Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования.
статья

Петрова Татьяна Владимировна

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка в учебной деятельности. Статья содержит ответ на вопрос "Как создать ситуацию успеха?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Создавая ситуацию успеха, помните самое главное, ребёнок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, всё равно должна быть скрытой. Стоит ребёнку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть».

Сухомлинский.

Многие современные педагоги высказывают мысль о том, что ученик тянется к знаниям тогда, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Следовательно, главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Здесь важно разделять понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; а сам успех – это результат подобной ситуации.

О такой ситуации рассказал в своей книге Уилльям Глассер: «В одном из классов американской средней школы психолог  провёл исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов  он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал, более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, психолог обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, стали лучшими учениками в классе. Следовательно, репутация умников и умниц создала у слабых иной «Я-образ», побудила их с интересом и старанием относиться к учёбе».

Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Как же создать такой рассол? Что взять за его основу?

За основу берётся структура  создания ситуации успеха. Она состоит из трёх этапов:

  1. этап - мотивационный, или установка на предполагаемую деятельность.
  2. этап - организационный, или обеспечение деятельности.
  3. этап - результативный, или сравнение предполагаемой оценки с реальной.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап

Педагогическая

задача

Дифференциация

учащихся

Деятельность учителя

Мотивационно - целевой

Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания

Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода

Предвосхитить положительную эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно выполнявшие задания подобного рода

Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать  побуждение к работе

Организационный

Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом

Учащиеся, требующие организационного контроля

Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы

Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно

Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

Итоговый

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Результат, не адекватный усилиям

Учащиеся, поучившие неудовлетворительные отметки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, поучившие хорошие и отличные отметки

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Опираясь на информацию таблицы, можно сделать вывод, что ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач,

- на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности,

- на организационном - создаёт условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося,

- на результативном - усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.

Технологически ситуация успеха обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ними задачей.

У каждой операции своё назначение и речевая парадигма.

Технологические операции создания ситуаций успеха

Операция

Назначение

Речевая парадигма

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы всё пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал  мы        с вами изучали».

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твёрдую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится ...»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребёнку избежать поражения. Достигается путём намёка, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с …»

«Выполняя работу, не забудьте о …»

4. Внесение мотива

Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность

Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы …»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам        уже        не        терпится        начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7.   Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе        особенно        удалось        это объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Структура и технологические операции – это общие правила создания ситуации успеха.

Кроме соблюдения этих правил деятельность учителя по созданию ситуации успеха строится на основе системы методов и приёмов.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Использование коллективных форм обучения

В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение  в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.

Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески –воспроизводящих методов обучения

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные  связи. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

Проектный метод

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно - воспитательного процесса.

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

 Приёмы создания ситуации успеха

       1. "Эмоциональное поглаживание"

Учитель  с  легкостью  раздает  комплименты.  На  уроке  много  раз  говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

  1. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъёма, взлёта могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический приём «Холодный душ» может быть полезен.

  1. «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Приём «умышленная ошибка» можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

  1. «Эврика»

Суть этого педагогического приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребёнка, поставить перед ним новые, более серьёзные задачи, вдохновить на их решение.

       5 . «Эскалатор»

Учитель ведёт ученика поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

   6. «Шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

  1.  «Взлёт»

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.

  1. «Следуй за нами»

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий

  1. «Обмен ролями»

Обмен ролями даёт возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический приём создания ситуации успеха. Девиз этого приёма: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

  1. «Заражение»

В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастёт в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Её осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребёнок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

  1. «Горизонт»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

  1. «Отсроченная отметка»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребёнок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперёд, о достижении ребёнка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребёнку нужно дать шанс!

  1. «Интеллектуальная инверсия»

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передаёт их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их        приобретать, обогащают        интеллектуальный        фонд        педагога.        Итак,        у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса. Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.

  1. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”

Этот  приём  можно применять в        тех        случаях,        когда        есть        надежда,        что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта,  интуиции  и культуры педагога.        Здесь        надо                всё        точно        просчитать,        правильно спрогнозировать возможные реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации учащихся.

Выступление на педсовете в МБОУ Верхне-Бузулукская СОШ по теме " Методы  и  приёмы организации  ситуации  успеха  как  одного  из  направлений  социализаци...

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся.

В статье идёт речь о необходимости создания ситуации успеха в обучении, ведь успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желан...

Выступление на педсовете на тему: «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

В данном выступлении отражены методы и приёмы организации ситуации успеха на уроке, без которых некоторым детям невозможно поверить в собственные силы....

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.     (В.А. Сухомлинский.)...

Презентация для выступления на педагогическом совете школы МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В презентации рассмотрены методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся...