Научно-исследовательская работа " С песней весело шагать"
классный час (2 класс)

Болоненкова Татьяна Сергеевна

 Песня отражает характер каждого народа, исторические события.

Песня отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры.

Песня влияет на настроение человека, так как при любом настроении человек поет, весело или грустно, но он поет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл С песней весело шагать!24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

2020 год был не простой, это памятный год, посвященный Дню Победы- 75 лет. О подвиге нашего народа мы узнаем через историю. История - это не только летописи, но и памятники, мемориалы и даже песни. В этот памятный год мы не раз слышали песни военных лет, в которых отражалась вся боль и радость Великой Победы. Военные песни, для нас историческая память. Но повседневно, мы слушаем разные песни. Песня сопровождает человека всю жизнь. С раннего возраста мы слышим разные напевы. Нежный голос мамы поет колыбельную, ежедневно пока мы еще малыши. Подрастая, мы смотрим мультфильмы и уже сами напеваем знакомую песню. Разные человек поет песни и грустные, и веселые, и походные, и ритмичные! Возникает вопрос – с песней весело шагать? Меня очень заинтересовал этот вопрос.

Цель работы: изучение влияния песни на настроение человека.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать в различных источниках имеющуюся литературу по этому вопросу.

2. Наблюдение за настроением людей, когда они поют песни.

3. Провести опрос, как песня отражает настроение человека.

4. Создать буклет песен, которые чаще всего напевают люди.

Объект исследования: песня разных жанров.

Предмет исследования: настроение человека.

Гипотеза: песня влияет на настроение человека, с песней весело шагать.

Практическая значимость: в результате проведенной работы, мной создан буклет песен, которые напевают люди в любом настроении.

Методы исследования: аналитический и экспериментальный:

- изучение литературы;

- наблюдение и опрос;

- анализ полученных данных;

- обобщение.

Исследовательским продуктом является: буклет песен, в котором имеются ссылки на определенную песню для настроения человека.

1. Основная часть.

1.1. История возникновения песни 

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторой» есть упоминания шутливых песен [1].Песнопения, связанные с церковной жизнью и житиями святых признавали полезными для духовного развития человека. Старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его. В XIX веке появился новый жанр – частушки [1].

1.2 Разновидности песен

Песня – музыкальный жанр, в котором соединились поэтическое слово и музыка.

Разновидность песни отличается по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.

Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели).

Обрядово-семейные - свадебные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.

Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).

Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали пороки отдельных людей. В частушках на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения [3].

  1. Песня в современном мире

Песня продолжает развиваться и в формальном, и в реальном отношениях. Круг тем, входивших в поэтический обиход, постепенно растет и расширяется. Песня становится бытовой в более широком смысле этого слова, общественно-исторической. В жизни современного человека песня играет ничуть не меньшую роль. Люди с удовольствием поют, когда у них радость на душе, когда влюблены, когда приходит весна и расцветают цветы. Хорошая музыка улучшает настроение, любимая песня наполняет сердце счастьем. Когда человек несчастен, песня тоже рвётся из груди. Немало песен о несчастной любви сложено за историю человечества. Испытывая страдания и душевные муки, человек старается облегчить свою душевную боль музыкой. В каждом фильме или мультфильме обязательно есть песня, и это приносит удовольствие в их просмотрах. Каждый может найти в песне что-то для себя личное. Много проводится конкурсов и фестивалей, посвященных пению. На центральном телевидении часто можно увидеть передачи такие, как «Песня года», «Голос», «Маска», «Супер стар» [5].

         Проанализировав литературу можно сделать вывод, что песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры.

           Практическая часть.

Внимательно изучив весь теоретический материал, я решил провести наблюдение и проверить, верно, ли то, что песня влияет на настроение человека.

           Свое наблюдение, я начал с дня Победы, благодаря кабельному телевидению, я посмотрел трансляцию во многих городах России. И где бы не проходил парад, пели песни военных лет. На лицах людей я видел радость и слезы. Песни пели все люди и взрослые и дети. Песня Победы у всех людей вызывала чувства гордости. Настроение было праздничное. Многие плакали, так как вспоминали всю боль и трагедию войны, особенно ветераны. Это наша история.

Далее свое наблюдение я продолжил на каникулах в деревне. Когда наступал вечер соседи выходили на улицу и пели песни про жизнь в деревни, про животных, пели шуточные песни, про красивых парней и девчат. Я так же заметил, что когда песня веселая, то у всех, кто поет или слушает, настроение радостное и веселое, когда грустная, то все грустят. Мне запомнились эти каникулы, потому что я пел песни в деревне.  

Когда я приехал домой, то стал наблюдать за мамой. Она дома пела песни при уборке квартиры, когда готовила нам обеды. У нее было хорошее настроение и она пела. А я смотрел детские передачи, мультфильмы и тоже пел. Мне было весело и радостно, что мама дома. У нас дома есть караоке, мы часто поем все вместе: папа, мама и я.

Наступила пора идти в школу. И уже на школьном дворе слышны песни, которые мотивируют и зовут нас на первые уроки. Я смотрел на своих одноклассников, все они веселые, рады встрече друг другу. Мы заходим в школу и поем песню: «Учат в школе, учат в школе, учат в школе»…

На этом мое наблюдение не завершилось, был праздник осени, праздник посвященный Дню пожилого человека, День Матери, и Новый год, которые так же сопровождались песнями и веселым настроением.

 Я решил провести не большой опрос среди одноклассников, родителей одноклассников и учителей на предмет, когда и о чем они поют. Результат опроса зафиксировал в таблицу.

Таблица

Выводы, полученные при наблюдении и опросе:

  1. Человек поет, когда ему радостно.
  2. Человек поет, когда ему грустно.
  3. Человек поет, когда работает или отдыхает.

Заключение

В ходе моего наблюдения, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Песня влияет на настроение человека и с песней весело шагать! 

Выводы:

 Песня отражает характер каждого народа, исторические события.

Песня отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры.

Песня влияет на настроение человека, так как при любом настроении человек поет, весело или грустно, но он поет.

Опрос показал, что …% песни поют при хорошем настроении (праздники, дни рождения, свадьбы), …% песни поют, когда печально или грустно (проводы, расставания, похороны), …% песни поют, когда работают (косят сено, шьют, вяжут, рисуют), …% песни не поют.

На основании опроса я сделал буклет, в котором есть названия песен и ссылки на такие темы, как военно-патриотические, детские, про маму, про дружбу, спортивные, походные.

Список литературы

  1. Домострой / Изд. подгот. В. В. Колесов, В.В. Рождественская; Отв. ред. Л. А. Дмитриев. — СПб. : Наука, 1994. — Содерж.: Домострой: [Древнерусский текст]. – С. 5—87; Сильвестровская редакция. – С. 88—133; Перевод. – С. 134—268
  2. А. Новикова, С. Бугославский. Песня // Большая советская энциклопедия: В 65 томах / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1940. — Т. 45 (Перемышль — Пол). — С. 230—239. — 880 с. — 45 500 экз.
  3. Песня / В. А. Васина-Гроссман, И. К. Галкина. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F
  5. https://shareslide.ru/muzyka/prezentatsiya-po-muzyke-na-temu-rol 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

Работа представлена на научно-практическую конференцию учеником 2 класса...

Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»

           Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"

Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но  некоторые из приёмов потерпели неуд...