Рабочая программа дополнительного образования "Творчество мастеров"
рабочая программа (3 класс)

Куксова В В

Рабочая программа дополнительного образования "Творчество мастеров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tvorchestvo_masterov_2020.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта программы

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа №2»

Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творчество мастеров»

Ф.И.О. автора, должность

 Куксова Валентина Викторовна, учитель начальных классов

Сведения о программе:

Нормативная база

 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р)

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Устав  МБОУ «Жердевская СОШ №2»

Область применения

Дополнительное образование детей

Направленность

Художественная

Вид программы

Общеразвивающая

Уровень программы

Ознакомительный

Возраст учащихся

7-10 лет

Продолжительность обучения

1 год

Рецензенты и авторы отзывов

Заключение экспертного совета

Протокол № __ от ___ июня 2020г.

Блок 1.«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка.

Направленность дополнительной образовательной программы «Творчество мастеров» художественная.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Одна из задач образования - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: листке, травинке, камушке, кусочке ткани, перышке.

         Творчество, является неотъемлемой  характеристикой современного образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно проявлять себя в обществе. Формированию мышления у детей, навыков исследовательской деятельности и изобретательской работы, конечно же, способствует творческая деятельность.

Чем раньше дети будут вовлекаться в творческую деятельность, тем лучше. У них будет развиваться гибкость мышления и пытливость ума, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

        Становясь старше, у ребёнка появляется больше собственных представлений о том, чем он хочет заниматься. У одних детей могут быть явные способности, другие хотят посещать кружки за компанию с друзьями. Занятия в кружке для подростков даже могут перерасти в профессию. Все это заслуживает поддержки со стороны педагога.

Работа в кружке расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру, позволяет выявить способности и таланты, приучает к труду.

Актуальность

Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

        Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями флориста, дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи. Воспитанники фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Творчество мастера» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

        Мир природы  является поистине волшебным. Каждая веточка, каждый листочек таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. Достаточно только увидеть, какая тайна кроется в каждом листочке, и подарить миру чудо. Изучение отдельных видов прикладного творчества привело к построению программы «Творчество мастеров». Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей и их интересов. Одним из средств эстетического воспитания школьников, является искусство цветочной аранжировки. Трудно переоценить воспитательное значение флористики, особенно для детей. Материалы, используемые в программе для работы,  природного происхождения.

        Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, характер бытовой культуры, своеобразие искусства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни,  характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой. 

        Экологическое воспитание неотъемлемая часть общего образования детей. Именно поэтому в программе разработан раздел «Эко дизайн».

Новизна

дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных природных материалов.

Практическая значимость программы заключается в следующем: в основе программы кружка лежит художественный фитодизайн, т. е. конструирование из природного материала:

1. Художественная флористика, как аппликация из природного материала,

представляет собой картины, панно, пейзажи, орнаменты из засушенных

листьев, цветов, трав, мха, бересты, семян.

2. Аранжировка - это составление объемных композиций.

Особое назначение - это экологический стиль. Главная идея: все, что дарит природа - бесценно.

Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы педагогических приёмов:

Организационные:

Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребёнку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.

Ценностные:

1. Проведение занятий на природе развивает наблюдательность, учит не только смотреть, но и видеть и примечать подробности и детали, которые потом отображаются на картинах.

2. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим работам способствует усилению созидательного начала детей.

 3. Групповые задания служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.

Содержательные:

Технология изготовления флористических картин по данной образовательной программе основана на использовании необычных для аппликации материалов: засушенные растения, листья, семена, перья, камушки и другие природные материалы, а также вторичное использование пластиковых бутылок, компьютерных дисков и другого бросового материала. Из этих материалов дети создают настоящие картины, пейзажи, портреты. "Картины без кистей и красок" называют такие произведения, т.к. традиционные краски - масляные, акварель, гуашь - с успехом заменяет богатая палитра и разнообразная фактура природного материала

Особенности содержания программы

Особенности организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

 Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).

Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:

 краткое повторение пройденного материала;

 знакомство с новой темой (технологией);

 вводный инструктаж;

 практическая работа;

 уборка рабочего места.

В образовательной программе используются следующие формы занятий:

 экскурсии и прогулки в лесопарковых зонах с целью сбора материала и наблюдения за природой;

 беседы, рассказы, объяснения;

 показ технических приёмов;

 демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ из природного материала;

 практическая работа;

 мастер - классы для сверстников и взрослых;

 экскурсии на выставки.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

•        объяснительно-иллюстративный;

•        репродуктивный;

•        частично-поисковый;

•        проектный;

•        исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.

В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические, диагностические, типы занятий.

Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.

Педагогическая целесообразность

Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-10 лет.

В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, дарить подарки «не так как у всех». Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В возрасте 7-11 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.

Место реализации программы

Программа реализуется на базе МБОУ  «Жердевская СОШ №2».

 Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения по 2 часа в неделю. Форма реализации программы - очная.

  1. Цель и задачи программы.

Цель программы:  развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном материале;
  • Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной стилизации, фитодизайна, технологиями заготовки сырья, сушки растений, составления композиций.
  • Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие

замыслы, идеи.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
  • формирование  и  развитие  культуры  труда,  воображения,  наблюдательности,  мышления,  художественного  вкуса;  
  • формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
  • развитие образного и логического мышления;
  • Развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический вкус, моторику рук, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности,
  • бережное отношение к природе,
  • целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.

Условия приема в программу

В программу «Творчество мастеров» принимаются  обучающиеся по собственному желанию.

Основными формами организации занятий по программе являются:

групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

-практическое занятие

-беседа

-мастер-класс

-выставка

-конкурс

-коллективное творческое дело

-презентация

-консультация

-открытое занятие

 Содержание программы.

Учебный  план

занятия

Название раздела,

темы

Количество учебных часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1-2

Раздел I. Введение в программу.

2

1

1

1

Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ.

1

1

-

анкетирование

тестирование

2

Экскурсия «Радужная осень».

1

-

1

Опрос

наблюдение

3-18

Раздел II. Работа с бумагой и картоном.

16

4

12

3-4

Виды бумаги и картона. Заочное  путешествие  на  бумажную  фабрику  (с  использованием

мультимедийных продуктов).

2

2

-

мультимедийная презентация наблюдение

опрос

5--6

Знакомство с техникой «мозаика»

2

2

-

мультимедийная презентация

7-8

Мозаика «Воспоминание о лете».

2

-

2

творческая работа

9-12

Изготовление аппликации «Осенний лес».

4

-

4

творческая работа

13-16

Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников.

4

-

4

творческая работа

17-18

Оригами. Изготовление розы из бумаги.

2

-

2

наблюдение

19-28

Раздел III. Флористика.

10

1

9

19.

История  флористики.  Инструменты.  Подготовка  материалов.

1

1

-

опрос

наблюдение

творческая работа

20-21

«Осенний букет» составление композиции.

2

-

2

творческая работа

наблюдение

22-23

Изготовление цветов «Собираемся на бал».

2

-

2

мультимедийная презентация наблюдение

24-25

Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке».

2

-

2

Наблюдение

творческая работа

26-28

Композиция «Березы».

3

-

3

творческая работа

29-38

Раздел IV. Работа с природным материалом.

10

1

9

29.

Знакомство с разнообразием природного материала и его использования в ДПИ.

1

1

-

мультимедийная презентация наблюдение

опрос

30-31

Изготовление композиций из засушенных листьев.

2

-

2

творческая работа

наблюдение

32-35

Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа).

4

-

4

Наблюдение

творческая работа

36-38

Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев).

3

-

3

творческая работа

39-50

Раздел V. Аппликация из текстильных материалов.

12

1

11

39.

Беседа о разновидностях ниток.

Аппликации из нарезанных ниток.

1

1

-

мультимедийная презентация опрос

наблюдение

творческая работа

40-47

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

8

-

8

наблюдение

48-50

Аппликация из ткани. «Кошка».

3

-

3

опрос

наблюдение

творческая работа

51-62

Раздел VI. Работа с тканью

12

2

10

51-52

Знакомство с профессией дизайнера.

2

2

-

мультимедийная презентация

опрос

наблюдение

53-54

Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения.

2

-

2

творческая работа

наблюдение

55-57

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг».

3

-

3

творческая работа

58-62

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

5

-

5

творческая работа

наблюдение

63-72

Раздел VII. Эко дизайн.

12

1

11

63.

Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах.

1

1

-

мультимедийная презентация

64-65

Горшочек с цветами из коктейльных соломинок

«Парад цветов».

2

-

2

творческая работа

наблюдение

66-67

Подсвечники для праздника из

компьютерных дисков.

2

-

2

творческая работа

наблюдение

68-69

Творческая работа «Волшебная шкатулка».

2

-

2

творческая работа

наблюдение

70-71

Эко сумки.

2

-

2

мультимедийная презентация

72

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

-

1

творческая работа

наблюдение

Итого

72

8

64

защита творческих проектов

        

        Содержание программы

         Раздел I. Введение в программу (4 часа)

Тема 1. Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ (1 часа).

Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте. Знакомство с детьми, их интересами.

Практика: Игры на знакомство («Давай-ка познакомимся», «Назови себя, назови меня», «Телефон доверия», «Интервью»). Работа на выявление уровня начальной подготовки обучающихся: проведение анкетирования «Мои увлечения».

Тема 2: Экскурсия «Радужная осень» (1 часа).

Теория: Мир вокруг нас. Формирование представления о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы, представления у учащихся о деревьях и отличий между ними. Формирование умений наблюдать и видеть сезонные изменения в природе; развитие бережного отношения к природе.

Практика: экскурсия «Радужная осень». Собрать подготовительный материал для изготовления творческих работ (листья, веточки, каштаны, желуди и т.п). Способы заготовки материала. Место и время сбора. Методы сушки цветов и листьев. Хранение засушенного материала. Опрос, наблюдение.

Раздел II. Работа с бумагой и картоном (16часов).

Тема 1. Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику с использованием мультимедийных продуктов (2 часа).

Теория: Виды бумаги и картона их применение. История создания бумаги и ее обработки. Исследование видов бумаги и исследование свойств бумаги, сравнение свойств бумаги разных видов. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок.

Практика: Заочное  путешествие  на  бумажную  фабрику  (с  использованием мультимедийных продуктов). Демонстрация видов бумаги (цветная бумага, бумага для принтера, гофрированная бумага) и картона (цветной картон, гофрированный, бархатный). Показ презентации. Обсуждение.

Тема 2. Знакомство с техникой мозаика (2 часа).

Теория: Что такое мозаика. Виды мозаики: стеклянная, смальтовая, керамическая, нетрадиционные материалы. Мозаичная аппликация. Технология работы в техники мозаика.

Практика: Просмотр презентации «Чудеса мозаики».

Тема 3. Мозаика «Воспоминание о лете» (2 часа).

Теория: Познакомить с техникой аппликации «мозаика». Показ приёмов выполнения.

 Практика: Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне. Выполнение творческой работы «Воспоминание о лете» Обсуждение работ.

Тема 4. Изготовление аппликации «Осенний лес» (4 часа).

Теория: Знакомство с жанрами искусства. Пейзаж. Демонстрация репродукций осеннего пейзажа.

Практика: Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне. Выполнение творческой работы «Осенний лес» Обсуждение работ.

Тема 5. Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников (4 часа).

Теория: Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.

Практика: Изготовление необходимых элементов для создания открытки. Использование приемов: скручивание, складывание, сгибание, разрезание, приклеивание, обрывание, склеивание. Творческая работа «Открытка на день учителя».

Тема 6. Оригами. Изготовление розы из бумаги» (2 часа).

Теория: Искусство складывания бумаги. Знакомство с техникой оригами. Что такое модуль. Демонстрация приемов: сгибание, складывание.

Практика: Поэтапное изготовление Розы в технике оригами.

Раздел III. Флористика (10 часов).

Тема 1. История флористики. Инструменты. Подготовка материалов (1 час).

Теория: История  флористики.  Инструменты.  Подготовка  материалов. Особенности засушивания цветов, хранение. Стили и техники. Коротко о колорите.

Практика: Демонстрация приемов и видов флористики. Опрос.

Тема 2. «Осенний букет» составление композиции (2 часа).

Теория: Композиционное построение картины. Виды используемых материалов.

Практика: Составление букета из предложенных природных материалов.

Тема 3. Изготовление цветов «Собираемся на бал» (2 часа).

Теория: Гофрированная бумага виды, приемы работы.

Практика: Демонстрация презентации «Искусство создания цветов». Составление «сладкого букета» из гофрированной бумаги. Цветы: тюльпан, роза, астра на выбор воспитанников. Коллективная работа.

Тема 4. Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке» (2 часа).

Теория: Плоскостная аппликация из листьев. Цветовые сочетания. Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт, портрет, пейзаж.

Практика: творческая работа из природного материала (листьев). Демонстрация примеров: «Девушка осень. Портрет», «Пушкинская осень. Пейзаж», «Корзина фруктов. Натюрморт».

Тема 5. Композиция «Березы» (3 часа).

Теория: Повторение изученного материала. Техника работы с природным материалов. Компоновка, планы.

Практика: творческая работа из природного материала (листьев). Композиция «Березы».

Раздел IV. Работа с природным материалом (10 часов).

Тема 1. Знакомство с разнообразием природного материала и его использование в ДПИ (1час.)

Теория: Декоративно-прикладное искусство России. Виды и характерные особенности. Декоративно-прикладное искусство Курского края. Знакомство с работами мастеров и умельцев народного искусства. Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе.

Практика: Демонстрация презентации: «Народные промыслы России», «Мастера родного края». Опрос.

Тема 2. Изготовление композиций из засушенных листьев (2 часа).

Теория: Как подготовить материал, сбор, сушка, выкраска. Техника безопасности работы с ножницами, клеем, утюгом.

Практика: Составление композиции из засушенных листьев. Применение шишек и каштанов.

Тема 3. Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) (4 часа).

Теория: Работаем в команде. Правила поведения и работы с инструментами. Стилизация животных. Техника ошибана, прессованная флористика. Техника и приемы работы.

Практика: Составление композиции из природных материалов «Животные нашего леса».

Тема 4. Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) (3 часа).

Теория: Орнамент: растительный, геометрический. Понятие раппорт. Стилизация растений.

Практика: Составление Мозаики «Веселые узоры».

Раздел V. Аппликация из текстильных материалов (12 часов).

Тема 1. Беседа о разновидности ниток. Аппликация из нарезанных нитей (1 час).

Теория: Как появилась нить. Окрашивание. Изделия из нитей. Виды аппликации из нитей.

Практика: Просмотр презентации «Аппликация из нитей».

Тема 2. Аппликация и нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года» (8 часов).

Теория: Повторение изученного материала и закрепление в практической работе.

Практика: Работа над панно «Времена года». Сезон (лето, осень, зима, весна) на выбор воспитанников. Техника смешанная.

Тема 3. Аппликация из ткани «Кошка» (3 часа).

Теория: Разновидности ткани. Правила и приемы работы. Фактура, текстура. Стилизация животного (кошки).

Практика: Выполнение работы аппликация из ткани «Кошка».

Раздел VI. Работа с тканью (12 часов).

Тема 1. Знакомство с профессией дизайнер (2 час).

Теория: Профессия дизайнер. Разновидности профессии (дизайн одежды, интерьера, ландшафта, эко дизайн, WEB-дизайнер, Фуд-дизайнер). История профессии, особенности. Что делает дизайнер.

Практика: Просмотр презентации «Я в дизайнеры пойду». Опрос.

Тема 2. Техника выполнения шва «потайной» Тренировочные упражнения (2 часа).

Теория: «Потайной шов» цели и назначение, техника исполнения. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.

Практика: Просмотр карты стежков и презентации «Основные швы».  Выполнение шва на картонке.

Тема 3. Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг» (3 часа).

Теория: Демонстрация игрушек ручной работы. Повторение техники безопасности при работе с ножницами и иглами. Конструкция. Шаблон.

Практика: Перевод шаблона в выкройку. Вырезание деталей кроя. Соединение деталей в изделие, наполнение синтепоном, зашивание игрушки. Демонстрация поделки.

Тема 4. Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная работа) (5 часов).

Теория: Работа в команде. Правила безопасной работы  с инструментами. Аппликация плоскостная, объемная.

Практика: Коллективная работа над панно «Домик в деревне». Разработка эскиза, перевод рисунка на основу, вырезание и приклеивание деталей, оформление работы.

Раздел VII. Эко дизайн (12 часов).

Тема 1. Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах (1 час).

Теория: Что такое отходы, и какой они приносят вред природе. Отходы с пользой. Вторая жизнь старых вещей.

Практика: Просмотр презентации «Вторая жизнь старых вещей». Опрос. Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах.

Тема 2. Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов» (2 часа).

Теория: Для чего нужны коктейльные соломинки. Нетрадиционное применение материала из пластика. Строение цветка астры.

Практика: Подготовка материалов к работе. Изготовление из коктейльных соломинок вазы с цветами астр.

Тема 3. Подсвечники для праздника из компьютерных дисков (2 часа).

Теория: Что такое подсвечник, как он появился и для чего нужен. Разнообразие форм и цвета.

Практика: Изготовление подсвечника их компьютерных дисков. Применение различных техник декора.

Тема 4. Творческая работа «Волшебная шкатулка» (2часа).

Теория: Бросовый материал и как с ним работать. Техника безопасности с инструментами.

Практика: Изготовление шкатулки из бросового материала.

Тема 5. Эко сумки (2 часа)

Теория: Эко сумки для чего они нужны. Роспись по шаблонам.

Практика: Показ презентации «Сохраним планету». Роспись «Эко сумки» с применением шаблонов на свободную тему.

Тема 6. Итоговое занятие. Выставка работ (1 час).

Теория: Правила оформления работ. Тб при работе с инструментами.

Практика: Оформление работ к выставке.

  1. Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, общественной активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоционально- волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);
  • учебно – познавательного интерес к Декоративно-прикладному искусству;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
  •  навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Метапредметные результаты:

  • усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
  • развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
  • Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  •  адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  •  навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Предметные результаты:

  • развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность,
  • приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных учащимися в ходе изучения предмета,
  • уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
  • понимать образную сущность искусства;
  •  выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
  •  создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
  • создавать средствами бумагопластики и природного материала выразительные образы природы, человека, животного.

Обучающиеся должны знать/ понимать:

  • бумагу, виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой (складывание, сгибание, вырезание, скручивание, склеивание);
  •  жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • Основы композиции, формообразования, цветоведения;
  •  особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
  • историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
  •  общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия, стилизация, раппорт;
  • понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
  •  понятие «оригами» и «Модульное оригами», их отличия.

Обучающиеся должны уметь:

• передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики каждой изученной техники программы;

 • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

• моделировать с помощью трансформации форм новые образы;

• понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира

• называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

• выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

• выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож;

• выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

• выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

• наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

• подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

• добывать необходимую информацию (устную и графическую).

 • анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; • определять основные конструктивные особенности изделий;

• подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;

• соблюдать общие требования дизайна изделий;

• планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

Блок 2. «Комплекс организационно педагогических условий реализации дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы»

  1. Календарный учебный график. (Приложение 1)

2.2.Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо иметь:

1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

2. Столы для обучающихся – 1 штука;

3. Стулья – 10штук;

4. Стол – тумба – 1 штука;

5. Мольберты- 8шт

6.Доска – 1 шт

7. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;

8. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видео презентации по темам;

9. Оборудование занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.

10. Оборудование: ноутбук.

  1. Формы аттестации.

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ««Творчество мастера»» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических - творческих  работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу учащихся.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, участие в конкурсах.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: конкурс-выставка работ.

Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ««Творчество мастера»» будет осуществляться по 4 направлениям.

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с материалом  (после прохождения соответствующего блока)
  • Проведение выставок работ обучающихся
  • Участие в краевых, районных и городских выставках, интернет-конкурсах
  • Тестирование, собеседование

Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1.Организационно-волевые качества

1.1.Терпение

1.2.Воля

1.3. Самоконтроль

Способность переносить нагрузки в течение определенного времени

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Умение контролировать свои поступки

- терпения хватает меньше чем на половину занятия

- терпения хватает больше чем на половину занятия

- терпения хватает на все занятие

- волевые усилия побуждаются извне

- иногда самим ребенком

- всегда самим ребенком

- постоянно находится под воздействием контроля извне

- периодически контролирует себя сам

- постоянно контролирует себя сам

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

2.Ориентационные качества

2.1.Самооценка

2.2.Интерес к занятиям

Способность оценивать себя

адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

- завышенная

- заниженная

- нормальная (адекватная)

- интерес к занятиям продиктован извне

- интерес периодически поддерживается самим ребенком

- интерес постоянно поддерживается самим ребенком

1

2

3

1

2

3

Тестирование

Анкетирование

3.Поведенческие качества

3.1.Тип сотрудничест. Отношение к

общим делам Т/О

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

- избегает участия в общих делах

- участвует при побуждении извне

- инициативен в общих делах

1

2

3

Наблюдение

4.Творческие способности

Креативность в выполнении творческих работ

- начальный уровень

репродуктивный уровень

- творческий уровень

1

2

3

Анкетирование

Критерии оценки личностного развития:

  • 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
  • 13 – 21 балл – средний уровень развития;
  • 22 – 30 баллов – высокий уровень развития

   

2.5.Методы реализации учебной программы

При проведении занятий используются словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, ассоциативно-сравнительные методы. Выбор методов зависит от цели занятия, условий, контингента обучающихся.

2.6.Список литературы

Для обучающихся:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
  2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
  3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
  4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
  8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
  9. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
  10. Ж. Юный художник. - М.: 1979 № 9, 1985 №8,10, 1988 №7.
  11. Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
  12. Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988.
  13. Проп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963. Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987
  14. Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: 2006 г.
  15. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г

1.

Для учителя

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).

2.Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.

5.Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.

6.Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.

7.Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.

8.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера», 1997г.

9.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб: «Кристалл», 2002 г.

10.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб: «Химия», 1995 г

11.Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.

12.Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г.

13.Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007.

14.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007

15.Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс, 2004 г

16.Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.

17.Миловский А. Песнь Жар-птицы. - М.: Искусство, 1987.

Москва. Просвещение. 1991г.

18.Некрылова А. Круглый год. - М.: Просвещение, 1991.

19.Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988

20.Задворная Т. Аранжировка цветов. - М.: Искусство, 1994.

21.Новикова Е. Вдохновение. - М.: Искусство, 1994.

22.Программы. Культура быта. - М.: Просвещение, 1986

23.Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.

24.Саркисова Л. Искусство букета. - М.: Искусство, 1970.

25.Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991.

26.Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.

27.Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская литература, 1991г

Приложение 1

2.1.1. Календарный учебный график для группы №2 (младшая)

занятия

Название раздела,

темы

Количество учебных часов

Дата

всего

теория

практика

1-2

Раздел I. Введение в программу.

2

1

1

1.

Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ.

1

1

-

2.

Экскурсия «Радужная осень».

1

-

1

3-18

Раздел II. Работа с бумагой и картоном.

16

4

12

3.

Виды бумаги и картона. Заочное  путешествие  на  бумажную  фабрику  (с  использованием

мультимедийных продуктов).

1

1

-

4.

Виды бумаги и картона. Заочное  путешествие  на  бумажную  фабрику  (с  использованием

мультимедийных продуктов).

1

1

-

5.

Знакомство с техникой «мозаика»

1

1

-

6.

Знакомство с техникой «мозаика»

1

1

-

7.

Мозаика «Воспоминание о лете».

1

-

1

8.

Мозаика «Воспоминание о лете».

1

-

1

9.

Изготовление аппликации «Осенний лес».

1

-

1

10.

Изготовление аппликации «Осенний лес».

1

-

1

11.

Изготовление аппликации «Осенний лес».

1

-

1

12.

Изготовление аппликации «Осенний лес».

1

-

1

13.

Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников.

1

-

1

14.

Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников.

1

-

1

15.

Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников.

1

-

1

16.

Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников.

1

-

1

17.

Оригами. Изготовление розы из бумаги.

1

-

1

18.

Оригами. Изготовление розы из бумаги.

1

-

1

19 - 28

Раздел III. Флористика.

10

1

9

19.

История  флористики.  Инструменты.  Подготовка  материалов.

1

1

-

20.

«Осенний букет» составление композиции.

1

-

1

21.

«Осенний букет» составление композиции.

1

-

1

22.

Изготовление цветов «Собираемся на бал».

1

-

1

23.

Изготовление цветов «Собираемся на бал».

1

-

1

24.

Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке».

1

-

1

25.

Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке».

1

-

1

26.

Композиция «Березы».

1

-

1

27.

Композиция «Березы».

1

-

1

28.

Композиция «Березы».

1

-

1

29-38

Раздел IV. Работа с природным материалом.

10

1

9

29.

Знакомство с разнообразием природного материала и его использования в ДПИ.

1

1

-

30.

Изготовление композиций из засушенных листьев.

1

-

1

31.

Изготовление композиций из засушенных листьев.

1

--

1

32.

Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа).

1

-

1

33.

Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа).

1

-

1

34.

Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа).

1

-

1

35.

Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа).

1

-

1

36.

Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев).

1

-

1

37

Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев).

1

-

1

38

Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев).

1

-

1

39-50

Раздел V. Аппликация из текстильных материалов.

12

1

11

39.

Беседа о разновидностях ниток.

Аппликации из нарезанных ниток.

1

1

-

40.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

41.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

42.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

43.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

44.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

45.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

46.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

47.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

48.

Аппликация из ткани. «Кошка».

1

-

1

49.

Аппликация из ткани. «Кошка».

1

-

1

50.

Аппликация из ткани. «Кошка».

1

-

1

51-62

Раздел VI. Работа с тканью

12

2

10

51.

Знакомство с профессией дизайнера.

1

1

-

52.

Знакомство с профессией дизайнера.

1

1

-

53.

Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения.

1

-

1

54.

Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения.

1

-

1

55.

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг».

1

-

1

56.

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг».

1

-

1

57.

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг».

1

-

1

58.

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

1

-

1

59.

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

1

-

1

60.

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

1

-

1

61.

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная).

1

-

1

62.

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

1

-

1

63-72

Раздел VII. Эко дизайн.

12

1

11

63.

Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах.

1

1

-

64.

Горшочек с цветами из коктейльных соломинок

«Парад цветов».

1

-

1

65.

Горшочек с цветами из коктейльных соломинок

«Парад цветов».

1

-

1

66.

Подсвечники для праздника из

компьютерных дисков.

1

-

1

67.

Подсвечники для праздника из

компьютерных дисков.

1

-

1

68.

Творческая работа «Волшебная шкатулка».

1

-

1

69.

Творческая работа «Волшебная шкатулка».

1

-

1

70.

Эко сумки.

1

-

1

71.

Эко сумки.

1

-

1

72

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

-

1

Итого

72

8

64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пресс-центр Мыскаменской школы-интерната

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Поколение NEXT"

Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный ...

Рабочая программа, Дополнительная программа «Занимательный русский язык», 3 Б класс.

Рабочая программа, Дополнительная программа «Занимательный русский язык»,3 Б класс....