Сценарий внеурочного занятия по русскому языку " Русский язык - это интересно" для 2го класса
материал (2 класс)

Фетисова Надежда Ивановна

Турнир знатоков по данному сценарию прошел с большим интересом со стороны учащихся! Дети с удовольствием принимали участие в конкурсах  и отвечали на задания! Этот открытый урок получил высокую оценку администрации школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые, коллеги! Вашему вниманию предоставляется

Внеклассное мероприятие по русскому языку

"Турнир знатоков русского языка"


   
У нас 3 команды -Эрудиты( дети восклиц. «Ура!»)

                                   -Всезнайки ( «Мы здесь!»)

                                   -Почемучки ( «Готовы!»)

Поприветствуйте друг друга ,ребята, аплодисментами.


Цель проведения мероприятия:
формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету и  повышение общей языковой культуры.

Задачи: закрепление знаний,полученных на уроках , расширение словарного запаса,формирование умения работать в группах! 

Ведь, Русский язык – это интересно!
Предполагаемые результаты: закрепить знания и умения, полученные на уроках; повысить общую языковую культуру.

Ход мероприятия

В школу ходим мы не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдёшь,
За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
Приглашаю вас сейчас
Поиграть в веселый час.

Ребята! В нашей школе начался Фестиваль наук. У нас сегодня необычный урок. Мы проведем турнир знатоков русского языка.

     Участвуют 3 команды -Эрудиты( дети восклиц. «Ура!»)

                                   -Всезнайки ( «Мы здесь!»)

                                   -Почемучки ( «Готовы!»)

Поприветствуйте друг друга ,ребята, аплодисментами

Уважаемые знатоки! Не секрет, что Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Сейчас мы постараемся доказать, что обучение  русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.

Ребята, мы многому научились и многое знаем. Постарайтесь быть внимательными и сосредоточенными.

Оценивать ваше соревнование будет справедливое жюри…..

За свои ответы вы будете получать баллы . Команда , набравшая наибольшее количество баллов и будет победителем и знатоком русского языка.

Много языков на свете разных
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть "изюминка" своя.  


Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!


Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!


Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!


Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!  

   

Конкурс 1.  «Пословица – мудрость народная»

Я уверена, что вы знаете много народных пословиц и поговорок. Пословицы учат честности и доброте.. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь

Вот ваше 1е задание -  продолжить пословицу  .

Разминка для всех команд(отвечают хором):

Учение – свет, … (а не ученье тьма).
Как аукнется, … (так и откликнется).
Любишь кататься, … (люби и саночки возить ).

Теперь задание для  команды «Всезнайки»:         / я креплю смайлы на доску

Не имей 100 рублей…

Что посеешь, … (то и пожнешь).

Для  «Эрудитов»:

Нет друга -ищи, а

Сделал дело, …(гуляй смело ).

Для «Почемучек»:
Маленькое дело лучше ( большого безделья).

Слово не воробей-

Молодцы, 1 конкурс позади.

Конкурс 2. Фразеологические обороты  (на столе -белый листы с фраз. 3 шт.)

Ребята, так ли хорошо вы владеете русской речью? Давайте проверим.

Представьте себе такое. Урок рус.яз. и учитель говорит Коле….

Ребята, вам понятна ситуация? Коля на самом деле считает ворон, или…?

Учитель применила крылатое(,устойчивое) выражение. Как оно называется?

А что означает выражение «считать ворон»?(ответы детей).

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.Значение -чтобы придать эмоциональную окраску выражению.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какое выражение подходит к этому рисунку?

«Сесть в калошу» - т.е. попасть в затруднительное, неловкое положение.

«Ох,и завараила ты кашу..» - затеяла сложное, хлопотное дело.

«Заруби себе на носу»- запомни!.

Работа в группах по 3 человека. Возьмите белые листы , на них – несколько фраз.оборотов .

А теперь, глядя на экран, вы должны определить , какой из фраз.оборотов подходит по смыслу к иллюстрации на слайде, и подчеркнуть подходящий .

Будьте внимательны!

- Как курица лапой- Дождь как из ведра- Витать в облаках(мечтать)

Передайте раб.листы жюри. /Пока жюри считает, я уточняю у команд их выбор/

Я довольна вашей работой. /Слово жюри./

Конкурс 3. «Наборщик». (желтый)

На каждом столе ЗАДАНИЯ ,  желтые листы для участников)

Ребята, возьмите желтые листы для работы. Вы должны составить как можно больше новых слов из букв слова ГРАММАТИКА

 Новые слова запишите на листах. Считаться будут слова, которые встретились у команды 1 раз. У вас на выполнение 3 минуты.

 По сигналу таймера вы заканчиваете составлять слова и сдаете раб.листы. Приступайте!

/ответств. по команде собирает раб.листы на своем столе и передает жюри/

Ребятки, вы хорошо потрудились, давайте проведем разминку для глаз. .

Разминка для глаз. Посмотрите на экран. Сфокусируйте свой взгляд на желтом смайле . Следите глазами за его движением,не двигая головой-только движение глазами. В конце поморгайте ,считая про себя до 10ти. Продолжаем соревнование. И переходим к сл. Конкурсу.

Конкурс 4. “Блиц-опрос”. /голубой/ 

Заранее определить по 2 чел. от команды для устных ответов на вопросы)

 4 и 5 -одновременно

Конкурс 5./Во время блиц-опроса, остальные участники команд на местах выполняют задания на синих листах. /

Ребята,Этот конкурс состоит из 2х частей- устной и письменной.

Устное задание будут выполнять- ___   ,__  _; __  _,__  _;__  _,__   _. Остальные участники команд положите перед собой листы голубого цвета.

Прочитайте слова.К какой части речи они относятся? (им.сущ.)Кто мне напомнит  -что такое им.сущ.? Молодец.

 А теперь,возьмите ручки, и напротив каждого слова запишите слова противоположные по значению (антонимы). ./.День-Свет- Старт-Продавец-Малыш-Жара-Восход-Добро-Враг-/-на листах 

Записывайте..

К доске приглашаю заранее названных детей

А у вас , ребята, есть шанс заработать для своих команд доп.баллы в случае правильных ответов. Я креплю смайлы на доску за верные ответы.

1.Какая буква всегда стоит под ударением? (Ё)

   Чем кончается «день и ночь»? (ь)

    У утки -утенок, у кошки-котенок, у свиньи -….

     Сколько звуков в слове ЁЖ ?( 3)

     Бежать во весь дух – это как?(быстро)

2.Что стоит посередине слова ЗЕМЛЯ? (м)

    В каком слове 40 гласных А?(сорока)

    Много- кур, одна -….?(курица)

     Сколько звуков в слове ЕЛЬ ?(3)

     Что значит выражение  «прикусить язык»?- (замолчать)

3. Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы? (алф./азбука)

    Какое слово состоит из семи Я ?(семья)

    Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего?(язык)

    Сколько звуков в слове юла ?( 4)

    Работать «опустив рукава» - это ….? (работать плохо)

Спасибо, вы подарили своей команде доп.баллы,присаживайтесь.

Дежурные соберите раб.листы и отдайте жюри.
А пока,отдохнем.На мотив песенки «В траве сидел кузнечик» пропоем алфавит. Готовы?

Физкультминутка

Конкурс 6. «Наш секрет». Какое таинственное название .. (светло-розовые листы с алфавитом на каждого-28 шт.) Я креплю смайлы

Ребята, мы повторили Алфавит.

А теперь возьмите светло-розовые листы. На них пронумерованный по порядку алфавит.

На экране цифровые шифры, вы должны расшифровать слова . Будьте внимательны.

Кто быстрее разгадает слово- приносит балл своей команде.

Ответ по руке.               АЗБУКА ГЛАГОЛ КНИГА

Сейчас вы работали дешифраторами, т.е. расшифровывали слова. А теперь, попробуйте зашифровать фразу- Я ЛЮБЛЮ РУССКИЙ ЯЗЫК. Запишите на листах цифровой код этого выражения.

Ребята , получилось? Интересно? Попробуйте дома зашифровать  тайные послания друг другу.

Конкурс 7. Имена .

(зеленые листы чистые- один на команду)

Уважаемые знатоки, посмотрите друг на друга. Вы хорошо знаете свои имена?

Запишите, пожалуйста,  имена участников вашей команды в алфавитном порядке . Выберите , кто будет писать, помогайте друг другу. Начинаем!

/ Олеся Владимировна, объявите, пожалуйста, результаты предыдущих конкурсов. Пока дети работают над заданием, я вешаю смайлы./

Сдайте раб. листы. Ребята , я рада ,что вы дружно выполняли заданияи знаете друг друга по именам. Ведь мы -школьная семья, а в семье принято обращаться друг к другу по имени.

А теперь,посмотрите на результаты вашего труда . Пришло время подвести итоги . Включить музыкуСамыми грамотными оказались ребята команды________, 2-е место присуждается ______, 3-е место_______.Вручение  медалей.  А проигравших у нас нет! Вы молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще! Спасибо вам за работу!

Ребята, вам понравился наш урок? А что вам  понравилось?

Интересно было?!

Вот мы с вами и доказали, что русский язык – это интересно!!!

Язык наш прекрасный –            
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.                                  

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.                            
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!          

Дорогие мои ребята, у меня для вас последнее испытание.

На доске разные фраз.обороты. Прочитайте. Все ли они вам понятны?

Достаньте знак (!) , определите каждый для себя -как вы работали?  Поставьте знак под то выражение, которое отражает вашу работу на сегодняшнем уроке. Не ошибитесь!

Учащиеся вешают свои знаки по очереди и выходят за дверь.

Большое спасибо уважаемым членам жюри за работу.

Коллеги,на мой взгляд, занятие прошло успешно. Цель занятия достигнута.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на доску. Дети работали с интересом, сплоченно. Ведь русский язык – это интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Технологическая карта внеурочного занятия интеллектуальная игра по русскому языку

Форма работы: интеллектуальная играЦель: привить любовь к великому русскому языку.Планируемые результаты:•         повысят общую языковую культуру;•...

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...

Конспект внеурочного занятия по теме: Занимательный русский язык.

Внеурочное занятие для учащихся 4 классов "Путешествие в страну имен числительных"....

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Секреты русского языка" 2 класс. "Путешествие с Алладином"

Разработка увлекательного занятия для второклассников при изучении темы "Предложение"...

Внеурочное занятие для углубленного изучения русского языка "Все начинается с истока"

В разработку входит презентация и план работы к ней для игры с учащимися 1-2 классов. Задания связаны с изучением русского языка: составить слова, изографы и путаница и д.р. Материал подойдет для углу...

Сценарий внеурочного занятия по функциональной (финансовой) грамотности "За покупками" в 1 классе

Данное занятие является 17-ым во внеклассном курсе занятий по функциональной грамотности и 1-ым в разделе "Финансовая грамотность"В основе занятия сказка "Гуси-лебеди"Основной прин...