Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у младших школьников
статья (2 класс)

Тонкова Елена Павловна
Мелкая моторика - движение мышц кистей рук с координацией «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Одна из сторон двигательной сферы ребенка, которая непосредственно связана с овладением ребенком предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Графо-моторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет правильно удерживать пишущий предмет, рисовать, раскрашивать, копировать узоры и т.д. Графо-моторные навыки включают в себя мелкую моторику (контроль силы и быстроты движений кисти и пальцев). Зрительный анализ и синтез, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация, пространственная ориентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _ebec1.doc23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области

Доклад на ШМО начальных классов

На тему:

«Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у младших школьников

»





Учитель начальных классов: Тонкова Е.П.

2020-2021г.

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у младших школьников

      Мелкая моторика -  движение  мышц кистей рук с координацией «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Одна из сторон двигательной сферы ребенка, которая непосредственно связана с овладением ребенком предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

      Графо-моторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет правильно удерживать пишущий предмет,  рисовать, раскрашивать, копировать узоры и т.д.

       Графо-моторные навыки включают в себя мелкую моторику (контроль силы и быстроты движений кисти и пальцев). Зрительный анализ и синтез, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация, пространственная ориентация.

Развитие мелкой моторики ребёнка 6-7 лет —показатель готовности к обучению в школе. Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим речевое развитие ребенка.

       Доказано, что период с 4 до 7 лет является сенситивным для развития графо-моторных навыков и ручной умелости, а мышечная память в этот период очень цепкая.

Рассмотрим возрастные особенности развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

-   В 1 год: малыш перекладывает предмет из одной руки в другую, берет 2 предмета одновременно и стучит ими, хватает предметы большим и указательным пальцем, вынимает предметы из ящика и складывает их обратно, показывает указательным пальцем, переворачивает страницы, собирает пирамидку, ставит кубики друг на друга.

- В 2 года: малыш собирает картинку из 3 частей, чертит на бумаге, расстегивает молнию, снимает одежду, расстегивает крупные пуговицы, переворачивает страницы по одной, открывает и закрывает крышку на банке.

- В 3 года: малыш хватает карандаш 3 пальцами, надевает бусинки на проволоку, находит предмет в песке без подглядывания, сгибает лист посередине и складывает его, рисует круги, собирает картинку из 4 частей, застегивает крупные пуговицы.

- В 4 года: режет ножницами, застегивает и расстегивает пуговицы, проводит линию, соединяющую предметные картинки, откручивает болт, поворачивает ключ в замке, держит правильно карандаш, собирает крупный пазл, рисует фигуру человека, открывает спичечный коробок.

Формирование двигательных навыков продолжается до 5-7 лет.

Рассмотрим возрастные особенности развития графо-моторного навыка при нормальном развитии:

- В 1,5-2 года: малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения, не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

-В 2-3 года: как правило,  малыш держит карандаш сверху, зажимая его в кулаке, движения спонтанные.

-В 3-3,5 года: линии становятся более определенными, четкими, осмысленными, улучшается координация при выполнении вертикальных движений, овалы и круги неровные. Умеет ограничивать длину линий и рисовать их почти параллельными.

-В 5 лет: выполняет горизонтальные и вертикальные линии. Способен ограничивать протяженность линии, делать их более ровными, четкими, правильно удерживая пишущий предмет. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

-В 6-7 лет:  копирует геометрические фигуры, соблюдая их пропорции и размер. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. В  этом возрасте ребенку доступны любые штрихи и линии.

Основные направления в работе по развитию графо-моторных навыков.

Цели: развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготовить руку ребенка к письму. Сформировать элементарные специфические графические навыки. Развивать зрительно-моторную координацию, точность, гибкость, ритмичность движений. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

При развитии графических навыков ставятся следующие задачи: - научить ребенка правильно держать карандаш, проводить различные линии  по образцу, дорисовывать, закрашивать, не выходя за контур, копировать, штриховать, дорисовывать зеркально рисунок, продолжать рисовать узор далее, по образцу, графические диктанты. Учить работать, соблюдая  правильную осанку.

Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр (на физкультминутках)– позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает мелкую моторику, помогает снять напряжение.

Нетрадиционный метод Су-Джок терапии (массажные колечки, шарики и валики), самомассаж, точечный массаж- активизация речевых зон головного мозга, нормализация тонуса мышц.

Упражнения, направленные на развитие графических навыков:

1) Работа в тетрадях в клетку, в прописях.

2)Обводка по трафаретам и линейкам.

3) Знакомство с различными линиями, пространственная ориентация на листе и в тетрадях в клетку.

4) Выполнение различных штриховок.

5) Рисование, дорисовка карандашами.

Обучение правильному захвату карандаша следует начинать, когда ребенок впервые его берет для рисования. К школе навык письма должен быть доведен до автоматизма.

Признак недостаточной работы пальцев рук - поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Этапы формирования правильного графического навыка

Учимся рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии:

-Обводка линий, рисование линий по образцу.

-Учимся соединять линиями точки, предметные картинки. «Соедини одинаковые картинки, соедини, кто что ест».

-Рисуем прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.  «Проведи машину по дорожке, ежика к грибочку».

-Прямые и наклонные параллельные линии. «Рисуем иголки у елки, бревна у дома».

-Полуовалы верхние, нижние. «Рисуем грибочки».

-Круги и овалы. «Рисуем колеса, огурчики».

-Ломаные линии (плавно передвигая руку). «Рисуем забор».

-Волнистые линии, прерывистые линии. «Рисуем волны, дождик» .

Учимся обводить:  по трафарету, линейкам (внутри), формочки (снаружи), по контуру фломастером, через кальку.

Учимся штриховать:

-  В тетради в клетку (крупную, мелкую) – обводим  горизонтальные линии, обводим вертикальные линии, обводим горизонтальные и вертикальные линии.

- Горизонтальными линиями, вертикальными, наклонными, волнистыми, зигзагообразными, прерывистыми, петлеобразными линиями и т.д.

Учимся дорисовывать предметы:

-Отдельные элементы.

-Вторую половину (зеркально).

Учимся работать в тетради в клетку:

-Рисование орнамента по клеткам по образцу далее.

-Срисовывание узоров, рисунка по образцу.

-Графические диктанты.

-Зеркальная дорисовка по клеткам.

Учимся печатать буквы, цифры:

Формирование графического образа букв, цифр, дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство, профилактика зеркального написания графем и цифр.

Основные направления работы по возрастам и возрастным группам  над улучшением крупной и мелкой моторики рук, развитию графо-моторных навыков.

2-3 года (первая младшая группа):  Мотивировать двигательную активность в игре. Развивать умение согласовывать движения с текстом стихотворения. Для развития мелкой моторики необходимо: выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (массаж роликами, кольцами Су-джок).

3-4 года (вторая младшая группа): Формирование правильной постановки руки при рисовании, умения рисовать вертикальные и горизонтальные линии. Раскрашивать предметы, обводка по контуру. Развитие мелкой моторики сопровождать стихами, массаж кистей  и пальцев рук, пальчиковая гимнастика), игры на развитие тактильного восприятия - нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом, макаронами («сухой бассейн»), игры с песком.

4-5 лет (средняя группа): Формирование умения рисовать прямые линии, округлые линии, круги, овалы. Раскрашивание, не выходя за контур, обводки по линейкам, формочкам, по контуру через кальку. Для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, массаж рук карандашами, кольцами Су-джок, прищепками, использование кистевого эспандера, шнуровки, «сухой бассейн», игры с палочками, прищепками и др. упражнений и игр.

5-6 лет (старшая группа): Формировать умение  рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии. Штрихование в тетради в клетку (обводка вертикальных и горизонтальных линий),  по образцу вертикальных, горизонтальных параллельных линий, наклонных, волнистых и др. не выходя за контур. Печатать буквы алфавита в тетради в линейку, цифр в тетради в крупную клетку (в двух клетках). Для мелкой моторики используем ниткотерапию (нитка, цепочка), работу с проволокой, ножницами, бумагой, пластилином и пр.

6-7 лет (подготовительная группа):  Завершение работы по подготовке руки ребенка к письму. Ознакомление с тетрадью в клетку и умение ориентироваться в ней. Формирование умения проводить прямые и замкнутые линии в ограниченном пространстве (клетке, линейке). Рисование в тетради в клетку сложных изображений, предметов, требующих анализа и синтеза.  Написание букв, слогов, слов, предложений печатными буквами в тетради в мелкую клетку. Все задания направлены на развитие глазомера, четкой координации.

Для развития мелкой моторики и координации важно, чтобы ребёнок систематически упражнялся разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей (спичек и пр.). Выполнение заданий на завязывание бантиков, развязывание узелков, плетение косичек и др.

Творческие занятия по изобразительной деятельности,  направленные на развитие мелкой моторики рук: 1) Рисование в традиционных и нетрадиционных техниках (ладонью, пальцами рук) с использованием самых разнообразных изобразительных и инструментов (зубная щетка, ватные палочки и др.)

2) Рисование красками, кисточками, карандашами, по манке и пр.. 3) Аппликации разными техниками (обрывания, с использованием природного материала, пластилина). 4) Лепка с использованием различных дополнительных материалов (семена, крупы, камушки, бусинки и др.) 5) Конструирование из бумаги и др.

Развитие ребенка в быту, ручной труд: 1) Стирка вручную мелких предметов одежды. 2) Помощь родителям при приготовлении пищи, мытье посуды. 3) Одевание, раздевание,  складывание одежды, завязывание шнурков, застегивание пуговиц и пр. 4) Шитье, пришивание пуговиц, вышивка, изготовление бус, вязание, плетение. 5) Изготовление поделок из различных материалов (в том числе природных).

Некоторые виды игр для детей 2-4 лет по развитию мелкой моторики:

-Крутить волчки.

-Скатывать из пластилина шарики и колбаски, разрезать их стеком пополам, отрезать  от них части.

-Набирать  воду из стакана пипеткой и капать по капельке.

-Складывать лист бумаги пополам и еще пополам.

- Закручивать и откручивать крышечки на бутылках.

-Рисовать по манке.

-Разложить по чашкам фасоль и горох двумя рукамим  (рис и гручку). -Собирать в одну руку пуговицы той же рукой (карандаши). Поменять руку.

-Прятать платок в руке одной рукой, потом в другой.

- «Пальчики шагают» по столу вперед и назад в «туфельках» (крышечках от бутылок).

- Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, крючки на одежде.

- «Вешаем сушить»- прищепляем прищепками платки на веревку.

-Завязывать и развязывать узелки на веревке.

- Сминать и расправлять листы бумаги.

- Отрывать клочки от листа бумаги. Отрывать полоски от листа бумаги сверху вниз.

-Наматывать на клубок ниток толстую нитку, разматывать.

-Щелчками пальцев сбивать шашки и т.п.

-Отрезать ножницами кусочки бумаги.

-Заводить игрушки с моторчиком и пускать их в воду.

-Двумя пальцами крутить карандаш на столе и в воздухе.

-Щелкать средним и большим пальцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие на тему: "Развитие мелкой моторики рук"

Данное занятие направлено на развитие тонко-координированных движений кисти и пальцев рук, формированию навыка работы с мелкими предметами и шнурками....

Выступление на собрании перед родителями будущих первоклассников на тему «Развитие мелкой моторики рук»

В выступлении даются рекомендации по развитию мелкой моторики рук ребёнка перед школой....

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста посредством организации пальчиковых игр»

Данная программа направлена на организацию работы по развитию у детей среднего дошкольного возраста мелкой моторики рук, воображения и творческих способностей, что способствует успешному у...

Из опыта работы: "Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности у младших школьников с ОВЗ".

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее д...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...

Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребено...