Программа коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ 4 "Б" класса МБОУ "Мюрюнская СОШ№2"
рабочая программа (4 класс)

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного   общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья».

     Реализация личностно-ориентированного подхода через психолого-педагогическое сопровождение ребенка является актуальной задачей, решение которой способствует достижению учащимися планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Стандарта образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с детьми ОВЗ40.88 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования» МР «Усть-Алданский улус (район)» Республика Саха (Якутия)

                                             МБОУ «Мюрюнская СОШ№2»

 

Программа коррекционно-развивающей  работы с детьми  ОВЗ

 4 «Б» класса

МБОУ «Мюрюнская СОШ№2»

Составители:

Классный руководитель – Ефремов Семен Семенович

Педагог-психолог – Колодезникова Марианна Алексеевна

с. Борогонцы – 2018 г.

Пояснительная записка

    Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного   общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья».

     Реализация личностно-ориентированного подхода через психолого-педагогическое сопровождение ребенка является актуальной задачей, решение которой способствует достижению учащимися планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Стандарта образования.

    В 3 «Б» классе Мюрюнской СОШ№2 обучаются 27 учащихся. 14 мальчиков, 13 девочек. 1 ребенок-инвалид, Готовцева Елена с диагнозом «ДЦП» обучается на домашнем обучении по АОП 6.2, еще 1 ребенок Сивцев Олег с ОВЗ обучается по программе 7 вида. Уровень обученности класса ниже среднего. В классе всего несколько (5-6) учащихся с высокой степенью развития познавательного интереса. У большинства свойственен замедленный темп деятельности. Некоторые имеют большие затруднения по основным предметам. 2 мальчика до окончания 3 класса читают по слогам.         Большинство родителей имеют только среднее образование. Только один родитель имеет высшее образование. 16 детей воспитываются в полных семьях, 11 в неполных.  24 семьи - малообеспеченные. Неблагополучных семей - нет. Родители по мере своих возможностей оказывают помощь в воспитательной работе, принимают участие в подготовке и проведении классных дел.

Успеваемость учащихся за 2 года:

Учебный год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

годовая

% качества

% качества

% качества

% качества

% качества

2016-2017

36,0

30,4

34,7

30,0

39,0

2017-2018

35,7

43,0

37,0

34,6

34,6

     Успеваемость класса в среднем ниже 40%, это низкий показатель, чем все остальные начальные классы нашей школы. У некоторых учащихся проявляются признаки задержки психического развития.

     Данная  программа – это  программа деятельности учителя, педагога-психолога и социального педагога.  Она предусматривает определение  цели, основных задач, этапов работы, форм организации учебно-воспитательной деятельности, обеспечения постепенного включения всех участников образовательного процесса  (детей, родителей, специалистов) в совместную деятельность, создания единого образовательного пространства, коррекционно-развивающей среды, достижения ожидаемых результатов, успешного овладения всеми детьми  стандартами  первой ступени общеобразовательного учреждения.

Цель программы: создание условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.

 Задачи:

 1. Диагностировать  трудности обучения, отдельных индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.

2. Оказать помощь в освоении   образовательной программы  детям с трудностями  обучения.

3. Определить особенности организации образовательной деятельности для детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

4. Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учётом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей.

5. Оказать консультативную и методическую помощь родителям детей по педагогическим, социальным, правовым вопросам.

      Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

Этапы реализации программы

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения  детей с трудностями в обучении.  

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей с трудностями в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Обеспечение.

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок);

— обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий  (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога и др.

Кадровое обеспечение

Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

      Структура программы представлена следующими направлениями:

- диагностическое – обеспечивает своевременное выявление  трудностей у детей;

- коррекционно-развивающее – содержит перечень и план коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся;

- информационно-просветительское – осуществляет разъяснительную деятельность по вопросам реализации и осуществления образовательной деятельности.

Срок реализации – 3 года (2 - 4 класс).

