«Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»
материал

Конради Лариса Анатольевна

«Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС» Подготовила: учитель начальных классов Конради Лариса Анатольевна Учитель начальных классов МБОУ «СШ №1 им. А.В,Войналовича »

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 3

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» говорится о том, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В рамках внедрения ФГОС сфера коррекционного образования рассматривается как неотъемлемая часть системы общего образования , развивающаяся поэтапно и обеспечивающая детям с отклонением в развитии максимально благоприятные условия в соответствии с их психофизическими особенностями и специфическими образовательными потребностями.

Слайд 4

Всем понятно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями сильно отличается от процесса социализации других учащихся. Поэтому считаю необходимым в своей работе: 1. Использовать к каждому ученику индивидуальный подход. 2. Предотвращать наступление утомления, для этого используя разнообразные средства (чередование практической и умственной деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование красочного и интересного дидактического материала). 3. Проявлять педагогический такт. Постоянное поощрение за малейшие успехи, тактическая и своевременная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные возможности и силы. 4. Использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающих их письменную и устную речь и формирующие необходимые учебные навыки.

Слайд 5

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной практической и мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Слайд 6

На своих уроках чтения, ознакомления с окружающим миром чаще всего применяю активные методы обучения. Метод «Пометки на полях» обычно использую при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Данный прием требует от ученика не привычного для нег о пассивного чтения, а внимательного и активного. Он обязывает не просто читать текст, а вчитываться в него, отслеживать в процессе чтения собственное понимание текста.

Слайд 7

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ использую следующие активные приёмы обучения: 1. Сигнальные карточки при выполнении заданий. Они использоваться при изучении любой темы с целью оценки выполнения знаний учащимися, выявления первичного понимания нового и пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа ребёнка. 2. Узелки на память. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Слайд 8

3. При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные карточки-схемы, опорные таблицы, на использование наглядных опор-схем, плакатов с алгоритмами, схем-таблиц. 4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Слайд 9

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются: -игровые ситуации; -дидактические игры; -наглядный материал; -использование презентаций и фрагментов презентации. На своих уроках при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто провожу рефлексию настроения и эмоционального состояния.

Слайд 10

При организации коррекционно – развивающего обучения в школе важно учитывать следующие принципы: Динамичность восприятия учебного материала. Принцип продуктивной обработки информации. 3. Принцип развития и коррекции высших психических функций. 4. Принцип мотивации к учению. 5. Проявление педагогического такта.

Слайд 11

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения : Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазками. Использование презентаций. Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; развитие мелкой моторики пальцев рук. Активные методы рефлексии.

Слайд 12

Хотелось бы отдельно отметить те моменты, на которые следует обратить внимание при обучении детей с ОВЗ: 1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем. 2. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание. 3. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени. При написании творческих работ дети получают карточки-помощницы. 4. Формулирование заданий должно быть кратким, конкретным, содержать образец. 5. Обязательно нужно давать возможность ребенку закончить начатое дело. 6. Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе, в парах. Это позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Слайд 13

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Слайд 14

Подводя итоги сказанному, говорю с уверенностью, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя любимым, защищённым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» говорится о том, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Предельно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями сильно отличается от процесса социализации других учащихся. Поэтому считаю необходимым в своей работе:

1. Использовать к каждому ученику индивидуальный подход.

2. Предотвращать наступление утомления, для этого используя разнообразные средства (чередование практической и умственной деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование красочного и интересного дидактического материала).

3. Проявлять педагогический такт. Постоянное поощрение за малейшие успехи, тактическая и своевременная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные возможности и силы.

4. Использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающих их письменную и устную речь и формирующие необходимые учебные навыки.

Так как у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности незрелость мотивации к учебной деятельности, то поэтому поиск и использование активных методов, форм и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности развивающего, образовательного и воспитательного процесса. Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной практической и мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Так в начале урока активные методы позволяют мне создать психологический настрой на урок обучающихся и способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех учеников в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

С этой целью в начале урока использую различные приветствия.

На своих уроках чтения, ознакомления с окружающим миром чаще всего применяю активные методы обучения.

Метод «Пометки на полях» обычно использую  при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Данный прием требует от ученика непривычного пассивного чтения, а внимательного и активного. Он обязывает не просто читать текст, а вчитываться в него, отслеживать в процессе чтения собственное понимание текста.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ использую следующие активные приёмы обучения:

1. Сигнальные карточки при выполнении заданий. Они использоваться при изучении любой темы с целью оценки выполнения знаний учащимися, выявления первичного понимания нового и пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа  ребёнка.

2. Узелки на память. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

3. При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные карточки-схемы, опорные таблицы, на использование наглядных опор-схем, плакатов с алгоритмами, схем-таблиц.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии являются:

-игровые ситуации;

-дидактические игры;

-наглядный материал;

-использование презентаций и фрагментов презентации.

Что постоянно использую в своей работе.

На своих уроках при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто провожу  рефлексию настроения и эмоционального состояния.

Например: «Дерево чувств» – учащимся предлагаю  повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. Могу предложить детям показать солнышко, характеризующее эмоциональный настрой: улыбающееся, либо грустное.

Часто ученик с ОВЗ не может полностью успевать за темпом всего класса: выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одноклассниками. Поэтому часто повожу индивидуальную работу.  При организации индивидуальной работы на уроке – выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради – необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. Например, когда в процессе устного счета на уроке математики включаю задания, доступные ученику с ОВЗ, а карточки с индивидуальными самостоятельными заданиями получает не только он, но еще несколько учеников. При этом содержание и форма задания будет соответствовать уровню освоения материала каждым учащимся. Формированию положительной учебной мотивации способствует и выполнение индивидуальных заданий по выбору, когда ребенок сам определяет их сложность и объем.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

Хотелось бы отметить моменты, на которые следует обратить внимание при обучении детей с ОВЗ:

1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

2. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

3. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени. При написании творческих работ дети получают карточки-помощницы.

4. Формулирование заданий должно быть кратким, конкретным, содержать образец.

5. Обязательно нужно давать возможность ребенку закончить начатое дело.

6. Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе, в парах. Это позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Подводя итоги сказанному, говорю с уверенностью, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми.

Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей.Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело...

Работа учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работа учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностми здоровья.Формирование  в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация ...

Игра как коррекционно-терапевтическое средство в работе учителя начальных классов с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Статья раскрывает вопросы природы игры, её использование педагогом, с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ. Материал позволяет провести теоретическое осмысление и изучени...

Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе

Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе...

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ...

Статья на тему "Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми"

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста.Актуальность проблемы заключается в том, что ...

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста...