Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока. Е.Ю. Советова Одной из главных задач, стоящих перед современной школой, является развитие личности ученика. Ключевые компетенции являются ведущими компонентами учебной деятельности. Перечень компетенций, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. В связи с этим возникает вопрос о том, как это может быть достигнуто на практике. Какие условия, педагогические технологии, методы и приёмы необходимы для формирования таких компетенций? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы это компетентностный подход. Компентностный подход - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным. Формирование компетентности учащихся является одной из наиболее актуальных проблем образования. Задача педагога заключается в создании оптимальных условий для формирования ключевых компетенций у младших школьников средствами современного урока в условиях ФГОС Современная образовательная школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программ
Составляющими элементами понятия "компетенция" являются: - знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;
- навыки - это владение средствами и методами;
- способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;
- стереотипы поведения - видимые формы действий;
- усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Термин «ключевые компетенции», указывает на то, что они являются ключом, основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они относятся к общему метапредметному содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. К ключевым компетенциям относятся: -ценностно-смысловые компетенции - связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения; - общекультурные компетенции, т.е. духовно-нравственные основы жизни человека; - учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. - информационные компетенции – владение современными средствами информации; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; - коммуникативные компетенции – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию; - социально-трудовые компетенции – выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения; - компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности . Компетентность – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности. Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умение учиться. Ученик учится добывать знания непосредственно из окружающей действительности, владеть приёмами решения учебно-познавательных проблем, В этом важная роль отводится информационным технологиям которые открывают не только дополнительные возможности обучения и развития учеников, но помогают организовать работу маленьких детей в проектном режиме. Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя начальной школы является развитие способностей ребёнка.
ФГОС второго поколения определяют задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе. Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах – все это способствует формированию ключевых компетенций. Таким образом, для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Формирование ключевых компетенций младших школьников предполагает высокую активность учащихся. Позволяет добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащемуся свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности. Компетентностная модель обучения даёт высокий результат и в целом к концу обучения в начальной школе, у учеников создается база для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Список используемой литературы: - Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.
- Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
- Щербинова Н. Н. Реализация компетентностного подхода в общеобразовательной школе. ИД «Первое сентября»
|