Доклад" Технология построения сюжетных уроков русского языка"
материал

Антонова Мария Петровна

Построение сюжетных уроков русского языка в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Технология построения сюжетных уроков русского языка»

Учитель начальных классов: Антонова М.П.

Перед каждым учителем в начальной школе стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое, научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Поэтому учителю необходимо уметь эффективно применять в своей работе современные технологии, методы и приемы. Одна из современных технологий – это технология построения сюжетных уроков. Использование на уроках сюжета способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. У детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Урок с использованием сюжета имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Игра становится тем доступным средством, которое способствует более быстрому овладению знаниями, умениями и навыками по предмету. Как свидетельствует опыт, сюжетные игры приносят наибольшую пользу тогда, когда они соответствуют умственному и физическому развитию ребенка и проводятся в наиболее благоприятных условиях.

Участвуя в сюжетных играх, дети имитируют определенные явления или события, выступают в роли взрослых.  Педагогическая ценность сюжетных уроков состоит в том, что перед учителем во время игры раскрывается характер ребенка, развивается творчество детей, повышается активность и интерес к занятиям.

Первый этап на этом пути – заинтересовать ребят. У школьников различного возраста интерес может быть непосредственным (интерес к результатам деятельности).

Мало того, что каждый раз для детей это маленький праздник, они, кроме того, легко вживаясь в разные роли, учатся дружбе, взаимопомощи, развивают смекалку, находчивость. А эмоциональности и артистичности бывает даже с избытком.

Игра позволяет не только проявить свои способности, но и изменить некоторые черты характера. Неоценима роль игр в развитии коллективизма.

При подготовке к занятию педагогу необходимо подобрать такой сюжет, который бы наилучшим образом способствовал достижению основной цели урока.

  Форму проведения сюжетных уроков учитель выбирает, учитывая возраст детей, тему сюжета. Это может быть урок-игра, урок-путешествие и другие. Сюжетные уроки могут быть различны по типу урока: изучение нового материала, повторение, обобщение.

Опыт проведения таких уроков показал, что ученикам предоставляется возможность быть в позиции творческого субъекта, проявить свой интерес и активность. Использование сюжета снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, ведет к отсутствию у школьников нелюбимого предмета, повышает успешность обучения.  Каждый учащийся  включен в учебный процесс. Сюжетные уроки положительно влияют на повышение учебной мотивации, на работоспособность младших школьников, на развитие навыков межличностного общения, на развитие познавательных процессов. У учащихся наблюдается повышение обученности и воспитанности. Игра позволяет не только проявить свои способности, но и изменить некоторые черты характера. Неоценима роль при использовании сюжетов в развитии коллективизма. Создаются условия для сохранности физического и психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены  видов учебной деятельности.

Условия эффективности сюжетных уроков:

1. Необходимость творчества учителя в процессе обучения младших школьников.

2. Стремление учителя при конструировании сюжетного урока представить свое «педагогическое произведение», которое явилось бы событием для ребят.

3. Необходимость включения всех ребят класса в активную познавательную деятельность.

4. Повышение учебной мотивации учащихся.

5. Обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями, открытие перед ними перспективы роста.

6. Учет индивидуально-психологических способностей учащихся при организации сюжетных уроков.

7. Развитие целостного восприятия текста.

8. Тщательный отбор содержания, методов, приемов с учетом возрастных возможностей детей.

9.  Сюжетные уроки  - это уроки праздника. Сначала  рекомендуется проводить их  в конце четверти, как обобщающие уроки. При овладении технологии потом  можно проводить чаще.

  Уроки такие  - необычные, требуют большой подготовки.

Необходимо продумать тщательно каждую минуту урока, сделать плавные переходы от одного предмета к другому от одного вида деятельности к другому. Физминутки , психологические разгрузки, паузы тоже надо подбирать по тематике сюжета урока.

Сюжетный урок – это спектакль, а дети на нем – артисты. Задача учителя – раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребенку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.

Когда учебная четверть близится к концу, желание заниматься угасает. Именно в это время лучше всего проводить сюжетные уроки и тематические праздники.

При подготовке к занятию педагогу необходимо подобрать такой сюжет, который бы наилучшим образом способствовал достижению основной цели урока.

Темы могут быть разнообразные: «Путешествие в лес», «Искатели приключений», «Путешествие на чудо-остров», «Новогодний калейдоскоп», «В гостях у сказки», «Спасите Деда Мороза». Это и заочные путешествия в другие времена, страны, города, местности, просто к другим людям и даже на другие планеты.

Сюжетный урок значительно актуализирует резервные возможности наших учеников. Смена ролей, функций, красок, мест и времени действий  способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей. У всех участников  урока повышается жизненный тонус, понимание различных средств выражения мысли и чувств. Включение таких уроков в процесс обучения придает ему радостные, светлые тона, настроение от них передается и другим урокам.

Я расскажу как я применению построение  данной технологии на уроках русского языка. Сюжетное построение уроков русского языка можно использовать, как правило, на уроках закрепления и повторения изученного материала или обобщающих уроках. Сюжетные уроки – это уроки праздника для детей, и чтобы не угасал интерес к данным урокам у учеников, рекомендуют их проводить по предмету 2 – 3 раза в четверть.
Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т.к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности.

При организации сюжетного урока необходимо соблюдать ряд условий:
1. При конструировании и проведении сюжетного урока учитель должен проявить свое творчество, чтобы урок был событием для ребят.
2. При подготовке к уроку необходимо выбрать эффективные методы и приемы, материал для урока с учетом возрастных возможностей детей.
3.При организации учебной деятельности на уроке не нарушать целостность сюжета урока.
4. Во время урока необходимо включение всех ребят класса в активную познавательную деятельность.
4. Повышать учебную мотивацию учащихся.
5. Обеспечить радость успеха учащихся в овладении знаниями, открыть перед учащимися перспективы роста.
При подготовке сюжетных уроков русского языка можно использовать разные типы уроков:
1. Урок - КВН,
2. Урок – игра,
3.Урок – сказка,
4. Урок – путешествие,
5. Урок – соревнование,
6. Урок - экскурсия,
7. Урок – сюрприз.
Поподробнее мне хочется остановиться на таком типе урока как урок – сказка
Урок-сказка.
Такой вид нетрадиционного урока проводится при обобщении любой темы. Урок проводится по сказкам любых писателей, по русским народным сказкам или учитель сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные  герои и отрицательные. В сказке должна быть развязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением; подводится итог урока, ставятся отметки.
Я предоставляю вашему вниманию урок русского языка 2 класс

«  Урок - сказка»

Цель: закрепить умение ставить ударение в слове;учить писать слова с безударными гласными;подбирать проверочные слова;развивать умение анализировать звуковой состав слова;учить детей рассуждать, применяя алгоритм;

Оборудование: компьютер, кукла на руку “Емеля”, иллюстрации со сказочными героями, карточки со словами.

Ход урока

- Организационный момент.

Создание атмосферы творчества.

 

(Играет музыка: Вальс цветов)

 

– Вы любите путешествовать, ребята?

 

– Можно ли путешествовать, не выходя из помещения?

 

 - А с кем мы будем путешествовать вы узнаете отгадав загадку .

Уплетая калачи

Едет парень на печи

Едет прямо во дворец

Кто же этот молодец ( Емеля)

 

- Постановка задачи урока.

– Сегодня мы отправляемся вместе с Емелей  в сказку. (дети открывают ворота сказочного замка).

 

– Если все ребята справятся с заданиями, в конце урока вас ждет сюрприз.

 

– Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Будем продолжать учиться писать слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова.

 

- Чистописание.

– Перед тем, как отправиться в путь, Емеля предлагает размяться.

 

– Сегодня наша разминка будет следующая:

 

Ее

 

ет ед ек

 

- Подготовка к путешествию. Лексико-орфографическая работа.

– Итак, в путь!

 

– Отправляясь в путешествие, мы берем с собой сказочных героев.

 

– На доске записаны слова: петух, лисица, медведь, медвежата, заяц, лиса.

 

– Прочитайте слова и ответьте на вопросы:

 

1. Кто такие медвежата?

2. Что объединяет записанные слова?

3. Назовите лексическое значение слов лисица и лиса?

4. Когда о человеке говорят, что он “лиса”?

 

(Дети записывают слова в тетрадь, вставляют пропущенные буквы, ставят ударение)

 

- Путешествие по сказкам. Закрепление и обобщение знаний.

– Из какой сказки эти герои? (на доске изображения : лиса, заяц, петух)

 

– Чтобы попасть в эту сказку, выполните задание Емели?

 

– На доске слова: прог … няет, ж ... вут, уб  ...жала, кр.. .чит

 

– Что надо сделать, чтобы написать правильно слова? (повторяется правило проверки безударных гласных)

 

(Дети самостоятельно выполняют работу, Емеля помогает проверить выполненное задание)

 

– Емеля предлагает учащимся подобрать к этим словам слова, противоположные по значению и записать их вместе с проверочными словами.

 

На доске появляются иллюстрации с двумя избушками (ледяная, лубяная)

 

– Из какой сказки эти избушки?

 

– Что произошло весной с избушкой лисы?

 

- Физкультминутка.

По тропинке зайка шел,

На полянке гриб нашел. (Ходьба на месте)

 

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания)

 

Зайка охает: устал

Оттого, что приседал.

Зайка сладко потянулся (Потягивания – руки вверх)

 

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад)

 

Зайка выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся за парты)

 

Комментированное письмо

Дети записывают в тетрадь предложение: Весной у лисы избушка растаяла.

 

(Ученик находит слова с безударным гласным и подбирает проверочное слово)

 

Составление предложений

– Емеля нес в класс волшебный сундучок, но по дороге он у него упал, и всё перемешалось.

 

– Помогите Емеле составить предложения:

 

Пожить, у, лиса, Попросилась, зайца

Пришли, петух, на, помощь, и, медведь, зайке

Весело, звери, и, живут, Дружно

 

Задание: найти слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.

 

- Подведение итога урока.

– Емеля хочет узнать, чем вы занимались сегодня на уроке?

 

– Какое правило помогло вам справиться со сказочными и заданиями?

 

– Как проверить безударный гласный?

 

– Молодцы, вы справились со всеми заданиями и Емеля, как и обещал, приготовил вам сюрприз. Сундучок оказался с двойным дном, а там – книжки–малышки с русскими народными сказками.

 

Оценивание ребят.

Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчества. Такие уроки-праздники создают положительную мотивацию к занятиям  у детей и высокий эмоциональный настрой.  И хотелось бы закончить доклад словами  Л.Г. Петерсона  « Ученик – это не  сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе Написание обучающего изложения чинения с построением вербально-графического плана

Коспект урока позволяет познакомиться с методикой обучения построению графического плана для анализа и лучшего запоминания текстапри написании изложения во 2 классе на начальном этапе формирования сам...

Урок русского языка в 4 классе, построенный на основе технологии деятельностного метода

Конспект урока составлен по теме "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих" по материалам учебника  Бунеевых из ОС "Школа 2100" в технологии деятельностного метода....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Роль взаимной связи между словами при построении высказываний»

Данный урок 21 в разделе «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» Основной вопрос данного раздела: «КАК СВЯЗЫВАЮТСЯ СЛОВА ДРУГ С ДРУГОМ В РЕЧИ?»С этого вопроса начиналось введ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Технологии построения сюжетных уроков математики."

Перед каждым учителем в начальной школе  стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание уч...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....

Построение сюжетных уроков математики

В содержании материала отражаются способы построения сжетных уроков математики, их виды и приводится пример урока-сказки "Ломаная"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Для самостоятельной разработки сценариев сюжетных уроков математики или их фрагментов учителю полезно знать технологические приемы, описанные ниже....