Формирование познавательной мотивации младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья (4 класс)

Фрумсон Алена Петровна

Для того, чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.

- словесные;

- наглядные и практические методы;

- репродуктивные и поисковые методы;

- индуктивные и дедуктивные методы;

-методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.

Общеизвестно, стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, то есть доступны для самостоятельного разрешения. Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для её успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1-го класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

В моей работе  были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенности их динамики в 4 классе. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения  по триместрам. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствуют о том, что методы, приемы, формы и технологии, применяемые мной и помощь  семьи создали необходимую почву для обучения детей в школе.

В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о работе инновационной площадки

«Формирование познавательной мотивации младших школьников в  урочной и внеурочной деятельности»

за 2019-2020 уч. г.

Результаты деятельности инновационной площадки:

1. Высоко- организованный процесс обучения (качество знаний)

Русский – 90%

Родной язык (русский )- 90%

Математика –96,67%

Литературное чтение –96,67 %

Литературное чтение на родном языке – 100%

Окружающий мир –96,67 %

Технология – 100%

Музыка -100%

Средний % качества(по всем предметам)  96 %    

2. Успеваемость  обучающихся  4 г класса  за 2019-2020 учебный год  

4-г  класс

Литературное чтение

Литературное чтение на родном языке

Русский язык

Родной язык

(русский)

Математика

Окружающий

мир

Кол-во обучающихся

30

30

30

30

30

30

Успевают на «5»

17 чел.

23чел.

4 чел.

 10 чел.

4  чел.

 4 чел.

Успевают на «4»

12 чел.

7 чел.

23 чел.

 17чел.

 25 чел.

 25 чел.

Успевают на «3»

1чел.

нет

3 чел.

3 чел.

1 чел.

1 чел.

Неуспевающие

нет

нет

нет

нет

нет

нет

% успеваемости

100%

100%

100%

100%

100%

100%

% качества

96,67 %

100%

90%

90%

96,67%

96,67%

3.Успеваемость 4 г  класса ( 30  чел.) за 2019-2020 уч. год

  • Общий средний балл класса: 3,9
  • Общий % кач. зн. по предметам: 94 %
  • Общий СОУ по предметам(%): 82 %
  • Общий % успеваемости класса: 100 %
  • Общий % кач. зн. класса:  
  • Отличники за год : 2 чел.-   6,6  %
  • Хорошисты за год: 24  чел.-  80 %
  • С одной «4» за год: 0 чел.- 0 %
  • С одной «3» за год: 1  чел.-   3,3 %

Диаграмма успеваемости 4-г класса за 2019-2020 учебный год

4. Итоги промежуточного контроля за выявлением уровня сформированности освоения обучающимися ООП НОО в 2019/2020учебном году

В 4-х классах по списку 110 человек, писали работу- 92 человека (92%). Работа включала в себя 16 заданий. Максимальное количество баллов - 24.

Уровни освоения ООП

4-А

4-Б

4-В

4-Г

итого

Высокий

3

0

0

3

6

Повышенный

4

9

5

12

30

Базовый

7

9

14

11

41

Недостаточный

7

1

4

3

15

Средний балл

15,33

15,84

13,30

16,24

15,17

Кол-во человек

21

19

23

29

92

Результат метапредметной  РДР   работы во 4-г  классе 03.03.2020г

ВЫСОКИЙ

 

 

2

7%

ПОВЫШЕННЫЙ

 

 

6

22%

БАЗОВЫЙ

 

 

15

56%

ПОНИЖЕННЫЙ

 

 

4

15%

НЕДОСТАТОЧНЫЙ

0

0%

Всероссийский полиатлон – мониторинг

Результаты 4-Г класса 04.03.2020 год

Уровень подготовленности по предметам

 

Достигнутый уровень по заданиям различного уровня сложности

               

Уровень сформированности  УУД

        

Результаты подготовленности по предметам «Занятые места»

                   

5. Всероссийская предметная олимпиада по предметам

Центр поддержки талантливой молодёжи, г.Бийск:

  • Русский язык:

Региональный рейтинг:  2 чел.- 3 место ( Семенова Софья, Титова Амина)

     

  • Математика:

Всероссийский рейтинг: 1 чел. – 3 место    (  Чекрыгин Даниил)

Региональный рейтинг: 1 чел. – 1 место ( Чекрыгин Даниил )

C:\Users\HP\Downloads\IMG-20200128-WA0029.jpg

6.  Результаты обучающихся  4 – г  класса в Международном дистанционном конкурсе «Олимпис 2019 – Осенняя сессия»

         

№ п/ п

Перечень наград

Кол-во человек

ФИ учащихся  4 –г  класса

1.

Диплом 1 степени за отличный результат по русскому языку и литературе

5

Чекрыгин Даниил , Равлюк Тимофей, Кокоева Арина, Курбатова Анастасия, Жемерев Матвей

2.

Диплом 1 степени за отличный результат по математике

5

Чекрыгин Даниил, Равлюк Тимофей, Курбатова Анастасия, Липин Леонид, Жемерев Матвей

3.

Диплом 1 степени за отличный результат по информатике

2

Равлюк Тимофей, Жемерев Матвей

4.

Диплом 1 степени за отличный результат по биологии и окружающему миру

2

Равлюк Тимофей, Курбатова Ангастасия

5.

Диплом 3 степени по математике

1

Полетаева Людмила

6.

Диплом 2 степни по русскому языку и литературе

1

Полетаева Людмила

7.

Диплом 2 степени за отличный результат по биологии и окружающему миру

2

Кокоева Арина, Жемерев Матвей

8.

Диплом 2 степени за отличный результат по информатике

1

Кокоева Арина

9.

Диплом 3 степени за отличный результат по математике

1

Кокоева Арина

C:\Users\HP\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200615_011246.jpgC:\Users\HP\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200615_011252.jpgC:\Users\HP\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200615_011258.jpg

C:\Users\HP\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200615_011310.jpgC:\Users\HP\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200615_011323.jpgC:\Users\HP\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200615_011331.jpg

C:\Users\HP\Downloads\IMG_20200615_011135 (1).jpgC:\Users\HP\Downloads\IMG_20200615_011147.jpgC:\Users\HP\Downloads\IMG_20200615_011141.jpg

C:\Users\HP\Downloads\IMG_20200615_011158.jpgC:\Users\HP\Downloads\IMG_20200615_011211.jpgC:\Users\HP\Downloads\IMG_20200615_011230.jpg

C:\Users\HP\Downloads\IMG_20200615_011240.jpg

7. Метод проектов как одно из условий   мотивации обучения

учащихся начальных классов.

Ведущее место в моей  педагогической практике принадлежит методу проектов. Реализую его на уроках и во внеурочной деятельности на кружке «Проектная деятельность».  Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости этого метода. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности моих учеников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность для моих учеников  – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием нашей проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности

При организации проектной деятельности я учитываю   возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ мы выбираем с ребятами   из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая ребятам  и значимая для них.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, исходит из познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта  ограничиваю  одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочных и внеурочных занятий.

В процессе работы над проектом проводим с ребятами экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то  привлекаю  родителей. Родители не берут на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогают советом, информацией, проявляют  заинтересованность - важнейший фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности

После защиты проекта, изготовленные изделия ребята дарят своим знакомым,  членам соей семьи, передаем в детский сад, остаются у меня для использования в своей работе.  Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Ребёнок должен быть заинтересован в проекте!

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы  стремимся, претворяем  мечту в жизнь. Ребята становятся творцами. Результат будет внешний, его можно увидеть, потрогать. А вот результат внутренний замечаешь   сразу — он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.

8.    Заключение по результатам исследования уровня мотивации учения обучающихся 4 г класса.

Цель исследования: диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в 4г классе, отслеживание динамики за три триместра.

Методика исследования: анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 класс), автор Лусканова Н.Г.

Диагностируемая группа: обучающиеся 4 «г»  (30 человек)

Диагност: учитель начальных классов Фрумсон Алена Петровна

                                                               

Результат: диаграмма 4 «г» класса - 2016 – 2020 учебный год

Вывод: по результатам проведенной «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению»  работы большинство учеников 4 г класса имеют высокую школьную мотивацию и учебную активность. Самая высокая мотивация наблюдается в третьем триместре, хотя к концу 4 класса обычно происходит  спад школьной мотивации. В 1 и во 2 триместре  есть учащиеся с низкой и негативной школьной мотивацией.

9.Работа с родителями.  

 Лекторий для родителей «Важнейшая роль учебной мотивации в формировании личности школьника»

Предположение о том, что за период обучения в начальной школе мотивация к учению претерпевает изменения от внешней к внутренней стороне оказалась верной.

Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознают общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы – результат социальных влияний.

Наши дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.

Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем.

10. Заключение

 

Для того, чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.

- словесные;

- наглядные и практические методы;

- репродуктивные и поисковые методы;

- индуктивные и дедуктивные методы;

-методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.

Общеизвестно, стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, то есть доступны для самостоятельного разрешения. Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для её успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1-го класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

В моей работе  были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенности их динамики в 4 классе. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения  по триместрам. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствуют о том, что методы, приемы, формы и технологии, применяемые мной и помощь  семьи создали необходимую почву для обучения детей в школе.

В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

                  Руководитель инновационной площадки                                         Фрумсон А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной активности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности по математике

Требования нового «Образовательного стандарта начального обучения» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индиви...

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Для решения задач подготовки младших школьников к успешной жизни в информационном обществе школа должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Ее содержание составляют т...

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе игровой деятельности.

Выступление на ШМО учителей начальных классов. Подготовила: Афанасьева Н.Ф....

Формирование читательской компетенции младших школьников в курсе внеурочной деятельности «Мир книг»

В статье рассматривается курс внеурочной деятельности "Мир книг" как средство формирования читательской компетенции младших школьников....

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

В  статье  освещается  вопрос  формирования познавательной мотивации младших школьников, ее выявления и дальнейшей реализации в условиях современного образовательного процесс...

Тема: Формирование познавательной мотивации младших школьников посредством профориентационной работы.

В статье описывается создание условий для формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий во внеурочных занятиях. Работа ведется с целью повысить интерес к учебе. В педагогическ...