Презентация опыта работы в специальном классе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
статья

Нефедьева Олеся Владимировна

Добрый день. Я учитель начальных классов. Работаю по программе 7.2. в классе для детей с ОВЗ. На 1 сентября, первого года обучения в классе было 12 детей. Все дети были не читающие, но знали буквы. У многих детей сильные нарушения речи. В этом году, второй год обучения в первом классе 17 обучающихся, 1 мальчик находится на домашнем обучении по СИПРу.  15 обучающихся читают, не читает 1 девочка. Испытывают трудности при счете в пределах первого десятка с использованием счетного материала 5 человек.

 Сегодня я хочу поделиться приемами, которые я использую при обучении детей с ОВЗ по программе 7.2. Все мы знаем о проблемах этих детей и трудностях в усвоении учебного материала и узостью представления об окружающем мире. Поэтому останавливаться на характеристики нарушений не будем.

У детей, поступающих в первый (дополнительный) класс сильно нарушена ориентировка во времени. Они ели и знают названия времен года, дней недели, то соотнести с текущим временем не могут. А названия месяцев и чисел дети вообще не знают. И родители не задумываются о том, что ребенку необходима эта информация. Поэтому каждый день с ребятами мы начинаем с определения даты и четкого проговаривания, и повторения времени года, названия текущего месяца, числа, дня недели.  Дату я записываю на доске и в тетрадях учеников.

Возникнет вопрос почему с числом написана определённая буква, проговариваем название месяца и слушаем первый звук.  Если дети еще не знакомились с этой буквой, они все равно хорошо определяют звук. ( - Какой сейчас месяц?    -Февраль.  – Какой звук вы слышите вначале слова? - «Ф». – Обозначаем этот звук буквой «ф».) Сейчас (второй год обучения в 1 классе) дату учащиеся записывают в тетради самостоятельно и название месяца полностью. Дни недели мы соотносим с пальцами. На одной руке пять рабочих дней, а на другой суббота и воскресенье.

Дни недели мы соотносим с пальчиками на руках.  Дети лучше запоминают материал, когда происходит непроизвольная ассоциация с собственным телом. И вообще при систематическом использовании пальчиковых упражнений дети быстрее учатся читать и писать, у них лучше развивается речь и память, координация движений. 

А дети, которых обучаем мы не умеют работать и играть с пальчиками. Поэтому пальчиковая гимнастика важный и необходимый прием при работе с детьми с ОВЗ, который я использую ежедневно, начиная урок письма в 1(дополнительном) классе с пальчиковой гимнастики. Ведь пальчиковая гимнастика развивает речь и положительно сказывается на работе отделов головного мозга – это вполне известный факт. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум. Отечественные физиологи также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Не стоит забывать, что все пальчиковые игры сопровождаются стишками, которые дети запоминают ассоциируя их с движениями, а значит развивают свою память, учатся способам опосредованного запоминания .

Так же я учу детей считать на пальцах. При использовании пальцев рук обучение счету идет сразу по нескольким каналам восприятия: зрительному (видим), слуховому (слышим, произносим), тактильному (чувствуем), кинестическому (двигаемся). Если первые три канала интуитивно или осознанно взрослый использует на начальном этапе обучения, то последний обычно упускается.  Кроме того, чем больше каналов мы используем для подачи информации, тем быстрее и лучше она усваивается.  Пока мышление ребенка наглядно – действенное или наглядно – образное, пальцы рук помогают ему осмыслить процесс счета. Руки становятся одним из вариантов счетного материала, но более совершенного вида. С помощью пальцев на двух руках детям постарше можно предлагать упражнения на формирование понятия «состав числа». Ведь, например, число пять можно продемонстрировать тремя способами: показать на одной руке два пальца, а на другой – три; на одной четыре пальца, а на другой – один; показать пять пальцев на одной руке. Вы увидите, как интересно для детей сделать открытие что такие разные комбинации приводят к одному и тому же результату – к числу пять!

У большинства детей с ЗПР нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата. Речь таких детей напряженная, аритмичная, смазанная. Формирование речи у детей с ЗПР очень длительный процесс. Работа по нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития требует разнообразных приёмов и средств, одним из которых является артикуляционная гимнастика. Урок обучения грамоте или литературного чтения я начинаю с артикуляционной гимнастики. Обязательное требование зеркало, которое есть у каждого ребенка. Упражнения для артикуляционной гимнастики и рекомендации для их проведения можно найти в Интернете. Артикуляционную гимнастику я заканчиваю чистоговорками на изучаемый звук.

Ло – ло – ло, ло – ло – ло   - На улице тепло.

Лы – лы – лы, лы – лы – лы - Забивали мы голы.                   

Ла – ла – ла, ла – ла – ла - Не заметили стекла.

Лу – лу – лу, лу – лу – лу - Мы не били по стеклу.

Ла – ла – ла, ла – ла – ла - Только нет в окне стекла.

 

Если посмотреть на использование приемов, то получается такая ежедневная картина:

  • Русский язык (письмо) – пальчиковая гимнастика;
  • Литературное чтение (обучение грамоте) – артикуляционная гимнастика и чистоговорки;
  • Математика – счет на пальцах.

К концу первого года обучения не читает только одна девочка, испытывают трудности при счете с использованием счетного материала 3 ученика. Навык письма не сформировался только у одной девочке (не читает).

    Хочу более подробно остановиться на уроке обучения грамоте тема «Буква Л (эль), звук «Л».

Работу по этой странице я делю на два урока.

1 урок.

  • Слушаем звук вначале слова, выделяем его, определяем способ его образования и соотносим гласный этот звук или согласный. Соотносим с буквой.
  • Слогов для чтения в азбуке очень мало, поэтому я выделяю все слоги, которые встречаются при чтении слов на данной странице. Эти слоги я распечатываю и вклеиваю детям в специальные тетради для чтения.

Читаем эти слоги хором, по цепочке.

  • Приступаем к чтению слов. Слова из учебника напечатаны на доске.

Я не случайно выбрала эту страницу. Детям трудно читать закрытые слоги и слоги со стечением согласных. Поэтому мы садим слог слияние «ку» в качелю, а буква «к» их ловит.

Я это выполняю на доске, а дети выполняют эту работу параллельно в учебниках.

После прочтения слова обязательно говорим его лексическое значение. 

Следующий урок – работа над текстом.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация опыта работы в специальном классе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Нефедьева О.В., учитель начальных классов МОБУ СОШ № 23

Слайд 3

Дата записана на доске и в тетрадях

Слайд 5

Пальчиковые гимнастика положительно воздействует на речевые функции и на здоровье ребенка.

Слайд 6

При использовании пальцев рук восприятие происходит сразу по нескольким каналам: зрительному (видим), слуховому (слышим, произносим), тактильному (чувствуем), кинестическому (двигаемся).

Слайд 7

Работа по нормализации звукопроизношения у детей с ЗПР требует разнообразных приёмов и средств, одним из которых является артикуляционная гимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование УУД у детей с особыми образовательными потребностями"

В презентации расказывается об особенностях формирования УУД у детей с ООП, даны краткие характеристики групп детей с ООП....

Конспект коррекционно - развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ

Цель: Помочь детям комплексно развить свои способности:познавательные,интеллектуальные, творческие....

Психолого–педагогическая диагностика одарённости как условие учёта особых образовательных потребностей обучающихся

Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современной системы образования. Создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей...

Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому

Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР....