Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Тайны русского языка"
рабочая программа (3 класс)

Фоменко С.А.

Эта программа будет полезна педагогам школ-интернатов, работающих с детьми младших  классов с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

  «Согласовано»

  Руководитель МО

                           Л.И.Выходцева

   протокол № 6

   от «17» июня 2021 г.

«Согласовано»

зам. директора

                          Е.И.Лопатина

от «30» июля 2021 г.

«Рассмотрено»

на заседании педсовета

протокол № 1

от «30» августа 2021 г.

«Утверждаю»

директор школы    

                     Г.А.Бабуцких

приказ   № 38

от «30» августа 2021 г.

 Рабочая программа внеурочной деятельности

педагога Фоменко Светланы Анатольевны

«Тайны русского языка»

3 класс

на 2021-2022 учебный год

г. Алексеевка

II. Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы и авторской программы внеурочной деятельности: 1-4/ под ред. Н. Ф. Виноградовой.- М.: Вентана- Граф. 2016г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

        Программа «Тайны русского языка» входит во внеурочную деятельность по направлению «Коррекционно-развивающее».  

Целью данной программы является: расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития обучающихся;

  • развитие смекалки и сообразительности;
  • развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

                                                III.Общая характеристика учебного предмета.

В содержание внеурочной деятельности «Тайны русского языка» реализуются основные дидактические принципы: коммуникативности, перспективности, научности, индивидуальный подход, творческой активности. Эти принципы создают условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание становится доступным и интересным для учащихся.

При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к обучающимся.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с ОВЗ слабо развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания.

При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.

В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей обучающихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность.

IV. Описание места учебного предмета.

На изучение внеурочной деятельности «Тайны русского языка» отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 учебные недели – 34 часа.        В связи с   государственным праздником 08.03 и выходным днем 03.05   программа реально содержит 32 часа. Темы, которые приходятся на этот день, объединяются с темами уроков, указанными в календарно-тематическом планировании. Материал программы будет изучен полностью.

Продолжительность внеурочных занятий в третьем классе составляет 40 минут.

Основной формой организации процесса обучения по внеурочной деятельности «Тайны русского языка» является урок.

        

Количество часов по четвертям.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

8

7

10

9

34

Разделы

Кол-во часов

1

В Стране звуков и букв.

8

2

В Стране слов.

12

3

 В царстве предложений.

16

4

Игротека.

10

Всего:

34

V. Характеристика базовых учебных действий.

Личностные результаты

  • приобретение положительного отношения к урокам русского языка;
  • уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа;
  • повышение интереса к языковой и речевой деятельности;
  • осознание многообразия духовных традиций русского народа, стремление сохранять традиции;
  • приобретение первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • приобретение умения высказывать своё мнение относительно способов решения учебной задачи;
  • приобретение первоначальных навыков самооценки своей деятельности;

Познавательные:

  • приобретение умения осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях и дополнительных источниках информации;
  • формирование умения преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • повышение способности составлять устное монологическое высказывание;
  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать языковой материал по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

  • внимательно слушать собеседника и понимать речь других;
  • правильно оформлять свои мысли в устной речи;
  • принимать активное участие в диалоге;
  • приобретение желания задавать вопросы, находить ответы;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • высказывать собственное мнение;
  • использовать в общении правила вежливости.

VI. Содержание учебного предмета.

Содержание программы. 

 Раздел «В стране звуков и букв».

Беседа о возникновении письменности на Руси.

Развитие слухового восприятия, отработка четкости артикуляции, развитие фонематического слуха, умение определять наличие звука в слове, умение соотносить звук с буквой, называть звук и букву в начале, середине и в конце слова через игру.

Загадки со звукобуквенным анализом.

Упражнение в умении по одному слогу составить слово.

Закрепление знаний алфавита с практическим применением.

Беседа о словарях русского языка. Упражнение в объяснении значений выбранных слов из словаря.

Составление цепочки из слов по принципу чайнворда: последняя буква предыдущего слова становится первой в следующем в игре «Старт и финиш».

Какими бывают согласные? Вспомнить о том, что согласные бывают: звонкими и глухими, твердыми и мягкими, шипящими.

«Чья команда победит». Упражнение в распознавании звонких и глухих согласных.

Разгадывание загадок, в словах которых твердые и мягкие согласные.

Игра «Лесенки». Слова с шипящими согласными.

Какими бывают гласные? Вспомнить о том, что гласные поются, образуют слоги, бывают ударными и безударными.

Игра «Один–два–три». Упражнение в нахождении ударного слога.

«Буква заблудилась». Исправление нелепого положения в юмористических стихах. Развитие внимания, мышления и речи.

Игра в шарады с последующей записью на новогоднюю тему.

Раздел «В стране слов».

В страну слов. Что обозначают слова? Беседа.

 К несметным сокровищам Станы Слов. 

Игра «Найди ошибку». Упражнение в нахождении слов-предметов через игру.

 Выбор друзей в Стране Слов. Игра «Теремок». Постановка вопросов к словам-предметам. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим предметы.

 Чудеса в Стране Слов. Игра «Кто как голос подает?». Развитие умения соотносить название предмета и действия упражнение в правильной постановке вопроса.

 К несметным сокровищам Станы Слов. Игра «Парный выход». Работа у доски парами. Один ученик записывает слово-предмет, второй дописывает слово-действие.

 На карнавале слов. Разгадывание загадок с последующей записью и добавлением слов, обозначающих действие и признак.

 Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова- наоборот. Загадки, игры.

Грамматическая эстафета. Закрепление знаний о названиях предметов, действий, признаков.

Раздел «В царстве предложений».

Беседа: «Что такое предложение?» Составь предложения по картинке.

Игра «Угадай знак». Знаки препинания.

 Игра «Придумай предложение». Составление по схемам.

Работа с деформированным текстом. Игра «Наведи порядок».

Игра «Сочиняем рассказ». Упражнение в умении расположить предложения в логической последовательности.

 

Раздел «Игротека».

 «Волшебные цепочки». Игры и упражнения.

Праздник творчества и игры.

Ребусы и головоломки. Разгадывание.

Загадочные кроссворды. Самостоятельное составление кроссвордов.

VII. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов

освоения программы учебного предмета.

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

VIII. Календарно – тематическое планирование.

п/п

Тема

Материалы и оборудование

Количество часов

Дата

план

факт

1 четверть. 8часов.

В стране звуков и букв.

1

Беседа: «Как возникла наша письменность?»

картинки, мультимедиа

1

07.09

2

 Звуки и буквы. «Чей голосок?»

картинки, мультимедиа

1

14.09

3

Отгадывание загадок с последующей их записью.

картинки, мультимедиа

1

21.09

4

Как получаются слоги? Игра «Потерянный слог».

картинки, мультимедиа

1

28.09

5

В гости к Алфавиту. «Тридцать три богатыря».

картинки, мультимедиа

1

05.10

6

«Словарь –наш друг». Работа со словарными словами.

картинки, мультимедиа,

1

12.10

7

Игра «Старт и финиш». Групповое письменное соревнование.

картинки, мультимедиа

1

19.10

8

Беседа: «Какими бывают согласные?»

картинки, мультимедиа

1

26.10

2 четверть. 7 часов.

9

«Чья команда победит?» Соревнование по распознаванию звонких и глухих согласных.

картинки, мультимедиа

1

09.11

10

Разгадывание загадок с последующей записью по теме «Твердые-мягкие согласные».

картинки, мультимедиа

1

16.11

11

Игра «Лесенки». Заполнить пустую клеточку в своей лесенке по теме шипящие согласные.

картинки, мультимедиа

23.11

12

Беседа: «Какими бывают гласные?»

картинки, мультимедиа

1

30.11

13

Игра «Один–два–три». Командное соревнование по нахождению ударного слога.

картинки, мультимедиа

1

07.12

14

«Буква заблудилась». Исправление нелепого положения в юмористических стихах.

картинки, мультимедиа

1

14.12

15

Игра в шарады с последующей записью на новогоднюю тему.

картинки, мультимедиа

1

21.12

3 четверть. 10 часов.

В Стране слов.

16

В страну слов. Что обозначают слова?

картинки, мультимедиа

1

11.01

17

К несметным сокровищам Станы Слов. Игра «Найди ошибку».

18

Выбор друзей в Стране Слов. Игра «Теремок». Постановка вопросов к словам-предметам.

картинки, мультимедиа, 

1

18.01

19

Чудеса в Стране Слов. Игра «Кто как голос подает?».

картинки, мультимедиа дидактический материал

1

25.01

20

К несметным сокровищам Станы Слов. Игра «Парный выход».

картинки, мультимедиа дидактический материал

1

01.02

21

На карнавале слов. Разгадывание загадок с последующей записью и добавлением слов, обозначающих действие и признак.

картинки, мультимедиа

1

08.02

22

Добрые слова.

картинки, мультимедиа

1

22.02

23

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

картинки, мультимедиа

1

01.03

24

Слова- наоборот.

картинки, мультимедиа дидактический материал

1

08.03

скоррект.с уроком №25 от15.03

25

Грамматическая эстафета.

картинки, мультимедиа дидактический материал

1

15.03

4 четверть. 9 часов.

В царстве предложений.

26

Беседа: «Что такое предложение?» Составь предложения по картинке.

картинки, мультимедиа

1

29.03 

27

Игра «Угадай знак». Знаки препинания.

картинки, мультимедиа

1

05.04

28

 Игра «Придумай предложение». Составление по схемам.

картинки, мультимедиа

1

12.04

29

Работа с деформированным текстом. Игра «Наведи порядок».

картинки, мультимедиа

1

19.04

30

Игра «Сочиняем рассказ».

картинки, мультимедиа

1

26.04

Игротека

31

«Волшебные цепочки».

картинки, мультимедиа

1

03.05 скоррект.с уроком №32 от10.05

32

Праздник творчества и игры.

картинки, мультимедиа 

1

10.05

33

Ребусы и головоломки.

1

17.05

34

Загадочные кроссворды.

картинки, мультимедиа 

1

24.05

IX. Средства, необходимые для реализации программы:

 наличие карточек с играми и заданиями;

 наличие текстов  

Список литературы:

 

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5.В. В. Волина «Занимательное азбуковедение» М. «Просвещение» 1999г.,

6.  В. В. Волина «Игра – дело серьезное» С.П. «Дидактика плюс» 1999г.;

7. А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» М. «Просвещение» 1998г.;

8. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”,

1991 г.

9. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997г.

10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”,

1991 г.

11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

13. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов.

Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

14. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Методическое пособие.

Программа курса. М.: Издательство РОСТ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного о...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любители русского языка" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Любители русского языка" 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тайны русского языка"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 4 кл.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Занимательный русский язык" для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы). Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этич...