РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Домисолька»
рабочая программа (4 класс)

Крайнюк Елена Анатольевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Домисолька»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domisolka_4-a.docx55.01 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, город Новошахтинск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 города Новошахтинска

Рассмотрена,

рекомендована к утверждению педагогическим советом

МБОУ СОШ №31

Протокол № от 23 августа 2021г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 31

Приказ от 31.08.2021г. № 138 ___________Т.К.Левченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Домисолька»

Начальное общее образование 4-а 

Количество часов: 34

Учитель: Крайнюк  Елена  Анатольевна

Программа составлена на основе авторской программы Т.И. Бакланова Музыка.

Обучение в4 классе.  Программа. /Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2013г.

2021-2022 учебный год

           Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки.  Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.

Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся  4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.

Программа «Домисолька» составлена на основе авторской программы Т.И. Бакланова Музыка. Обучение в 4 классе.  Программа. /Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2013г.

Цельпрограммы: создание условий для формирования основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности.

Задачи:

  • Формирование музыкально – информационной культуры личности:

воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов;

приобретение основ музыкально – теоретических и музыкально – исторических знаний;

приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.)

  • Формирование культуры музыкального восприятия:

приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений;

 формирование потребности в восприятии музыки;

 воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;

развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;

воспитание музыкального вкуса;

освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств.

  • Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся:

приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;

выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся;

потребности в различных видах музыкально – исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков;

навыков элементарногомузицирования и импровизации на детских и простейших народных инструментах.

  • Формирование музыкально – релаксационной культуры:

освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально – терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии).

  • Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, потребности в самостоятельной музыкально – творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции.
  • Формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, системы духовно – нравственных ценностей и идеалов, потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.

Планируемые результаты курса «Домисолька»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы  будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

Ученик получит возможность для

формирования :

  • эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;
  •  эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
  • положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;
  • основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
  •  уважение к чувствам и настроениям другого человека.
  • понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
  • нравственно-эстетических переживаний музыки;
  •  начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
  •  первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  •  эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные  УУД

Коммуникативные УУД

У ученика будут сформированы:

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
  • эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
  • выполнять действия в устной форме;
  • осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Ученик получит возможность для формирования:

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  •  планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
  •  эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
  •  выполнять действия в устной форме;

осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Ученик научится:

  • осуществлять поиск нужной информации;
  • расширять свои представления о музыке;
  • ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
  • использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;
  • читать простое схематическое изображение;
  • различать условные обозначения;
  • сравнивать разные части музыкального текста;
  • соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Ученик получит возможность:

  • осуществлять поиск нужной дополнительной информации;
  • работать с дополнительными текстами и заданиями;
  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
  • соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.

Ученик научится:

  • использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
  • исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
  • учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
  • принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
  • следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Ученик получит возможность:

  • выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
  • следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
  • понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
  • контролировать свои действия в групповой работе;
  • проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

Содержание курса «Домисолька»

«Путешествие по миру старинной европейской музыки».

Встречи со знаменитыми композиторами: И.С Бах, В.А. Моцарт И.Штраус-сын,Музыка на балах (полька,вальс,гавот.менуэт мазурка.).на карнавалах.-Р.Шуман..

«Музыкальное путешествие от Руси до России» .

Русь изначальная, Русь православная,.Русь скоморошья, Русь сказочно- былинная, Русь героическая.

«Музыкальный мир России ХХ века»

Музыка революции, у пионерского костра,в кинотеатре и у телевизора, музыка о войне и на войне. На космодроме, на стадионе..

«В гостях у народов мира»-на свадьбе,на фольклорном фестивале.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

«Путешествие по миру старинной европейской музыки»

8

2

«Музыкальное путешествие от Руси  до России»

8

3

«Музыкальный мир России ХХ века»

10

4

«В гостях у народов России».

8

Итого

32

Аннотация к тематическому планированию

Рабочая  программа  по внеурочной деятельности «Домисолька» в 4-а  классе  рассчитана  на 1 часа в неделю, всего 34 часа.

Согласно годовому учебно-календарному графику МБОУ СОШ №31, учебному плану, расписанию уроков на 2020 – 20121 учебный год, занятия по внеурочной деятельности «Домисолька» проводятся  в понедельник.

        В 2021 – 2022 учебном году 2 мая, 9 мая праздничные дни, поэтому будет проведено 32 урока. Тематический план сокращен на 2 часа реализация которого будет осуществлена за счёт уплотнения материала по теме: «В гостях у народов России».

                                                                                       

                                                                                                     Приложение 1 к рабочей программе

        по внеурочной деятельности

«Домисолька»

         на 2021-2022 уч.год

Календарно-тематический план

 рабочей программы

по внеурочной деятельности «Домисолька» в 4-а классе

учитель Крайнюк Е.А.

Количество учебных часов-32

п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Характеристика

деятельности

                  «Путешествие по миру старинной европейской музыки» -8 часов

1.

06.09

Встречи со знаменитыми композиторами: И.-С. Бах.

Слушать, исполнять

2

13.09

Встречи со знаменитыми композиторами:В.-А.Моцарт.

Выполнять Арт –терапию

3

20.09

В рыцарских замках.

Музицировать, играть

4

2709

На балах.

Имитировать

5

04.10

На балах: полонез.

Ритмические задания

6

1110

На балах: вальс и его «король» - И.Штраус.

Исполнять песенный репертуар

7

18.10

На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька.

Создавать пластическую импровизацию

8

25.10

На карнавалах.

Слушать, исполнять

9

08.11

С чего начинается Родина?

Выполнять Арт –терапию

«Музыкальное путешествие от Руси до России»- 8 часов

10

15.11

Русь изначальная: Игорь Стравинский. Балет "Весна священная".

Слушать, исполнять

11

22.11

Русь изначальная: Милий  Балакирев. Симфоническая поэма "Русь".

Выполнять Арт –терапию

12

29.11

Русь православная: колокольные звоны.

Имитировать

13

06.12

Русь православная:  духовные стихи.

Ритмические задания

14

13.12

Русь скоморошья.

Исполнять песенный репертуар

15

20.12

Русь сказочная: Игорь Стравинский. Балет "Жар - птица".

Создавать пластическую импровизацию

16

10.01

Русь сказочная: Николай Римский - Корсаков. Опера "Сказка о царе Салтане".

Слушать, исполнять

«Музыкальный мир России ХХ века»- 10 часов

17

17.01

Русь былинная: Н.А.Римский - Корсаков. Опера-былина "Садко".

Слушать, исполнять

18

24.01

Русь героическая: А. Бородин. Опера«КнязьИгорь».

Выполнять Арт –терапию

19

31.01

Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»(«Жизнь зацаря»).

Музицировать, играть

20

07.02

Музыка революции.

Имитировать

21

14.02

У пионерского костра.

Слушание, игра

22

21.02

В кинотеатреи у телевизора.

Исполнение.

23

28.02

Музыка овойне и навойне: песнисоветскихкомпозиторов.

Исполнение песен о войне.

24

05.03

Музыка овойне и на войне: Д. Шостакович.Симфония№7 (Ленинградская).

Слушание. Беседа, рассказ.

25

14.03

Музыка на защитемира:.Кабалевский. Кантата«Песня утра,весны и мира».

Разучивание.

26

28.03

На космодроме.

Арт-терапия.

«В гостях у народов России»- 6 часов

27

04.04

На стадионе.

Ритмические задания

28

11.04

На фестивале авторской песни.

Создавать пластическую импровизацию

29

18.04

У колыбели.

Слушать, исполнять

30

25.04

На свадьбе.

Слушание.

31

16.05

На фольклорном фестивале:выступают фольклорные  ансамбли. Кто на чем играет?

Исполнение. Имитация игры на инструментах.

32

23.05

На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного танца.

Музыкальное соревнование


Приложение 2 к рабочей программе

         «Домисолька» 4- а класс

на 2021-2022 уч..год

Лист корректировки
     календарно-тематического планирования (КТП)

 рабочей программы по внеурочной деятельности «Домисолька»  

учитель Крайнюк Е. А.

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Коррекционные мероприятия

Дата по факту

Согласование

Зам. директора по УВР

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания МС  

МБОУ СОШ № 1 от  23.08.2021 года

_______________Т.К.Левченко

                             СОГЛАСОВАНО

                 Заместитель директора по УВР

                  _____________Е.А.Кирилюк

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического цикла "Домисолька"

Адаптированная программа вокального кружка  «Домисолька» для учащихся начальных классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

01. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Домисолька»

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПрограмма «Домисолька» входит во внеурочную деятельность по художественно-эстетическому направлению. Вокальная пе...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Домисолька"

Направленность программы музыкального кружка «Домисолька» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой....