Модель урока "Наш разноцветный мир (эпитеты)"
план-конспект занятия (1 класс)

Матафонова Наталья Николаевна

Представлена модель урока в 1 классе по факультативному курсу "Развитие речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_raznotsvetn_mir.docx595.06 КБ

Предварительный просмотр:

Наш цветной мир(эпитеты)

Тип занятия:  комбинированный.

Технология занятия:  коллективного взаимодействия.

Образовательная цель: формирование первичного представления об образности; формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Задачи:

развивающая:  развивать речь детей, мышление, внимание, обогащать словарный запас;

воспитательная: воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития  обучающихся, воспитывать культуру мышления, сплочение коллектива.

Планируемый результат:

 - умение работать с пословицами, используя антонимы;

- совершенствовать  умения применять образные слова и выражения для «окрашивания текста».

Формирование  УУД:

Познавательные:

-формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

- формирование умения;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

-формирование понятия «эпитет».

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

- составлять тексты в устной форме;

- уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.

Личностные:

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

- формирование мотивации к обучению  и познанию;

- формирование  уважительного отношения к иному мнению;

- осознавать роль языка и речи людей.

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

-определять правильность выполнения задания;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Основные понятия: синонимы, антонимы, эпитеты.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеоролик на стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»,  раздаточный материал для работы в группе, цветные карандаши, рабочие тетради по развитию речи.

Модель урока

Этап урока

Вид работы, формы

Содержание педагогического взаимодействия

Контроль

Оргмомент

Загадка

Он известный коротышка,

 Озорник и шалунишка.

 Шляпа, галстук – вот приметы.

 Угадали? Кто же это? (Незнайка)

Со стороны учителя, взаимоконтроль

1 Подготовка к восприятию темы. Создание проблемной ситуации.

Упражнение «Классификация»,

фронтальная

Помогите ему выполнить задание.

На доске:

быстрый – медленный

горячо - жарко

друг-враг

радостный – веселый

душистый

неотразимый

У: Ребята, прочитайте слова. На какие 3 группы их можно разделить? Как называется первая группа? Вторая? Третья?

Д: синонимы, антонимы, третью группу не знаем.

Со стороны учителя, взаимоконтроль

2 Постановка темы, целей урока.

Беседа,

фронтальная

У: Для чего нужны синонимы, антонимы?

Д: Делают нашу речь разнообразной, цветной.

У: Тема нашего урока?

Д: Наш цветной мир (учитель вывешивает на доске).

У: продолжаем работать с темой.

Со стороны учителя, взаимоконтроль

3 Восприятие и осмысление темы урока. «Открытие» новых знаний

Соотнесение текстов с репродукцией картины «Зима»,

фронтальная

Работа с толковым словарем. Понятие «эпитет»,

групповая

Вклеивание памяток,

Индивидуальная

Физкультминутка

Упражнение «Подбор эпитетов к словам»,

групповая

У. Посмотрите на репродукцию картины И.И. Шишкина. Она очень реалистична, похожа на фотографию,  но художник написал ее с помощью кисти и красок.

Сейчас я прочитаю вам 2 текста, какой из них лучше описывает картину.

Текст1

Перед нами лес, который завалило снегом. На переднем плане мы видим деревья, стволы, ветви. Нет ничьих следов. Всё покрыто снегом.

Текст2

Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем. 

Д: Второй текст.

У: Какие слова помогают сделать так, чтобы картина зимнего леса стала зримой и выразительной.

Это эпитеты.

У: Что такое эпитет? Для чего он  нужен?

Эпитет -  одно из изобразительных поэтических средств – определение, прилагаемое к названию предметадля большей образности. Постоянные эпитеты народной поэзии( напр. Синее море, чистое поле) (Словарь Ушакова).

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Дети вклеивают определение в тетрадь для памяток.

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.        
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.            

   И на лыжах мы бежим, мы бежим
На коньках по льду скользим, мы скользим.
И снегурочку лепим мы, лепим мы .                   
Гостью-зиму любим мы, любим мы.