Ожидаемые результаты реализации программы:

- Освоение основной образовательной программы всеми учащимися.

- Повышение учебной мотивации детей.

- Успешная адаптация к школьному обучению.

- Повышение активности учащихся при взаимодействии с участниками образовательной - деятельности.

- Развитие когнитивной и эмоционально-личностной сфер обучающихся.

- Снижение уровня общей тревожности учащихся.

             

Программа коррекционно-развивающей  работы с учащимися ОВЗ 


 1. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности.

В школе создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, педагоги и медицинский работник. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-педагогическом консилиуме.
    Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.


 
Задачи сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, и т.д.;
-психологическое обеспечение образовательных программ.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

- диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;

- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

- конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

     Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе и по какой программе. Приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

       2. Основные направления работы.

Направление работы

Цели, задачи

Содержание

Диагностическая работа

- обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа

обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа

обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательной деятельности;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа

направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья

 3. Внеурочная деятельность
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный псих олого-педагогический консилиум.
Мониторинговая деятельность предполагает:

отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности  коррекционно-развивающих программ;

перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Психолого-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности образовательной деятельности, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития.

Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

5. Механизм взаимодействия специалистов.

    Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Внутренний механизм взаимодействия:
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить
социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматривается:
— динамика
индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
— количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ.

Проведенные работы за 2 года (2016-2017, 2017-2018 уч.г.).

  1. Диагностическая работа педагога-психолога:

Целью проводимой диагностической работы является: выявление и изучение причин трудностей в обучении учеников.

- Диагностика школьной готовности (1 класс – 2015-2016 учебный год).

Цель: определение степени готовности к обучению в школе.

Дата проведения: 10.09.2015г.

По итогам  диагностики были получены следующие результаты:

  • Готовность к началу регулярного обучения – всего 17 учащихся (70,8%);
  • Условная готовность –  2 (8,3%)
  • Условная неготовность – 4 (16,6%)
  • Неготовность – 1 (4,1%)

- Анкета для оценки уровня школьной мотивации (методика Н. Г. Лускановой).

(2 и 3 класс)

Учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Внешняя мотивация

Низкий уровень

Негативное отношение к школе

2016-2017

11 (28%)

6 (19%)

5 (48%)

2 (5%)

0

2017-2018

14 (51,8%)

8 (29,6%)

3 (11,1%)

  1. (7,4%)

0

 

- Оценка уровня самооценки по методике «Лесенка».

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, и как, по его мнению, его оценивают другие люди.

    Самооценка ребёнка определяется по той ступени, на какой ребенок поставил себя сам.

Показатели самооценки:

Самооценка

Кол-во уч-ся (в %)

1

Высокая

18 (66,6%)

2

Выше среднего

5 (18,5%)

3

Средняя

3 (11,1%)

4

Низкая

  1. (3,7%)

  1. Коррекционно-развивающая работа учителя на уроке.

      В новых условиях интегрированного обучения, когда дети с различными формами ЗПР обучаются не в специальных коррекционных школах, а в обычных массовых школах, требуется качественно новый подход к их обучению. Во время работы с неуспевающими в массовой школе мы осуществляем индивидуальный подход. Выявляем пробелы в учебных знаниях ребёнка и восполняем их путём повторения объяснения нового материала, даём дополнительные упражнения, чаще используем наглядные пособия и разнообразные карточки и т.д. Такие меры на отдельных этапах обучения, безусловно, дают положительные результаты. Однако если ребёнок не успевает вследствие задержки психического развития, то достигнутые таким путём успехи в большинстве случаев оказываются лишь временными; в дальнейшем у детей неизбежно накапливается всё больше и больше пробелов.

Это выдвигает необходимость при обучении детей с ЗПР осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Известно, что дети с задержкой психического развития и ОНР быстрее утомляются. Поэтому при работе используем разнообразные виды занятий, красочный дидактический материал, игровые моменты.

     На уроках используются следующие принципы подбора заданий для индивидуальной работы:

-по уровню трудности

- по объёму

- по степени самостоятельности

- по уровню творчества

- по степени и характеру помощи.

Используются такие виды помощи:

- стимулирующая, которой достаточно для хорошо успевающего ученика(разъяснение задания при необходимости)

- направляющая (составление плана действий и указание на вспомогательные средства)

- организующая ,которая необходима слабым детям (помощь при выполнении задания от начала и до конца: наводящие вопросы, план выполнения, движение по плану и т.д. до достижения конечного результата).

      Работа с детьми с ограниченными возможностями требует от педагога особого подхода. Для развития мотивации и познавательной самостоятельности ученика с ОВЗ необходимо создание комфортной образовательной среды, применения новых педагогических технологий и действенных форм обучения.

      Ребёнок с ОВЗ проявит инициативу и самостоятельность, если не принуждать его к учению. Когда педагог даёт детям свободу, позволяет быть самостоятельными, учащиеся демонстрируют способности. Поэтому учителю нужно чаще давать на выбор несколько заданий, одинаковых или дифференцированных по сложности. При таком отношении проявляются образовательные потребности учащихся, что даёт толчок к развитию мотивации и познавательного интереса.

- Деятельностный подход.

Мотивация и познавательная самостоятельность говорят об отношении учащегося к содержанию и ходу образования и желанию овладеть знаниями и умениями. Преодолеть безучастность ученика с ОВЗ и стимулировать проявление познавательного интереса помогает деятельностный подход.

При деятельностном подходе в центре внимания стоит совместная деятельность учеников с учителем. Педагог не даёт готовые знания, а ищет их вместе с учащимися.

- Проблемное обучение.

Мотивация и познавательная самостоятельность формируются, если ученик ощущает себя субъектом образовательного процесса и понимает зависимость результата от его действий. Самостоятельность не даётся ребёнку с рождения, а формируется в процессе образования. Познавательная самостоятельность развивается через навыки и умения узнавать новое самостоятельно. Ученик с ОВЗ должен научиться принимать решения, проявлять инициативу и не бояться совершать ошибок.

Для этого применяется проблемное обучение, при котором ученик получает возможность включиться в образовательный процесс как активный участник. Задавание при изучении нового материала вопросов, которые требуют анализа, сравнения и рассуждения, вызывает интерес к новому материалу. Неверные ответы не критикуются, а мягко корректируются. Важно, чтобы учитель поощрял учащихся, которые задают вопросы, так как это отражает их желание думать самостоятельно.

Постановка проблемных вопросов и совместный поиск ответов учит самостоятельному определению вопросов и формулированию задач. Тогда ученик понимает ценность процесса получения знания.

- Игровой компонент.

Компьютерные и мультимедийные формы работы расширяют возможности развития познавательного интереса учеников с ОВЗ. Использование презентаций при объяснении нового материала делают занятия более наглядными, потому что такая организация учебного материала содержит три вида памяти: зрительную, слуховую и кинетическую. 

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога.

Коррекционно-развивающая работа педагог - психолог ведет на основе 2-х программ:

- «Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с младшими школьниками»;

- «Программа коррекционных занятий по развитию познавательной сферы у младших школьников».

3.  Консультативная,  информационно-просветительская работа.

- Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе.

- Рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ.

- Индивидуальные консультации для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР

Задачи,направления,формы коррекционной работы....

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения...

Коррекционно-развивающая программа для профилактической работы с детьми группы риска (индивидуальных занятия) «Ветер перемен».

Термин «подростковая (юношеская) делинквентность», появившейся в 80 – 90 –е годы в США, часто переводится на русский язык как «преступность несовершеннолетних» и оз...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»

В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

Реализация программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В школе разработана и реализуется  Программа развития МБОУ  на 2019-2024 г., утверждена приказом.Одно из направлений  работы программы развития называется «Успех каждого ребенка&r...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...