Программа ДОП "Юные друзья природы"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Булатова Надежда Ильинична

Программа создана для ДОП кружка "юные друзья природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_yunye_druzya_prirody.docx114.6 КБ

Предварительный просмотр:

   Министерство образования и молодежной  политики  Свердловской области

МКУ «Управление образованием Туринского городского округа»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Коркинская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

Вид программы                                   составительская

Направленность                                             естественно - научной направленности

Наименование                                     «Юные друзья природы»

Возрастная группа                              младший  возраст

учащихся                                             7 - 10 лет

Сроки реализации                              4  года

           

Составитель: Булатова Надежда Ильинична

учитель начальных классов 

                                                                                               МАОУ Коркинская СОШ

с. Коркинское, Туринский район

Введение

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры.

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.

Природа является источником не только материального, но и духовного  существования человека.

Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ.

Одна из задач современной школы – воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. В начальной школе во всех системах и моделях есть предмет «Окружающий  мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причем знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это очень хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто о природе, которая нас окружает. И потому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом.

Пояснительная записка

 «Юные друзья природы» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Необходимость создания такой программы возникла как обобщение накопленного опыта экологического образования детей младшего школьного возраста.  

Актуальность программы

 Экологическое воспитание на современном этапе развития школы - проблема актуальная.

 Программа кружка дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.

Ценностными ориентирами содержания кружка в начальной школе являются:

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

        Программа «Юные друзья  природы» строится на основе  деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность (проведение экскурсий, выставок,  посещение природоведческих музеев  и практических занятий в природном и окружении и др.) является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.

Программа предусматривает вовлечение обучающихся в проектную деятельность. Особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение учащихся элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать. Облагораживать окружающую природную среду.

 Разумная деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.

Как известно, познание объективного мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. В полной мере это относится и к связям экологическим. Их изучение следует рассматривать как необходимое условие формирования у школьников диалектико – материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи.

В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования  нового (второго) поколения  (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов  единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного).  Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.

Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных   процессов.

Цель программы: воспитание творческой, социально-активной личности, бережно и  ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Предполагаемые результаты  работы по программе:

Образовательные:

  • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и села;
  • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • вовлечение учащихся в практическую  деятельность;
  • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
  • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

Педагогические:

  • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
  • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
  • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

Обучающие задачи:

  • научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • расширить знания  по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;
  • познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием  цветочно-декоративных растений занесенными в Красную книгу;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
  • познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.

Развивающие задачи:

  • развивать потребности общения с природой;
  • развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Воспитательные задачи:

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.

Отличительные особенности программы:

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:

      Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности  по охране окружающей среды.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

Принцип  доступности. Каждый  блок  программного  материала  по  объему и  глубине  освещения  дается  с  учетом  возраста  детей.  Школьникам  показываются  доступные  их  чувственному  опыту  связи  и  причинные  зависимости  между  объектами  и  явлениями  природы.

Принцип научности. Учащиеся получают реальные, подлинно научные сведения  о расте-

ниях,  животных, гигиене,  масштабах  воздействия  на  природу.

Принцип энциклопедичности в отборе материала. В программу включен материал из  раз

ных областей экологии, биологии, медицины, зоологии и других  наук.

Принцип от частного к общему. При объяснении экологических проблем объясняется,какместные проблемы перерастают в локальные и глобальные.

Принцип преемственности образования. Каждый блок программы связан с другими и предполагает развитие уже известных понятий.

Принцип сочетания индивидуального и коллективного подхода к обучению. Программа 

предполагает индивидуальную исследовательскую и творческую работу учащихся и проведение больших массовых мероприятий.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 7  до 10 лет (учащиеся 1-4 классов).

1 год обучения – учащиеся 1 класса

2 год обучения – учащиеся 2 класса

3 год обучения – учащиеся 3 класса

4 год обучения – учащиеся 4 класса

Вид детской группы: учебная группа носит профильный характер с постоянным составом. Основные формы работы кружка – индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые  занятия.

Особенности набора детей: набор в кружок свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп – 10-15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки.

Количество обучающихся по годам обучения: остается неизменным, за исключением случаев, когда дети прерывают работу в кружке.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года, 1 час в неделю. Количество часов в год в каждом классе начальной ступени общеобразовательной школы: 135 часов.

Место проведения занятий - учебный кабинет, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, парк.

Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. №27 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03.
Формы и режим занятий

Данная программа включает в себя познавательные мероприятия, познавательно-развлекательные мероприятия, практические мероприятия, исследовательские мероприятия.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит цель знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юные друзья природы») посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Предусмотрено широкое участие воспитанников в подготовке и проведении массовых праздников: «День птиц», участие в региональных и городских экологических конкурсах  в трудовых операциях: «Скворечник», «Посади дерево», «Марш парков» и др.

В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся.

Программа направлена на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе

Виды деятельности и предполагаемые формы:

  • Практическое изучение строения растений;
  • Конструирование из разных материалов;
  • Рисование с натуры и по воображению;
  • Лепка по воображению;
  • Игровые программы;
  • Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение песенок, сказок);
  • Эксперимент;
  • Исследование объекта;
  • Наблюдения;
  • Ведение дневников наблюдения;
  • Проектная деятельность;
  • Коллективные разработки;
  • Экскурсии;
  • Праздники (литературно-музыкальные);

        Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей экологического образования. Только опираясь на семью, только совместными усилиями учитель может решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который живет в ХХI веке.

        Задача педагога - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, мастер-класс по изготовлению кормушек от папы, круглый стол). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в 2-х направлениях:

педагог – родитель;

педагог – ребенок – родитель.

Мероприятия по реализации Программы

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.

мероприятия

сроки

ответственный

Укрепление материально-технической базы школы

1

Огораживание и благоустройство школьного двора

2016-2018 гг

Администрация школы

2

Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними

ежегодно

Администрация школы, учителя

3

Оборудование кабинета экологии (начальные классы) (приобретение лабораторного оборудования для экологических исследований)

2016-2018 г.

Администрация школы, рук-ль кружка

4

Участие в конкурсах экологических социальных проектов с целью получения грантов

Ежегодно

Администрация школы

Укрепление учебно-методической и законодательной базы

1

Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке

ежегодно

библиотекарь

2

Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки

ежегодно

руководитель кружка зам.дир. по ИКТ, зам. дир. по ВР

3

Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий в методическом кабинете, выставление методических находок на школьный сайт

ежегодно

рук-ль кружка

4

Разработка и утверждение должностных инструкций учителя, руководителя эколого-краеведческого кружка, руководителя учебно-опытного участка

2016 – 2018 год

Администрация школы

5

Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников

постоян

но по мере необходи

мости

Администрация школы

6

Разработка программы летнего оздоровительного лагеря

ежегодно

Зам.директора по ВР

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Непрерывное экологическое образование в 1-9 классах

весь период

Зам. директора по УВР

2

Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины»

весь период

Учителя-предметники, руководители ШМО

3

Проведение предметных недель, месячника экологии.

ежегодно

Учителя-предметники, рук-ль кружка

4

Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

ежегодно

Зам. директора по УВР, рук-ль кружка

5

Участие в районной экологической конференции школьников

ежегодно

Учителя-предметники, рук-ль кружка

6

Участие в районных мероприятиях по экологии

ежегодно

рук-ль кружка

7

Ведение элективных курсов экологической направленности

ежегодно

Учителя-предметники

Внеклассные мероприятия

1

Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат

ежегодно

Зам.директора по ВР, рук-ль кружка

2

Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет»

ежегодно

Зам.директора по ВР, рук-ль кружка

3

Школьная  туристическая игра

ежегодно

Зам.директора по ВР, рук-ль кружка

4

Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам

ежегодно

Зам.директора по ВР, рук-ль кружка

5

Участие в акции «Неделя в защиту животных»

ежегодно

Зам.директора по ВР, рук-ль кружка

6

Участие в районных и областных экологических мероприятиях, конкурсах, туристических слетах.

ежегодно

Зам.директора по ВР, рук-ль кружка

7

Трудовые десанты, экологические субботники

ежегодно

рук-ль кружка

8

Летняя трудовая четверть

ежегодно

Администрация школы

9

Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере.

ежегодно

Начальник лагеря, рук-ль кружка

10

Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации.

ежегодно

Зам.директора по ВР, рук-ль кружка

11

Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу

ежегодно

Кл. рук-ли,

рук-ль кружка

12

Работа школьного эколого-краеведческого кружка  

ежегодно

рук. кружка

13

Экологические экспедиции

ежегодно

рук-ль кружка

14

Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора»

ежегодно

Рук-ль пришкол. участка, кл. рук., рук-ль кружка

15

Школьный день туризма

ежегодно

Зам. дир. по ВР

Научно-методическая работа

1

Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей)

ежегодно

Зам.директора по УВР, по ВР,

рук-ль кружка

2

Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива.

ежегодно

Адм. школы, зам.дир-ра по ВР

рук-ль кружка

3

Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников»

2017г

Зам. дир-ра по ВР, рук-ль кружка

4

Участие в районных и областных методических  семинарах по проблемам экологического воспитания.

по мере необходимости

Зам. директора по ВР, рук-ль кружка

5

Работа творческой группы по реализации программы

постоянно

Члены творческой группы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1

Введение.

1

1

2

2

Связи человека с окружающей средой.

1

1

2

3

Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир.

Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека.

1

1

2

4

Методы познания окружающей среды.

Познание окружающей среды с помощью СМИ.

Познание окружающей среды средствами искусства.

1

1

1

1

3

5

Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды

1

1

2

6

Тела природы

1

1

2

7

Вода

1

1

2

8

Воздух

1

1

2

9

Живые тела

1

1

2

10

Растения

1

1

3

11

Животные

1

1

2

12

Почва

1

1

2

13

Человек и окружающая среда.

1

1

2

14

Человек – член общества.

Доброжелательное отношение к людям.

1

1

2

15

Обобщение.

1

2

3

итого

15

18

33

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Представление об окружающей человека среде.

Вступительная беседа о природе, её роли в жизни человека, отношение к ней детей, о целях изучения предмета

Практические занятия:

Дидактическая игра «Живой и рукотворный мир (С использованием иллюстраций), мозаика «Живое  - неживое», игра «Что меня окружает», рисунок «Мой любимый край», игра «Природа – рукотворный мир»

Тема 2: Связи человека с окружающей средой.

Теоретические занятия:

Природное и социальное окружение – среда жизни человека.

Цели и задачи изучения окружающей среды.

Практические занятия:

Игра «Кто тебя окружает?», природное окружение: игры «Я знаю 5 животных», «Я знаю 5 деревьев»…, подготовка сообщений «Люди, которые меня окружают», прогулка по району с играми «С какого дерева лист», «С какой ветки эти детки»

Тема 3: Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир. Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека.

Теоретические занятия:

Восприятие человеком окружающего мира. Органы чувств и их роль в восприятии и познании природной и социальной среды человека. Гигиена органов чувств. Разнообразие форм, красок, звуков, ароматов, предметов и явлений окружающей среды и их восприятие органами чувств человека.

Практические занятия:

Занятия по определению органов чувств,

игры «Закрываем мы глаза», «Какого вкуса …?», «Угадай по звуку»

Игры по определению цвета, звука, запаха, определение явлений природы по звукам (аудиозапись)

Тема 4: Методы познания окружающей среды. Познание окружающей среды с помощью СМИ. Познание окружающей среды средствами искусства.

Теоретические занятия:

Наблюдение и опыты. Требования к проведению наблюдений и опытов. Обобщение результатов наблюдений.

Познание окружающей среды с помощью книг, журналов, газет, кино, телевидения, компьютерной техники.

Пейзажисты, анималисты. Музыка дождя, океана

Практические занятия:

Опыт по определению температуры воздуха и воды, наблюдение за погодой, записи в тетради наблюдений.

