Выступление на тему: Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе.
статья

Ботова Снежанна Юрьевна

Выступление на тему: Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе.

Ботова С.Ю, учитель начальных классов,

первая категории,

                                                                                     МБОУ «Русско-Паёвская СОШ»

Слайд 1.

Народная мудрость гласит «Ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим, насколько разным может быть отношение обучающихся к  учебе. Для одного ученика, процесс  обучения является важным, многозначительным, он мотивирован к  учебе,  для другого – учеба  это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Это должно стать знаком для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными?».

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между обучающимися и учителем.                                                                     Слайд 2

-    Я хочу остановиться на одной из технологий. Это технология АМО - активные методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.                                                       Слайд 3

    Сегодня я постараюсь объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов  и  возможность применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

      3.Знакомство с основными видами АМО

1.Орг. момент

-Активный метод начала образовательного мероприятия.

  Метод  «Поздоровайся глазами»                                                           Слайд №4

- Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.

-Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча -глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Метод «Поздоровайся локтями». Метод «Поздоровайся ладошками».                                                                                                                                  Слайд №5, 6,7

Учитель просит обучающихся рассчитаться на «первый – третий» и сделать следующее: каждый «первый номер» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; каждый «номер второй» упирается руками в бёдра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; каждый «номер третий» нагибается вперёд, кладёт ладони на колени и выставляет локти в стороны. Обучающиеся должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто  назвав своё  имя и коснувшись  друг  друга локтями.

Метод «Улыбнемся друг другу»

-Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

Метод «Приветствие»

Учащиеся поворачиваются и приветствуют друг друга, говоря при этом имена, тех к кому обращаются и слова приветствия.

 Цель таких методов: положительный настрой на работу и установление контакта между учениками.

Игра – приветствие  «Что в «Здравствуйте» тебе моем?»     Слайд №8

 - Здравствуйте! -      ты скажешь человеку.

- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

- Я предлагаю вам поиграть  в игру «Что в «Здравствуйте» тебе моем?»      на каждую букву в слове «здравствуйте» вы называете слово- пожелание.

Примеры пожеланий:                                                                                   Слайд №9

«з» - здоровья, зрелости, зоркости и т. д.

«д» - добра, доверия, доброжелательности, …

«р» - радости, решимости, равновесия, …

«а» - активности, аккуратности, авторитета, …

«в» - великодушия, веселья, верности, …

«с» - сил, счастья, свободы, ..

«т» - терпения, творчества, теплоты, …

«у» - уверенности, уважения улыбок, …

«и» - искренности, идей, изящества, …

«т» - таланта, трудолюбия, …

«е» - единства, естественности, …

2. Постановка цели и задач урока

-АМ выяснение целей, опасений и ожиданий.                                    Слайд №10

-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий методы: «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад». Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д.

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»   Слайд №11, 12.

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Метод «Фруктовый сад»                                                                       Слайд №13

Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться с целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Учитель заранее готовит два больших плаката. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимон», а ученикам заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На яблоках дети пишут свои ожидания, на лимонах – опасения. 

 

- А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки».На одной стороне пишем свои ожидания, а на другой стороне –свои опасения.

- Зачитайте вслух свои ответы.(по желанию зачитывают).  В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам.

3. Новый материал

-АМ презентации учебного материала.                                            Слайд №14   

    Методы: «Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм», «Пометки на полях», «Пометки на полях»  .                                                                                         Слайд №15   

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.  Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

«Инфо-угадайка»                                                                                         Слайд №16   

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой ученики выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них

- Определимся с понятием «активные методы обучения». Что такое активные методы обучения. Для этого применим метод  «Инфо-угадай-ка»     Слайд №17   

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихсяОн  применяется при работе в группах. Для работы в группах нам необходимо разделиться. Используем метод «Композиция». В игровой форме нужно разделить учащихся на группы.

- Мы с вами разделились на группы по цвету «ладошек».
- Приступим к заданию, возьмите, пожалуйста, листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Активные методы обучения». Листок  разделён на сектора.                                                                      
 Слайд №18   

Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать  ключевые моменты к этому разделу. Запишите.  (Ответы педагогов).

   Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

 (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)

Сектор 2 – этапы урока

-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

- Мы уже познакомились с  некоторыми  видами методов, перечислите их и запишите.

(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Поляна снежинок», «Инфо-угадайка» и др.)

Сектор -4. Цели  применения АМО.

-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

Можно сделать вывод, что активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса.                                                                      Слайд №19   

4.Физкультминутка (АМ релаксации )                                                Слайд №20   

- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

- Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии». 

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.

5. Обобщение знаний.                                                                               Слайд №21   - На  этапе обобщения знаний использую приёмы кластер («кластер» в переводе означает пучок, созвездие). Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых,  в свою очередь  лучи расходятся далее).            Слайд №22   

- Начиная изучать по русскому языку в 3 классе тему «Имя существительное», предложил  детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном. Вот, что получилось

- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.

- Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

- На каких уроках ещё можно применять этот метод?  (литературное чтение, окружающий мир)

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам составить кластер по теме «Активные методы обучения», используя предыдущую таблицу. 

- Давайте проверим, что у вас получилось.                                               Слайд №23

- Кроме кластера можно использовать составление  синквейна, что  требует от ученика в кратких выражениях обобщить учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна показаны на экране.                                                Слайд№24         

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою.                                                                                  Слайд№25   

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

- Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего занятия самостоятельно (Работа в группах).                                                

Итак, тема синквейна -   Метод.                                                    Слайд №26

-Запишите на карточках.

Заслушиваются ответы разных групп.

- Вот какой синквейн составил я .

6 . Подведение итога урока.                                                         Слайд №27 ,28          

- Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». 

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

-Эти методы помогают грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке.

-Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.

Слайд 29-

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+   АМО помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

-    Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

- И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку».  Не бойтесь применять инновационные методы.                                       Слайд №30 

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!   

 

-Спасибо за внимание!      Слайд №31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Опыт работы по теме: "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"

Опыт работы по теме «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах» 1.Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения.2.Х...

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познават...

Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе ". Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г.".

Мастер-класс по теме "Применение активных методов  обучения в начальной школе"Презентация на конкурс "Учитель ГОДА  2017Г."...

Конспект мастер – класса по теме «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Цель мастер-класса: обучение применению активных методов обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

Выступление на ГМО. "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах."

Статья рассказывает о применении активных методах обучения на уроках в начальной школе....