рабочая программа " Театральная студия"
рабочая программа (2 класс)

Потемкина Людмила Леонидовна

Программа рассчитана на 34 часа  в год  (1 час в неделю).

Цель:  Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

 Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра.

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

 

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Наименование раздела, темы

Количество часов

Содержание

1.Культура и техника речи.

3

Мимика и жесты. Сценки без слов.

Понятие «общение», говорить и слушать.

Речевой этикет в различных ситуациях.

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

Логика  Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

Игры со словами.

Интонация речи. Выражение основных чувств.

 2.Основы театральной  культуры.

2

 Заочная экскурсия в чудесный мир театра.   

3. Театральная деятельность.

12

Что такое театр. Виды театров.

Рождение театра в России..

Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

Театральные профессии. Игра актёров.

Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

Театральная афиша, театральная программа.

Виды театрального искусства.

 

  1. Театральная игра, ритмопластика.

7

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

Работа над отдельными эпизодами.

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

Выбор и распределение ролей.

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

Генеральные репетиции всей пьесы.

Показ спектакля зрителям.

 

 

 

  1. Работа над спектаклем.

9

 

  1. Театрализованное представление.

1

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа49.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пречистенская средняя школа

Утверждена приказом

директора школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Театральная студия»

2    класс

( общекультурной направленности)        

                                                                                                                                                                          Потемкина Людмила Леонидовна

                                   учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2018-2019г

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №2106 от 28.12.2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья обучающихся, воспитанников»;

 -  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидеомиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированным Минюстом России 03.03.2011, рег. №19993;

 -  письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;

 - письмом Департамента образования ЯНАО от 14.05.2012 № 801-15-01-2431 по организации внеурочной деятельности обучающихся;

    -Образовательной программой Пречистенской средней школы

Программа рассчитана на 34 часа  в год  (1 час в неделю).

Цель:  Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

 Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра.

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Наименование раздела, темы

Количество часов

Содержание

1.Культура и техника речи.

3

Мимика и жесты. Сценки без слов.

Понятие «общение», говорить и слушать.

Речевой этикет в различных ситуациях.

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

Логика  Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

Игры со словами.

Интонация речи. Выражение основных чувств.

 2.Основы театральной  культуры.

2

 Заочная экскурсия в чудесный мир театра.    

3. Театральная деятельность.

12

Что такое театр. Виды театров.

Рождение театра в России..

Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

Театральные профессии. Игра актёров.

Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

Театральная афиша, театральная программа.

Виды театрального искусства.

  1. Театральная игра, ритмопластика.

7

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

Работа над отдельными эпизодами.

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

Выбор и распределение ролей.

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

Генеральные репетиции всей пьесы.

Показ спектакля зрителям.

  1. Работа над спектаклем.

9

  1. Театрализованное представление.

1

Календарно -  тематическое планирование

Наименование раздела, темы

Количество часов

Виды деятельности

Личностные результаты

Метапредметные результаты

 Культура и техника речи.

3

Рассказывать об

истории театра.

Делать артикуляционную

гимнастику.

Произносить на

одном дыхании

длинную фразу или

четверостишие

У учеников будут сформированы:

• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;

• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной

 литературы;

• осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

 Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• обращаться за помощью;

• формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• слушать собеседника;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, приходить к общему решению;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основы театральной культуры.

2

Выбирать вид

чтения в

зависимости от

цели.

Распределять роли.

У учеников будут сформированы:

• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;

• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной

 литературы;

• осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

 Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• обращаться за помощью;

• формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• слушать собеседника;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, приходить к общему решению;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Театральная деятельность.

12

Демонстрировать

нормы поведения в

театре. Наблюдать

за особенностями

театрального

творчества.

У учеников будут сформированы:

• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;

• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной

 литературы;

• осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

• анализировать причины успеха/неуспеха. • Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• обращаться за помощью;

• формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• слушать собеседника;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, приходить к общему решению;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Театральная игра, ритмопластика.

7

Моделировать

различные

ситуации

поведения в школе

и других общественных

местах. Взаимодействовать

с партнерами.

Действовать на

сценической

площадке

естественно.

У учеников будут сформированы:

• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;

• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной

 литературы;

• осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

• анализировать причины успеха/неуспеха. • Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• обращаться за помощью;

• формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• слушать собеседника;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, приходить к общему решению;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Календарно-поурочное планирование

зан

Тема занятия

Форма организации

Дата план.

Дата факт.

1

Вводное  занятие        

        

Игровые упражнения со свечой ,испорченный  телефон.

4.09

2

Театральное искусство

 Индивидуальная работа :дикция , дыхание, интонация. Игры по развитию языковой догадки:» Рифма, «Наборщик.»

11.09

3

Дорога в театр

 Индивидуальная работа: дикция, дыхание, интонация. Игры. Направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

18.09

4

Что возьмем в театр

 Заочная экскурсия в чудесный мир театра. Просмотр  слайдов.

25.09

5

Когда нужно приходить в театр

        

  Работа у зеркала. Этюды «Мороженое», «Разговор по телефону», «Звуковые потешки».

2.10

6

Театральные профессии

 Обсуждение текстов типа повествование, рассуждение. описани е,придуманных учащимися.  Работа в  остром рисунке в  «маске».

9.10

7

В театре. Перед спектаклем.

 Сценический этюд «Диалог-звукоподражание и разговор животных.

16.10

8

Антракт

Аплодисменты

Освоение  сценического пространства ( сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка и полотенце», « ремень и пилотка».

23.10

      9

Создание спектакля

 Чтение сказки, обсуждение и дополнение.

30.10

10

В мастерской художника и костюмера

Изготовление атрибутов к сказке,      элементов костюмов.

13.11.

11

Мастерская актера и режиссера

 Изготовление афиши к спектаклю, пригласительных билетов.

20.11.

12

Придумываем и делаем костюмы

 Распределение ролей.  оформление сцены.

27.11.

13

Театральные маски

 Игровые упражнения, индивидуальная работа.

04.12.

14

Делаем декорации

(практическое занятие)

 Обыгрывание элементов костюмов.

11.12.

15

В мастерской бутафора

 Показ пьесы- сказки «Колобок».

18.12.

16

Пальчиковые куклы

Речевой этикет  в различных ситуациях. Проигрывание мини – сценок.

25.12.17

17

Пальчиковые куклы

 Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание  мини-сценок.

15.01.

18

Играем в сказку        

 Пантомимические этюды «Один делает- другой мешает». Движение в образе.

22.01.

19

Наши эмоции        

 Тренировка ритмичности движений.

29.01.

20

Изображение различных эмоций        

.

 «Веселые сочинялки»(тексты повествования, описания, рассуждения)

05.02.

21

Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса        

 Мини конкурс на лучший сценический вымысел по произведениям  детских писателей.

12.02.

22

Настроение героев        

Тренировка ритмичности движений.

19.02.

23

Игровой урок        

Диспут – игра «Учимся общаться.2

26.02.

24

Преодолеем страх        

Изучение основ сценического мастерства.. Проигрывание отдельных эпизодов..

05.03.

25

Делаем афишу и программки

. Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях.

12.03.

26

 Использование интонаций в различных образах.

 Тестирование «Особенности эмоций». Анализ текста.

19.03.

27

 Воображаемые интонации на тему: «Если бы.»

 Создание сценических этюдов: «В такси»,»На улице», «В транспорте», «На отдыхе».

26.03.

28

Воображаемые ситуации на тему:»Предлагаемые обстоятельства.»

 Беседа «Дружба» Разрешение ситуаций.

02.04.

29

 Формирование произношения, артикуляции.

Постановка речевого  голоса. Тренинг правильной дикции.

09.04.

30

 Быстрота и четкость проговаривания слов и фраз.

 Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширение словарного запаса, артикуляции.

16.04.

31

 Согласованность действий актеров и развитие внимания.

Изучение основ сценического мастерства. Проигрывание отдельных эпизодов.

23.04.

32

Знакомство с отрывками музыкальных произведений, звучащих в спектакле.

 Обсуждение подобранных музыкальных произведений к сценарию.

30.04.

33

 Выразительность речи и подлинность поведения в сценических условиях.

Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам.

07.05.

34

 Инсценировка басен  И.А. Крылова.

 Премьера  басен  И. А.Крылова.

14.05.

                   

Приложение 1

Игры на развитие внимания и воображения

Картинки из спичек.

 Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности “строительного материала”, - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковер), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было “нарисовано” у него на спине. Упражнение кажется очень простым. На самом деле, оно тесно связано с самым загадочным разделом “системы” Станиславского “Лучевосприятие и лучеизлучение”, знаменитым “Radiation”, как называл это М. Чехов, его гениальный ученик – оппонент. (“Комментаторы трудов Станиславского давно установили, что многие термины, которые он применял, (в том числе, например, “лучеиспускание”), заимствованы из книг известного французского психолога Т. Рибо. Менее охотно комментаторы упоминают о знакомстве создателя “системы” со старинной индийской йогой, с методами “самопознания” и “самоосвобождения”, выработанными этой религиозно-философской школой еще во II в. до н. э. Сам Станиславский этого не скрывал. “Индусские йоги, достигающий чудес в области поди сверхсознания, дают много практически советов”, — писал он. Йоги “подходят к бессознательному через сознательные подготовительные приемы”. Йогой навеяны слова Станиславского о “неразрывной связи физического ощущения с душевными переживаниями”. Связь была очевидна, весь вопрос опять же состоял в том, с чего начинать: с “физического ощущений” или с “душевного переживания”?                           

Станиславский спрашивал себя: “нельзя ли подойти к возбуждению эмоций со стороны нашей физической природы, то есть идти внешнего к внутреннему, от тела к душе”? Данная запись относится к 1911 г., и потому можно предположить, что в ней сказалось влияние Крэга, ибо Крэгу такой путь — “от тела к душе” — представлялся единственно практичным. Но и в 1909 и в 1910 г. Станиславский предпочитал еще иной, обратный путь: “от души к телу”, от подсознания — к сознанию, от внутреннего к внешнему. Верно направленное “духовное переживание” (“стрела”), полагал он, высвобождает “прану”, т. е. мышечную энергию, сопутствующую как “лучеиспусканию”, так и “лучевосприятию” и придающую чувству пластическую форму”.)[1]

 Стоит дать рисующему задачу – “не захотеть”, чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, “обманывая”, пытается сбить накал внимания партнера нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

Роботы

Играют двое. Первый – участник, дающий “роботу” команды. Второй – “робот”, исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

  1. Умение поставить точно сформулированную задачу для “робота”
  2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

Преподаватель должен четко проследить за тем, чтобы команды подавались не “вообще”, а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой – либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого “робота”, важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. “Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очередности. Здесь тоже речь идет о “лучеизлучении и лучевосприятию”, так как вербальный ряд, хотя и играет важную роль в общении участников, главная ценность упражнения – установление внутреннего контакта между участниками, создание индивидуального для каждой пары играющих ритма подачи команд и их исполнения, внутренней собранности и погруженности в то, что происходит между “роботом” и его “повелителем”. Особое внимание уделяется, повторим, продуктивности действия, достижению его физического результата, ибо, только выполнив задачу, участники могут гордо заявить, что “робот” сумел выполнить ту или иную работу. Можно добавить, что для обострения игрового начала упражнения бывает целесообразно установить временные рамки упражнения или провести конкурс на самого быстрого “робота”.

     

Рисунки на заборе

Особую роль в развитии внимания и воображения имеет игра. Ее значение в воспитании абстрактного мышления трудно переоценить. Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на “заборе” (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы “рисунок” участника не “налезал” на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения  художественных достоинств. Здесь “каждый – гений”, что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и “коллективного воображения”, доверия к способностям партнера. Воспитание доброжелательного отношения к творчеству других, уважения к чужому мнению – необходимые элементы развития гармоничной личности. В этом смысле, упражнение “Рисунки на заборе” просто незаменимо.

Упражнения, приведенные выше, так или иначе, обращены на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка. Но не менее важно развитие сообразительности, “игры ума”. Принципиально важно в приводимом курсе то, что ребенок приобретает не просто навыки свободы поведения в этаком американском духе “to get fun”, а подчиняет ее (свободу поведения) и свою фантазию некоей цели, творческой задаче. Так и хочется употребить термин Станиславского “сверхзадача”, однако не стоит лишний раз углубляться в терминологию, ибо, как сказано в немецкой пословице, “всякое сравнение хромает”.

Ниже будут приведены упражнения А.К. Михайловой, которые соединяют в себе элементы общего развития с постижением самых первых шагов освоения понятия “характер”, хотя бы в смысле постижения того, что такое – индивидуальные отличия, особенности.

Клоун – раскидай

Каждый ученик класса создает своими руками из одних и тех же материалов и по единой технологии, определяемой преподавателем, куклу клоуна в соответствии со своим индивидуальным представлением о том, как он должен выглядеть: раскрашивает лицо, подбирает элементы костюма и тому подобное. Это задание, понятно, выполняется не на одном занятии, а в течение нескольких уроков. Работе с материалами, беседам с педагогом о том, каким хотелось бы видеть своего клоуна каждому из учеников, могут быть посвящены 5-6 занятий. По окончании изготовления куклы преподаватель предлагает каждому из детей “оживить” своего клоуна, дает возможность нескольким клоунам вступить в диалог, разыграть простейшие ситуации. Кроме чисто творческого начала в этом упражнении присутствует такой необходимый в развитии ребенка элемент, как тренировка мелкой моторики в период создания куклы и во время освоения ее управления. Важность этого трудно переоценить. Кроме того, кукла, сделанная своими руками, и наделенная чертами, которые вдохнул в нее сам ребенок, оказывается для него куда более любимой и дорогой игрушкой, чем все радиоуправляемые трансформеры и прочие достижения игрушечной индустрии.

Мозаика

Детям предлагается разложить на листе-рисунке набор из слов на тему заданную педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся того рисунка, на котором они разложены. Любопытно, что часто дети с затрудненной речью лучше и легче остальных выполняют эти упражнения., так как в процессе расстановки слов они “репетируют” фразу, которую собираются позже произнести вслух. Педагог следит за тем, чтобы рассказы детей не повторялись и были бы в той или иной степени с общей темой, задаваемой рисунком, на котором складывается “мозаика”.

Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой “цирковой номер”, рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего “номера”. Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребенок воображает свой номер, то, что он делает “на арене”, тем ярче работает его художественная фантазия.

Естественно, что все эти упражнения и задания - далеко не все, что необходимо для воспитания внимания, сообразительности и творческого воображения у младших школьников. Изложение именно этого курса приводится здесь последовательно потому, что он наиболее полно, как кажется, соответствует реализации методических требований, приведенных во вступительной части этой программы. Работа над этими заданиями занимает 40-45 минут во второй части занятия, после которой следует вторая перемена, которая длится 10-15 минут, чуть дольше, чтобы дети могли отдохнуть, перестроиться, сбросить груз психоэмоционального напряжения.

Третья часть урока базируется на упражнениях школы актерского тренинга, которые опираются на материал, доступный детскому мироощущению: детских стихах, баснях, любимых всеми играх, инсценированных песнях.

Повторю, каждый преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, наверняка имеет множество своих “секретов” в этом деле, поэтому приведем те задания и разработки, которые уже много лет успешно используются в подготовке младших классов и прошли длительную практическую апробацию:

Говорим по-болтунски!

Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский). Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно затруднительно для взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный отклик. Изобретательность детей столь высока, что, чаще всего, они почти сразу, поняв задание и заговорив “по-болтунски”, используют довольно точные рифмы, вернее их звукоподражающее соответствие. Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность действия. Заметим, дети почти всегда блестяще исполняют это упражнение.

Зеркало

Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом, другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения является Кривое зеркало. Преподаватель может “наделить” отражение некоторыми характерными чертами, той или иной “кривизной”, за счет чего искажаются формы отражения. Оно может быть гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее…

Вредные советы”

Игра  “на вылет”. Можно выбрать любую детскую игру, при которой остается один проигравший. Именно этот проигравший читает стихи из книги Г. Остера “Вредные советы”. Таким образом, дети, слушая других, запоминают текст быстрее. Чтение наизусть перед одноклассниками позволяет педагогу осуществлять постоянный контроль за овладением культуры речи. Важен и момент выбора материала (стихов, песен). Прежде, чем остановиться на каком-либо конкретном произведении того или иного автора (в данном случае Г. Остера), педагог на уроках читает детям несколько произведений, принадлежащих перу разных авторов, обсуждая с детьми их достоинства, особенности. Такая работа способствует сплочению коллектива, стиранию возрастных барьеров, (в этом возрасте разница в 1-2 года очень ощутима), воспитанию литературного вкуса.

Елки-палки”

Детям предлагаются для игры следующие предметы: гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки. При их помощи просят создать “лес”, “паровоз”, какое-либо место действия, объект и тому подобное. Разрешается дудеть, прыгать, лежать на полу, подражать ветру и так далее. Важно, чтобы создание общего места действия или предмета захватило всю группу, чтобы никто не остался безучастным к происходящему. Педагог следит за пластическим выражением эмоций, за жестом, направляя детей к работе “от плеча”, а не “от локтя”.

Цирк

Традиционное для русской актерской школы упражнение. Применительно к младшей возрастной группе, важно помочь детям почувствовать важность и значимость выхода “на арену”, создать атмосферу приподнятой торжественности, праздника. “Цирк” – прекрасная форма для проведения контрольного урока в конце учебного года.

Баранья голова”. “Машинка”.

Игры, которые развивают и помогают концентрировать внимание. Также – традиционные упражнения. Применительно к младшим школьникам, лучше использовать Баранью голову, игру, в которой каждый произносит одно произвольно придуманное слово, повторив предварительно все слова, придуманные другими участниками. В случае, когда чье-либо слово забыто, надо произнести: “баранья голова”, после чего продолжить перечисление. Побеждает самый памятливый и внимательный участник. Любопытно, что игра прекрасно развивает ассоциативную память, слова ассоциируются с людьми, их произносившими, что является дополнительной подсказкой в игре.

Тепло –холодно

Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к спрятанному педагогом предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в минор, убыстрение, замедление темпа и т.д.). Ребенок сосредотачивает свое внимание параллельно на двух объектах (предмет поиска и звучание музыки). Это дает дополнительный эффект в деле развития внимания и музыкального слуха.

Люди – самолеты, люди – мотоциклы.

Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата. Кроме того, оно важно в воспитании у ребенка чувства группы, партнерства и дает возможность изменения отношения к объекту.

Группа становится по кругу, и преподаватель, играющий роль руководителя полетов (заездов мотоциклистов), подает команды: “на взлет”, “выезжайте на рулежную дорожку”, “взлет”, “набор высоты” и т.д. У всех участвующих в игре предполагается один тип самолетов (спортивные, грузовые, военные и т.д.). Исходя из этого, ученики голосом воспроизводят звук моторов этих машин. В зависимости от высоты и типа самолета дети ведут себя соответственно в “полете”. “Диспетчер” просит “самолеты” развернуться, увидеть аэродром посадки, “приземлиться” и выключить “двигатели”.

С миру по строчке…

Каждому ученику дается  по порядку строчка из стихотворения или басни, известной всему классу. Задача группы – составить из этих последовательных строчек рассказ, смысл которого меняется в зависимости от задания педагога (группа – прокурор, адвокат героя и т.п.). Дело не в том, чтобы выстроить интонацию, а в том, чтобы на действие, заданное преподавателем, каждая строчка была бы нанизана, как бусинка на нить. Это дает возможность не только физически ощутить “вкус” действия, но и, с изменением задания, прикоснуться к очень важному понятию – интерпретации. Впоследствии, произведения, сыгранные в таком ключе могут быть вынесены на контрольный урок.

С днем рождения!

День рождения каждого ученика класса является праздником для всех. Вот почему очень важно приучить группу к тому, что накануне дня рождения кого-либо из класса все готовят творческий подарок, не связанный с приобретением дорогостоящих игрушек. Это могут быть песенка, танец, стихотворение, новое упражнение, в центре которого должен быть новорожденный. Педагог не должен контролировать подготовку поздравлений явным образом, и даже в случае неуспеха какого-либо поздравления, должен поддержать их усилия и поблагодарить за самостоятельность в работе. Дело в том, что самостоятельная работа на сцене, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем многие упражнения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то сделать самому. Это следует приветствовать самым активным образом.

 

Приложение 2

Упражнения для развития хорошей дикции 

  • Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.

 

 

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

 

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

 

 

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

  • С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.

 

Вопрос

Ответ

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?      

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?       

И    Э    А    О    У    Ы.        

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

 

Тренинг согласных звуков

  • Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л]            – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р]            – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п]    – хлопки в ладоши;

[д] - [т]    – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к]    – щелчки;

[з] - [с]    – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф]   – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

  • Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.

 

Приложение 3

Скороговорки

  • Как известно бобры добры,

Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр!

 

  • Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

 

  • У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.

 

  • Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

 

  • Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театральной студии "Творчество"

Данная программа разработана на основе авторской программы курса "Творчество" Ю.В. Колчеева, Н.М. Колчеевой, относится к системе дополнительного образования младших  школьников и реализует...

Рабочая программа. Театральная студия. КВН.

Работа школьного кружка КВН направлена не только на то, чтобы ввести новые идеи в систему школы, но и создать атмосферу поиска и творчества в школьном коллективе. Используемые нами формы и способы пос...

Рабочая программа "Театральная студия"

Рабочая программа "Театральная студия"...

Рабочая программа "Театральная студия"

Рабочая программа  внеурочной деятельности составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерн...

рабочая программа театральной студии "Играем в сказку"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности театральная студия «Играем в сказку»   духовно-нравственное   направление...

Рабочая программа "Театральная студия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"...

рабочая программа «Театральная студии «Арлекин»

Данная рабочая программа    «Театральная студии «Арлекин» разработана для занятий с учениками 2-4 классов. Программа рассчитана на 68 часов учебного времени.В современ...