"Проектная задача в начальных классах"
статья

Горгадзе Любовь Григорьевна

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_zadachi_v_nachalnyh_klassah.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача в начальных классах

В настоящее время в начальной школе существует 15 параллельных учебно-методических комплектов, представляющих три системы начального образования (традиционная, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). То есть, чем больше вариативности и инноваций в начальной школе, тем ниже результаты международных исследований. Или начальная школа все делает хорошо и как надо, а основная расходует потенциал, заложенный в первые четыре года обучения?
Одна из претензий к нашим школьникам – неумение пользоваться арсеналом разных средств в новой, незнакомой, нестандартной ситуации. Эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности с младшими школьниками. С нашей точки зрения, для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям. Переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы у младших школьников могут стать проектные задачи.

В образовательной практике развивающего обучения до сих пор использовались в основном два типа задач: конкретно-практическая и учебная. Еще  один тип задач – проектная задача, который имеет свои специфические цели, способы, место применения.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Учебная задача относится только к таким ситуациям, которые побуждают детей искать общие способы решения нового класса конкретно-практических задач. Учебная задача – всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «сходу» она не может быть решена учащимися. Это – поисковая задача. Именно в ходе организации поиска через определенное время дети смогут решить такую задачу. Результатом решения подобного типа задач является общий способ решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

Особенности проектных задач: 

  1. проектные задачи связаны с жизнью, бытом, интересами учащихся
  2. решаются в малых группах
  3. не содержат четких формулировок о том, что необходимо выполнить (необходимо додумать самим)
  4. в условии задачи данные необходимые для решения "зашумлены" лишней информацией
  5. в условии задачи содержатся не все данные, их надо найти в справочной информации (в приложении к задаче), в учебнике, открытых источниках
  6. в начале решения проектной задачи никто из учащихся не знает, каким будет результат решения
  7. при этом с самом начале известен продукт (таблица, ролик, график...)
  8. до решения проектной задачи продукта не существовало 

Структура проектной задачи  

-описание ситуации, содержащей проблему

-в описаной ситуации скрыта формулировка цели деятельности

- задание (или несколько заданий)

- описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть несколько промежуточных продуктов и один итоговый)

- решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов"

- итоговый продукт презентуется и оценивается публично.

 Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков. Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся. Конкретные  примеры некоторых проектных задач на разных этапах обучения.

В 1–2-м классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение.

Пример 1.

Групповая проектная задача 1

«Конструирование игровой площадки для детского сада», (1 класс, сентябрь)

Цели. Продемонстрировать один из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи; посмотреть, как дети разобрались с первой темой «Признаки предметов» по математике при решении практической задачи в малой группе.

Задача. Из детского сада к нам обратились за помощью создать игровую детскую площадку для улицы, такую же, какую они увидели в одном из журналов (рис. 1). Главное условие – сохранить четыре основные игровые зоны: песочницу (красная зона); карусель (желтая зона); качели (голубая зона); горку (зеленая зона).

Необходимо сконструировать все четыре игровые зоны предполагаемой детской площадки. Цветную картинку (схему) площадки необходимо повесить на доску, обязательно указав все четыре зоны площадки. Дети на уроке сидят по четыре человека (по количеству игровых зон). В каждой группе предлагается также цветная схема детской площадки (лучше формата А3).

Порядок проведения

Обсудите, как можно построить работу в каждой группе.

Дети должны прийти к выводу о том, что целесообразно вначале каждому члену группы сконструировать свою игровую зону, предварительно договорившись, кто какой зоной будет заниматься.

Дети в группе договариваются, кто какую зону будет конструировать, определяют и запоминают цвет зоны. Учитель. Для того чтобы вы не мешали друг другу, я на группу раздам заготовки каждой игровой зоны. Выберите себе каждый заготовку, такую же по форме и размеру, как на нашем цветном образце. Детям дается время, чтобы они в группе выбрали нужную для них заготовку.

Учитель проверяет, чтобы дети правильно выбрали для себя заготовку согласно первичной договоренности о том, кто какую игровую зону будет конструировать. Образец на этом этапе может выполнять контрольную функцию (дети прикладывают выбранную заготовку к образцу, чтобы удостовериться в том, что выбрана правильная фигура). Учитель. Для конструирования своих игровых зон каждая группа получает набор фигур.

Фигуры даются в группу одной кучкой, они перемешаны: разные по цвету (соответствуют четырем зонам), форме и размеру.  Ваша задача – отобрать «свои» фигурки.  Дети отбирают фигурки по цвету своей зоны.

Учитель. Теперь у каждого из вас есть «заготовка» (белая) вашей игровой зоны и набор фигурок одного цвета, которые вы должны уложить на заготовке таким образом, чтобы полностью покрыть белое пространство. Должны быть выполнены два условия:

1) фигуры не должны вылезать за край вашей «заготовки»;

2) фигуры нельзя накладывать друг на друга – их необходимо укладывать «встык» (учитель демонстрирует способ уложения фигур).

Учитель объясняет детям, что до тех пор, пока он не посмотрит, как они уложили фигуры на заготовке, приклеивать их не рекомендуется.

Далее дети начинают работать индивидуально по конструированию своей игровой зоны. Дети методом перебора пытаются уложить фигуры, отбрасывая те из них, которые явно не подходят. Если детям будет трудно, можно показать, как из треугольников складывается квадрат или прямоугольник. После того как дети уложили свои фигуры, они показывают работу учителю и, если все правильно уложено, приступают к наклеиванию.

Далее сконструированная игровая зона наклеивается на основный образец именно в то место, где указан цвет этой зоны. После того как все зоны наклеены на образец, работа группы вывешивается на доску.

Особое место среди проектных задач занимают итоговые, межвозрастные и междисциплинарные проектные задачи. С помощью подобных задач можно осуществлять в коллективной работе перенос способов действий из одной области знаний в другую, удерживать несколько условий задач, возвращаться к одним и тем

Подобные задачи позволяют школьникам видеть собственные изменения, которые происходят с ними от одного учебного года к другому. Ясно, что решение подобных задач не укладывается в общепринятую систему оценивания. Такие задачи могут оцениваться только в условиях отсутствия отметок.
Система решения подобных проектных задач, в которых заложены все этапы будущего проектирования, может быть одним из способов подготовки школьников к проектной деятельности в подростковом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Открытое занятие кружка Решение проектных задач 1 класс "Правила первоклассника"

Формирование умения представлять результаты проектной деятельности,  оценивать свои достижения, воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность к учебным занятиям, соблюдени...

Проектная задача 3 класс. "Танграм"

Проектная задача в 3 классе. "Танграм"...

Открытый урок "Проектная задача", 4 класс

Данная разработка подходит для учеников 4 класса, любого предмета. Так как используются задания, связанные с математикой, русским языком и литературным чтением. Задания можно изменять под уровень знан...

Проектная задача - 3 класс

 Проектная задача расчитана на промежуточную аттестацию за 3 класс по программе "Школа России"    Замысел проектной задачи:   Жили-были три брата, три мастера...

Проектная задача,4 класс

Задания представлены на основе произведения Х.К. Андерсена "Снежная королева"...