«Формирование духовно-нравственных основ у младшего школьника в рамках требования ФГОС»
статья по орксэ (4 класс)

Обобщение опыта  «Формирование духовно-нравственных основ  у младшего школьника   в рамках требования ФГОС».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Саитова Наталья Михайловна

МБОУ «НОШ г. Макарова» Сахалинской области

«Формирование духовно-нравственных основ  у младшего школьника  

в рамках требования ФГОС»

«В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».
В.А.Сухомлинский.  
слайд 2


Развивать культуру поведения и нравственность в современных школьниках считаю одной из самых важных и актуальных задач. Ведь младший школьный возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.    

Слайд 3

Целью развития культуры воспитания и духовно-нравственного воспитания является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника. Исходя из цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
- прививать воспитанникам умение вырабатывать собственные нравственные взгляды, 
- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали;
- помочь осознать свой личный опыт поведения и его возможные последствия.
Слайд №3

Развитие культуры поведения и нравственности - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Слайд 4

Нравственное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Формирование привычек нравственного поведения младших школьников  становиться  одним из обязательных компонентов образовательного процесса.

Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.

Слайд 5

В практической деятельности мы с детьми реализуем учебно-методический комплект под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение». Идеологическая основа учебно-методического комплекта под редакцией Л.Ф. Климановой в целом соответствует «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. 

Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся в данном УМК отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы. Так, знакомясь с былинами, летописями на страницах учебника, учащиеся испытывают чувство гордости, любви к своей Родине, её защитникам.

Слайд 6,7

Читая Житие Сергия Радонежского, произведения Сельмы  Лагерлёф « Святая ночь», «В Назарете», дети соприкасаются со святыней, узнают о детстве и жизни Сергия Радонежского, постигают тайны любви, всепрощения, предательства.
Рассказы и стихи, включённые в раздел «Мир классики» помогают ребятам лучше понимать и видеть мир природы, быть ближе к ней, любить её, охранять. 
Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик -Кериб» воспитывает в учащихся преданность, верность, умение быть верным данному слову, а также учит ценить людей не за их внешний облик, а за их внутреннее душевное состояние. 
В.М. Гаршин в «Сказке о жабе и розе» дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов. Работа учащихся над произведением и умелое ненавязчивое направление учителя позволит сделать главный вывод, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.
Слайд 8

В сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце» перед ребятами предстаёт положительный герой Кокованя, который подаёт пример милосердия, взяв себе на воспитание сиротку Дарёнку, да в придачу к ней ещё и кошку Мурёнку. Затем перед ребятами стоит сложная задача, им нужно ответить на главный вопрос: Почему всем героям хотелось увидеть Серебряное копытце? Все герои верили в чудеса и хотели увидеть это чудо или потому, что герои были бедны и хотели разбогатеть?

Слайд 9

На уроках окружающего мира реализуем учебно-методический комплект под редакцией А.А. Плешакова, который включает разделы: «Природа России», направленный на привитие таких качеств, как любовь к природе, Родине, своему краю, раздел «Страницы всемирной истории», «Страницы истории человечества», раскрывает детям исторические события из жизни нашего государства, знакомят с выдающимися людьми. Всё это способствует воспитанию патриотизма, любви и чувства гордости за свою Родину.
Программный материал в учебнике позволяет рассматривать вопросы гигиены, культуры поведения, культуры общения и вопросы, связанные с личной безопасностью. Большую помощь в работе оказывают интернет-ресурсы, серии картинок, плакаты по данной тематике.

      Формировать нравственные понятия помогают такие методы как: беседа, творческое чтение, игровые ситуации. Особое место занимает работа над пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Слайд 10

Провожу беседы с последующим обсуждением на темы: «Вежливы ли мы?», «Волшебные слова», «Что такое чуткость?» и др. Интерес и живой отклик вызывают у ребят мероприятия «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год!», «Красавица весна» и др.
Слайд № 11-12
     Проводятся  праздники: в 1- м  классе «Мы школьниками стали»,  «Ура! Мои первые каникулы!», во 2-м классе «Праздник первой оценки».  Уже традиционным стали праздники «День матери»,  «Мамы, бабушки и мы», посвященный 8 марта. Подготовка начинается за месяц: ребята пишут сочинения о своих мамах, разучивают песни, частушки, стихотворения, оформляют выставку рисунков и поделок, готовят приглашения. На этих праздниках проходят конкурсы между мамами и детьми. Конкурсы литературного характера, на эрудицию, загадки, по окружающему миру. Мамам и бабушкам больше всего нравится слушать сочинения детей о себе. 

Слайд 13,14

В классе проводятся мероприятия: Уроки мужества, беседа «Права и обязанности школьников»; классный час «Что такое война», «Береги честь смолоду», «Этот праздник со слезами на глазах», «Лето без приключений» участие в городском митинге в честь дня Победы над Японией;  конкурс рисунков «Дети на войне», конкурс чтецов  «Стихи о войне»; классные часы  «День Конституции РФ», «Закон обо мне, я о законе», «Моя малая родина»,  «День защитника Отечества», «Мир, труд, май», «Этот день Победы»;  письмо ветерану, участие в городском празднике в честь Дня Победы.

Посещали краеведческий музей, места памятников в нашем городе. Такие посещения помогают увидеть положительные результаты своего труда и наметить пути для дальнейшей работы. 
Нельзя не отметить и то, что большую помощь мне в решении вопросов культуры поведения и привития нравственных качеств оказывают различные кружки и секции, которые посещают ребята моего класса. Проанализировав результаты данного обследования , видно, что ребята отдают предпочтение занятиям в спортивной секции -  8 , увлекаются  танцами  - 6.
      Большинство родителей моего класса проявляют интерес и к учёбе, и к воспитанию своего ребёнка. Но есть и проблемы, с которыми приходится сталкиваться. В последнее время все чаще наблюдается безразличие родителей к формированию нравственно-эстетических качеств ребенка, процесс воспитания они практически полностью доверили школе, учителю. Для решения данной проблемы я провожу индивидуальные беседы, собрания на темы: «Семья – главный воспитатель», «Антиалкогольное воспитание детей в семье», «Особенности трудового воспитания детей младшего школьного возраста» и др.,  как показывает практика, дает положительную динамику. 
Ведь «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»,- говорил Эрих Фромм. Я с его высказыванием полностью согласна. В своей работе стараюсь придерживаться Азбуки морали, которую предлагает В.А.Сухомлинский:
• Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. 
• Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
• Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
• Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь.
• Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей.
Используемая литература:
1. Крайг Г. Психология развития. Спб, 2000.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.
3. Психическое развитие младших школьников. М, 1990.
4. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Духовно – нравственное развитие и воспитание ребёнка как личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют огромное значение для человека на протяжен...