Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе.
статья

Формы работы с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе.

Автор: Чернобровина Светлана Александровна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «город Архангельск» «Средняя школа № 11» (МБОУ СШ № 11)

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Работу с одарёнными детьми делю на четыре основных этапа:

1-й этап – организационный

Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов.

Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др

Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):

•        дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

•        дети с высоким уровнем творческих способностей;

•        дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;

•        дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

      2-й этап - этап предварительного поиска

На этом этапе собираю предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. Эту работу я начинаю уже на курсах предшкольной подготовки. В подборе информации мне помогают воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.

Подробно изучаю медицинские карты с заключениями врачей.

К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.

Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

       3-й этап - оценочно-коррекционный

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. В течении учебного года провожу олимпиады в классе по предметам русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.

Начиная с 1-го класса, в рамках внеурочной занятости учащихся реализую авторскую программу кружка «Умники и умницы». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.

Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. Дети активно включаются в подготовку и проведение конференций «Я- исследователь», Мои ученики постоянные участники интеллектуальных игр и конкурсов «Учи.ру», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ», «Британский бульдог». Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.

В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:

•        предметные недели;

•        олимпиады (разных уровней);

•        кружки;

•        конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные);

•        научно-практические конференции;

•        родительские всеобучи;

•        работа по индивидуальным планам.

4-й этап – заключительный

Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

        

Литература:

Бекетова З.Н.  Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Завуч. – 2004, № 7. – с.83-87

Ильицкая И.А.  О готовности учителя к работе по выявлению и развитию детской одарённости. // Одарённый ребёнок. – 2004.№5. – с.94-95

Ильясов И.И. Курс познавательного развития для интеллектуально одарённых младших школьников. // Одарённый ребёнок. – 2004,№ 5. – с.36-42

Психология одарённости : от теории к практике/Под ред.Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 80с.

Савенков А.И.  Одарённые дети в детском саду и школе. – М.: Академия. 2000. – 232с.

Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. –М, 1961

Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения : Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе.Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...