Статья на тему: «Использование исторического материала на уроках математике при изучении тем связанных с геометрическими величинами».
статья

Статья на тему: «Использование исторического материала на уроках математике при изучении тем связанных с геометрическими величинами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Использование исторического материала на уроках математике при изучении тем связанных с геометрическими величинами».

   Успешное обучение математике младших школьников необходимо, так как в начальной школе закладываются основы таких важнейших понятий, как «число» и «величина», происходит ознакомление с элементами буквенной символики и геометрии, развиваются логические умения. Особенно большое значение в плане развития младших школьников является изучение геометрических величин и их измерение. Это обусловлено тем, что через понятие геометрической величины описываются реальные свойства предметов и явлений; происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков, необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные  величинами полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики, а также для многих профессий.

   Федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание уделяет воспитанию интереса к учебным предметам и к учебе в целом. Для достижения этой цели необходимо осуществлять связь предметов с жизнью, с другими предметами.

   Развить познавательный интерес к математике, а именно к изучению геометрических величин, можно посредством истории вопроса.

   Так, при знакомстве учащихся с такой величиной как длина,  можно дать такую историческую справку: древние единицы измерения. В России, например такими были ладонь – ширина четырех пальцев без большого; локоть – длина локтя; фут - мера длины, произошла от английского слова foot – «ступня», то есть фут – это длина ступни человека. В разных странах существуют разные футы от 28 до 33 сантиметров. Но самый главный фут - английский, равный 30,48 сантиметра. Такой же величины был и русский фут, существовавший до перехода нашей страны на метрическую систему мер; дюйм - это небольшая длина. Девочка ростом в дюйм – прелестная Дюймовочка из сказки Андерсена – спала в лакированной скорлупе грецкого ореха, укрывалась лепестком розы. Произошел дюйм от ширины большого пальца. И само слово по-голландски означает  «большой палец». Закон, изданный 700 лет назад, установил, что дюйм – это длина трех сухих зерен ячменя, вынутых из средней части колоса. В Англии в Америки и некоторых других странах дюйм – основная мера длины в технике. До введения метрической системы мер так было и в нашей стране. Дюйм равен 2 сантиметрам и 54 миллиметрам.

   При изучении единиц измерения площади можно рассказать о таких единицах измерения как колодец – площадь, которую можно полить из одного колодца; соха (плуг) – средняя площадь земли, обработанная за день сохой (плугом).

   При знакомстве с более крупными единицами измерения длины (метр, километр), в работу можно включить также исторический материал и рассказать детям с мили и сажени.

   Миля - единица расстояний, которой пользуются тысячи лет на всей земле. Название ее происходит от латинского слова «милиа» - «тысяча». Когда-то были специальные ходоки, которые помогали составлять карты: они отмеряли расстояние, считая шаги. Тысяча двойных шагов называлась милей. Величина ее бала от 1,4 до 1,9 километра. Но потом этим словом стали называть самые различные расстояния, никак не связанные с тысячью шагов. В каждой стране появились свои мили, часто не одна, а несколько. В Германии, например, было 6 различных миль – от 7,5 до 9 и равнялась 7,5 километрам. Мили применяются и сейчас только в странах с английскими мерами. Но есть еще одна миля – морская, общая для всех стран, она равна 1,85 километра.  

   Сажень - русская мера длины, известна около 900 лет. Ее размер связан с человеком: сажень – это размах рук. В Древней Руси расстояние мерили между большими пальцами вытянутых рук. В нашей стране давно никто ничего не меряет саженями, кроме моряков, которые до сих пор пользуются морской или английской саженью длинной в 183 сантиметра. Но про могучего человека и теперь говорят: «саженного роста», «косая сажень на плечах». Сажень равна 213 сантиметров 36 миллиметров.

   А также возможно предоставление такого материала как рассказ о появлении самой главной единицы измерения длины – метре.

    Метр появился на свет в конце 18 века во Франции. Он несравненно моложе дюйма, фута или мили. И был специально придуман, чтобы их заменить. В 18 веке существовали десятки разных дюймов, футов и миль. Свои меры имела каждая провинция Италии, каждая область Франции, каждый город Германии. Доходило до того, что в одном и том же городе на разных рынках применялись футы, фунты и бочки разного размера. Рейнские, баварские, прусские, венские… Путаница была невообразимая. Все понимали, что нужны совсем новые единицы. Но какие? Французские ученые предложили взять за основу размеры земного шара. Новую единицу длины они определили как одну десятимиллионную часть четверти длины меридиана, то есть одну десятимиллионную часть отрезка меридиана от полюса до экватора. И назвали ее метр – от греческого слова «метрон» – «мера». Новую единицу определили, она получила имя. Оставалось неизвестным самое главное – ее размер. Чтобы установить точную длину, нужно было знать точную длину меридиана. А в те времена она бала известна только приблизительно. Начались многолетние работы. Точнейшими методами измеряли длину меридиана. Лучшие математики проделали сложные вычисления. Наконец, размер новой единицы был рассчитан. И лучший мастер Франции сделал по этим расчетам «архивный метр» - линейку из платины. Длина линейки – расстояние между ее концами – в точности равнялась одной десятимиллионной части меридиана. Новая единица родилась! Вместе с ней появился на свет многочисленные родственники – литр, килограмм, гектар, километр.… Впервые в истории родились меры, связанные в стройную систему. Меры, основанные на неизвестном образце, взятом из природы. Созданные «на все времена, для всех народов». Это был большой успех. Но скоро пришло разочарование. Оказалось, что длина меридиана была определенна недостаточно точно, и его десятимиллионная часть в действительности несколько длиннее, чем хранившийся в архивах республики архивный метр. Мало того, стало совершенно ясным, что в дальнейшем эта величина будет еще много раз уточнятся, следовательно, придется много раз уточнять и длину метра. От меры взятой из природы, пришлось отказаться. Единицей длины осталось расстояние между концами архивного метра. Метр и основные на нем метрические меры родились в 1799 году. Но окончательно установлены и приняты как международные они были только через 90 лет. К этому времени было изготовлено 34 образца метра и 43 образца килограмма. Сделать их было далеко не просто. Работы продолжались более 10 лет. Долго выбирали материал – искали самый надежный, самый устойчивый. Долго рассчитывали форму и поперечные размеры – нужна была наибольшая прочность при наименьшем весе. Лучшим материалом был  признан сплав платины с иридием. Лучшей формой для образца метра – стержень с поперечным сечением в виде буквы Х. В 1889 году изготовленные образцы были утверждены в качестве эталонов – наиточнейших мер килограмма и метра. Одним из них стал международным эталоном и хранится в Международном бюро мер и весов в Серве, близ Парижа. Остальные перешли в собственность разных стран. С тех пор прошло много лет. Все эти годы эталоны тщательно сохранялись. Ведь это особые ценности государственной важности. Наши эталоны хранятся в Петербурге, в специально построенном для них здании. Внутри здания изолированные комнаты с массивными стенами. В одной из комнат несгораемая камера. Дверь ее заперта на три ключа, хранятся эти ключи у трех разных людей. Внутри несгораемой камеры сейф. Он тоже заперт на три разных ключа. Вот в нем-то и хранятся платиноиридиевые метр и килограмм. Долгие годы метр определялся как расстояние между штрихами на международном эталоне. Долгие годы тщательно сохранялись эталоны. И все эти годы ученые разных стран искали способы более надежного определения метра через неизменные природные величины. В 1960 году метр определили через строго постоянную величину, остающуюся неизменной в любых условиях, - длину световых волн. В нашей стране новый метр утвержден 12 января 1968 года.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему : Использование комбинаторных задач на уроках математики

Использование комбинаторныэ задач на уроках математике в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"...

Статья на тему: "Использование занимательного материала на уроках математики в 1 классе"

Данная статья содержит примеры занимательных заданий для учащихся 1 класса по математике....

Статья на тему: "Использование занимательного материала на уроках математики в 1 классе"

Данная статья содержит примеры занимательных заданий для учащихся 1 класса по математике....

Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»

Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...

Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»

Педагогическая практика показывает, что ученический интерес к математике из года в год активно снижается, и это объясняет актуальностьпоиска путей развития познавате...

Использование исторического материала на уроках математики

Использование исторического материала при обучении решению задач на движения....

Использование исторического материала на уроках математики и во внеурочной работе в начальной школе

Статья посвящена проблеме межпредметных связей  в процессе обучения младших школьников начальному курсу математики на уроках и во внеурочной деятельности....