Мудрому человеку вся Земля открыта (проект)
проект (3 класс)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mudromu_cheloveku_vsya_zemlya_otkryta_proekt.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

XIII Научная конференция учащихся ФНПУ СОГПИ

«По ступенькам науки – в будущее!»

Направление: филологическое

Название работы

Мудрому человеку вся земля открыта

                                                                                  Автор работы:          

 Дзасохова Агунда Алановна,

обучающаяся 3 Æ класса               ГБОУШИ «Аланская гимназия»

Научный руководитель: Гаглоева Дарьяна Черменовна __________

Владикавказ

2021

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3                                                                                                                                    

Основная часть…………………………………………………………………..5                                                                                                                          

Глава 1. Дзасохов Музафер Созырикоевичлитературный деятель…………5

Глава 2. Перевод песни «Катюша»….…………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………….....9                                                                                                                                 Библиографический список…………………………………………………..10   

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек на земле интересуется определенной деятельностью. Литературная деятельность человека, заключается в создании и сохранении духовных ценностей с помощью литературных произведений.  

В литературных произведениях могут подниматься современные проблемы общества, на которые люди не обращают внимания.

Актуальность исследования. Для исследования мною была выбрана тема «Мудрому человеку вся земля открыта», так как эту пословицу, на мой взгляд, можно посвятить Дзасохову Музаферу. Для многих жизнь и творчество писателей и поэтов стала примером для подражания, каждый из них нашел своего читателя. Изучать биографию и творческий путь талантливых и мудрых людей всегда интересное и увлекательное занятие. На сегодняшний день, одним из таких является не всем знакомый, но талантливый писателей Дзасохов Музафер Созырикоевич.

Цель исследования: изучить биографию осетинского писателя Дзасохова Музафера; познакомить своих сверстников с творчеством писателя; формировать потребность в изучении родного языка.

Объект исследования: осетинский писатель Дзасохов Музафер Созырикоевич.

Предмет исследования: история литературной деятельности Дзасохова М.С.

Гипотеза исследования: если при изучении биографии и творческого пути осетинского писателя выяснится, что не только  взрослые являются читателями, но и мои сверстники, значит можно сделать вывод, что через его творчества, может формироваться потребность в изучении осетинского языка

Задачи:

1.Познакомиться с различными источниками информации о жизни писателя.

2.Собрать необходимую информацию о творчестве Дзасохова М.С.

3.На основе собранной информации формировать потребность у сверстников в изучении родного языка.

Методы исследования:

поисковый

аналитический

практический         

Теоретическая значимость исследования: собранный материал расширяет знания о творчестве осетинского писателя Дзасохова Музафера.

Практическая значимость исследования: перевод песни «Катюша» с русского на осетинский язык Дзасоховым Музафером, послужит для потребности  к познанию родного языка.


Основная часть

Глава 1. Дзасохов Музафер Созырикоевичлитературный деятель

Музафер Дзасохов – осетинский поэт, писатель, переводчик.

Музафер Созырикоевич Дзасохов родился 10 января 1937 г. в селении Красногор Северной Осетии. Его отец не вернулся с Великой Отечественной войны, а  мать погибла во время работы на колхозном поле в 1954 г.

Дзасохов Музафер учился в семилетней школе в родном селе, затем продолжил учебу в средней школе станицы Николаевской Дигорского района. В 1960 г. окончил Северо-Осетинский государственный пединститут, после работал в редакции газеты «Растдзинад», а так же главным редактором журнала «Ногдзау».  Он является членом Союза писателей СССР с 1981 г [3].

В своих произведениях он раскрывает лучшие качества человека, уделяет внимание человеческой мудрости, искренности, историческим традициям (почитание старшим).

Многие стихи Музафера Дзасохова послужили текстами песен о Героях Советского Союза (Х.-У. Мамсурове, А. Гагкаеве). Они настолько приближены к традиционным формам народного творчества, что воспринимаются как народные [5].

Содержание творчества Дзасохова значительно и разнообразно. В его произведениях поднимаются темы о бедной жизни людей, о Родине, о родном языке, преданности долгу и чести. Он гордится своей Отчизной, любимым народом, именно поэтому в его творчестве центральное место отводится патриотическим темам.

Весь жизненный и литературный путь Музафера — это рассуждения о счастье человека, о светлом будущем всего народа, о судьбе родного языка, культуры. Все это и определило характер его творчества, вызывающего у читателя все возрастающий интерес. Благодаря своей мудрости он может делиться опытом и воспитывать читателей через свои произведения [2].

Сила осетинского поэта Дзасохова Музафера заключается в том, что ему доступны все жанры поэтического творчества: стихотворения, поэмы, четверостишия, басни, легенды, стихотворения в прозе.

Дзасохов Музафер не только талантливый писатель, но и переводчик. Им были переведены на осетинский язык: «Малыш и Карлсон», «Приключения Чиполлино» «Маленький принц» «Крокодил Гена и его друзья» и т.д [1].

За 50 лет Дзасохов написал много стихов, рассказов, повестей и романов – у него вышло более тридцати книг.В школе мы так же изучили: стихотворение «Ныстуантæ», перевод рассказов (Михалкова и Андерсена) с русского на осетинский «Ног азы чирцыд, ахæм æцæг хабар» и «Фондзæй иу кæрддзæмы». 

Не только Дзасохов Музафер переводил произведения, но и его собственные стихи переведены на многие языки мира.  

За большой вклад в развитие осетинской литературы Дзасохов Музафер Созырикоевич был удостоен премии им. Коста Хетагурова.

Глава 2. Перевод песни «Катюша»

ГБОУШИ «Аланская гимназия»  это  место, где я учусь. Так как основной задачей этой школы является сохранение родного языка, мы с моим руководителем решили поближе познакомиться с творчеством Дзасохова Музафера.

  С 1 февраля по 26 февраля в нашей школе проводились мероприятия на  военную тематику. На одном из мероприятий мне захотелось исполнить песню «Катюша» на осетинском языке. Мы со своим руководителем связались с Дзасоховым Музафером и попросили перевести песню на осетинский язык, в чем он нам не отказал. Спустя два дня перевод песни был готов.

КАТЮШÆ

Дидин калдтой фæткъуытæ, кæрдотæ,

Доны сæрмæмигътæн уыд сæ хъазт.

Былгæронмæ рацыди Катюшæ,

Рацыд æмæ былгæронæй каст.

Систа зарæг, айхъуыст зарæг дардыл,

Сахъ цæргæсыл уымæн уыд йæ зард.

Никæй уарзта уымæй фылдæр царды,

Уый писмотæ йæм уыдысты фснайд.

Азæл, азæл, буц чызгайы зарæг,

Хурты хурзæрины фæстæ тæх.

Арæн хъахъхъæны йæ зæрдæдарæн,

Катюшæйæ йын салæмттæ зæгъ.

Ма рох кæнæд уарзон чызджы дард ран,

Фехъуысæд ын ардыгæй йæ зард.

Хъахъхъæнæд нæ Фыдыбæстæ, ам та

Бахъахъхъæндзæни Катюшæ уарзт.

Учила я слова песни и в школе, и дома. Мои сестры тоже вместе со мной начали учить, так как им понравился текст песни.

На переменах я давала почитать текст песни своим одноклассникам и рассказывала о жизни и творчестве Дзасохова Музафера.

  С помощью этой песни я хотела привлечь внимание сверстников к родному языку и поделится информацией, которую мне довелось узнать о мудром и талантливом писателе и переводчике.

Для меня Дзасохов Музафер Созырикоевич – литературный деятель, который показывает достойный пример того, как для мудрого человека нет ничего невозможного и для него открыт весь Мир. Вот что значит «Мудрому человеку вся земля открыта».

После моего выступления, песню «Катюша» стали разучивать на уроках музыки все обучающиеся Аланской гимназии.

Заключение

        Важно изучать литературу, чтобы знать писателей своей Родины. «Мудрому человеку вся земля открыта» - высказывание, которое полностью раскрывает личность осетинского писателя Дзасохова Музафера, на примере его произведений мы можем многому научиться.

На основании данного исследования, мы можем гордиться талантливым не только писателем, но и переводчиком. В 2001г. ему присвоена Государственная премия им. К. Хетагурова в области литературы, в 2007г. присвоено почетное звание «Народный писатель Республики Северная Осетия-Алания»[4].

Цель, которая была поставлена перед этой работой, достигнута: мы изучили биографию осетинского писателя Дзасохова Музафера, а так же  познакомили своих сверстников с творчеством писателя.

Подтвердилась гипотеза: на примере жизни и творческого пути Дзасохова Музафера выяснили, что не только  взрослые являются читателями, но и мои сверстники, которые немного знали о его литературной деятельности.

Основные выводы: перевод песни «Катюша» на осетинский язык Дзасоховым Музафером, понравился как взрослым, так и детям. Эта песня внесла определенный вклад в потребности знать и изучать родной язык.

Библиографический список

  1. Дзатцеева Н.А., Тедтоева З.Х. Лауреаты премии имени Коста Хетагурова. Владикавказ: «Проект Пресс», 2009.
  2. ДОСТОЙНЫЙ ПРОДОЛЖАТЕЛЬ СЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.С. ДЗАСОХОВА) Л.А. Чибиров.
  3. Осетинские писатели / Э. Б. Сатцаев. - Владикавказ: ИПП им. В. Гассиева, 2008.
  4. Тедтоева З.X. ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ МУЗАФЕР ДЗАСОХОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-3.
  5.  «Писатели Осетии» / сост. И. Бибоева, М. Казиты.– Владикавказ: Ир, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник книги.Открытие проекта "Успешное чтение" в 1 классе.

Значимую  роль  в  работе  над  проектом "Успешное  чтение"  имеет  его  открытие.  Я  предлагаю  один  из  сценариев  меропр...

Тест по темам "Земля - наш общий дом", "Человек изучает Землю".

Тест для 3 класса по темам "Земля - наш общий дом", "Человек изучает Землю". УМК "Начальная школа XXI века".  Можно использовать для повторения или для проверки знаний....

"Луна-спутник Земли" - Открытое занятие кружка "Юный эрудит"

Занятие кружка в рамках ФГОС 2 класс. Конспект, презентация, дидактический материал....

"Человек живет землей, а земля человеком..."

Воспитательное мероприятие "Человек живет землей, а земля человеком..." воспитывает ответственность у детей по отношению к своей земле и Земле, как планеты. Использованы методы "Эмпатии", "Ассоциаций"...

План-конспект занятия внеурочной деятельности "Земля-наш дом"по теме "Первые представления человека о Земле"

Красткий план занятия ВД "Земля - наш дом" на тему "Первые представления человека о Земле"....

Сценарий праздника, посвященного Дню матери "Мама- главный человек на Земле!"

Праздник для учащихся 1-2 классов, посвященый Дню матери, который проводится в ноябре месяце....

Методические рекомендации. Предмет «Технология». «Композиция с использованием волокнистых материалов, картона, бумаги и приема плетения.» Раздел «Человек и земля» (32 часа), тема «Народный костюм» (4 часа).

Методические разработки. Предмет «Технология». «Композиция с использованием волокнистых материалов, картона, бумаги и приема плетения.»Раздел «Человек и земля» (32 ...