Программа курса внеурочной деятельности "Исследователи космоса"
методическая разработка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» для учащихся первого года обучения разработана в соответствии с:

  • Федеральным  государственным образовательным стандартом начального  общего образования, утверждённым приказом приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241  в редакции приказа от 31.12.2015г. № 1577;

На основании:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 25».
  • Положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 25».

Направление программы: общеинтеллектуальное

Программа предназначена для учащихся 9 – 11 лет, первого года обучения.

Программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО с учетом программ, входящих в ее структуру,  а именно РПУП «Математика и информатика», РПУП «Русский язык», РПУП «Технология», РПУП «Окружающий мир», РПУП «Физическая культура»  и Программы развития УУД.

Идея разработки данной программы связана с ориентацией ФГОС НОО на планируемые результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Это означает, что для развития ребенка необходимо организовать его деятельность, т.е. создать условия, провоцирующие детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в среде образовательной робототехники.

Программа ориентирована на предоставление учащимся возможности овладеть более высоким уровнем достижений, соответствующим блоку предметных планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться», а также личностных и метапредметных планируемых результатов, в том числе развития ИКТ - компетентности, проектных и исследовательских умений.

 Курс «Исследователи Космоса» для первого года обучения построен таким образом, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусства до математики. Конструкторы позволяют постигать взаимосвязь между различными областями знаний. Интересные и несложные в сборке модели дают ясное представление о работе механических элементов, о силе, движении и скорости. Из разных деталей конструктора учащиеся строят уменьшенные аналоги различных механических устройств.

Дети изучают исторические и теоретические знания в области космической робототехники, знакомятся с практическими проектами использования робототехники в космосе, создают космические модели, способные выполнять сложные механические движения под управлением мобильного устройства.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину и высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.  Особое внимание  уделяется развитию логического и пространственного мышления. Школьники учатся работать с предложенными конструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Основой курса является теоретическая база, которая знакомит школьников с техническими понятиями и терминами, основами алгоритмики, а практические работы включают моделирование, конструирование и программирование моделей из наборов лего.

Учет результатов освоения курса фиксируется в рамках Портфолио учащегося в виде  творческих работ, в том числе подготовленных на основе ИКТ; результатов участия в конкурсах разного уровня.

 Курс реализуется в течение учебного года в количестве 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovateli_kosmosa_68_chasov.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» для учащихся первого года обучения разработана в соответствии с:

  • Федеральным  государственным образовательным стандартом начального  общего образования, утверждённым приказом приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241  в редакции приказа от 31.12.2015г. № 1577;

На основании:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 25».
  • Положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 25».

Направление программы: общеинтеллектуальное

Программа предназначена для учащихся 9 – 11 лет, первого года обучения.

Программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО с учетом программ, входящих в ее структуру,  а именно РПУП «Математика и информатика», РПУП «Русский язык», РПУП «Технология», РПУП «Окружающий мир», РПУП «Физическая культура»  и Программы развития УУД.

Идея разработки данной программы связана с ориентацией ФГОС НОО на планируемые результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Это означает, что для развития ребенка необходимо организовать его деятельность, т.е. создать условия, провоцирующие детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в среде образовательной робототехники.

Программа ориентирована на предоставление учащимся возможности овладеть более высоким уровнем достижений, соответствующим блоку предметных планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться», а также личностных и метапредметных планируемых результатов, в том числе развития ИКТ - компетентности, проектных и исследовательских умений.

 Курс «Исследователи Космоса» для первого года обучения построен таким образом, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусства до математики. Конструкторы позволяют постигать взаимосвязь между различными областями знаний. Интересные и несложные в сборке модели дают ясное представление о работе механических элементов, о силе, движении и скорости. Из разных деталей конструктора учащиеся строят уменьшенные аналоги различных механических устройств.

Дети изучают исторические и теоретические знания в области космической робототехники, знакомятся с практическими проектами использования робототехники в космосе, создают космические модели, способные выполнять сложные механические движения под управлением мобильного устройства.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину и высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.  Особое внимание  уделяется развитию логического и пространственного мышления. Школьники учатся работать с предложенными конструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Основой курса является теоретическая база, которая знакомит школьников с техническими понятиями и терминами, основами алгоритмики, а практические работы включают моделирование, конструирование и программирование моделей из наборов лего. 

