«Упражнения, направленные на развитие дикции у младших школьников»
материал (1 класс)

     Начальная школа является фундаментом для маленького человека в большую взрослую жизнь . К сожалению, в век компьютерных технологий, не все дошкольники в достаточной мере подготовлены к началу школьного процесса. Дети больше времени проводят за компьютером, за игрой на телефоне, но не в общении друг с другом. Поэтому в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.  С  уверенностью можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов  являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Проблемы нарушения устной и  письменной речи у школьников – одна из самых актуальных  проблем, т.к. чтение и письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего обучения учащихся. Поэтому интерес к этой проблеме  не только у специалистов, но и учителей начальных классов не случаен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_razvitie_diktsii.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

                   «Упражнения, направленные на развитие дикции у

                          младших школьников»

     Начальная школа является фундаментом для маленького человека в большую взрослую жизнь . К сожалению, в век компьютерных технологий, не все дошкольники в достаточной мере подготовлены к началу школьного процесса. Дети больше времени проводят за компьютером, за игрой на телефоне, но не в общении друг с другом. Поэтому в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.  С  уверенностью можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов  являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Проблемы нарушения устной и  письменной речи у школьников – одна из самых актуальных  проблем, т.к. чтение и письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего обучения учащихся. Поэтому интерес к этой проблеме  не только у специалистов, но и учителей начальных классов не случаен.

 В среднем у каждого четвёртого ученика начальных классов обнаруживаются ярко и слабо выраженные дефекты речи.

Дефекты речи связаны с недостатками в работе речевого аппарата. Эти недостатки могут быть как органического (например, врождённая патология устройства органов речи), так и неорганического происхождения. Устранением дефектов дикции, вызываемых патологическими изменениями в организме детей, занимаются специалисты-логопеды. Задача ликвидации дефектов речи, причины которых коренятся в неправильном пользовании нормально устроенным речевым аппаратом, решается учителем начальных классов.

Дикция — это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикция влияет на усвоение младшими школьниками грамотного письма. Роль полноценных артикуляций для формирования грамотного письма отмечается рядом исследователей: А. Р. Лурия,М.Е.Хватцев,Р.М.Боскис  и др.                                                     

Главная трудность при произношении слов – необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку. Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо.

 Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте, письма (а так же и других предметах), чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Упражнение №1 «Зарядка для язычка» (тренировка артикуляционного аппарата)

Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

Упражнение№2 «Лягушка».

Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Упражнение №3 «Слон».

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнение № 4 «Лягушка-слон».

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Упражнение №5 «Рыбка».

Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Упражнение №6 «Качели».

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:

 1) кончик языка за верхними резцами;

2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Упражнение №7 «Часики».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Упражнение №8 «Лопаточка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение №9 «Иголочка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение №10 «Лопаточка-иголочка».

Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Упражнение № 11 «Горка».

Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки.

Упражнение № 12 Чтение шёпотом и медленно

Да –да –да – из трубы бежит вода.

Ша –ша –ша – мама моет малыша

Ют –ют –ют – очень любим мы уют.

Аш –аш –аш – у ирины карандаш.

Ща –ща –ща – мы несём домой леща

 

Упражнение № 13 Чтение тихо и умеренно.

 Арка –арца             арла –арча

Арта –арда              арча -аржа

 

 Упражнение № 14 Чтение громко и уверенно.

гарь –парь –жарь

дверь –зверь -червь

 

 Упражнение № 15 Вдохните и на выдохе резко произносите:

ПУ  ПОПА  ПЭ  ПИ  ПЫ   КУ КО КА КЭ КИ

БУ  БО БА БЭ БИ БЫ  ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

Каждый звук произносится на новом выдохе.

 

   Упражнение № 16 На одном выдохе должны  «выстрелить» два слога:

ПУ-БУ       ПО-БО       ПА-БА

ПЭ- БЭ      ПИ-БИ       ПЫ-БЫ

КУ-ГУ       КО-ГО        КА-ГА 

 

 Упражнение № 17  Произнесите резко на выдохе:

РЛУ  РЛО  РЛА   РЛЭ  РЛИ   РЛЫ

ЛРУ  ЛРО  ЛРА  ЛРЭ  ЛРИ  ЛРЫ

РЛУ- ЛРУ   РЛО-ЛРО   РЛА- ЛРА

РЛЭ-ЛРЭ   РЛИ- ЛРИ   РЛЫ-ЛРЫ

 

 Упражнение № 18 Тщательно артикулируя каждую букву, надо медленно по складам прочитать:

О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т п-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т.

Прочитайте медленно несколько раз, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку с такой скоростью, с какой вы обычно говорите. Убедитесь, что вы можете произнести текст уверенно. Увеличьте скорость. А теперь еще больше. А теперь произнесите скороговорку на пределе своих возможностей.

 Упражнение № 19

Чрезвычайно благодатным материалом для произносительных упражнений являются, как известно, скороговорки, богатые звуковыми повторами, с хорошо выраженным ритмом. Они доступны для понимания младших школьников, легко ими запоминаются.                                          Последовательность проведения упражнений со скороговорками:

1-й этап: замедленное, преувеличенно чёткое произнесение скороговорки, что представляет собой как бы ответ на вопрос: из каких слов состоит скороговорка?

2-й этап: произнесение скороговорки в нормальном, обычном темпе.

3-й этап: произнесение скороговорки в быстром темпе.

Главная задача заключается в том, чтобы научить школьников произносить записанный текст не быстро и бегло, а внятно, ясно и грамотно.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

Грачиха говорит грачу:

« Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

 Упражнение №20 Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто спрашиваешь взрослого. Чтобы получились рифмовки-вопросы, выделяй голосом некоторые слова.

  1. Отдаёт гном фее дом.

Отдает гном фее дом?

  1. Для купанья Анны не хватает ванны.

Для купанья Анны не хватает ванны?

  1. Бумаги комок давно намок.        

Бумаги комок давно намок?

  1. Моет Ваня ботинки в ванне.

Моет Ваня ботинки в ванне?

  1. Этот дом с одним окном?

Этот дом с одним окном?

  1. Фаина и Нина купили пианино.

Фаина и Нина купили пианино?

Использованная литература:

Аванесов А.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

Гвоздёв А. Н. вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

 Климанова Л. Ф. Причины ошибок при чтении и их предупреждение. – Начальная школа. – 1973, № 11.

Бондаренко А. А. Работа над дикцией в начальных классах. – Начальная школа.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия младших школьников в процессе изучения джазовой музыки.

Здесь представлены конспекты 8 занятий, которые помогут в развитии эстетического восприятия младших школьников посредством джазовой музыки учителям музыки, работающим в общеобразовательной школе, а та...

Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции младшего школьника.

Комплекс упражнений, включает:наблюдение  над функционированием лексических явлений в речи.знакомство с лингвистическими признаками основных лексических явлений.использование изучаемых лекс...

Тема: Нестандартные задачи и логические упражнения как средства развития мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе.      Меняется жизнь: претерпевает изменения её социальная и нравственные сферы. Общество не стоит на месте, оно раз...

Комплекс заданий, направленный на развитие творческой деятельности младших школьников на уроках математики в 1 классе.

Рассмотренные мной педагогические условия легли в основу комплекса заданий, направленного на развитие творческой деятельности младших школьников (учеников 1 класса). Составленный комплекс заданий обра...

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников...

Использование методических приёмов и упражнений, направленных на формирование навыка чтения младших школьников

Умение читать – это универсальное, жизненно необходимое качество личности, которое формируется в начальных классах. Для этого на уроках должны быть созданы специальные педагогические условия. Це...

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства           Развитие художествен...