Интерактивная игра как средство обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка

Козлова Наталия Валерьевна

рекомендации по использованию интерактивных игри для обучения детей с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_igra.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная игра как средство  обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.  

      Познавательная активность  — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

         Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников  и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности ребенка и оказывает сильное влияние на его развитие.

      У воспитанников, имеющих интеллектуальные нарушения, отмечается снижение познавательной активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это отмечается на фоне неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, повышенной истощаемости, у детей снижена мотивация к обучению, отмечаются трудности в планировании деятельности.

     Целесообразность использования информационных технологий в развитии «особых» детей  подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в обучении позволяет развивать психофизиологические функции (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Одна из инновационных форм развития познавательного интереса у младших школьников с интеллектуальными  нарушениями - интерактивные игры

 «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)

Интерактивные игры  направлены на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе обучения, предполагают организацию и развитие коммуникативных умений детей (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника..

Интерактивная игра  – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ребенок  чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта.

Интерактивные игры и занятия становятся все более популярным инструментом для развития детей.

Интерактивные игры вызывают у детей:

- познавательный интерес;

- способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;

- могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

- развивают мелкую моторику, координацию;

- развивают двигательную память;

- повышают работоспособность головного мозга;

- готовят руку к письму.

     Использование интерактивных игр в организации коррекционно-образовательной  деятельности способствует стимулированию речевой активности воспитанников с когнитивными нарушениями.  Например, при ознакомлении с животными с успехом проходит интерактивная игра «Кто что ест», «Подбери маму и детёныша».

      Нами  подобраны игры  по  темам:

  • «Времена года»,
  • «Профессии»,
  • «Насекомые»,
  • «Эмоции»,
  • «Птицы»,
  • «Транспорт»,
  • «Домашние животные»,
  •  «Дикие животные»,
  •  «Посуда»,
  • «Инструменты»,
  • «Музыкальные инструменты»,
  •  «Электроприборы»,
  •   «Овощи фрукты»,
  • «Растения» и др.. Преимущество интерактивных игр  в том, что их можно включать их в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала.

         Применение интерактивных технологий в практике работы позволило выявить:  по сравнению с традиционными формами обучения школьников с когнитивными нарушениями,  данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  • Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала.
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  •  Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности «особых» детей.
  • Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
  • Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, развитию внимания, памяти, воображения у воспитанников.

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.

       Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод:  активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей с интеллектуальными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие о правилах дорожного движения в группе продленного дня для младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Тематическое занятие о правилах дорожного движения в группе продленного дня для младших школьников с интеллектуальными нарушениями имеет цели: 1. Углублять знания воспитанников с интеллектуальными на...

Формирование временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается общее недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков...

Методические рекомендации по проведению экскурсий для младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Рекомендации по проведению экскурсий для младших школьников с интеллектуальными нарушениями....

Артикуляционные и дыхательные игры для младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Артикуляционные игры - это упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц, участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижност...

Интерактивная игра - одна из эффективных инновационных технологий в обучении младших школьников с интеллектуальными нарушениями

   Материал о целесообразности использования информационных технологий в развитии «особых» детей...

Интерактивная игра - одна из эффективных инновационных технологий в обучении младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Одна из инновационных форм развития познавательного интереса у младших школьников с интеллектуальными  нарушениями - интерактивные игры...