Учет результатов освоения курса фиксируется в рамках Портфолио учащегося в виде  творческих работ, в том числе подготовленных на основе ИКТ; результатов участия в конкурсах разного уровня.

 Курс реализуется в течение учебного года в количестве 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Исследователи Космоса»

Представленные выше позиции позволяют в качестве результатов освоения курса выдвигать следующие планируемые результаты ООП НОО школы:

Программа обеспечивает формирование следующих личностных результатов:

  • учебно ­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно ­ познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности 
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Метапредметными результатами изучения курса «Исследователи Космоса» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений

 -  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

   Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;
  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

ИКТ- компетентность:

Обучающийся научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото-и видеокамеры);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно -управляемых средах (создание простейших роботов);

Обучающийся получит возможность научиться:

- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки робототехнического проектирования;

- моделировать объекты и процессы реального мира.

Работа с текстом:

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

   - сопоставлять различные точки зрения.

 Предметные результаты изучения курса «Исследователи Космоса» являются:

«Математика»

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

  • - интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

«Русский язык»

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

- составлять устный рассказ на определённую тему;

- вести рассказ или повествование.

«Окружающий мир»

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья

- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

«Технология»

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно ­ эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­ художественной задачей.

«Физическая культура»

Обучающийся научится:

- раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств

- организовывать и проводить простейшие соревнования во время отдыха в помещении

Обучающийся получит возможность научиться:

- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Исследователи Лего

(содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности)

Взаимосвязь с содержанием учебных предметов «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Физическая культура»

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

1 раздел:  Введение. Базовые понятия о зубчатых колёсах.

Значение роботов в жизни людей. Знакомство с конструктором «Космические проекты EV3»

 Детали конструктора. Базовые понятия о зубчатых колёсах, простые комбинации зубчатых колёс, передаточное отношение. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. Промежуточное зубчатое колесо

основы механики, динамики, конструирования и проектирования,

Практикум

Проект Изучение механического движения

Учащиеся просматривают видеоролики (презентации), анализируют просмотренный материал, отвечают на вопросы, распределяют роли в группе.

Знакомятся с деталями конструктора и способами их крепления.

Рассматривают схемы сборки, создают свою программу. Перед запуском программы делают прогноз о том, что произойдет , когда она начнет работать. Выполняют программу и записывают свои наблюдения.

Готовят презентацию своих наблюдений и работ.

Оценивают по критериям работу других групп.

М: Распознавание верных (истинных) и неверных (ложных) утверждений в простейших случаях в учебных и практических ситуациях

формулирование утверждений (вывод), построение  логических рассуждений (одно- или двухшаговые) с использованием связок «если…, то…», осуществление итогового и пошагового контроля результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приёмов контроля результата

Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов; истинность утверждений.

Составление алгоритмов для исполнителей с простой (понятной) системой команд.

РЯ: Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация.  Овладение основными умениями ведения разговора.

Т: Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий. Изделие, деталь изделия (общее представление).

                              2 раздел: Учебные миссии

Управление движением прямой платформы по прямой линии.

Интерактивная анимация.

Изменение программы при помощи блока «Независимое управление моторами».

Рулевое управление.

Программирование приводной базы. Изучение принципа движения по кривой линии.

Использование гироскопического датчика для выполнения поворотов. Величина поворота робота.

Алгоритм обнаружения датчиком цвета линии светлого тона.

Порог чувствительности датчика.

Применение автономной регистрация данных.

Перемещение предметов.

Изучение принципа применения ультразвукового датчика.

Использование блока «Переключатель»

Использование блока Случайной величины.

Представление о природных условиях на Марсе.

Датчик цвета, калибровка. Выполнение калибровки датчика цвета.

Конструирование роботов при помощи разных датчиков.

Практикум

Учащиеся просматривают видеоролики (презентации), анализируют просмотренный материал, отвечают на вопросы, распределяют роли в группе.

Анализируют наблюдаемые факты; выдвигают гипотезы, планируют и проводят проверку. Обмениваются мнениями об особенностях конструкции и её возможностях.

Исследуют, наблюдают, выполняют расчеты и применяют знания для решения конкретных задач.

Рассматривают схемы сборки. Выполняют программу и записывают свои наблюдения и выводы в таблицу..

Программируют робота так, чтобы он двигался по прямой с максимально возможной точностью без использования датчиков.

Продолжают изучать движение робота вперёд и назад.

Обеспечивают выполнение приводной платформы точно такого же движения, используя блок «Независимое управление моторами».

Программируют робота так, чтобы он совершал поворот на каждый требуемый угол с максимально возможной точностью без использования датчиков. Добавляют еще три блока «Рулевое управление» в свою программу, чтобы она обеспечивала возвращение приводной платформы в начальное положение. Изменение своей программы в зависимости от условий.

Дают краткое описание программного решения и выполненных поворотов.

Проводят фотографирование модели и группы, собравшей её.

Программируют робота так, чтобы он совершал поворот на каждый требуемый угол с максимально возможной точностью, используя гироскопический датчик.

Создают новую программу, используя цикл, чтобы заставить робота ехать по периметру квадрата.

Рассматривают блоки. Объясняют понятие.

Программируют робота так, чтобы он выполнял различные действия, считывая цветные линии на поле миссии.

 Программируют робота так, чтобы он обнаруживал и брал предметы.

Измеряют расстояние между датчиком и предметом.

Программируют робота для движения по линии с использованием датчика.

Программируют робота и записывают пройденное расстояние, чтобы он вернулся в исходное положение.

Калибруют датчик цвета и наблюдают за поведением робота.

Создают собственную модель; фотографируют её; готовят презентацию своего проекта.

Конструируют модель по инструкции и программируют, используя образец программы

М: использовать при решении задач единицы длины Геометрические формы в окружающем мире. Представление информации с помощью таблиц, схем, столбчатых диаграмм.

Составление конечной последовательности (цепочки) геометрических фигур по правилу. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов; истинность утверждений. 

ОМ: Освоение человеком законов жизни посредством практической деятельности. Профессии людей. Наземный транспорт. Влияние человека на природу. Охрана природных богатств. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

РЯ: Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация.  Овладение основными умениями ведения разговора. Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам занятий, наблюдений.

Т: Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из деталей конструктора  по образцу,  простейшему чертежу или схеме и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным и пр.). 

                    Раздел 3: Миссии задания.

Правила выполнения «Космического задания».

Конструирование космической базы с использованием оборудования или с запуском спутника. Представление об орбитальном спутнике связи.

Конструирование и программирование робота для выполнения заданий.

Представление о радиоизотопном  термоэлектрическом источнике

Представление о климате и геологии Марса.

Запуск спутника.

Представление о геологических породах, видах почв.

Сборка солнечных батарей.

Представление результатов.

Критерии оценки работы групп.

 Практикум

 Мини-соревнование

Учащиеся просматривают видеоролики (презентации), анализируют просмотренный материал, отвечают на вопросы, распределяют роли в группе.

Конструируют робота- специалиста, который сможет быстро и эффективно наладить работу станции.

Собирают и программируют робота, поставив перед ним задачу освободить робота MSL, застрявшего на склоне.

 Собирают и программируют робота, чтобы он повернул ручку, развернул солнечную батарею и начал подачу энергии на станцию.

Собирают и программируют робота, чтобы он нажал на кнопку пуска и начал последовательность пусковых операций.

Анализируют наблюдаемые факты; выдвигают гипотезы, планируют и проводят проверку. Обмениваются мнениями об особенностях конструкции и её возможностях.

Тестируют свои модели.

Готовят презентацию своего проекта.

Объединяются группами, продумывают ситуацию для совместной работы нескольких моделей, демонстрируют совместную работу нескольких моделей

Заполняют лист самооценки.

М: Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и изображение геометрических фигур . Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов; истинность утверждений. Представление информации с помощью таблиц, схем, столбчатых диаграмм.

ОМ: Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Общее представление о строении тела человека. 

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги Значение воздуха для растений, животных, человека.

Значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Почва, её виды. Охрана почв. Солнечная система. Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; первый полёт человека в космос.

Т: Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Конструирование и моделирование изделий из деталей конструктора  по образцу,  простейшему чертежу или схеме и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным и пр.).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и  индивидуальные проекты. Поиск информации в контролируемом Интернете.

РЯ: Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация.  Овладение основными умениями ведения разговора. Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам занятий, наблюдений.

Раздел 4:  Исследовательские проекты.

Области робототехники.

Размышления о жизни в космосе.

Представление о Международной космической станции.

Представление о передаче энергии и о том, как наличие энергии влияет на работоспособность обитаемой космической станции.

Исследование вопросов, касающихся космической станции.

Проектирование космической станции.

Построение пояснительных моделей и проектных решений. Разработка и использование моделей.

Получение, оценка и сообщение информации.

Проектирование с открытым решением.

Представление результатов проекта.

Критерии оценки работы групп.

Проект «Как роботы могут помочь людям в исследованиях»

Проект «Как люди могут выжить в космосе»

Проект «Как мы генерируем энергию для обитаемых станций?»

«Развлечения в космосе. Робот – футболист»

Проект «Освоение Марса»

Соревнование.

Конкурс конструкторских идей.

Просматривают видеоролик, анализируют просмотренный материал, делают вывод какие функции выполняют роботы и как они могли бы их применять в космосе.

Обсуждают в группе и определяют область робототехники, которая интересна. Определив одну область, выполняют  небольшое исследование, пользуясь Интернетом или библиотекой, и записывают информацию в таблицу, которую показал учитель.

Выполнив исследование, обдумывают, каким будет идеальный космический робот.

Создают прототип модели, делают коллаж или подробный чертеж собственного робота.

Презентация проекта.

Кратко рассказывают о роботе, о том, что он делает и почему, будет ли полезен этот робот в нашей жизни и в будущих исследованиях космоса.

Обсуждают в группах, что может понадобиться, чтобы выжить в космосе. Размышляют о таких вещах, как воздух, пища, вода, и еще о многом другом. Выбирают что-то одно, что считают необходимым для выживания человека в космосе. Записывают то, о чем говорили, в таблицу.

Проводят исследование и представляют результаты в виде плаката.

Выбирают место в космосе, которое хотели бы посетить. Находят информацию о выбранном месте.

Обсуждают различные варианты решения проектирования.

Обмениваются результатами.

Проектируют свою модель на основе выбранной: распределяют роли, выдвигают идеи, проводят их отбор и оценку.

Готовят презентацию своего проекта, записывают видеоролик.

Заполняют лист самооценки.

ОМ: Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений.

Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.

Средства связи

Основные достижения страны в науке и культуре.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Окружающая среда и здоровье человека. Зависимость жизни человека от природы. Энергия падающей воды. Вода. Воздух Ветер. Использование энергии ветра человеком.

М: Представление информации с помощью таблиц, схем, столбчатых диаграмм.

Конструирование правильных логических рассуждений с использованием связок «если …, то …», «значит», «поэтому».

Планирование несложных исследований.

Т: Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Работа в малых группах, осуществ-ление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный) Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение).

        

4. Тематический план курса

п/п

Название темы

Количество часов (занятия, организуемые педагогом)

Содержание самостоятельной работы учащихся в группах

Введение. Базовые понятия о зубчатых колёсах.

1

Практикум. Знакомство с конструктором.

1

Знакомятся с деталями конструктора и способами их крепления. Находят детали по их названиям. Находят детали на ощупь и называют их.

Составляют головоломки из деталей конструктора. 

2

Практикум. Зубчатые передачи.

1

Собирают модели с повышающей и понижающей передачами.

Учебные миссии

3

Практикум. Управляемые движения.

1

Просматривают видеоролик. Распределяют роли в группе.

Программируют робота так, чтобы он двигался по прямой без использования датчиков. Записывают свои выводы и изменяют программу.

4

Практикум. Управляемые движения с максимальной точностью.

1

5

Практикум. Точные повороты

1

Просматривают видеоролик. Распределяют роли в группе.  Дают краткое описание программного решения и выполненных поворотов.

Изучают выполнение роботом точных поворотов. Программируют робота так, чтобы он делал поворот на каждый требуемый угол. Создают свою программу и испытывают её. Записывают свою работу на видео.

6

Практикум. Поворот при помощи датчика.

1

7

Практикум. Обнаружение цвета.

1

Просматривают видеоролик. Программируют робота так, чтобы он выполнял различные действия, считывая цветные линии на поле миссии. Записывают свои выводы.

8

Практикум. Музыкальная миссия.

1

9

Практикум. Обнаружение предмета.

1

Программируют робота так, чтобы он обнаружил и взял предмет. Создают свою программу, записывают результаты. Воссоздают указанную программу и загружают ее в робота.

10

Практикум. Движение по линии с использованием датчика цвета.

1

По инструкции собирают модель робота. Исследуют, наблюдают, выполняют расчеты и применяют знания для решения конкретных задач.

Программируют робота для движения по линии. Воссоздают указанную программу и загружают ее в робота. Изменяют программу, записывают свои выводы. Анализируют наблюдаемые факты; выдвигают гипотезы, планируют и проводят проверку.

11

Практикум. Движение по линии с использованием двух датчиков.

1

12

Практикум. Обнаружение и реагирование.

1

Просматривают видеоролик.

По инструкции собирают робота, воссоздают показанную программу и загружают её в робота. Записывают выводы.  Программируют робота так, чтобы он указывал цвет каждой клетки.

13

Практикум. Обороты колёс.

1

Просматривают видеоролик. Исследуют, наблюдают, выполняют расчеты и применяют знания для решения конкретных задач.

Программируют робота так, чтобы он показывал пройденное расстояние. Воссоздают указанную программу и загружают ее в робота. Изменяют программу, записывают свои выводы.

14

Практикум. Программируемые движения.

1

15

Практикум. Калибровка датчика цвета.

1

Откалибровывают датчик цвета и наблюдают за движением робота.

Воссоздают показанную программу и наблюдают за роботом. Изменяют программу для выполнения калибровки датчика. Записывают выводы.

16

Практикум. Преодоление препятствий.

1

Просматривают видеоролик. Программируют робота так, чтобы он объезжал препятствия. Корректируют программу, делают выводы.

Миссии задания

17

Практикум. Правила космического задания.

1

Знакомятся с правилами космического задания.

18

Практикум. Активация связи.

1

Создают робота, который сделает всё возможное, чтобы станция работала.

19

Практикум. Комплектация экипажа.

1

Производят комплектацию экипажа для полёта. Программируют робота для выполнения этого задания.

20

Практикум. Робот для изучения климата и геологии Марса.

1

Программируют робота для изучения Марса. Программируют своего робота, чтобы он высвободил застрявшего робота.

21

Практикум. Совершенствование робота для изучения климата и геологии Марса.

1

22

Практикум. Запуск спутника на орбиту.

1

Программируют робота так, чтобы он воспроизвел запуск в назначенной области.

23

Практикум. Доставка образцов пород.

1

Выбирают из общего конструктора необходимые детали.

Собирают свои модели, фотографируют их. Готовят презентацию своих работ. Проводят испытание модели (тестируют).

24

Практикум. Доставка образцов пород за определенное время.

1

25

Практикум. Обеспечение энергоснабжения.

1

Распределяют роли в группе. Программируют робота так, чтобы он повернул ручку, развернул солнечную батарею и начал подачу энергии на станцию. Готовят презентацию своих работ. Проводят испытание модели (тестируют) и фотографируют её. Анализируют наблюдаемые факты; выдвигают гипотезы, планируют и проводят проверку.

Проводят фотографирование модели и группы, собравшей её. Готовят презентацию своих работ.  Оценивают по критериям работу других групп.

26

Практикум. Энергия в космосе.

1

27

Практикум. Подача энергии на космическую базу.

1

28

Практикум. Передача информации со спутника.

1

Программируют робота так, чтобы он передавал информацию через определенное время.

29

Мини-соревнование. Преодоление препятствий.

1

Распределяют роли в группе. Отбирают из большого конструктора детали, необходимые для сборки конвейера. Определяют порядок сборки. Собирают и испытывают свои модели. Участвуют в общем испытании.

30

Практикум. Инициирование запуска.

1

Программируют робота так, чтобы он последовательно выполнял все операции.

Исследовательские проекты

31- 35

Проект «Как люди могут выжить в космосе?»

  1. Выбор предмета необходимого для выживания в космосе. Поиск информации.

2. Обработка информации.

3. Проектирование и сборка предмета.

4. Представление результатов в виде плаката.

5. Обмен результатами.

Условия, необходимые для удачной экспедиции в космос.

5

Просматривают видеоролики, отвечают на вопросы. Используют документацию исследований. Распределяют роли в группе. Отбирают детали для сборки. Обсуждают в группах, что может понадобиться, чтобы выжить в космосе. Выбирают что-то одно, что считают необходимым для выживания человека в космосе.

Проводят исследование и представляют результаты в виде плаката.

Тестируют свои модели.

Заполняют лист самооценки.

36 - 41

Проект «Как мы генерируем энергию для обитаемых станций?»

1.  Сбор информации о выбранном объекте.

2.Проектирование и создание станции с солнечными батареями для обеспечения энергии.

3. Проектирование космической станции с жилыми модулями.

4. Выбор способа производства энергии в зависимости от условий.

5. Программирование.

6. Обмен результатами.

6

Проектируют космическую станцию, которая включает в себя жилые модули, места размещения источников энергии, склады.  Распределяют роли, выдвигают идеи, проводят их отбор и оценку. Делают презентацию своей работы. Заполняют лист самооценки.

43 --50

Проект «Как роботы могут помочь людям в исследованиях?»

  1. Сбор информации о роботах -вездеходах.
  2. Проектирование и сборка марсохода.
  3. Программирование робота. Дополнение функций.
  4. Выбор отрасли, в которой роботы могут помочь людям в изучении космоса. Поиск информации.
  5. Сбор информации о роботах в этой отрасли.
  6. Создание чертежа собственного робота и прототипа модели.
  7. Проектирование и сборка робота. Программирование.
  8. Испытание модели в действии.
  9. Обмен результатами.

9

Записывают основные моменты обсуждения в таблице.

Выбирают базовую модель.

Проектируют свою модель на основе выбранной: распределяют роли, выдвигают идеи, проводят их отбор и оценку.

Делают детальный чертеж своего собственного робота.

Представляют свой проект классу. Заполняют лист самооценки.

51 - 56

Проект «Развлечения в космосе. Робот- футболист»»

  1. Сбор информации о футболе
  2. Проектирование и сборка робота- футболиста.
  3. Программирование.
  4. Выбор датчиков в зависимости от условий игры.
  5. Программирование.

Испытание модели в действии.

  1. Обмен результатами.

6

Распределяют роли в группе. Составляют рассказ о выбранной теме по футболу.

Отбирают из большого конструктора детали, необходимые для сборки робота-футболиста.. Определяют порядок сборки. Собирают модель робота и составляют программу. Участвуют в  испытании робота-футболиста. Заполняют лист самооценки.

57 - 58

Соревнование «Космический футбол»

2

Анализируют деятельность групп.

59 - 64

Проект «Освоение Марса»

1. Проектирование и сборка транспортного средства или устройства для определенного набора объектов.

2. Проектирование и сборка транспортного средства или устройства для захвата объектов.

3. Проектирование и сборка транспортного средства или устройства для иного перемещения объектов.

4. Создание собственных решений.

5. Программирование.

6. Обмен результатами.

6

Просматривают видеоролик. Проектируют модель робота. Создают робота, чтобы он собрал все ресурсы за определенное время. Составляют программу и проводят испытание моделей (тестируют).

 Анализируют деятельность групп. Заполняют лист самооценки.

65 - 66

Соревнование «Освоение Марса»

2

Распределяют роли в группе. Тестируют модель робота. Заполняют лист самооценки.

67 - 68

Конкурс конструкторских идей «Я знаю. Я умею»

2

В группе или индивидуально проектируют , создают,  программируют и презентуют  своего робота на тему «Умная планета» Заполняют лист самооценки.

5.Формы подведения итогов реализации программы

Для отслеживания и оценки уровня освоения предметных областей, а также результатов метапредметных и личностных используется  самооценка и наблюдения учителя. В конце каждого занятия  учащиеся осмысливают работу, которую они проделывают и заполняют лист самооценки (да +     нет - ).

Исследовать

Создать

Представить

Я  использовал свои лучшие

рассуждения в связи с вопросом или задачей.

Я сделал всё возможное, чтобы решить задачу

или ответить на вопрос путем создания и

программирования своей модели и внесения

изменений по мере необходимости.

Я документировал важные идеи и опытные

данные в течение всего проекта и постарался

как можно лучше представить его остальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...