Найди пару.

Благородный

снег.

Свежий

подвиг.

Серебристый

ветер.

Со стороны учителя, взаимоконтроль

4 Закрепление

Графическое иллюстрирование эпитета,

индивидуально.

Просмотр видеоролика стихотворения А.С. Пушкин «Зимнее утро»

У: Откройте тетради по развитию речи. Нарисуйте эпитет, каким вы их представляете. Какой тут эпитет? Именно он помогает вам понять, какой дом вы должны нарисовать.

1 вариант - милый дом.

2 вариант – ветхий дом.

У: Ребята, с каким средством выразительности речи мы познакомились?(эпитет) Мы с вами только начали изучать языковые средства, литературные тропы, которые помогают делать нашу речь  яркой, цветной. Нам предстоит еще узнать много других средств выразительности речи. Аллегорию, сравнение, олицетворение, метафору, гиперболу. Я хочу, чтобы вы послушали, как образец литературного творения, стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Александра Сергеевича называют солнцем, светило русской поэзии. В этом стихотворении есть много различных средств выразительности речи.

Ссылка

https://www.youtube.com/watch?v=26Rn2MgB7mE

Самоконтроль, самооценка.

Со стороны учителя, самоконтроль.

5 Подведение итога урока.

Рефлексия.

Беседа,

фронтально

Продолжи предложение

Рефлексия,

Фронтально- индивидуально

У: Чему будем учиться? Тема нашего урока? Что учились делать?

Рефлексия «Снежинка». https://raskraskid.ru/wp-content/uploads/raskraski-snezhinki-3-goda.jpg

Если вы хорошо поработали на уроке – нарисуйте улыбающуюся снежинку, если что-то не получилось – нормальную снежинку, если было сложно, недовольны своей работой – грустную снежинку.

Со стороны учителя, взаимоконтроль

Самоконтроль

Самоконтроль.

быстрый – медленный

горячо - жарко

друг-враг

радостный – веселый

душистый

неотразимый

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Эпитет – слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

Свежий ветер.

Благородный подвиг.

Серебристый снег.

Свежий ветер.

Благородный подвиг.

Серебристый снег.

Свежий ветер.

Благородный подвиг.

Серебристый снег.

Свежий ветер.

Благородный подвиг.

Серебристый снег.

Свежий ветер.

Благородный подвиг.

Серебристый снег.

Свежий ветер.

Благородный подвиг.

Серебристый снег.


Эпитеты

слова, которые делают выразительными явления или предмет.

Например, дремучий лес, волнистые туманы.

https://raskraskid.ru/wp-content/uploads/raskraski-snezhinki-3-goda.jpghttps://raskraskid.ru/wp-content/uploads/raskraski-snezhinki-3-goda.jpghttps://raskraskid.ru/wp-content/uploads/raskraski-snezhinki-3-goda.jpghttps://raskraskid.ru/wp-content/uploads/raskraski-snezhinki-3-goda.jpghttps://raskraskid.ru/wp-content/uploads/raskraski-snezhinki-3-goda.jpghttps://raskraskid.ru/wp-content/uploads/raskraski-snezhinki-3-goda.jpghttps://raskraskid.ru/wp-content/uploads/raskraski-snezhinki-3-goda.jpghttps://raskraskid.ru/wp-content/uploads/raskraski-snezhinki-3-goda.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе....

Изобразительно – выразительные средства языка. Эпитеты.

Занятие № 6 к авторской программе "Речевая копилка"...

Проверочная работа по теме "Выразительные средства языка" (тропы, эпитеты, олицетворения)

Проверочная работа для диагностики усвоения темы "изобразительно-выразительные средства поэтической речи". На материале стихотворения Майкова ученикам предложено выявить и определить фигуры речи....

Методические особенности изучения эпитета в начальной школе

Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать ...

Методические особенности изучения эпитета в начальной школе

Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать ...

Родной русский язык 4 класс тема: "Русские традиционные эпитеты"

Родной русский язык 4 класс  тема: "Русские традиционные эпитеты"...