Составить сообщение о погоде при помощи газеты, телевизора, составить сообщение о животном при помощи журнала, работа с интерактивной энциклопедией природы, игра «Из какого кинофильма?»

Экскурсия в художественный музей, работа над тематическими рисунками.

Тема 5: Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды (представление).

Теоретические занятия:

Тела природы и тела (предметы) сделанные человеком.

Практические занятия:

Игры «Природа – не природа», прогулка по селу

Тема 6: Тела природы

Теоретические занятия:

Живые и неживые, связи между ними. Тела твёрдые, жидкие, газообразные.

Практические занятия:

Опыты (выращивание фасоли и камня), необходимость света, воды, земли, тепла для роста растений.

Тема 7: Вода

Теоретические занятия:

Вода – жидкость, её свойства: текучесть, бесцветность, отсутствие запаха, растворимость. Три состояния воды. Значение воды в природе и жизни человека.

Практические занятия:

Демонстрация «Сколько воды на планете», работа с интерактивной энциклопедией, свойства воды и её очистка, свойства льда и снега, (удивительные превращения воды, рождение радуги, нефтяная речка), игры – имитации «Река», «Путешествие капельки», чтение и обсуждение сказки «Как Кап - Капыч речку спасал», работа с таблицами «Морские животные», «Рыбы»

Тема 8: Воздух

Теоретические занятия:

Воздух – газообразное тело природы. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость, плохая теплопроводность, использование их человеком. Значение воздуха для жизни.

Практические занятия:

демонстрация (ветер, наличие воздуха в комнате, рождение облаков), чтение и обсуждение сказки «Сказка о ветре», опыт «Состав воздуха», исследовательская работа «Источники загрязнения воздуха в нашем районе», «Роль растений в очистке воздуха», рисунки плакатов «Источники загрязнения воздуха», «Охрана воздуха»

Тема 9: Живые тела

Теоретические занятия:

Живые тела (организмы, существа) и их отличия от тел неживой природы. Многообразие живых организмов. Условия, необходимые для жизни живых организмов.

Практические занятия:

Игра «Рассели по домам», чтение сказки «Как Солнце, Вода и Почва поспорили», демонстрация опыта «Влияние воды на жизнедеятельность растений»

Тема 10: Растения

Теоретические занятия:

Растения – составная часть природного окружения человека. Строение растений (на примере цветкового растения). Жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья. Значение растений в жизни человека и животных.

Практические занятия:

Игра «Какое растение потеряло лист?», рассматривание комнатных растений (кактус, сонсивьера, колеус и т. д.), экскурсия в природу, рисование растений,

Тема 11: Животные

Теоретические занятия:

Животные – Основная часть природного окружения человека. Строение животных (на примере млекопитающих) Разнообразие животных. Группы животных: черви, насекомые, пауки, рыбы, земноводные (лягушки, жабы), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы), черепахи, птицы, звери. Условия жизни животных. Значение животных в жизни человека.

Практические занятия:

Рассматривание (строение тела животного), игра «Угадай животное», подготовка сообщения о своём любимом животном, экскурсия в «Живой уголок»

Тема 12: Почва

Теоретические занятия:

Почва – твёрдое тело природы. Почва – среда жизни растений и животных, её отличие от тел неживой природы: глины, песка, камня. Улучшение почв человеком.

Практические занятия:

Рассматривание коллекций «Камни», «Почва», опыты «Растворение почвы в воде», «Разрушение камня», «Разрушение почвы», работа с таблицей «Почвы», исследование «Типы почв в микрорайоне»,

Тема 13: Человек и окружающая среда.

Теоретические занятия:

Человек – часть живой природы. Связь человека с природным окружением. Признаки человека как живого организма. Строение тела человека. Сходство с телом животного. Отличие человека от животных (мышление, речь, труд).

Практические занятия:

Рассматривание таблицы «Человек», игра «Похоже - не похоже», рисование фигуры человека.

Тема 14: Человек – член общества. Доброжелательное отношение к людям.

Теоретические занятия:

Общество людей – условие жизни каждого человека. Значение обучения в жизни, развитии и воспитании каждого человека. Права и обязанности школьников.

Правила поведения человека на улице, в транспорте и других общественных местах. В природной среде.

Практические занятия:

Игра «Я – знаю», интервьюирование родителей «Значение воспитания в жизни ребёнка», интервьюирование одноклассников «Знаете ли вы обязанности школьников»

Игра «Зеркало», игры – имитации «В транспорте», «В магазине», «На улице», день вежливости

Тема 15: Обобщение.

Практические занятия:

Подготовка выставочных материалов, сбор и оформление тематических альбомов («Книга птиц», «Земля»), подготовка и участие в школьных и городских конкурсах, акциях («Неделя защиты животных», «Юные защитники окружающей среды», «Каждой пичужке – кормушка», «Ёлочка», «Страна ДИВ», «Скворечник», «Конкурс пришкольных территорий» и других) подготовка и проведение экологических праздников (В школе и детском саду.)

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1

Введение.

1

1

2

2

Село, в котором вы живёте.

1

1

2

3

Где и кем работают люди в городе.

1

1

2

4

Эстетическая выразительность сельской среды

1

1

2

5

Дороги и транспорт в селе. Их назначение..

1

1

2

6

Дороги в селе и городе.

1

1

2

7

Отрицательное влияние транспорта и дорог.

1

1

2

8

Правила поведения на транспортных магистралях.

1

1

2

9

Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в селе.

1

1

2

10

Дома в селе. Назначение  сельских построек

1

1

2

11

Дом, в котором вы живёте. Квартира, в которой вы живёте.

1

1

2

12

Кто живёт в квартире и доме.

1

1

2

13

Природа в селе.

1

1

2

14

Разнообразие животных и мест их обитания в селе.

1

2

3

15

Комнатные растения в квартире и школьном помещении. Живые существа в квартире.

1

2

3

16

Обобщение.

