

2.«Свяжи пару»

Для занятия вам нужно придумать пары слов, которые напрямую не связаны друг с другом по смыслу.

Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять их. В результате выполнения задания ребенок должен составить предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью. Например, дана пара слов конфета — дерево. Нужно связать эти понятия между собой. «Хорошо было бы, если бы конфеты росли на дереве, как яблоки». Такое предложение вызывает яркий зрительный образ, и пару слов становится легко запомнить. Также выполнение этого упражнения развивает ассоциативное мышление, это поможет впоследствии выполнять задания из упражнения «Ассоциации».

Предлагаем связать такие пары слов: река — тетрадь, сумка — облако, машина — лес, бабочка — телефон, море — тарелка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Основные способы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком....