Способы организации учебной деятельности в разновозрастных учебных группах
учебно-методический материал

Чимитдоржиева Долгорма Содномдугаровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2017.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ШИРИНГИНСКАЯ РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Способы организации

учебной деятельности

в разновозрастных учебных группах

Подготовила: Чимитдоржиева Д.С.

        

Ширинга, 2017 год

         Решение образовательных задач в условиях разновозрастной группы малокомплектной школы осуществляется через изменение способов организации учебной деятельности, учащихся на занятиях. Обучение ведется с использованием технологии коллективных способов обучения, проблемного диалога, развивающих технологий

     Для достижения цели повышения качества обучения учащихся, формирования готовности успешно действовать в изменяющемся мире:

  • современный учитель должен владеть методиками и технологиями, которые развивали бы у учащихся способность реализовывать ключевые компетенции;
  • необходимы новые подходы организации учебного процесса в сельской малокомплектной школе в условиях объединения разных классов в один класс – комплект;
  • необходимо направить в единое русло стремления всех трех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

В условиях работы в разновозрастных группах с одной стороны, и резкого сокращения количества учебного времени - с другой стороны, учитель поставлен в затруднительное положение: как организовать учебный процесс в объединенных классах за время, отведенное на один урок (т.е. 45 минут).

В этих условиях необходима такая технология обучения, которая:

- дает существенную экономию учебного времени, резко снижает трудоемкость    урока, повышает его интенсивность и эффективность;

-  обеспечивает гарантированную результативность обучения учащихся  двух разных классов, объединенных в один класс- комплект;

- дает отстающим в учении учащимся возможность устранить пробелы в знаниях, добиться успехов, заниматься в своем темпе.

При организации учебного процесса в РВГ используются следующие технологии:

  • Погружение в предмет (концентрированное обучение);
  • КСО (коллективные способы обучения);
  • УДЕ (укрупненные дидактические единицы);

Формы работ учащихся

- при организации образовательного процесса в разновозрастных группах формы учебных занятий предполагают освоение учениками таких типов деятельности, как поисковый, коммуникативный, рефлексивный, творческий. Эти типы деятельности заложены в структуре погружения. 

      Одним из эффективных для реализации компетентностного подхода форм обучения является концентрированное обучение, дающее экономию времени. Именно такая технология позволяет смягчить влияние негативных последствий объединения разных (например, 6-го и 7-го) классов в один класс – комплект.

Под коллективным способом обучения (КСО) подразумевается общественно-исторический способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей, системообразующей формой организации всей структуры учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях. Он дает возможность ученику работать в своем темпе, снимает психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному общению с обучающимися.

       Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех. При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал, работая в постоянной паре или в парах сменного состава.

.Коллективные способы обучения:

Пара сменного состава:

Статическая пара. 

Два ученика, сидящих за одной партой работают друг с другом в режиме взаимоконтроля или взаимообучения. Они могут проверять усвоение теории, писать взаимные диктанты, объяснять друг другу по очереди учебный материал, выполнять творческое задание. При такой организации работы удобно проводить отработку терминов, понятий, взаимоконтроль домашнего  задания.

Вариационная пара.

В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с левым, то с правым соседом. При этом происходит взаимообмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом группы. На обратной стороне карточки пишется правильный ответ, чтобы сосед мог  проверить отвечающего.  

Динамическая пара

Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров. При работе в динамической паре общее задание делится между четырьмя членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного    взаимодействия всех членов группы.      

Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, ведению диалогов. В конце блока учащиеся сдают зачет, который имеет теоретическую и практическую часть.

Индивидуально-групповая организация работы;

Индивидуально- групповая работа применяется при изучении нового материала. В такой группе один учит всех. Контролем обученности детей в такой группе служит выступление участников группы с подготовленным материалом. Недостатком в этой работе является то, что один член группы учит троих и часто материал в разных группах повторяется, что затрудняет просмотр «продукта» деятельности.

  • объедините учащихся в группы и посадите их лицом к лицу;
  • выберите бригадира группы;
  • раздайте карточки - задание;
  • определите пошаговую деятельность членов группы;
  • нацельте учащихся на результат их совместной деятельности

Командно-групповая организация работы;

Это способ обучения в малых группах от 2 до 8 человек, когда учащиеся взаимодействуют, решая общую задачу. Удачно организовать в такой группе ролевую взаимозависимость, когда каждому члену группы предписывается выполнение определённой роли (командир, секретарь, художник, докладчик и т. д.)

  • Объедините учащихся в группы, попросив сесть лицом к лицу;
  • Предпишите каждому выполнение определённой роли;
  • Дайте одно задание на всех, предложив поделиться друг с другом информацией, материалами, идеями, разъяснять непонятное, разрабатывать проблему и подвести итог обсуждения;
  • Оцените работу в группе путем оценочного суждения членов группы;
  • Поощряйте рефлексию.

Количество малых групп определяется в зависимости от количества обсуждаемых вопросов; В группах может обсуждаться 1 вопрос для всех групп, или разные вопросы на каждую группу; Итогом работы группы служит какой-то продукт, созданный членами группы (таблица, рисунок, выступление, презентация). Обязательно проведите рефлексию

КСО используется

  • При усвоении знаний;
  • При проверке домашнего задания;
  • При закреплении изученного;
  • При контроле знаний; 

Учебный процесс при КСО организуется с учетом таких моментов:

  • каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;
  • каждому должна представляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает;
  • каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно;
  • каждый учащийся должен быть подключен к организации и каждый управлению работой учебной группы.

Каковы варианты методики первоначального изучения нового материала?

  1. Манская технология. Суть ее в том, что учащийся, который уже знает материал, не излагает его от начала до конца своему партнеру, а предлагает изучить по учебнику. Партнер изучает новую тему под его контролем: читает текст, выполняет упражнения, решает задачи, отвечает на вопросы, пересказывает. При такой технологии не подавляется самостоятельность учащегося и при этом он получает своевременную помощь, не тратит время зря. Главным источником знаний является учебник.
  2. Самостоятельное изучение материала. Тему учащийся может получить у учителя или диспетчера. Он сам прорабатывает, разбирается в правилах, выполняет упражнения. А потом проверяется у нескольких впереди идущих учеников. Проверка может идти по частям или по окончании всей работы. Эту технологию называют “сначала сам, а потом проверка и помощь”.
  3. Коллективно-индивидуальная технология. Совместная работа двух учащихся над новой темой. Оба берутся за изучение темы впервые, между ними складываются отношения сотрудничества.
  4. Изучение нового материала с использованием опорных сигналов (конспектов). Опорные конспекты помогают учащимся осуществлять преподавательскую деятельность. Два ученика прорабатывают, ведут запись, перерисовывая то, что дано в ОК. Каждый из них по очереди читает, вместе обсуждают текст и рассматривают опорный конспект. Затем еще раз читают и просматривают свою запись – ОК. После этого каждый из них может работать с новым партнером, выступая в качестве обучающего.

Обучение может происходить по-разному:

  1. Ученик может содержание своей темы изложить по ОК, а затем еще раз разобрать по учебнику.
  2. Может предложить новому партнеру читать текст по учебнику и давать соответствующие объяснения по ОК.
  3. Возможно попеременное объяснение записей ОК и чтение учебника.
  4. Оба партнера могут работать самостоятельно, но каждый над своей темой: читают текст и опорный конспект, а после этого совместная работа сначала по первой теме, а затем по второй.
  5. Обучающий совершенно самостоятельно (закрыв учебник и не пользуясь записями) дает все объяснения и попутно составляет ОК.

    Если учащийся приступает к изучению новой темы, то он должен четко знать: какая задача перед ним стоит? На какие вопросы должен ответить? Что должен найти в изучаемом материале? В современных учебниках таких вопросов нет, их должен сформулировать учитель. Задача ученика: разобраться в новом материале, чтобы суметь изложить, объяснить другим. Постановка вопроса перед изучением темы дает возможность ученикам не упускать главного и полнее воспроизводить содержание.

Комплексное применение технологии погружения и методики дозирования в условиях разновозрастного обучения.

Предложенная технология успешного обучения основана на оптимизации дидактических единиц  (дозировании учебного материала), стимулировании учебного труда учащихся.

      Модель получила название «Технология успешного обучения всех учащихся  на основе дозирования учебного материала и стимулирования труда учащихся и учителей». Основными элементами технологии являются:

  • карточки – дозы учебного материала, каждая из которых доступна для усвоения и сильному, и слабому ученику;
  • постоянный административный контроль за усвоением карточек каждым учеником с подведением итогов по каждому учителю (если эксперимент проводится в рамках всей школы) или постоянный контроль учителя за усвоением карточек (если технология внедряется отдельным учителем);
  • внешнее стимулирование учебного труда учащихся (и учителей по итогам административного контроля в рамках общешкольного эксперимента) в виде рейтинговых баллов, грамот, призов, благодарственных писем родителям и др.

Карточки – дозы учебного материала, как показала практика, наиболее оптимальная дидактическая единица. На карточках – основные теоретические положения, правила, формулы, даты, элементарные задачи     (решаемые устно - полуустно) – те ключевые знания, без усвоения и запоминания которых успешная учеба для детей невозможна (В.А Сухомлинский, В.Ф.Шаталов, В.П.Беспалько, В.П.Симонов и др.) Такие порции соответствуют свойствам памяти и легко запоминаются. Знание карточек и элементарные умения доводятся до автоматизма, а это, в свою очередь, приводит к осмыслению заученного. Кроме того, порции знаний материализуются в виде карточек. Вся работа удовлетворяет потребности подростка как можно быстрее увидеть и ощутить материализованные результаты своей деятельности (Г.И.Щукина): ребята учат, при этом стопка выученных карточек растет, а невыученных - тает на глазах. Наконец, карточки способствуют быстрому накоплению знаний, без которых «нет основы  для развития мышления» (П,П,Блонский, В.П.Беспалько, В,П,Симонов, С,Н,Лысенкова, В,Ф,Шаталов и др.)

Учитель в начале каждого дня  несколько минут отводит на повторение ранее изученных карточек. Это позволяет организовать планомерное, ненавязчивое, бесконфликтное  систематическое повторение материала в форме кругового опроса, методика которого заимствована у В.Ф.Шаталова. Учитель быстро переходит от ученика к ученику и задает вопрос за вопросом. Опрос организуется так, чтобы каждый следующий ученик знал, на какой вопрос ему придется отвечать. Но заранее вычислить «свой» вопрос и отдыхать в ожидании своей очереди ученик не сможет, ибо опрос каждый раз начинается с новой точки класса. К тому же, вопрос той или иной карточки учитель разбивает на  несколько вопросов. Такой опрос создает комфортные условия для учащихся, избавляет их от ненужных волнений, экономит время урока, делает ответ ученика последовательным, осознанным (В.Ф.Шаталов). Применяются и другие формы повторения ключевых (базовых) знаний по карточкам.

Контроль по карточкам  проводится:

  • в форме кругового опроса (с регистрацией правильных ответов каждого ученика) – текущая диагностика;
  • в форме зачета (по итогам контроля заполняется диагностическая  карта ученика).

По итогам контроля составляется рейтинг каждого ученика. Здоровый дух состязательности, спокойная, доверительная атмосфера, отсутствие спешки, простота и ясность требований, реальная возможность для каждого ученика  учиться в меру своих способностей и в своем индивидуальном темпе, отсутствие боязни попасть в неловкое положение из-за неправильных ответов, посильность требований, возможность четко видеть результаты своего учебного труда, моральное удовлетворение, получаемое в процессе учебной деятельности, и другие положительные стороны предлагаемой методики помогают учителю поставить на один уровень всех учащихся. Простота контроля знаний позволяет включить в образовательный процесс родителей, повысить их заинтересованность в успешности своих детей. Ни один родитель не имеет возможности отказаться от своих функций оказывать помощь своим детям и контролировать их учебу.                      

В процессе обучения по методике дозирования учащиеся не только быстро и основательно овладевают понятийным аппаратом, но и учатся применять его при выполнении упражнений, решении задач. На этой основе очень быстро развивается мышление.

В данном проекте предлагается сочетание методики успешного обучения на основе дозирования учебного материала (авторская методика) с методикой погружения.

Механизм комплексного применения  двух методик.

Для реализации данной модели будут использованы такие механизмы, как:

  • формирование у школьников понятийного аппарата (основ знаний и умений) по предмету с помощью методики дозирования;
  • формирование устойчивой положительной учебной мотивации, ее усиление с помощью внешних стимулов;
  • включение в образовательную деятельность детей  и родителей, направление в единое русло усилий всех трех участников: детей, родителей и педагога:

Ученик                                 Ученик

 Родитель                                                                   Родитель

 Учитель                                                                     Учитель

                                                             

  • создание условий для творческой и исследовательской деятельности, формирования ключевых компетенций с помощью методики погружения (М.П.Щетинин, М.М. Батербиев);
  • проведение опросов среди учащихся и родителей;
  • наблюдение и анализ результатов реализации модели.

Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений. Приобретение компетенций базируется на опыте  и деятельности обучающихся. Данный проект предлагает путь от знаний к  формированию компетентности в несколько этапов:

Творческая деятельность

Деятельность по образцу

Дозы учебного материала

         В течение всего дня погружения по мере необходимости учащиеся постоянно обращаются к карточкам- дозам, применяя их при решении простейших задач. В конце первого погружения каждый ученик сдает зачет, подтверждающий, что он усвоил необходимый и достаточный минимум ключевых знаний. Каждое следующее погружение, призванное углублять и расширять знания, полученные во время первого, начинается с повторения ключевых знаний по карточкам в форме кругового опроса. Такое повторение проводится в высоком темпе и не отнимает много времени, переводит в оперативную память весь материал, необходимый для решения более сложных задач.

 Таким образом, сделаны первые шаги по КСО в нашей школе. О больших результатах и показателях говорить еще рано, нерешенных проблем еще немало.

   При использовании КСО на занятиях сформировалась следующая система работы: ученик слушает объяснение теории, учит самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения, развития речи, слова для запоминания и. т.д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест).

   В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность учителя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив. У педагога, наконец, появляется время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.

      Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

     И мы убедились в том, что прав В.К. Дьяченко, подчеркивая, что “общение в паре – это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества”.

      Работать по новой технологии нелегко. Приходится не только преодолеть сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится нам работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом.

По итогам работы по КСО отмечается:

  1. Повышение интереса учащихся к учению.
  2. Повысилась в целом успеваемость учащихся, процент выполнения и качество контрольных работ, техника чтения.
  3. Дети стали более общительными, дружными, культурными.
  4. Особое место в работе школы отводится научно-исследовательской работе учащихся.
  5.  анкетирование среди родителей, учащихся и учителей с результатом положительного отношения к занятиям по КСО.

Наша задача в ближайшем будущем продолжить и обогатить опыт работы по КСО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

Внеурочная деятельность предполагает коллективизм действий, свободу выбора занятий, общественную направленность деятельности, деловое и разнообразное сотрудничество учителя и учащихся. Внеурочная деят...

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"

Материалы данной работы представляют комплексную презентацию модели по развитию познавательных учебных действий через описание методов и приемов технологий проблемного обучения, формирующего оценивани...

Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания" презентация

Презентация модели педагогической деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...