Люблю тебя,мой край Югорский!
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_tebyamoy_kray_yugorskiy.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Люблю тебя, мой край Югорский!

Цель:

 1. Расширение кругозора детей о жизни и быте народов хантов и манси, расширить знания о родном крае, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

2.Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

Ход занятия.

- Вуща Вула! Здравствуйте! – это по хантыйски.

-Как вы уже догодались, сегодня мероприятие  посвящено Дню рождения ХМАО.

-Предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика.

(Просмотр видеоролика, исторические данные о Югорской земле).

 -Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ!  

Знакомство с символикой ХМАО-Югры(флаг ,герб)

 – От каких народностей образовано название окружного центра и округа?

– Ханты и манси.

Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живём.

- Особое место в ряду северных городов занимает Ханты-Мансийск – столица Югры. (Знакомство с достопримечательностями г.Ханты-Мансийска)

-Природные богатства края: сибирская сосна, кедр, в изобилии произрастающие на Югорской земле. Богата тайга и ягодами - ароматной княженикой, сладкой морошкой, сочной брусникой, крупной голубикой и черникой, вкусной смородиной, полезной клюквой.

Выступление ученика.

Знаете ли вы, что рекордсменами  Югорского леса являются: 

Самое высокое дерево нашего края – кедр. Он живет до 856 лет.

Самое прочное дерево – лиственница, живет до 900 лет.

Некоторые виды наших мхов и лишайников живут более 1000 лет.

Шиповник и черная смородина – чемпионы по витаминам.

Одно дерево за год обычно вырабатывает 120 килограммов кислорода. Этого достаточно для дыхания семье из трех человек целый год.

Одно дерево березы ежегодно приносит один миллион семян.

Берёза является "нянькой" для ели?

А из осины делают спички?

А из березы - лыжи?

А из ели делают музыкальный инструмент - пианино?

-Богатая фауна нашего края: в тайге обилие зверя и птицы, среди них много промысловых. Здесь известно около 100 видов млекопитающих, 350 видов птиц. Царь пушных зверей – соболь. Недаром говорят, что открытие Сибири шло по «соболиному следу». Реки и озёра богаты ценной рыбой: осётр, стерлядь, нельма, муксун, щука, окунь, карась и другие. Задача нашего поколения - сохранить природу Сибири для потомков.

Выступление ученика.

А знаете ли вы, почему лося называют лесным великаном? 

(Вес его достигает 400 кг  .За сутки лось может съесть больше 1700 веточек.)

А какой лесной хищник самый крупный? 

(Бурый медведь. Его вес 750кг) 

-Спасибо за выступление, ребята,материал был очень интересным и познавательным!

- Дорогие, друзья, я приглашаю Вас в хантыйское поселение, поселение Мира, стойбище Добра !

-Куда же нас позвали в гости? Отгадайте загадку:

-Жилище хантов-манси?

- Смело зайдём в чум.

-Ребята, ханты и манси очень гостеприимные народы они всегда встречают гостей с улыбкой,не забудьте поздороваться

-В этом  чуме ребята живёт старик-Шаман. Он хочет научить нас говорить на хантыйском языке.

-Давайте попробуем. Повторяйте за мной!

- Вуй-аньсих – медведь (картинка)

- Ёгал – лук (картинка)

-  Нял – стрелы (картинка)

- Рыт – облас или лодка долбленка (картинка)

- Кулёма – сеть для рыбы (картинка)

- Ёлты-ку – шаман (картинка)

- Нянь- хлеб. (картинка)

- Молодцы! У вас здорово получилось.

Физкультминутка  « У оленя дом большой» (Проводит ученик)

- Шаман вам приготовил экологическое задание. Выдают конверты для обсуждения командам. Нужна ваша помощь, что делать в данной ситуации.

1 загадка

Красная шапочка, беспокоясь о своей бабушке, попросила охотников убить всех в лесу волков. Изменится ли что-нибудь в лесу с исчезновением волков?

Да изменится. В лесу разведется столько зайцев, что они съедят все растительность.

2 загадка

Девочке, живущей рядом с лесом, надоели комары, и она уничтожила всех комаров. Что будет с лесом?

Пострадают все те, кто питается насекомыми, птицы, лягушки. Если им будет нечего есть, то они погибнут. А если они погибнут, то и деревья погибнут, их съедят личинки, жуки.

3 загадка

Что произойдет с окружающей средой, если уничтожить всех жаб и лягушек?

Насекомые, съедят всю траву и не будет зеленого покрытия.

-Отгадай-ка. Ребята загадки хантыйские и старик оставил вам подсказки смотрите на экран..

Загадки:

1. В глухом углу леса две травинки торчат, покрытые инеем. (Ушки зайца).

2. Волшебник на железе посреди чума сидит, и угостить может, и укусить может. (Огонь очага).

3. С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, - прячет. А в чум попадет, плачет. (Снег).

4. Сын Бога играет на инструменте, а женщина лымс – лымс танцует. (Ветер дует, деревья качаются).

 И в заключение шаман приготовил вам конкурс  «Назови лишнее»

- Какое дерево не растёт в ХМАО? (осина, ель, пальма, берёза)

- Какая река течёт по территории ХМАО? (Лена, Кама, Волга, Обь)

- Какое животное не обитает на территории ХМАО? (Лиса, лев, волк, лось)

- Как называются леса ХМАО? (Тайга, тундра, степь, пустыня)

-Назовите, чем не занимаются жители ХМАО в настоящее время (добыча нефти и газа,  строительство, земледелие, охота и рыбалка).

- Молодцы ребята и с этим заданием вы справились!

-Ни один праздник не должен пройти без радости и сюрпризов. Вам тоже народы ханты и манси дарят свои дары, знания о народах Севера. И просят только об одном: Любите свой родной край, гордитесь тем, что вы родились и живёте на Югорской земле. Надеюсь, что вы, после окончания школы, внесете достойный вклад в развитие экономики и культуры родного округа.

Рефлексия:

Вот и подошёл к концу наш урок. Хочется верить ребята, что он вам запомнится. Оцените свою деятельность по шкале оценивания «Лестница успеха»

- А сейчас я говорю вам спасибо и Осемасолум, что в переводе с хантыйского означает – до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

Урок по кубановедению в 1 классе.Тема: Люблю тебя, мой край родной. Цели- ориентиры:Личностные.1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать ф...

Люблю тебя, мой край родной! Сочинение

Краевой конкуурс сочинений  "Люблю тебя, мой край родной!"...

Сочинения "Люблю тебя, мой край родной!"

сочинения учащихся 2 класса о родном крае...

Классный час "Люблю тебя, мой край родной!"

Классный час посвящён дню образования села. Целью является приобщение учащихся к истории родного края, к событиям, людям, явлениям своей малой Родины....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"

Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной" (О Смоленской области). В дополнение есть презентация о родном крае, но без музыки....

Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"

Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной!". Имеется презентация о родном, Смоленском крае....