1

1

4

итого

16

18

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Природное и преобразованное трудом окружение человека. Предметы и изделия, созданные человеком, их значение в жизни людей (населённые пункты, дома, транспорт, одежда, мебель, продукты питания, лекарства, музыкальные инструменты и т. п.)

Практические занятия:

Игра «Я знаю», чтение и обсуждение сказки «Как появилось  село», Рисование «Мое село, город», работа с таблицей «Музыкальные инструменты»,

Моделирование «Транспорт»

Тема 2: Село, в котором вы живёте.

Теоретические занятия:

Название города. История возникновения города. Его расположение.

Тема 3: Где и кем работают люди в селе.

Теоретические занятия:

Профессии, предприятия села, сфера обслуживания населения села.

Практические занятия:

Интервьюирование родителей «Зачем селу ваша профессия?», экскурсия на предприятие села, рисование «Профессия моей мамы»

Тема 4: Эстетическая выразительность  сельской среды

Теоретические занятия:

архитектурные памятники, парки, транспорт, магазины, культурно – просветительские учреждения, аптеки, больницы, стадионы и т. п.

Практические занятия:

Исследование «Архитектурные памятники нашего села», сообщение «Транспорт села», интервьюирование одноклассников «Что вам нравится в нашем селе?»

Тема 5: Дороги и транспорт в селе.

Теоретические занятия:

 Назначение дорог. Транспорт – средство перевозки людей и грузов. Из истории транспорта в России. Эстетическая привлекательность машин (формы, окраска). Разнообразие транспортных средств в селе: машины специального назначения, грузовые и пассажирские.

Практические занятия:

Экскурсия в музей, рисование машин, создание макетов специализированных автомобилей,  создание диафильма «Село и машины»

Тема 6: Дороги в селе и городе.

Теоретические занятия:

Назначение дорог. Чем покрыты дороги в селе.

Практические занятия:

Экскурсия по микрорайону, исследования «Виды дорог и их покрытия»

Тема 7: Отрицательное влияние транспорта и дорог

Теоретические занятия:

Отрицательное влияние транспорта и дорог на жизнь живых организмов, в том числе и человека: шум, выхлопные газы, травматизм.

Практические занятия:

Исследования «Уровень шума у дороги», «Состав воздуха в близости дороги», плакаты в защиту природы от транспорта и дорог»

Тема 8: Правила поведения на транспортных магистралях

Теоретические занятия:

запреты игр и хождения по проезжей части дороги, выполнение правил перехода на перекрёстках с помощью светофора. Знакомство с дорожными знаками.

Практические занятия:

Игры « Мы – пешеходы», «Друг наш Светофорыч», рисование  плакатов по ПДД

Тема 9: Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в селе.

Теоретические занятия:

Состав выхлопных газов, влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.

Практические занятия:

Экскурсия по микрорайону, исследования «Газон у дороги», «Состояние деревьев и кустарников возле магистралей», рисование плакатов в защиту растений и животных в селе.

Тема 10: Дома в селе. Назначение  сельских построек.

Теоретические занятия:

Дома в селе. Их назначение. Эстетическая привлекательность домов и других архитектурных сооружений. Природные материалы, из которых построены различные дома.

Жилые дома, магазины, поликлиники, учебные заведения, театры. Музеи, промышленные предприятия, банки. Профессии людей, создающих дома.

Практические занятия:

Исследования «Из чего построен дом», интервьюирование родителей «В чём проблема нашего дома?», конкурс «Что нам стоит дом построить?»

Игра «Для чего построен дом?», сообщения детей о людях создающих дома

Тема 11: Дом, в котором вы живёте. Квартира, в которой вы живёте.

Теоретические занятия:

Внешний вид дома: архитектура, окраска стен, наличие балконов, зелёных площадок перед домом. Из каких природных материалов сделан дом, в котором вы живёте. Забота жильцов дома о его сохранности и благоустройстве. Территории, прилегающие к дому. Санитарное состояние квартиры: освещение, отопление, цвет обоев, пола, потолка. Разнообразие вещей в квартире (мебель, посуда, бытовые приборы, одежда и обувь)

Практические занятия:

проект: дом, в котором ты хотел бы жить.

Создание плана квартиры, игра «Наша квартира», сообщение «Проблемы современных квартир

Тема12: Кто живёт в квартире и доме.

Теоретические занятия:

Ваша семья. Взаимоотношения членов семьи. Занятия членов семьи. Обязанности. Соседи – жильцы вашего дома, доброжелательные отношения с ними. Дружеские отношения со сверстниками. Забота о маленьких детях, больных и престарелых людях. Культура общения с людьми.

Практические занятия:

Игра «Ежели вы вежливы», интервьюирование соседей «Кто живёт с тобой рядом»

Тема13: Природа в селе.

Теоретические занятия:

Зелёные насаждения в селе: естественные сообщества, парки. Их назначение: эстетическое, гигиеническое и рекреационное. Многообразие растений в сельских посадках: деревья, кустарники, травы.

Практические занятия:

Исследования «Проблемы растений в селе», экскурсия в парк, к реке, рисование «Как красиво зелёное село», чтение и обсуждение рассказа «Дерево», участие в посадке деревьев на территории школы.

Тема14: Разнообразие животных и мест их обитания в селе.

Теоретические занятия:

Разнообразие животных и мест их обитания в селе. Забота селян о привлечении животных в парки. Борьба с животными и насекомыми, приносящими вред здоровью людей и их хозяйству (мыши, крысы, клопы, тараканы, мухи)

Практические занятия:

Создание кормушек, организация кормления птиц

Тема15: Комнатные растения .

Теоретические занятия:

Комнатные растения в квартире и школьном помещении, их эстетическое, гигиеническое и познавательное значение. Многообразие  комнатных растений. Правила их расстановки. Уход за комнатными растениями с учётом их приспособленности к условиям существования.

Домашние животные и цели их содержания. Кошки и собаки – друзья человека. Правила ухода за ними. Участие детей в уходе за домашними животными. Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных в квартире.

Практические занятия:

Полив, рыхление, пересадка комнатных растений

Сообщение «Мой друг», организация фотовыставки «Я и мой друг», рисование домашних животных.

Тема16: Обобщение.

Практические занятия:

Подготовка выставочных материалов, сбор и оформление тематических альбомов, подготовка и участие в школьных и городских конкурсах, акциях («Неделя защиты животных», «Юные защитники окружающей среды», «Каждой пичужке – кормушка», «Ёлочка», «Страна ДИВ», «Скворечник», «Конкурс пришкольных территорий» и других), подготовка и проведение экологических праздников.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1

Введение.

1

1

2

2

Природные сообщества и человек.

1

1

2

3

Искусственные сообщества

1

1

2

4

Природные сообщества – места (дома) обитания живых организмов

1

1

2

5

Влияние природных сообществ на окружающую человека среду.

1

1

2

6

Лес, парк и человек.

1

1

2

7

Леса – естественные сообщества живых организмов.

1

1

2

8

Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека.

1

1

2

9

Парки и сады – искусственные сообщества живых организмов, их назначение.

1

1

2

10

Луг, поле и человек.

1

1

2

11

Многообразие растений и животных на лугу

1

1

2

12

Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека.

1

1

2

13

Поля – искусственные сообщества культурных растений.

1

1

2

14

Водоёмы в природе и жизнедеятельности человека.

1

1

2

15

Разнообразие водоёмов.

1

1

2

16

Водоёмы – источники водных запасов, пути сообщения среда обитания растений и животных.

1

1

2

17

Обобщение.

1

1

2

итого

17

17

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Природа – часть окружающей человека среды, среда обитания живых организмов. Человек и его связи с природой. Изменение природы под влиянием деятельности людей. Забота людей о состоянии природы.

Практические занятия:

Проект «Село доброжелательное к природе», исследования «Забота селян о природе», «Как изменил природу человек», подбор литературы по теме, рисование плакатов в защиту природы

Тема 2: Природные сообщества и человек.

Теоретические занятия:

Разнообразие сообществ живых организмов в природе.

Естественные (природные) сообщества: лес, луг, озеро, река, болото.

Практические занятия:

Работа с таблицами, рисование природных сообществ, игра «Мой дом»

Тема 3: Искусственные сообщества

Теоретические занятия:

Искусственные сообщества, созданные человеком – парк, поле, пруд.

Практические занятия:

Исследования близлежащих сообществ города, экскурсия в природу

Тема 4: Природные сообщества

Теоретические занятия:

Природные сообщества – места (дома) обитания живых организмов

Практические занятия:

Исследования «Места обитания», сообщения по теме, кинофильм «Природные сообщества», коллективные работы по теме

Тема 5: Влияние природных сообществ на окружающую человека среду.

Теоретические занятия:

Влияние природных сообществ на окружающую человека среду. Связи человека с природными сообществами.

Практические занятия:

Исследовательская работа, работа с литературой, работа с интерактивной энциклопедией

Тема 6: Лес, парк и человек.

Теоретические занятия:

Связи человека с лесом. Значение леса в жизни человека. Лес в произведениях искусства, в фольклоре.

Практические занятия:

Встреча с интересными людьми (лесничим), исследования «Лес в живописи», «Лес в сказках»

Тема 7: Леса – естественные сообщества живых организмов.

Теоретические занятия:

. Многообразие живых организмов лесного сообщества; связи между ними: пространственные, пищевые – как примеры приспособленности живых организмов к условиям существования.

Практические занятия:

Тема 8: Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека.

Теоретические занятия:

Правила поведения человека в лесу. Деятельность человека по сохранению и восстановлению лесов.

Практические занятия:

Составление «Свода законов Леса», просмотр кинофильма «Лес и Человек»

Рисование запрещающих знаков для туристов

Тема 9: Парки и сады

Теоретические занятия:

Парки и сады – искусственные сообщества живых организмов, их назначение. Роль парков и садов в жизни местного населения. Создание школьниками мини – парков на территории школы, у дома, на пустырях.

Практические занятия:

Посадка цветников, деревьев, кустарников на территории школы, уход за растениями, работа с таблицами

Тема 10: Луг, поле и человек.

Теоретические занятия:

Связи человека с луговыми сообществами. Луга – естественные сообщества травянистых растений, животных, грибов, бактерий. Художественное отображение лугов и полей в произведениях искусства.

Практические занятия:

Рассматривание таблиц «Сообщество луга», «Сообщества поля», «Сельскохозяйственные работы, исследования «Луга и поля в картинах», «Луга и поля в песнях»

Тема11: Многообразие растений и животных на лугу

Теоретические занятия:

Многообразие растений и животных на лугу, их взаимосвязи. Приспособленность. Места обитания, пища. Влияние животных на улучшение плодородия почвы, увеличение многообразия и численности луговых растений.

Практические занятия:

Рассматривание таблиц «Сообщество луга», «Сообщества поля», работа с интерактивной энциклопедией, подбор литературы по теме, рисование животных луга и поля.

Тема12: Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Теоретические занятия:

Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека. Влияние деятельности людей на улучшение или ухудшение качества лугов. Культура поведения человека на лугу.

Практические занятия:

Составление правил поведения на лугу, чтение и обсуждение сказки «Рассуждения шмеля»

Тема13: Поля

Теоретические занятия:

Поля – искусственные сообщества культурных растений. Из истории культурных растений. Выращивание культурных растений. Их значение в жизни людей. Сорняки. Профессии людей, занятых выращиванием культурных растений и домашних животных.

Практические занятия:

Участие школьников в  сельскохозяйственных работах, работа с гербарием, исследования «Откуда приехали растения поля»

Тема14: Водоёмы в природе и жизнедеятельности человека.

Теоретические занятия:

Связи человека с водоёмами: водоснабжение, рыболовство, рыбоводство, отдых, транспортные магистрали. Эстетическое значение водоёмов, их художественное отображение в произведениях искусства. Познавательное и практическое значение водоёмов.

Практические занятия:

 встреча с интересными людьми (инспектор «Экология и охрана водной среды») исследования «Водоёмы в произведениях художников», «Водоёмы в песнях народа», экскурсия к реке

Тема15: Разнообразие водоёмов.

Теоретические занятия:

Естественные – реки, озёра, болота. Искусственные – пруды, каналы, водохранилища. Влияние хозяйственной деятельности человека на чистоту водоёмов, многообразие водных растений и животных.

Практические занятия:

Работа с таблицами «Сообщества реки», «Сообщества пруда», исследования воды (на чистоту, наличие примесей), экологическая сказка «Жалоба реки», рисование плакатов в защиту водной среды

Тема16: Водоёмы

Теоретические занятия:

Водоёмы – источники водных запасов, пути сообщения среда обитания растений и животных. Народные традиции в отношении использования водоёмов. Поведение человека у воды и на воде. Участие школьников в операциях по очистке родников, берегов рек и озёр.

Практические занятия:

Участие в акции «Чистый берег», создание правил поведения у воды,

Тема17: Обобщение.

Практические занятия:

Подготовка выставочных материалов, сбор и оформление тематических альбомов, подготовка и участие в школьных и городских конкурсах, акциях («Неделя защиты животных», «Юные защитники окружающей среды», «Каждой пичужке – кормушка», «Ёлочка», «Страна ДИВ», «Скворечник», «Конкурс пришкольных территорий»), подготовка и проведение экологических праздников.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1

Введение.

1

-

1

2

Природа – среда жизни человека.

1

1

2

3

Природные ресурсы

1

1

2

4

Природное окружение – источник эстетических переживаний человека.

1

1

2

5

Здоровье человека и окружающая среда.

1

1

2

6

Природные условия и укрепление физического и духовного здоровья человека.

1

1

2

7

Здоровый образ жизни.

Активный отдых и его влияние на самочувствие, и здоровье человека.

1

1

2

8

Проблемы сохранения здоровья в современных условиях

1

1

2

9

Труд и жизнь человека.

1

1

2

10

Значение труда людей в создании искусственной среды

1

1

2

11

Различные виды труда людей.

1

1

2

12

Изменение природы под влиянием трудовой деятельности людей.

1

1

2

13

Земля – космический дом человечества.

1

1

2

14

Солнце – источник света и тепла на Земле.

1

1

2

15

Живые организмы на Земле.

1

1

2

16

Воздействие деятельности человека на природу Земли

1

1

2

17

Земля – космический дом человечества и всех земных организмов.

1

-

2

18

Обобщение.

1

1

итого

18

16

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Природное и социальное окружение – среда жизни, труда и отдыха человека. Забота об окружающей среде – долг и обязанность каждого человека.

Практические занятия:

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо», рисование плакатов в защиту окружающей среды, развешивание в микрорайоне

Тема 2: Природа – среда жизни человека.

Теоретические занятия:

Связи человека с природой. Потребности человека в воздухе, воде, пище, тепле, одежде и т. п.

Практические занятия:

Исследования «Откуда пришла одежда», «Откуда пришла пища»,

работа с интерактивной энциклопедией,

Тема 3: Природные ресурсы.

Теоретические занятия:

Природные ресурсы, необходимые для жизни и деятельности человека: воздух, вода, почва, горные породы, растения, животные, грибы и другие живые организмы. Использование человеком продуктов природы для изготовления продуктов питания, одежды, жилья, лекарств и т. п.

Практические занятия:

Исследования природных ресурсов, создание альбома «Природа и человек»

Тема 4: Природное окружение.

Теоретические занятия:

Природное окружение – источник эстетических переживаний человека. Видеть красоту в природе. Эстетическая выразительность линий, форм, красок, звуков, предметов и явлений природы. Что портит эстетическую выразительность природного окружения. Природа в произведениях искусства: литературе, музыке, живописи, фотографии. Забота людей о природе.

Практические занятия:

экскурсия в природу, подготовка фотовыставки «Природа любимая», подбор литературы по теме, подбор музыкальных произведений по теме, слушание музыки природы, экскурсия в художественный музей.

Тема 5: Здоровье человека и окружающая среда.

Теоретические занятия:

Физическое, духовное и психическое здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье.

Практические занятия:

Интервьюирование родителей «Факторы, определяющие здоровье», игры на свежем воздухе, обучение способам релаксации.

Тема 6: Природные условия и укрепление физического и духовного здоровья человека.

Теоретические занятия:

Здоровье человека и состояние окружающей природной и социальной среды: связи и зависимости.

Практические занятия:

Исследования «Влияние природы на настроение», «Влияние городского шума на общее состояние организма», просмотр учебного фильма

Тема 7: Здоровый образ жизни. Активный отдых и его влияние на самочувствие, и здоровье человека

Теоретические занятия:

Водные и воздушные процедуры и их роль в укреплении здоровья человека. Гигиенические требования к использованию водных процедур, воздушных и солнечных ванн.

Отдых среди природного окружения. Виды активного отдыха в природе: игра, спорт, труд, познавательная, творческая, промысловая деятельность. Культура отдыха в природном окружении. Отдых в условиях города: посещение парков, театров, музеев и т. д., занятия спортом на катках, водоёмах, спортивных площадках и др.

Практические занятия:

Составление распорядка дня, анализ распорядка, интервьюирование родителей «Водные и воздушные процедуры и их роль в укреплении здоровья ребёнка».

Организация фотовыставки по теме, рисование «Какой должен быть школьный двор», участие в «Дне здоровья»

Тема 8: Проблемы сохранения здоровья

Теоретические занятия:

Проблемы сохранения здоровья в современных условиях, забота об окружающей среде – забота о здоровье человека.

Практические занятия:

Участие школьников в благоустройстве ближайшего природного окружения (во дворе дома, у школы, на улице), встреча с интересными людьми (Медик)

Тема 9: Труд и жизнь человека.

Теоретические занятия:

Труд – основа жизни каждого человека и человеческого общества. Отличие сознательного труда людей от разнообразной деятельности животных.

Практические занятия:

Сообщения «Мой труд», «Труд моих родителей», «Труд животных», Работа на пришкольном участке.

Тема 10: Значение труда людей в создании искусственной среды

Теоретические занятия:

Значение труда людей в создании искусственной среды – среды жизнедеятельности человека, в получении продуктов питания, одежды, лекарств, создании произведений искусства и другой деятельности. Труд и здоровье человека.

Практические занятия:

интервьюирование родителей «Значение труда людей в создании искусственной среды», просмотр учебного фильма, сообщения о профессиях людей.

Тема11: Различные виды труда людей.

Теоретические занятия:

Различные виды труда людей. Машины – помощники человека в его трудовой деятельности. Качества человека – труженика.

Практические занятия:

интервьюирование родителей «Качества человека – труженика», создание макетов машин – помощники,

Тема12: Изменение природы под влиянием трудовой деятельности людей

Теоретические занятия:

Положительное и отрицательное влияние трудовой деятельности людей на окружающую среду. Эстетическое и санитарно – гигиенические качества природного окружения и их влияние на здоровье человека. Забота людей о сохранности и благоустройстве окружающей среды.

Практические занятия:

Проект села – будущего,

Тема 13: Земля – космический дом человечества.

Теоретические занятия:

Человек – житель планеты земля. Представление о планете Земля как о космическом теле. Вид планеты из космоса. Земля – одна из планет Солнечной системы.

Практические занятия:

работа с глобусом, интерактивное занятие по изучению темы

Тема 14: Солнце – источник света и тепла на Земле.

Теоретические занятия:

Значение Солнца для жизни на Земле. Тепловые пояса и природные зоны Земли.

Практические занятия:

Придумывание фантастического рассказа «Если бы не было Солнца», работа с таблицами «Времена года», интерактивное занятие «Тепловые пояса», работа с картами и атласами

Тема 15: Живые организмы на Земле

Теоретические занятия:

Зелёные растения и их роль для поддержаний условий жизни животных и человека.

Практические занятия:

Работа на пришкольном участке и в теплице

Тема 16: Воздействие деятельности человека на природу Земли

Теоретические занятия: 

Воздействие деятельности человека на природу Земли и её влияние на условия жизни живых организмов. Угроза жизни на планете.

Практические занятия:

Подготовка материалов ко «Дню Земли» (фото, рисунки, плакаты, поделки)

Тема 17: Земля – космический дом человечества

Теоретические занятия: 

Земля – космический дом человечества и всех земных организмов. Забота людей о сохранении природы Земли, среды жизнедеятельности человека

Практические занятия:

Игра «Космические путешественники», акция «Сохраним Землю»

Тема 18: Обобщение.

Практические занятия:

Подготовка выставочных материалов, сбор и оформление тематических альбомов, подготовка и участие в школьных и городских конкурсах, акциях («Неделя защиты животных», «Юные защитники окружающей среды», «Каждой пичужке – кормушка», «Ёлочка», «Страна ДИВ», «Скворечник», «Конкурс пришкольных территорий»), подготовка и проведение экологических праздников.

Планируемые  результаты и способы их проверки:

Обучающиеся должны знать:

-правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

-условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в красную книгу;

-окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

-существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

технологию изготовления поделок из природного материала.

-правила ТБ в кружке.

Обучающиеся должны уметь:

-общаться с природой;

-видеть и понимать красоту живой природы;

-воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

-проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;

-распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

-сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

-составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины;

-оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах;

-принимать правильные решения в экстремальных ситуациях (пожаре, бедствии и т.д.).

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

-любовь к людям и природе;

-ответственное отношение к окружающей среде;

-доброжелательность к живым существам;

-стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, -культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:

      Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

-вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления  знаний, умений и навыков по пройденным темам;

-текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;

-рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и  необходим для закрепления знаний и умений;

-итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.

Результативность:

      Результативность полученных знаний определяется при выполнении  практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы.

Учебные результаты:

       Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям:

  1. Усвоение теоретической части программы;
  2. Наработка практических навыков и умений;
  3. Эколого-просветительская деятельность;
  4. Исследовательская работа.

       Отслеживание ведется формами: собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

-приобретение практических навыков поведения в природе;

-активная жизненная позиция детей;

-экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

-разумное отношение к своему здоровью;

-сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

-способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;

-направленность личности в профессиональном выборе;

-сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

-выбор личных, жизненных приоритетов.

       Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и  исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.

Методическое обеспечение программы

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • сценарии праздников
  • рассказы о природе, о животных, птицах…
  • научные статьи по темам
  • методики проведения опытов
  • методики проведения экскурсий,
  • методики проведения наблюдений
  • конспекты занятий
  • печатные издания (книги энциклопедические, художественные, журналы, газеты)

Дидактический материал представлен:

  • таблица «Птицы средней полосы России)
  • таблица «Дикие животные»
  • таблица «Домашние животные»
  • таблица «Насекомые»
  • таблица «Морские животные»
  • таблица «Рыбы»
  • таблица «Природа осенью»
  • таблица «Природа зимой»
  • таблица «Природа весной»
  • таблица «Природа летом»
  • таблица «Сельскохозяйственные работы осенью»
  • таблица «Сельскохозяйственные работы зимой»
  • таблица «Сельскохозяйственные работы осенью»
  • таблица «Сельскохозяйственные работы весной»
  • таблица «Сельскохозяйственные работы летом»
  • таблица «Сообщества леса»
  • таблица «Сообщества луга»
  • таблица «Сообщества пруда»
  • таблица «Сообщества реки»
  • таблица «Сообщества болота»
  • таблица «Грибы»
  • таблица «Почвы»
  • таблица «Человек»
  • Карты
  • Атласы
  • Лучшие детские работы из методического фонда
  • «Красная книга»
  • Атлас – определитель природного мира
  • Методические игры
  • Экологические сказки
  • Тематические карточки с творческими заданиями

Учебные пособия

  • Гербарий
  • Коллекции камней
  • Коллекции почв
  • Тематические коллекции
  • Глобус

Лекционный материал представлен:

  • Беседы о природе
  • Беседы о животных
  • Беседы об искусстве

Материально - техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения:

  • Доска – 1 штука;
  • Столы – 10 штук;
  • Стулья – 20 штук;
  • Стеллажи для хранения натурного фонда – 4 штуки;

Инструменты и приспособления

  • Микроскоп
  • Колбы для постановки опытов
  • Горелка
  • Магниты
  • Безопасные ножи
  • Ножницы
  • Кнопки
  • Указка

Материалы

  • Ватман
  • Альбомы
  • Графитные карандаши
  • Скотч двусторонний
  • Семена
  • Растения

Оргтехника

  • Ноутбук
  • Видеопроектор
  • Интерактивная доска
  • Цифровой фотоаппарат

Электронные средства обучения

  • презентации по темам
  • аудио материалы (голоса птиц, голоса животных, звуки природы)
  • видеоматериалы по темам
  • электронные энциклопедии

Список литературы:

Для педагога:

1. Аквилева Г. Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения - М.: «Просвещение» 1988 .

2. Барышникова Г. Б. Наша Зелёная Планета  - Яр.:Академия развития 2006г.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми -  В.:ТЦ«Учитель» 2006.

4. Брыкина Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» -М.:«Вако» 2004 .

5. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников - М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.2004.

6. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога - М.:ТЦ «Сфера»,2001.

7. Виноградова Н.Ф. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы «Окружающий мир в произведениях живописи» - М.: Вентана-Граф,2006.

8. Волкова Т. В. Познаём мир - Волгоград 2008.

9. Горощенко В. П. Хрестоматия по природоведению -  М.: «Просвещение» 1979.

10. Дьячкова Г. Т. Олимпиадные задания. Окружающий мир - В.: «Учитель» 2007.

11. Елизарова Е.М. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2-3 классы: кружковая работа; занятия в группах продленного дня.- Волг.:Учитель. 2007.

12. Жиренко О. Е. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию - М.: «Вако» 2007.

13. Золотова Е. И. Знакомим детей с миром животных - М.: «Просвещение» 1988.

14. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

15. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты - М.: ТЦ. «Сфера» 2005с.

16. Мазнев Н. И. Лекарственные растения - М.: «Лада» 2006.

17. Маханеева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста  - М.:«Аркти» 2004.

18. Руднянская Е. И., Черезова Л. Б.Уроки экологии в начальной школе М.: ТЦ «Сфера» 2007.

19. Скорникова О. А. Защита ягодников от вредителей и болезней - Лен.: «Колос» 1981.

20. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение - Яр. «Академия развития», 1997.

21. Черемисина Л. Д. Основы экологии – младшим школьникам  - М.: «Аркти» 2006 с.

Литература для учащихся.

1. Адольф Т. А. Заповедными тропами – М.: «Просвещение» 1988с.

2. Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки – М.: «Художественная литература» 1988.

3. Бианки В. Лесная газета  - М.: «Правда» 1986.

4. Бианки В. Сказки Москва 2007

5. Новикова А. М. Русское народное поэтическое творчество Москва 1987.

6. Плавильщиков Н. Н. Природоведение С. – П. «Золотой век» 2001.

7. Седлецкая Е.А. Экологический букварь М.:Центр экологического просвещения и развития «Экопрос»,1994.

8. Чарушин Е. Рассказы Лен.: Детская литература» 1971.

9. Чижевский А. Е. Энциклопедия «Я познаю мир» Экология Москва «Астрель» 2006

10. Шалаева Г. Всё обо всём Москва 1994.

Интернет-ресурсы:

1. http://kladraz.ru/metodika/vneklasnye-meroprijatija-po-yekologi-v-nachalnoi-shkole.html  Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе

2. http://festival.1september.ru/articles/588893/ Экологическое воспитание школьников

3. https://infourok.ru/statya_zkologicheskoe_obrazovanie_i_vospitanie_mladshih_shkolnikov-480485.htm  Статья "Зкологическое образование и воспитание младших школьников"

4. http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/vneklasnye-zanjatija-po-yekologi-dlja-mladshih-shkolnikov.html  Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

5. http://www.eco.nw.ru/lib/data/14/2/040214.pdf - тексты для чтения по экологии для младших школьников

6. http://www.alegri.ru/deti/vs-dlja-devochek-i-malchikov/razvlechenija-dlja-shkolnikov/viktorina-po-yekologi-dlja-shkolnikov-s-otvetami.html Викторина по экологии для школьников с ответами

7. http://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Care7&trd=16051 Какие книги по экологии для младших школьников есть?

8. http://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/scenari-dlja-shkoly-scenari-dlja-detskogo-sada/vneklasnye-meroprijatija-v-nachalnoi-shkole/yekologicheskie-igry-dlja-mladshih-shkolnikov.html Экологические игры для младших школьников

9. http://free-biology.3dn.ru/publ/ehkologija/ecology_terms/2-1-0-2 Основные термины по экологии

10. http://rgdb.ru/novosti/1111-otkryt-nabor-v-ekologicheskij-kruzhok - Занимательные занятия по экологии для детей

11. centr-ekt.rudownload/catalog…po_ekologii.doc  Перечень программ по экологии

12. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

13. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

14. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

15.  http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

16.  http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

17.  http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Друзья природы"

Программа направлена на формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»...

Программа кружка "Друзья природы"

Программа разработана на 4 года по ФГОС...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Друзья природы"

Программа кружка затрагивает самые насущные проблемы современности. Детям интересно предоставляется информация о ЗОЖ, экологических проблемах, о строении организма, о многообразии животногои раститель...

Рабочая программа "Друзья природы"

Рабочая программа кружка "Друзья природы". Общеинтеллектуальное направление....

Программа по внеурочной деятельности "Юные друзья природы"

Учащимся младшего школьного возраста будет интересно узнать о природе родного края....

Работа с детьми с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Друзья природы»

Из опыта работы с детьми с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Друзья природы»...