Статья на тему: "Процесс обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью".
статья

Титова Анастасия Игоревна

Одной из двух главных составляющих целостного педагогического процесса является обучение. По своей сложности он, возможно, уступает только воспитанию и развитию. Дать полное и всестороннее определение его очень трудно, поскольку он включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

         Одной из двух главных составляющих целостного педагогического процесса является обучение. По своей сложности он, возможно, уступает только воспитанию и развитию. Дать полное и всестороннее определение его очень трудно, поскольку он включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятием «обучение» понимали главным образом преподавание, цель которого - ученик. В начале XX в. в понятие обучения стали включать уже две составляющие этого процесса - преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, учение - как деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение управляющая деятельность учителя по формированию у учеников способов познавательной деятельности и совместная деятельность учителя и учеников.

Как любая педагогика, олигофренопедагогика состоит из нескольких тесно связанных между собой частей: дидактики (теории обучения), теории воспитания, школоведение.

В свою очередь, дидактика включает проблемы обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии, т. е. тех, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира.

 Вспомогательная школа ставит перед учителем-дефектологом три основных задачи — дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества — честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей. [1]

 Для успешной работы с умственно отсталыми детьми учителю важны знание того предмета, который он преподает, владение методикой обучения, умение установить и поддержать контакт со школьниками, владение сведениями о детях определенной возрастной группы, и вместе с тем этого недостаточно. Учитель вспомогательной школы имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи в неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития. [1]

Дидактика решает следующие задачи: кого и зачем учить? Чему учить? Как учить? В каких организационных формах должен осуществляться процесс обучения?

Существенной стороной процесса обучения в специальной школе являются мотивы учения. Они во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи. Мотивация учения может быть положительной, нейтральной, негативной или сложной, сочетающей в себе разные мотивы.

Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, стремление к труду, к получению специальности. Задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.

У учащихся специальной школы, как правило, доминируют нейтральные или отрицательные мотивы к процессу учения. Очень часто, к сожалению, в этом бывает повинна микросреда: семья, сверстники и т. д. Отрицательную мотивацию необходимо нейтрализовать, после чего воспитать положительную. При нейтральной мотивации, когда учащемуся безразлично получение знаний, ребенок не стремится к овладению специальностью и пр. В этом случае педагог-дефектолог также должен помочь ребенку выработать положительную мотивацию, сформировать положительные стереотипы в отношении обучения. [2]

Одной из особенностей специальной школы является то, что часть контингента (особенно в 1-11 классах) состоит из учеников, переведенных из общеобразовательной школы, в которой они проявили полную несостоятельность в обучении. Насмешки сверстников (а иногда и учителей) выработали у них стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед коллективом учителей специальной школы в этом случае встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитания положительной мотивации учения, формирования положительных стереотипов. Моделирование проблемных ситуаций повышает интерес учащихся к учебному занятию.

Значительно способствуют развитию желания учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие школьников во внеклассной и внешкольной работе.

Обучение, как известно, осуществляется в виде отдельных отрезков (циклов), последовательность которых составляет дидактический процесс. Обычно законченный отрезок обучения занимает один урок. Для достижения цели на нем учитель и ученики проходят через последовательные этапы совместной деятельности. В старых книгах написано, что учитель ведет учеников по пути познания через отдельные этапы. Говорилось так потому, что традиционная дидактика главную роль отводила учителю, а не ученику. В связи с этим обстоятельно выяснялись вопросы, что и как должен делать педагог, чтобы ясно и доходчиво изложить новые знания, как должен управлять процессом обучения, проверять и контролировать качество обучения. Современная дидактика в центр ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников, идет по пути познания вместе с ними, учитывая их активность и самостоятельность. Основные этапы развития этого процесса следующие:

• возбуждение потребности познавать новое (мотивация);

• актуализация чувственного опыта школьников, т.е. припоминание уже известных ученикам знаний, на которые будет опираться изучение нового;

• повторение знаний, полученных на предыдущих уроках (повторение пройденного);

• введение новой задачи (проблемы), обоснование ее важности и необходимости изучения;

• усвоение новых знаний, формирование новых умений;

• совершенствование изученного (закрепление, применение на практике);

• установление связей изученных знаний, умений с имеющимися (систематизация);

• ориентация в дальнейшем развитии и упрочении знаний, подготовка к выполнению домашних заданий.

На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность – общая. У учителя - управление, у учеников - учение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение.

Начинается все с мотивации, которая необходима для того, чтобы показать ученикам важность изучаемых знаний, формируемых умений, вызвать интерес к теме урока, «подогреть» потребность учиться. Мотивация должна присутствовать не только на первом, но и на всех остальных этапах процесса. Если на каком-то отрезке ученики теряют ее, их учение не будет достаточно эффективным. Уже на самой первой стадии мотивации формируются начальные продукты обучения - представления учеников.

Чтобы узнать, как действовать дальше, учитель осуществляет актуализацию чувственного опыта, знаний детей. Сделать актуальными, т.е. действенными, уже известные ученикам знания - главное назначение этого этапа. Путем расспросов, бесед он попытается узнать, что дети знают о предмете предстоящего изучения на уроке, что умеют. Если таковых познаний не обнаруживается, педагог вспомнит вместе с учениками то, что косвенно известно им о предмете, близком к новому, пытается выяснить:

• какие знания и умения уже известны ученикам, на каком уровне и в каком объеме;

• что из изученного ранее будет опорой для нового;

• как соединить уже известное с новым, какие вопросы задать ученикам;

• какой наглядный материал подобрать для наблюдения;

• какие виды деятельности предложить детям.

Подготовкой почвы для предстоящего изучения нового служит повторение пройденного материала.

С актуализацией сливается этап первичного восприятия новых знаний. Главная его цель - усвоить знания, т.е. сделать их своими, что невозможно без принятия учебного задания и что, в свою очередь, зависит от готовности ребенка к изучению новых знаний. Если он не видит смысла в каком-либо знании или умении лично для себя сейчас, если его ум не созрел для понимания важности и необходимости изучаемого материала, то усвоение его сразу же ставится под угрозу.

Скорее всего, знания и умения будут усвоены формально, по принуждению. Пусть ребенок еще не знает, что ему нужно, не умеет высказать, но подсознательно он всегда, прежде чем вникнуть в задание, принимает его целиком, отвергает либо принимает частично. На этот важный момент учитель будет обращать самое пристальное внимание.

Восприятие предполагает отражение в сознании ученика предмета учения. Оно может быть либо непосредственным - с помощью органов чувств, либо опосредованным - с помощью слова учителя. Восприятие предполагает такие действия ученика, как наблюдение за процессами или предметами, слушание, чтение. Восприятие - активный процесс. Но активным он будет только тогда, когда педагог его надлежащим образом организует: даст установку, скажет, на что обратить внимание, спросит учеников.

Ключевую роль играет понимание (осознание). Именно оно обеспечивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний. Ученик может многое запомнить не понимая. В этом случае перехода как работы мысли нет. Не будет соответственно ни развития, ни продвижения вперед. Понимание требует определенных действий:

• анализа, синтеза (разделения объекта изучения на части и соединения целого из частей);

• выделения главного - умение выделить основную мысль, найти ключевые слова, сформулировать заголовки, составить план и т.д.;

• сравнения, сопоставления, т.е. установления схожести и различия между предметами, отдельными элементами по определенным признакам;

• абстрагирования и конкретизации, требующих отвлечения от определенных признаков и изучения только необходимого в данной ситуации;

• подчеркивания признака, ведущего к конкретизации;

• аргументации, доказательства; сущность этих действий - в обосновании отдельных положений, установлении причинно-следственных связей;

• обобщения, т.е. объединения признаков, элементов в некоторое целое.

Воспринятые и осознанные знания, умения усваиваются школьниками. Результат этого - образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Понятия эти не всегда отчетливы и правильны, поэтому работа над ними продолжается на следующих этапах. Развиваясь, процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к развитию результатов в количественном и качественном отношении. Постепенно образуются суждения, понятия, знания.

Чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью учащихся, необходимо хорошо представлять основные этапы овладения знаниями.

Первым этапом является восприятие. Психология определяет восприятие как целенаправленный познавательный процесс, который носит избирательный характер. Поэтому, прежде всего, учащимся нужно сообщить то, что они будут изучать, поставить задачу и разъяснить ее. Нельзя приступать к знакомству с материалом, если учащиеся не осознают учебную задачу. Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся получат достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и поймут учебную задачу.

Второй этап осмысливание учебного материала. Оно заключается в выделении главной мысли, понятия, его основных признаков, уяснении характера поясняющего материала, изучении примеров и фактов. Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся усвоили способы решения учебной задачи.

Третий этап запоминание и закрепление. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно характер упражнений, самостоятельной репродуктивной работы. Теоретический материал, понятия, правила, доказательства повторяются с разного вида упражнений. Этот этап в дидактике специальной школы имеет особое значение. Проблемам запоминания и закрепления посвящены работы X. С. Замского. На этом этапе учащиеся должны уметь использовать усвоенный теоретический материал для выполнения упражнений, решения задач, построения простейших умозаключений.

Четвертый этап заключается в применении знаний, умений и навыков в практической деятельности. Этот этап особенно важен для специальной школы, так как учащимся с нарушением интеллекта очень сложно даже имеющиеся знания и сформированные умения и навыки адекватно использовать в новых условиях, а тем более в самостоятельной работе. Здесь важна не только учебная деятельность во время общеобразовательных уроков, но и все виды трудового и профессионально-трудового обучения, общественно полезный и обслуживающий труд, работа на пришкольном участке и т. п. Большие возможности имеет в этом отношении внеклассная и внешкольная работа. Участие школьников в работе различных кружков, в спортивных, художественных секциях учит детей использованию учебных умений и навыков в различных видах практической деятельности. [3]

Таким образом, обучение - упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Процесс обучения осуществляется в виде завершенных циклов (законченных отрезков). Каждый рассматривается как система со своими элементами. Главные этапы процесса обучения: восприятие, осмысливание учебного материала, запоминание и закрепление, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности. Каждый этап имеет свои локальные задачи. На всех этапах осуществляется мотивация. На каждом этапе учитель и ученики выполняют предписанную им деятельность: учитель управляет познавательным процессом, а ученики - выполняют нелегкий труд учения.

                 Список литературы:

  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе –М. 1994.
  2. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
  3. Пузанов Б.П.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...

Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...

Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...

Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...

Статья "Формирование геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через коррекционно-развивающие упражнения"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Психолого-педагогическая и социокультурная коррекция и реабилитация детей с ОВЗ в системе образования" (2022 го...

Статья "Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола  "Эффективные практики коррекционно-развивающей помощи обучающихся с ОВЗ в системе общего и специального образов...