Выступление на Городском круглом столе работников образования.Тема: «Оградительное детство – прикольное детство» " Роль семьи в формировании ключевых компетенций."
материал

Андриевская Ирина Анатольевна

Конференция работников образования г.Улан-Удэ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_ograditelnoe_detstvo_-_prikolnoe_detstvo.docx223.63 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление
Круглый стол 22 августа 2017 года

Тема: «Оградительное детство – прикольное детство»

Как многие знают, а те кто не знает напомню, что в 2010 году на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО в Шанхае, в павильоне России, был выставлен инновационный форсайт-проект «Детство 2030», в качестве так сказать стратегии будущего России.

Заказчик проекта Благотворительный фонд «Мое Поколение»

Исполнитель: Международная Методологическая Ассоциация при поддержке Общественной Палаты Российской Федерации

Руководитель проекта: Радченко Алина Федоровна

Методологическое руководство: Попов Сергей Валентинович

В рамках данного проекта рассматриваются такие понятия как «оградительное детство», «компетентное детство», «прикольное детство».

По мнению руководителей проекта, для современной России в понимании «Детства» характерны остатки традиционализма. «Традиционалистский» дискурс предполагает, что дети должны повторитьпуть своих родителей. И что именно родители определяют, какими должны бытьих дети.

Руководители проекта рассматривают понятие «оградительное» детство. Эффекты оградительного детства заметны практически во всех сферах жизни российского общества. Институт образования ограждает детей от взрослой жизни до 17 лет (а некоторых и до окончания института, то есть до 21 года). Одним из эффектов системы образования, который отмечали некоторые эксперты проекта, является то, что сегодня образование не отвечает на вопрос о том, чем будут заниматься дети в будущем. Эксперты из системы среднего образования фиксировали, что для семьи и школы сейчас более важным становится вопрос о том, как удержать детей, не позволять им разгуливать по улицам, работать раньше положенного времени и т.д. Правоохранительные органы следят за порядком и соблюдением дисциплины, пытаясь ужесточить меры по ограждению детей от взрослого мира – обсуждение введения комендантского часа напрямую свидетельствует об этом. Работа социальных служб и благотворительности также поддерживает оградительный дискурс, не создает возможностей для неблагополучных детей и выделение одаренных и талантливых. Главной идеей, присутствующей в системе образовательных и социальных институтов России, является идея ограждения детей от мира взрослых. В такой логике не важным становится, чем занимается ребенок, лишь бы он был в относительной безопасности (взрослые знали, где он и что с ним) и был как можно дольше избавлен от взрослого мира – не пробовал зарабатывать, не смотрел взрослые фильмы, не имел доступа к взрослым вещам и отношениям.

Традиционная семья и школа безнадежно устарели и не должны заниматься воспитанием и образованием детей они практикуют «оградительное детство»: стремятся оградить детей от дурного влияния, ложных ценностей, от наркотиков, от всех опасностей. Такой подход для «нового мирового порядка», по мнению разработчиков проекта, является безнадежно отсталым, поэтому они предлагают нашим детям «компетентное детство».

«Компетентное детство»: дети должны как можно раньше становиться самостоятельными и компетентными в выборе и построении своей образовательной и жизненной траектории.

«Прикольное детство»: детей иметь интересно, социально значимо и престижно. Для них разрабатываются новые товары, возникает индустрия развлечений для детей, детская мода и т.д. У этого дискурса появились даже свои иконы: Бред Питт и Анжелина Джоли со своими 6 детьми, заметки о которых постоянно присутствуют во всех таблоидах.

«Охранное детство»: для детей надо создавать безопасную и дружелюбную среду. Проявления этого дискурса можно увидеть в обсуждении вопросов экологии, правильной организации жилья, в товарах, которые изготавливаются для детей, например, детские автомобильные кресла.

Безусловно, авторам проекта удалось прослыть сумасшедшими.«С большинством выводов разработчиков форсайт-проекта нельзя согласиться как по правовым основаниям, так и по нравственно-этическим соображениям. Необходимо отметить, что разработка форсайт-проекта «Детство 2030» не имеет отношения к деятельности как Комитета, так и Государственной Думы в целом...».

Конечно, с введением нового ФГОСт второго поколения в системе образования закрепилось понятия «компетенция», «компетентность». Мне как специалиста, работающего с детьми ближе определение компетентности как умений, необходимых человеку для того, чтобы стать успешным в учебе, работе.

 Не вызывает сомнения, что в основе успешности ребенка лежит его эмоциональное благополучие (Божович Л. И.) оно и является главным условием формирования его личности. Удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды в семье и школе является одним из важнейших условий формирования успешности ребенка, его познавательной мотивации и положительного отношения к себе, к обучению, к родителям, педагогам и миру в целом.

Введение рефлексии, новых форм и методов организации познавательной деятельности ребенка, на уроке обеспечивает не только повышение качества образовательного процесса за счет того, что каждый участник образовательного процесса, оценив достигнутый уровень, может определить сам дальнейшую траекторию своего движения к цели, но и делает жизнь ребенка в школе интереснее, если можно сказать прикольней.

Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом. От этого зависит удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие. Исследования видных отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. От того, как сложится опыт общения в детстве,  зависит уровень ответственности, который будет готов взять на себя ребёнок,  способность  оценивать себя и  регулировать свое поведение.

В рамках ФГОС ООО описан «Портрет выпускника основной школы» Из ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; - осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; - активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; - уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; - осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; - ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Безусловно формирование этого идеального образа, эмоционально благополучного человека в рамках понятий «компетентный ребенок», предлагаемого нам руководителями проекта «Детство - 2030», ребенка, который должен все пройти, изваляться в любой грязи, все перепробовать, включая наркотики, и сам, как они говорят «сделать свой выбор»невозможно без традиционной семьи и школы.

Сегодня и культура родительства, и обучение детей, обустройство их взаимоотношений в семье и публичном пространстве понимаются на основе компетентностного подхода.

 

Он отличается от традиционного (воспитание детей по образцу воспитывающих взрослых) и социализационного (подготовка детей к исполнению социальных и профессиональных ролей) тем, что общение в семье строится на основе взаимозависимости – на базе обмена несущими собой ответственность и самодисциплину позиций, мнений и стилей взаимоотношений.

Современному обществу необходим так называемый «креативный класс,а не рабочие и солдаты, не источник доходов для престарелых родителей, и даже не просто добропорядочные граждане.

Форматы отношения к детям:

«Компетентное детство»: дети должны как можно раньше становиться самостоятельными и ответственными в выборе и построении своей образовательной, досуговой и жизненной траектории.

«Прикольное / златое детство»: детей иметь интересно, социально значимо и престижно.

«Охраняемое / опекаемое детство»: для детей надо создавать безопасную и дружелюбную среду.

«Оградительное» детство». В такой логике не важным становится, чем занимается ребенок, лишь бы он был в относительной безопасности (взрослые знали, где он и что с ним) и был как можно дольше избавлен от взрослого мира – не пробовал зарабатывать, не смотрел взрослые фильмы, не имел доступа к взрослым вещам и отношениям  Эффекты оградительного детства заметны практически во всех сферах.

  1. Институт образования
  2. Правоохранительные органы
  3. Социальные службы и благотворительность

Опасность

Инфантилизм идет из детства, корни инфантильности в неправильном воспитании, когда родители слишком опекают, ограждают от реальной действительности, не учат ребенка самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои поступки, все решают за него.

Роль семьи в формировании ключевых компетенций.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья.

Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности- так называемые ключевые компетенции(относятся ценностно-смысловые компетенции, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования).

Сегодня и культура родительства, и обучение детей, обустройство их взаимоотношений в семье и публичном пространстве понимаются на основе компетентностного подхода.

 

Он отличается от традиционного (воспитание детей по образцу воспитывающих взрослых)

 и социализационного (подготовка детей к исполнению социальных и профессиональных ролей) тем, что

 общение в семье строится на основе взаимозависимости – на базе обмена несущими собой ответственность и самодисциплину позиций, мнений и стилей взаимоотношений.


В последние годы возросло число федеральных, региональных, местных программ и проектов, предметом которых выступает процесс целенаправленного воздействия на пространство современной семьи.

Это обуславливается тем, что в обществе констатируется целый ряд острых проблем, связанных с нарастающей деградацией ценности семейного образа жизни, рождения и воспитания детей.

Напомним, что с принятием таких стратегических документов как, Стратегии и Плана действий в интересах детей до 2017 г., нового закона «Об образовании», Концепции государственной семейной политики в РФ, Концепции дополнительного образования-2025, Концепции государственной молодежной политики-2025, ФГОС дошкольного и школьного  образования и др( где прописано, что родители

являются первыми педагогами)

Радикальным образом меняются сами форматы понимания родительства, семейного воспитания.

Тем не менее, специалисты отмечают существенное ослабление воспитательного потенциала семьи, разобщенность и холодность детско – родительских отношений, деформацию социализирующего влияния семьи.

Причины

1.Большинство современных родителей сами являются в той или иной степени продуктам советского воспитания (их воспитание в большей степени происходило не в семье, а в системе социальных институтов). Кроме того, большая часть нынешних родителей не имеют опыта семейного воспитания – их родители были заняты на работе, сами они воспитывались в летних лагерях, кружках и школах, сестер и братьев (если такие были) сами не нянчили. Знание о том, как воспитывать детей, культивируемое в традиционных семьях, утеряно.

2. Большинство родителей в настоящей социальной ситуации не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.

3. Недостаточность психологических знаний об особенностях детского развития;

4. Непонимание причин того или иного поведения ребёнка;

5. Затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия;

6. Сложности саморефлексии своих отношений с ребёнком

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

…Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

 Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

К сожалению, некоторые педагоги испытывают затруднения в налаживании контактов с родителями воспитанников. 

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».

 Современные родители достаточно грамотные люди, в основном имеющие среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, касающейся развития, воспитания и образования детей.

 Стихийные педагогические знания рассматриваются как явно недостаточные для нынешнего поколения родителей.

  Учить чему – то взрослого состоявшегося человека, да еще не всегда желающего учиться, - задача не из простых. Первый и главный секрет – уважение и принятие родителей такими, какие они есть. Педагогу важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения. 

Не каждый родитель сразу будет переносить все, что услышал от педагогов, в свою воспитательную практику.

Но при этом прямая помощь в качестве научения неприемлема.

 Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности.

 Поэтому следует говорить о взаимодействии, основными принципами которого являются:

- взаимоуважение и взаимодополнение;

- диалог;

- единство целей;

- координация усилий;

- сотворчество в воспитании.

Помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима.

Педагог – профессионал. Он и выступает инициатором взаимодействия, используя различные пути вовлечения родителей в жизнь ребенка.

Работа с родителями (основные блоки)

Блоки

Основные задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования ключевых компетенций

Лекции, семинары, практические

занятия, конференции, родительские собрания, консультации и др.

Включение родителей в деятельность

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию компетенций школьников

Совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования,

домашние задания и др.

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает осознанно относится к родительствувоспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. А родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Для того чтобы поставить детей на ноги, надо снять их со своей шеи.

Если дети не повторяют ваших ошибок, значит это не ваши дети.

 «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». (Английская пословица)

«Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет»
Джузеппе Мадзини

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя,
не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.
В. Леви

Детям нужны не поучения, а примеры. 

Жозеф Жубер

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа»
Джон Локк

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

 Януш Корчак

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.

 «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством»
Уильям Чэннинг

Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
Фазиль Искандер

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. 

А. С. Макаренко

Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.

 М. Горький

Во имя отца, и сына, и хорошего воспитания… Ремень.

Родители уже не воспитывают детей – они финансируют их.
«Пшекруй»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций в младших классах

Поиск и разработка эффективных форм, методов, оптимального их сочетания  для формирования ключевых компетенций учащихся, определяющих устойчивость их поведения в различных жизненных ситуациях....

Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...

Выступление на МО "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную и исследовательскую деятельность"

В выступлении раскрывается проблема, определены группы ключевых компетенций (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенци...

Роль информационных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся начальных классов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Выступление на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"

Материал содержит выступление  учителя начальных классов на конкурсе "Учитель года России -2016"  по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших ...

Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"

доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ...