Конспект внеурочного занятия по общеинтеллектуальному направлению "Птицы родного края"
план-конспект занятия (4 класс)

Шушкова Анастасия Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_rodnogo_kraya.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Школа: МАОУ «СОШ №1 г. Черепанова»

Класс: 4 «А»

Студент: Шушкова А.М.

Руководитель практики: Максимова С.Ю.

Учитель: Николаева Т.Н.

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Тема: «Птицы родного края»

Цель: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе, о значении в жизни человека и в природе.

Задачи:

- познакомить детей с видовым разнообразием птиц Новосибирской области;

- прививать любовь к родному краю, воспитывать желание беречь и охранять «братьев наших меньших»;

- развивать в детях чувство ответственности за наших пернатых друзей.

УУД:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки и самопринятия.

Метапредметные:

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, развитие умения осмысливать и систематизировать полученную  информацию, формирование умения понимать  причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Познавательные: формирование умения излагать свою точку зрения , задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, самостоятельно делать выводы

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Ресурсы: презентация, видеоролик, аудиозаписи с пением и голосами различных птиц, загадки, карточки с вопросами, пазлы с птицами, карточки с пословицами, грамота.

2020 г.


п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя (педагога)

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Формы организации образовательной деятельности

метапредметные

личностные

1

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех на нашем занятии! Сегодня я желаю вам работать дружно и внимательно, быть активными и у вас всё получится!

- Сегодня мы собрались здесь не просто так. Тема нашего занятия – особенная. И чтобы её определить, давайте закроем свои глаза и внимательно послушаем аудиозапись.

Включается аудиозапись – пение птиц.

- Ребята, кто уже догадался, о чём будет идти речь на занятии?

- Правильно, сегодня мы будем говорить о маленьких пернатых друзьях.

-Я вас приглашаю в путешествие, где нас ждут наши друзья птицы, которые живут в нашем крае, и мы видим их практически каждый день.

Прошу вас разделиться на две команды, сегодня в интеллектуальной игре мы выявим настоящих знатоков птиц!

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие.

Слушают пение птиц и самостоятельно формулируют тему занятия.

Высказывают предположения.

Делятся на две команды.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, формирование умения излагать свою точку зрения.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию.

Беседа

2

Основной этап

- Богат и разнообразен животный мир Новосибирской области. Наш край посещает более 360 видов птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас радость. Птицы вестники радости. Без них природа мертва, поэтому мы всегда должны заботиться о птицах: подкармливать их зимой и делать скворечники.

-Птицы бывают разные: большие и очень большие, маленькие и очень маленькие. Каждая птица имеет свой неповторимый окрас. Есть птицы летающие и нелетающие, перелётные и зимующие. 

- Апрель – это по настоящему птичий месяц, а вы знаете почему его так назвали?

- Ежегодно 1 апреля отмечается международный день птиц, который приурочен к началу их возвращения с мест зимовок. Люди на всей планете отмечают этот праздник, и даже в нашем Новосибирском зоопарке каждый год проходит праздник, посвящённый дню птиц.

Задание 1.

- Если вы хотите птиц всех знать, предлагаю вам загадки отгадать! Каждой команде я буду читать загадку про птицу, после этого она должна подумать и сказать общий ответ. Если команда не ответит, то право слова переходит к команде соперников.

1. Все время стучит 
Деревья долбит, 
Но их не калечит, 
А только лечит.

2. Озорной мальчишка 
В сером пиджачишке 
По двору шныряет, 
Крошки собирает

3. Спинкою зеленовата, 
Животиком желтовата, 
Черненькая шапочка 
И полоска шарфика.

4. Посмотрите на балкон, 
Он с утра воркует тут. 
Эта птица – почтальон, 
Пролетит любой маршрут.

5. Красногрудый, чернокрылый 
Любит зернышки клевать. 
С первым снегом на рябине 
Он появится опять.

6. Кто эта птица? 
Никогда не строит для себя гнезда, 
Соседкам яйца оставляет 
И о птенцах не вспоминает.

Задание 2.

- Молодцы! А теперь следующее задание для команд! Я проверю ваш ум, смекалку и, конечно же, знание птиц.

Каждая команда должна будет вытягивать карточку, на которой будет написан вопрос и совместными усилиями команда должна будет дать ответ на него

Вопросы:

1. Какую птицу в народе называют воровкой?

2. Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге?

3. Как называется домик для птиц сделанный человеком?

4. Какие птицы не умеют летать?

5. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах?

6. Зачем птицы заглатывают камешки?

7. Название какого ядовитого растения связано с названием птиц?

8. Назовите птицу – символ России

Задание 3.

-  С первыми лучами солнца просыпаются птицы. Их голосами полниться старый бор и зелёный лес. Даже под крышами наших домов весело чирикают воробьи. Голоса у птиц разные и каждый голос неповторим.

- Сейчас мы с вами прослушаем птичьи голоса, а вы попробуйте узнать, каких птиц вы услышали. Чья команда узнала голос птицы – поднимает руки.

Звучит запись голосов птиц.

Физминутка.

- Вы ещё не устали? Я предлагаю вам встать и размяться, чтобы с новыми силами приступить с следующему заданию!

Задание 4.

- Каждый день мы видим десятки птиц, но не всегда обращаем на них внимания. Я предлагаю каждой команде собрать пазл, на котором изображено несколько птиц нашего края. Учтите, что в этом задании будет учитываться не только скорость выполнения, но ещё и ваша смекалка, ведь вам предстоит сказать название каждой птицы!

Задание 5.

- Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания в блиц – викторине. Блиц – викторина – это значит, что каждая команда должна говорить правильный ответ быстро и правильно. Если команда не сможет ответить, то ход переходит к соперникам. Команды, прошу приготовиться и не подсказывать друг другу.

Вопросы:

1. Какая птица унесла Дюймовочку из норы крота? (Ласточка)

2. У человека руки, а у птицы….? (Крылья)

3. Кто склевал таракана в сказке К. И. Чуковского «Тараканище»? (Воробей)

4. Если в слове «гайка» заменить [г] на [ч], то получится… ? (Чайка)

5. В народе про человека, который замечательно поёт говорят: «Поёт, как кто?» (Соловей)

6. Какие птицы живут в холодной Антарктиде? (Пингвины)

7. Как называют птиц, которые улетают на зиму? (Перелётные)

8. Дышит ли птенец в яйце? (Да)

9. Какая птица носит название каши? (Овсянка)

10. Самая большая птица в мире? (Страус)

11. Какая птица – символ мира? (Голубь)

12. Когда температура тела у птиц выше зимой или летом? (Одинаковая)

13. Крупная розовая птица? (Фламинго)

14. Об этой птице русский народ сложил множество сказаний и преданий. (Аист)

15. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан)

16. Птица, заслужено считающаяся лучшим пернатым певцом? (Соловей)

Задание 6.

- В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно продолжить пословицу или поговорку по её началу. 

Раздаёт карточки с пословицами, проверяет правильность выполнения.

- Наша игра подошла к концу. Вы, как знатоки, сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справлялись со всеми заданиями. Я думаю, будет несправедливо наградить только одну команду, ведь все потрудились, поэтому я решила, что грамоту лучших знатоков птиц получит весь ваш класс!

Награждение.

Слушают.

Высказывают предположения.

Слушают.

Слушают задание, отгадывают загадки про птиц.

-Дятел

-Воробей

-Синица

-Голубь

-Снегирь

-Кукушка

Слушают задание, вытягивают карточку, беседуют, анализируют, дают ответ на вопрос.

-Сорока

-Нет

- Скворечник

- Страусы, пингвины

- Птицы могут бросить гнёзда и тогда яйца погибнут/яйца легко помять.

- С их помощью они перетирают твёрдую пищу.

- Вороний глаз

- Орёл

Слушают задание, угадывают птицу по её голосу, поднимают руки.

Встают, выполняют физминутку.

Слушают задание, работают в группе – собирают пазл, вспоминают названия птиц и представляют результат работы.

Слушают, осознают задание, отвечают на вопросы.

Слушают задание, собирают пословицы, написанные на карточках, проверяют задание.

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, самостоятельно делать выводы.


готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию.

Беседа, игра

3

Рефлексивный этап

- В конце нашего занятия я предлагаю каждому из вас высказать свои эмоции одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивных фраз на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

мне захотелось…

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять.

развитие умения осмысливать и систематизировать полученную  информацию, формирование умения понимать  причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки и самопринятия.

Беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»Тема занятия:  « Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека»....

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Мой родной край»

Класс - 3 «д» Тема занятия:  « Символика России» Тип занятия: урок открытий новых знаний. Технология занятия:  элементы кейс - технологии, проектная технология. Образоват...

План – конспект внеурочного занятия «Юные исследователи родного края»

План – конспект внеурочного занятия «Юные исследователи родного края»...

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: занимательная математика...