"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
рабочая программа

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Мир деятельности"336.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска

СОГЛАСОВАНО

на заседании

научно- методического совета  

Протокол № 4

«29» августа 2018 г.                                              

Руководитель МС

________ / Бурцева Е.В.

                       

                УТВЕРЖДАЮ

               Директор МАОУ лицея №8

                ______________ / Чолокоглы А.О.

                Приказ  № 471

от «31» августа 2018г.

«Мир деятельности»

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

для учащихся начальной школы

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 4 года

   

Составители:

Киселева Наталья Александровна,

учитель начальных классов

высшей  квалификационной категории;

                                  Томск -2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся в общеобразовательной начальной школе 1−4 составлена на основе Программы для апробации надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МИД)», научный руководитель  Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО.

        Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

        Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие документы:

  • Федеральный  закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Письмо ДОО Минобрнауки Росси от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ от  14.12.2015г. № 09-3564.
  • Методические рекомендации Минобр науки «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», № 09-1672 от 18.08.2017г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373;
  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.07.2015 № 26 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 14.08.2015 № 38528);
  • Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ лицея № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска;
  • План внеурочной деятельности МАОУ лицея № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска;
  • Положение о порядке зачета результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

        Целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1−4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Курс МИД состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

        I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

        II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция.

        III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.

        IV Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения.

Учебный план курса предполагает выделение на изучение данного курса 1 час в неделю.

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс (32 часа)

        Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу первого года обучения:

        Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.

        Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

        Знать основные правила общения, уметь их применять.

        Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

        Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.

        Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

        Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.

        Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

        Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

        Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.

        Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

        Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.

        Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.

        Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный  опыт их проявления в учебной деятельности.

2 год обучения (34 ч)

        Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу второго года обучения

        Уметь различать знания и умения.

        Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль).

Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.

        Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять.

Приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.

        Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

        Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.

        Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.

        Уметь определять средства для открытия нового знания.

        Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.

        Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.

        Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.

        Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

        Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.

        Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

        Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

        Знать алгоритм анализа, уметь его применять.

        Знать и принять на личностном уровне качества  целеустремленность и самостоятельность.

        Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.

3 год обучения (34 ч)

Основные требования к метапредметным результатам к концу третьего года обучения

        Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.

        Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.

        Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.

        Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.

        Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.

        Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.

        Знать два основных этапа коррекционной деятельности и уточнённую структуру из 11 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при коррекции своих затруднений под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.

        Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.

        Знать правила успешного выступления, уметь их применять.

        Знать правила понимания информации, уметь их применять.

        Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения, уметь строить диалог со сверстниками.

        Знать основные приёмы эффективного запоминания и приобрести опыт их применения.

        Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.

        Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.

        Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.

        Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.

        Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.

        Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.

        Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу.

4 год обучения (34 ч)

Основные требования к метапредметным результатам  к концу четвертого года обучения

        Знать два основных этапа учебной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при открытии нового знания под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.  

        Иметь представление  о правилах мотивации себя к учебной деятельности, опыт их выполнения.

        Иметь представление об основных областях применения знания в науке и жизни, опыт установления связей между новым и имеющимися знаниями по предмету, опыт выявления межпредметных связей и возможностей применения нового знания в различных жизненных ситуациях.

        Знать алгоритм подведения итога работы собственной учебной деятельности, уметь его выполнять.

        Знать два основных этапа коррекционной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Приобрести опыт осознанного осуществления данных шагов при коррекции своих затруднений под руководством учителя, а также опыт самооценки выполнения этих шагов.

        Знать алгоритм  самостоятельного выполнения задания, уметь его применять.

Иметь представление о проекте и проектной деятельности, уметь выполнять основные этапы проектирования под руководством учителя.

        Знать основные правила сотрудничества, приобрести опыт их применения в совместной работе со сверстниками.

        Знать основные правила ведения дискуссии, приобрести опыт их применения, уметь строить дискуссию со сверстниками.

        Иметь представление о правилах поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

        Иметь представление о правилах поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

        Иметь представление о цивилизованном способе выхода из конфликтной ситуации в ходе общения, понимать способ создания договоренностей и приобрести опыт его применения.

        Иметь представление о способе поиска информации, приобрести опыт его применения.

        Знать основные правила подготовки пересказа текста, уметь их применять.

        Иметь представление об алгоритме классификации объектов, приобрести опыт его применения.

        Иметь представление о действии по аналогии, приобрести опыт его применения.

        Иметь представление о саморазвитии как общемировой ценности жизни, приобрести позитивный опыт развития своей личности в выбранных направлениях.

        Уметь принимать каждого ученика в коллективе как личность, терпимо и уважительно относиться к его качествам, поступкам и суждениям.

        Иметь представление о качестве личности «самокритичность», которое помогает ученику успешно учиться: приобрести позитивный опыт его проявления в учебной деятельности.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Потребности социальной адаптации и самореализации личности и развития общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Как отмечено в Концепции развития образования в Российской Федерации, «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».

        Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

        Особенностью нашего времени является то, что изменившиеся условия жизни остро ставят вопрос об их практической реализации в массовой школе как необходимом условии безопасности, успешного функционирования и развития человека и общества. Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Действительно, невозможно научиться плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем не отработав и не откорректировав все эти движения в воде. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:

        1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

        2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

        3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

        4. Контроль.

        Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.

        Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

        1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

        2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

        3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

        4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Организация учебного процесса

 (система дидактических принципов, технология, типы уроков).

        В дидактической системе «Школа 2000…» выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

        На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе МИД – это универсальные учебные действия). На уроках рефлексии учащиеся закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

        Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода для организации «открытия» нового универсального знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги, часть которых всегда выполняется на уроках курса МИД (шаги 2−5, 9), часть − на последующих предметных уроках (шаги 6−7), а часть, в зависимости от содержания, может выполняться как на предметных уроках, так и на уроках курса МИД (шаги 1 и 8).

        1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

        С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

        1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);

        2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

        3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

        При этом осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность может быть организовано как на уроке курса МИД, так и на предметном уроке при выполнении соответствующего универсального учебного действия (в режиме пробного действия).

        2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

        На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Соответственно, данный этап предполагает:

        1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

        2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия (или его актуализацию, если выполнение пробного учебного действия было организовано на предметном уроке).

        3) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.

        Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

        3. Выявление места и причины затруднения.

        На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

        1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

        2) соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.

        4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).

        На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

        5. Реализация построенного проекта.

        На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.

Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.

        6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

        На данном этапе учащиеся в ходе предметных уроков решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма нового УУД вслух.

        7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

        При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.

        Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение УУД.

        8. Включение в систему знаний и повторение.

        На данном этапе уточняются существенные особенности нового УУД, его роль и место в системе изученных учебных действий.

         9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

        На данном этапе фиксируется изученное УУД и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

        Оценивание работы учащихся

        Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:

        1) Оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены.

        2) Основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.

        3) Не следует ставить отметки по результатам тестов и анкет, отражающих качества личности учащихся. Развитие познавательных процессов и потребностной сферы следует отмечать качественно.

        Можно применить качественные оценки:

«Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!» и т.д.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения обычных уроков, а итоговый − на уроках по курсу МИД.

        Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика.

        В течение каждого учебного года используются три вида диагностики УУД.

        1)        ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА, в ходе которой проводится предварительное выявление уровня знаний учащихся.

Как правило, входная диагностика проводится вначале учебного года в форме тестирования. Её цель – определить уровень знаний учащихся по важнейшим (узловым) элементам курса.

Входная диагностика сочетается с так называемым компенсационным обучением, направленным на устранение выявленных пробелов.

        2)        ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА, в ходе которой выявляется уровень сформированности знаний и умений учащихся.

Текущая диагностика систематически проводится в процессе усвоения каждой изучаемой темы надпредметного курса. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся в ходе учебного процесса и в течение года заполняет «Карту наблюдения» в соответствии с критериями оценивания по результатам каждого ученика.

Главная функция текущей диагностики – обучающая. Содержание текущей диагностики отбирается в соответствии с программой курса «Мир деятельности». Возможность получения объективных результатов текущей диагностики непосредственно связана с реализацией на предметных уроках деятельностного метода обучения.

        3)        ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА, которая проводится в ходе тестирования и выполнения практической работы. Основная её цель – диагностирование уровня (качества) фактической сформированности УУД и её соответствия целям, поставленным ФГОС для данного этапа обучения.

        Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом.

1 класс

1 ч в неделю, всего 32 ч  

        Организационно-рефлексивная линия (9 часов). У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).

        Что значит учиться. (Два основных этапа учебной деятельности.)

Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).

Как затруднение может помочь в учении?

Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.

Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения.

Способ действий «затруднение − думаю».

Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.

Цель выполнения домашнего задания.

Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.

        Коммуникативная линия (3 часа). Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

Правила поведения на уроке.

Правила работы в паре.

Правила работы в паре в группе.

        Познавательная линия (1 час). У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

Как научиться быть внимательным.

        Ценностная линия (6 часов). У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.

Семья – мой помощник в учении.

Ценностные качества личности: активность, честность,

терпение, доброжелательность.

        Обобщение и систематизация знаний (4 часа). 

        Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час).

        Диагностика (2 часа).

Резерв (6 часов)

2 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч  

        Организационно-рефлексивная линия (10 часов). Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.

        Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).

        Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.

        Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.

        Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

        Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.

        Подбор способов и средств для открытия нового знания.

Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.

        Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).

Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.

        Коммуникативная линия (4 часа). Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.

Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.

Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.

Как научиться «слышать» собеседника.

Роль мимики и жестов в процессе общения.

        Познавательная линия (2 часа). Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов.  Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.

Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.

Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.

        Ценностная линия (4 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса,  способного решать различные задачи.

Ценности нашей жизни: знание.

Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.

Мы разные – и в этом наша сила.

        Обобщение и систематизация знаний (4 часа). 

        Диагностика (2 часа).

Резерв (8 часов).

3 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч  

        Организационно-рефлексивная линия (7 часов). В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.

Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания.

План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.

Учусь составлять план.

Урок открытия. Учусь применять новое знание.

Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.

Как научиться применять новый способ. Структура  2-го этапа урока-помощника (6 шагов).

Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.

        Коммуникативная линия (3 часа). У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия. Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления. Уточняются условия для понимания речи (текста), вводится секрет успешного понимания.

Секреты успешного выступления.

Секрет понимания.

Что такое «диалог». Правила ведения диалога.

        Познавательная линия (6 часов). Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств,  умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.

Учусь запоминать.

Учусь сравнивать.

Учусь обобщать.

Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.

Учусь наблюдать.

Чувства – мои помощники в учебе.

        Ценностная линия (2 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.

Личностные качества ученика: вера в себя.

Ценности нашей жизни: дружба.

        Обобщение и систематизация знаний (2 часа).  Диагностика (4 часа). 

Резерв (10 часов).

4 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч  

        Организационно-рефлексивная линия (6 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации к учебной деятельности, включения в систему знаний и рефлексии учебной деятельности. Особое внимание уделяется формированию умения строить и реализовывать проекты в урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с основными этапами выполнения проекта и выясняют, что на уроках открытия нового знания они фактически выстраивают проект выхода из затруднения, возникающего при выполнении пробного действия; также учатся пользоваться построенным алгоритмом во внеурочной деятельности как индивидуально, так и в группах. Осуществляется подготовка к включению учащихся не только в проектную, но и в учебно-исследовательскую деятельность.  Данное требование ФГОС будет реализовано в полной мере позднее в основной школе.  Для всех вводимых понятий учащиеся строят соответствующие способы действий (правила, алгоритмы, …), а затем системно применяются их в ходе предметных уроков и во внеурочной деятельности.

        Систематизируются знания о коррекционной деятельности. Ученики обобщают изученные алгоритмы самопроверки и исправления ошибок. Данное умение имеет принципиальное значение для качественного усвоения предметных знаний, которое остаётся одной из важных образовательных целей ФГОС.

Я учусь с радостью. Мотивация к учебной деятельности. Личностное самоопределение.

Как самостоятельно выполнить и проверить задание.

Учусь делать проект. Основные этапы проекта: замысел, реализация и защита проекта. Проекты и их реализация в жизни и в учении.

Новое знание – часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Где и как я могу использовать новое знание?»

Учусь подводить итог работы. Алгоритм проведения рефлексии учебной деятельности.

        Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся. У учащихся формируются основы культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Ученики знакомятся с правилами ведения дискуссии и приобретают опыт их применения. Уточняются правила командной работы (правила сотрудничества). Учащиеся знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: «критик» и «организатор», фиксируют их цели и основные правила выполнения данных ролей при общении.  При этом роль «организатора» в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильные стороны каждого ученика, а также умении договариваться. Это даёт возможность спокойно и грамотно выходить из конфликтных ситуаций в общении.

Что такое сотрудничество. Основные правила сотрудничества. Как добиться успеха в коллективной работе. Мой вклад в работу группы.

Роль критика в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила конструктивной критики.

Что такое дискуссия. Основные правила ведения дискуссии.

Как научиться договариваться. Алгоритм выхода из конфликта.

Роль организатора в структуре коммуникативного взаимодействия. Цель организатора и шаги по достижению этой цели.

        Познавательная линия (4 часа). Большое внимание уделяется  работе с информацией. Школьники учатся различным способам поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), учатся выбирать необходимую информацию, готовить пересказ текста. Расширяется представление о новых операциях – классификация и аналогия − и о способах развития своего мышления как инструмента познания. Продолжается формирование представлений о способах исследования. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.

Учусь искать информацию. Способы поиска информации.

Учусь работать с текстом. Как подготовить пересказ текста.

Учусь классифицировать. Алгоритм классификации объектов.

Действую по аналогии. Алгоритм действий по аналогии.

        Ценностная линия (3 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Ученики рассматривают такое понятие как «саморазвитие», определяют его значимость в жизни людей. Выделяют направления для собственного развития, ставят личностно значимые цели и учатся их достигать. Большое внимание уделяется уважительному отношению к окружающим, то есть принятию их суждений, качеств, поступков. Рассматривается такое важное качество для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни как «самокритичность», раскрываются способы формирования у себя этого качества.

Ценности нашей жизни: саморазвитие. Основные направления для саморазвития.

Ценности нашей жизни: уважение и терпимость к другим.

Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.

        Обобщение и систематизация знаний (2 часа). 

        Диагностика (4 часа).   Резерв (10 часов).

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

1 год обучения (32 ч.)

№ п/п

Тема

Цель

Кол-во часов

Виды внеурочной деятельности

I четверть (8 часов)

1

Учиться… А что это значит?

Сформировать представление об УД (2 шага).

1

Игровая и познавательная деятельность

2

Как устроено общение? Доброе слово.

1)Сформировать представления о структуре общения.

2) Построить основные правила общения, основанные

на доброжелательности (вежливые слова, вред кличек, сочувствие, комплименты).

1

Игровая и познавательная деятельность

3

Правила поведения на уроке.

На основе опыта, приобретенного учащимися на уроках в течение первых трех недель, и правил общения составить общий список правил поведения на уроках (5−7 правил: как надо сидеть, поднимать руку и т.д.)

1

Игровая и познавательная деятельность

4

Учимся работать вместе.

Построить простейшие правила работы в паре и группе.

1

Проблемно-ценностное общение

5

Учитель и ученик. Цель и результат.

Сформировать представление о функции учителя и ученика на уроке, о цели и результате учебной деятельности.

1

Проблемно-ценностное общение

6

Как проверить свою работу.

1) Построить алгоритм самопроверки своей работы по образцу.

2) Сформировать представление о доказательстве своей правоты с помощью образца.

1

Проблемно-ценностное общение

7

Как исправить свою ошибку.

1) Построить алгоритм исправления ошибок. 2) Закрепить понятия образца и эталона.

1

Игровая и познавательная деятельность

8

Домашнее задание делаю самостоятельно.

Построить алгоритм выполнения домашнего задания.

1

Игровая и познавательная деятельность

II четверть (7 часов)

9

Как выяснить, что я не знаю?

На основе обобщения опыта проведения уроков математики в I четверти, сформировать представление о последовательности действий на первом шаге УД (повторить

необходимое; подвести итог повторения; попробовать сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение;

подумать; найти причину затруднения).

1

Проблемно-ценностное общение

10

Пробное учебное действие. Затруднение…

С чего начать?

Сформировать представление о пробном учебном действии и затруднении как о необходимых этапах учения.

1

Проблемно-ценностное общение

11

Не могу? − Подумаю почему.

Построить способ действий «затруднение − думаю» как

необходимый этап ответа на вопрос «Что я не знаю?».

1

Проблемно-ценностное общение

12

Как найти причину затруднения

Построить алгоритм выявления причины затруднения в пробном учебном действии.

1

Проблемно-ценностное общение

13

Как выяснить, что я не знаю. (Рефлексия I шага УД.)

Закрепить последовательность этапов на первом шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.

1

Игровая и познавательная деятельность

14

Ценности нашей жизни.

1) Сформировать представление о ценностях как о важных достижениях людей, которые помогают в жизни

каждому человеку.  2) Создать ценностную диаграмму класса.

1

Игровая и познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

15

Истинные и ложные ценности.

Сформировать представления об истинных и ложных ценностях.

1

Проблемно-ценностное общение

III четверть (10 часов)

16

Как построить новый способ? (Структура II шага УД.)

На основе обобщения опыта проведения уроков математики в I−II четвертях, сформировать представление о последовательности действий на втором шаге УД (постановка цели; построение нового способа; усвоение; самопроверка).

1

Проблемно-ценностное общение

17

Ставлю цель!

1) Сформировать представление о цели УД.

2) Построить алгоритм постановки цели УД.

1

Игровая и познавательная деятельность

18

Путь к цели: узнаю новое.

Сформировать представление о том, что дорога к новому знанию строится с помощью того, что уже изучено.

1

Игровая и познавательная деятельность

19

От «знаю» к «умею».

1) Выявить отличие знаний и умений, сформировать представление о повторении, тренировке как необходимом этапе перехода от знания к умению.

2) Построить алгоритм перехода от знания к умению.

1

Социальное творчество

20

Как построить новый способ. (Структура II шага УД.)

Закрепить последовательность этапов на втором шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.

1

Проблемно-ценностное общение

21

Духовные и материальные ценности.

1) Сформировать представления о духовных и материальных ценностях, выявить признаки их отличия.

2) Организовать работу однодневного классного музея «Ценности моей семьи».

 3) Сформировать восприятие материальных ценностей как средства созидания духовных ценностей.

1

Проблемно-ценностное общение

22

Жизнь и здоровье.

1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать

ценностное отношение каждого ребёнка к своей жизни и своему здоровью.

2) Раскрыть понятие «здоровый образ жизни», как фундамент каждой ценности.

1

Социальное творчество

23

Семья.

1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать

ценностное отношение каждого ребёнка к своей семье.

2) Сформировать у каждого ребенка представление о себе, как составной части своей семьи; творце ее истории.

1

Социальное творчество

Проблемно-ценностное общение

24

Знание.

1) Открыть ценность «знания» как общемировой современной ценности, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг.

2) Сформировать у каждого ребенка желание быть человеком знающим и представление о себе как о созидателе.

1

Проблемно-ценностное общение

25

Что значит учиться. (Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или история о том, что значить учиться»)

1) Систематизировать знания о структуре УД, сформированные в текущем учебном году.

2) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя этапам УД.

1

Художественное творчество

Социальное творчество

IV четверть (7 часов)

26

Учимся работать дружно. Я – автор.

1) Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий.

2) Сформулировать правила высказывания «автором» своих суждений.

1

Проблемно-ценностное общение

27

Учимся работать дружно. Я – понимающий.

1) Сформулировать правила поведения «понимающего», вопросы на понимание.

2) Тренировать навыки понимания с использованием приема «пара фраз».

1

Проблемно-ценностное общение

28

Как понимать друг друга без слов.

1) Сформировать представление о культурных способах

выражения своих чувств и эмоций.

2) Выработать правила поведения, позволяющие, с одной стороны, сдерживать свои негативные эмоции, а с другой − помочь другому справиться со своими эмоциями.

1

Проблемно-ценностное общение

29

Диагностика уровня сформированности организационно-рефлексивных умений.

Определить уровень освоения учащимися системы норм УД.

1

Игровая и познавательная деятельность

30

Родина.

1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к России.

2) Сформировать у каждого ребенка восприятие себя, как гражданина своей страны.

1

Проблемно-ценностное общение

31

Природа, Земля.

1) Раскрыть приоритет данных ценностей, организовать осознание взаимосвязи Человека и Природы.

2) Сформировать восприятие себя как жителя планеты Земля, как важную составную часть природы. Предложить каждому придумать одно правило поведения, которое поможет беречь Природу.

1

Проблемно-ценностное общение.

Социальное творчество.

32

Что для нас ценно: творческая гостиная для детей и

родителей.

1) Сформировать представление о ценностях как опыте поколений, открыть единство духовных ценностей для любого возраста.

2) Сформировать стремление становиться лучше самому, делать лучше мир, который тебя окружает.

3) В игровой форме провести путешествие по открытым

для себя в течение учебного года ценностям, наметить перспективы открытия новых ценностей.

4) Сформулировать правила поведения, которые помогут беречь Природу.

1

Художественное творчество

Социальное творчество

2 год обучения (34 ч.)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды внеурочной деятельности

I четверть (9 часов)

1

Тема: «Ценности нашей жизни. Знание»

1

Проблемно-ценностное общение

2

Урок диагностики № 1 (входное тестирование)

Познавательная деятельность

3

Тема: «Домашнее задание делаю сам»

1

Познавательная деятельность

4

Тема: «Проверяю свою работу. Подробный образец»        

1

Игровая и познавательная деятельность

5

Тема: «Как исправить свою ошибку»

1

Игровая и познавательная деятельность

6

Тема: «Настроение – мой помощник в учебе»

1

Проблемно-ценностное общение

7

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

Познавательная деятельность

8−9

Резерв (2 урока)

2

II четверть (8 часов)

10

Тема: «Учусь называть свое затруднение»

1

Игровая и познавательная деятельность

11

Тема: «Как построить новое знание» (Структура II этапа УД )

1

Проблемно-ценностное общение

12

Тема: « Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

1

Проблемно-ценностное общение

13

Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

1

Проблемно-ценностное общение

14

Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу»

1

Проблемно-ценностное общение

15

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

1

Познавательная деятельность

16−17

Резерв (2 урока)

2

III четверть (10 часов)

18

Тема: «Ставлю цель»

1

Игровая и познавательная деятельность

19

Тема: «Ключи к новым знаниям»

1

Игровая и познавательная деятельность

20

Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон»

1

Игровая и познавательная деятельность

21

Тема: «Личностные качества. Целеустремленность в учебной деятельности»

1

Проблемно-ценностное общение

22

Тема: «Я знаю. Я умею»

1

Проблемно-ценностное общение

23

Тема: «Как выяснить, что я не умею»

1

Проблемно-ценностное общение

24

Тема: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов»

1

Проблемно-ценностное общение

25

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

1

Познавательная деятельность

26−27

Резерв (2 урока)

2

IV четверть (7 часов)

28

Тема: «Личностные качества. Самостоятельность в учебной деятельности»

1

Познавательная деятельность

29

Урок диагностики №2 (итоговое тестирование)

1

Познавательная деятельность

30

Тема: «Учусь анализировать»

1

Проблемно-ценностное общение

31

Тема: «Мы разные – и в этом наша сила» (гостиная для родителей)

1

Художественное творчество

Социальное творчество

32

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

1

Познавательная деятельность

33–34

Резерв (2 урока)

2

3 год обучения (34 ч.)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды внеурочной деятельности

I четверть (9 часов)

1

Тема: «Личностные качества. Вера в себя»

1

Игровая и познавательная деятельность

2

Тема: «Учусь запоминать»

1

Игровая и познавательная деятельность

3

Урок диагностики знаний № 1(входное тестирование)

1

Познавательная деятельность

4

Тема: «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения»

1

Проблемно-ценностное общение

5

Тема: «План»

1

Проблемно-ценностное общение

6

Тема: «Учусь составлять план»

1

Игровая и познавательная деятельность

7−8

Резерв (3 урока)

3

II четверть (8 часов)

9

Тема: «Учусь сравнивать»

1

Игровая и познавательная деятельность

10

Тема: «Учусь обобщать»

1

Игровая и познавательная деятельность

11

Тема: «Учусь моделировать»

1

Игровая и познавательная деятельность

12

Тема: «Учусь наблюдать»

1

Игровая и познавательная деятельность

13

Тема: «Секреты успешного выступления»

1

Проблемно-ценностное общение

14

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

1

Познавательная деятельность

15−17

Резерв (3 урока)

3

III четверть (10 часов)

18

Тема: Тема: «Секрет понимания»

1

Проблемно-ценностное общение

19

Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог»

1

Проблемно-ценностное общение

20

Тема: «Урок открытия. Учусь применять новое знание»

1

Проблемно-ценностное общение

21

Тема: «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе»

1

Игровая и познавательная деятельность

22

Тема: «Как научиться применять способ»

1

Игровая и познавательная деятельность

23

Тема: «Как самому оценить свою работу»

1

Игровая и познавательная деятельность

24

Тема: «Чувства – мои помощники в учебе»

1

Игровая и познавательная деятельность

25−27

Резерв (3 урока)

3

IV четверть (7 часов)

28

Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба»

1

Проблемно-ценностное общение

29

Урок диагностики знаний №2(итоговое тестирование)

1

Познавательная деятельность

30−31

Урок диагностики умений № 1−2(практическая работа)

1

Познавательная деятельность

32

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей)

1

Художественное творчество

Социальное творчество

33–34

Резерв (2 урока)

2

4 год обучения (34 ч.)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды внеурочной деятельности

I четверть (9 часов)

1

Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие»

1

Проблемно-ценностное общение

2

Урок диагностики знаний № 1 (входное тестирование)

1

Познавательная деятельность

3

Тема: «Я учусь с радостью»

1

Игровая и познавательная деятельность

4

Тема: «Как самостоятельно выполнить задание»

1

Игровая и познавательная деятельность

5

Тема: «Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим»

1

Проблемно-ценностное общение

6

Тема: «Учимся дружно. Сотрудничество»

1

Проблемно-ценностное общение

7−9

Резерв (3 урока)

3

II четверть (8 часов)

10

Тема: «Учусь искать информацию»

1

Игровая и познавательная деятельность

11

Тема «Учусь работать с текстом»

1

Игровая и познавательная деятельность

12

Тема: «Учусь классифицировать»

1

Игровая и познавательная деятельность

13

Тема: «Учусь действовать по аналогии»

1

Игровая и познавательная деятельность

14−15

Тема: «Учусь делать проект»

1

Проблемно-ценностное общение

16−17

Резерв (2 урока)

2

III четверть (10 часов)

18

Тема: «Учимся дружно. Я − критик»

1

Проблемно-ценностное общение

19

Тема: «Личностные качества. Самокритичность»

1

Проблемно-ценностное общение

20

Тема: «Учимся дружно. Дискуссия»

1

Проблемно-ценностное общение

21

Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться»

1

Игровая и познавательная деятельность

22

Тема: «Учимся дружно. Я − организатор»

1

Игровая и познавательная деятельность

23

Тема: «Новое знание – часть целого мира»

1

Проблемно-ценностное общение

24

Тема: «Учусь подводить итог работы»

1

Познавательная деятельность

25−27

Резерв  (3 урока)

3

IV четверть (7 часов)

28

Урок диагностики  знаний №2 (итоговое тестирование)

1

Познавательная деятельность

29–30

Урок диагностики умений № 1–2 (практические работы)

2

Познавательная деятельность

31

Тема: «Я ученик. Мои сильные стороны как ученика»

1

Проблемно-ценностное общение

32

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей)

1

Художественное творчество

Социальное творчество

33–34

Резерв (2 урока)

2

ПРИЛОЖЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Технические средства обучения:

Классная доска с набором  приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Компьютер.

Сканер.

Принтер.

Мультимедийный проектор. 

Экран или интерактивная доска.

             Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя.

Комплект для ученика включает в себя:

  1. «Мир деятельности». Учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2014.
  2. «Мои открытия». Эталоны к курсу «Мир деятельности» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2014.

В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с файлами, в который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности» эталоны (изученные способы действия – правила, алгоритмы и т.д., открытые учащимися на уроках) и «Копилку достижений». В течение недели, следующей за изучением той или иной темы, учитель проводит работу по самооценке учащимся своих достижений по данной теме.

Комплект для учителя включает в себя:

  1. «Мир деятельности». Методические рекомендации / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2014.
  2. Демонстрационные материалы для класса к надпредметному курсу «Мир деятельности». – М.: Национальное образование, 2014.
  3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности».– М.: Национальное образование, 2014.

В  комплект для учителя входит комплексная система диагностики сформированности УУД

Работа по надпредметному курсу «Мир деятельности» на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон предполагает изучение дополнительной литературы, с которой можно познакомиться на сайте Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО – www.sch2000.ru. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интере...

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Знайкины посиделки".

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование занятий....

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

Программа театральной студии «Мир театра»Программа театрального кружка рассчитана на 4 года занятий с детьми начальных классов с расчётом 1 час в неделю (128 ч.)....

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Истоки"

Представлена программа (адаптированная) для учащихся 1 - 4 классов по курсу "Истоки"....

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Азбука информатики"

Использование ИКТ во внеурочной деятельностиЦель программы:формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, с использованием компьютера.Задачи данного курса:&bu...

Дополнительная образовательная внеурочной деятельности для учащихся начальной школы « Дорогою открытий и добра »

Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые пол...