Технология критического мышления, работа в группах, в парах
материал

Галина Михайловна Серяева

критическое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии критического мышления, используемые в учебном процессе.

Приём « Синквейн»

 Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Например: Окружающий мир, 2кл. Грибы

1.Гриб

2.Съедобный, старый
3.Стоит, растёт, прячется

4.Люблю собирать грибы
5.Поляна       

Например:  Литературное чтение по теме:  В.П.Астафьева  «Стрижонок Скрип» , 4 классе:

1.Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.

Приём «Кластер»

Например:

1) Составьте кластер «Республика Бурятия»

а) географическое положение;

б) соседи;

в) столица, города;

г) растительный мир;

д) животный мир

Приём  «Толстые и тонкие вопросы»

    Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

 Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?,Что?

Будет ли?

Когда?

Где?

Верно ли?

И т.д.

Почему вы считаете…

Дайте объяснение…

Предположите, что будет..

Почему вы думаете…

И т.д

Например:  Литературное чтение  4кл. Пётр Великий

Тонкие вопросы:

-Во сколько лет был провозглашён царём?  (10 лет)

-Какое любимое увлечение было у Петра? (военные потехи)

-Как назывался его полк?

 Толстые вопросы:

- Как вы считаете, чем отличался Пётр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудрости корабельного дела)

-Как вы думаете,  какие дела Петра Первого вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы)

Задания для работы в группе.

Окружающий мир, 2 класс. Тема урока: «Обитатели водоёмов»

Задание для 1 группы: определить органы движения рыб, с помощью чего они движутся в воде?

Задание для 2 группы: органы дыхания рыб, как они дышат в воде?

Задание для 3 группы: органы зрения и покров тела.

Задание для 4 группы: питание и размножение рыб, чем они и как размножаются?

Литературное чтение, 1 класс. Сказка «Рукавичка»

Задание для 1 группы.

Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».
2) Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.
Задание для 2 группы.
1)Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этой сказке:
Не учись разрушать, а учись строить.
Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
Сила солому ломит.
Руби дерево по себе.
Сила сломит всё, а ум – силу.
Волка ноги кормят.

2) Объясните смысл этих пословиц.
Задание для 3 группы
1)Как называли себя звери в сказке «Рукавичка», выберите правильный ответ.
Мышка -норушка, Мышка – поскребушка
Лягушка – квакушка, Лягушка - попрыгушка
Зайчик – побегайчик, Заяц - на горе увёртыш
Медведюшка – батюшка, Медведь – люблю реветь

2)В какой сказке встречаются другие герои.

Задание для 4 группы.
Придумайте свой вариант продолжения сказки.

Задания для работы в парах.

Русский язык, 3 класс

Работа в паре.

Определить падеж имен существительных:

Веет ветер, махал руками, поймал синицу, рассказал о конкурсе, копал лопатой, пил из кружки, бегал в парке, подарил маме.

Русский язык, 4 класс.

Работа в паре.

Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

Трубач... , фальш... , ключ... , плащ... , роскош... , грач... , москвич... , мяч... , репортаж... , манеж... , матч... , приемыш... , ерш... , сторож... , смерч... , лещ..., стриж... , врач... , малыш... , суш... , дич...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Работа над развитием речи в технологии критического мышления

В последние годы появилась потребность в технологиях рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение учащимися способами рефлексивного мышления, над...

Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Приемы работы по технологии критического мышления в начальной школе

В статье рассказывается об использовании некоторых приемов технологии критического мышления в начальных классах...

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).

Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....