Технологическая карта открытого урока по предмету речь и альтернативная коммуникация "Чтение слогов и слов с буквой Б"
план-конспект урока (4 класс)

Гончарова Нина Сергеевна

Конспект урока составлен для обучающихся 4 класса. Обучающиеся по программе АООП,вариант 2.

Цель: Обобщение и систематизация знаний обучающихся  при чтение слогов и слов с буквой Б.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:
- закреплять знания обучающихся о звуке и букве Б;

- упражняться в написание буквы Б.

- создавать условия для формирования у обучающихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой Б;

- формировать навык составления слогов и слов из букв разрезной азбуки;

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат и фонематического слуха;

- формировать слуховую, зрительную и тактильную память;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно - воспитательные:

- формировать коммуникативные умения  через организацию беседы и игровых ситуаций;

- воспитывать познавательный интерес к чтению и письму;

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7,

осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Открытый урок по предмету речь и альтернативная коммуникация

«Чтение слогов и слов с буквой Б»

Подготовила учитель начальных классов

Гончарова Нина Сергеевна

2021-2022 учебный год

Класс

4

Предмет

Речь и альтернативная коммуникация

Программа

Адаптированная образовательная рабочая программа по русскому языку, АООП (вариант 2)

Обучающиеся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

Место урока в тематическом планировании

2-ой триместр, 4-ый урок в изучении темы «Письмо слогов и слов с буквой Б»

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы, методы и приёмы

Фронтальная, дифференцированная, групповая

Словесные: объяснение, вопросы.

Наглядные: карточки с цифрами, сюжетная картинка.

Игровые: сказка.

Практические: упражнения в написании слогов и слов с буквой Б.

Оборудование

Ноутбук, проектор, предметные картинки, касса букв, ёлочка , ёлочные игрушки, игрушка Буратино, разрезная картинка.

Предмет

Речь и альтернативная коммуникация

Цель

Обобщение и систематизация знаний обучающихся  при чтение слогов и слов с буквой Б

Задачи

Коррекционно - образовательные:
- закреплять знания обучающихся о звуке и букве Б;

- упражняться в написание буквы Б.

- создавать условия для формирования у обучающихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой Б;

- формировать навык составления слогов и слов из букв разрезной азбуки;

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат и фонематического слуха;

- формировать слуховую, зрительную и тактильную память;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно - воспитательные:

- формировать коммуникативные умения  через организацию беседы и игровых ситуаций;

- воспитывать познавательный интерес к чтению и письму;

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Этап урока

Виды работы,

формы, методы, приемы

Содержание деятельности

(этапов работы)

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Фронтальная Словесное приветствие

АМО

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Для этого нам нужно встать в круг и приготовить ладошки.

- Потрите ладони, почувствуйте тепло!

 А теперь, возьмитесь за руки и поделитесь теплом друг с другом.

У нас получился «круг дружбы»!

Давайте улыбнемся, пожелаем, друг другу удачи и настроимся на урок.

- Молодцы. Теперь садимся на свое место.

- Ребята давайте вспомним, как нужно сидеть за партой и вспомним правило поведения на уроке:

Работа с визуальным расписанием.

Слушают учителя. Выполняют инструкцию.

Обучающиеся встают в круг.

Садятся на свои места.

2. Актуализация знаний.

Дифференцированная

Фронтальная

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришел сказочный герой. А кто вы сможете узнать, когда посмотрите отрывок из мультфильма (Отрывок из мультфильма «Буратино»):

- Ребята, так кто же пришел к нам сегодня в гости?

- Правильно, это Буратино.

- Как вы думаете, что случилось с Буратино?

-Правильно, у него пропал золотой ключик, и он просит нас помочь отыскать его. Поможем нашему герою?

- Мы должны выяснить, кто забрал у Буратино ключик. А для этого нам нужно выполнить задания, но задания не простые. Каждое задание спрятано на снежинке, снимая снежинку с доски, переворачиваем снежинку и читаем задание. При правильном выполнение получаем кусочек картинки, из которых в конце получится образ героя, который и забрал ключик у Буратино.

- Чтобы выполнить все задания нужно красиво, четко и правильно говорить. Для этого мы с вами сейчас выполним первое задание. Снежинка под цифрой 1: Артикуляционная гимнастика

Обучающиеся смотрят отрывок из мультфильма

Говорящие отвечают: Буратино

Говорящие дети отвечают

Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку с доски.

Неговорящие дети показывают отгадку при помощи сигнальных карточек.

Неговорящие дети показывают при помощи сигнальных карточек

Прочитывает задание самостоятельно или при помощи педагога

3. Артикуляционная гимнастика

- «Улыбка»; (слайд)

Широко разводим уголки губ, показав сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение.

- «Бегемот»;

Плавно открываем и закрываем рот, расслабляя мышцы языка; удерживая губы и язык в заданном положении.

- «Вкусное варенье»;

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка, облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю.

- «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).

Выполняют с учетом индивидуальных особенностей, по образцу, под контролем

4. Постановка цели и задач урока.

Дифференцированная

Фронтальная

Учитель даёт из конверта первый кусочек разрезной картинки.

- Молодцы ребята, а вот и наш первый кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску.

- Переходим ко второму заданию.

Учитель вызывает одного из ребенка и тот снимает следующую снежинку. Снежинка под цифрой 2

Задание 2 «Отгадай загадку» (слайд 2)

 Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян.

Я звонкий, круглый

             (Барабан)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки  прячет,

Сушит на зиму грибы?....

                       (Белка)

У маленькой Катюшки

Уселся на макушке.

Но мотылек, не птичка,

Держит две косички….

                        (Бант)

- Что объединяет все эти слова?

- Все слова начинаются со звука [Б]

- Давайте дадим характеристику звука [Б]

- Звук [Б] гласный или согласный?

- Каким цветом обозначаем?

- Звук [Б] звонкий или глухой?

- Звук [Б], обозначается буквой Б.

- Тема сегодняшнего урока: Чтение слогов и слов с буквой Б» (слайд 3)

Учитель даёт из конверта второй кусочек разрезной картинки.

- Молодцы ребята, а вот и наш второй кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску.

Обучающийся выходит и прикрепляет кусочек на доску

Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку с доски.

Говорящие дети отвечают

Говорящие дети отвечают

Обучающийся выходит и прикрепляет кусочек на доску

Прочитывает задание самостоятельно или при помощи педагога

Неговорящие дети показывают сигнальную карточку-отгадку

Неговорящий ребенок выкладывает схему на доске

5. Включение изученного в систему знаний

Дифференцированная

Фронтальная

- Переходим к третьему заданию.

Учитель вызывает одного из ребенка и тот снимает следующую снежинку. Снежинку под цифрой 3

Задание 3. Прописать букву. Б в тетради

- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число (Аркадий, Ирма, Вероника, Даниил и Кирилл самостоятельно, остальные по обводке).

- Мы уже научились писать букву Б. Давайте вспомним, как пишется буква Б и запишем её в тетрадь.

- У вас на парте лежит образец написания буквы Б.

- Обведите букву Б пальчиком.

- Перед тем как мы начнем работать в тетради, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку

Открывают тетрадь и записывают число

Обучающиеся обводят

Пальчиковая гимнастика

Фронтальная

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (чертим руками круг)

Очень гладкий, (одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий. (грозим пальчиком)

Выполняют пальчиковую гимнастику вместе с педагогом

Фронтальная

Дифференцированная

- А теперь пропишем букву Б (Аркадий, Саша И., Вика Р., Дима, Давид печатную, а Ирма, Вероника, Даниил, Кирилл прописную) в соответствие с образцом на парте.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. А вот и наш третий кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску.

- Переходим к четвертому заданию.

Учитель вызывает одного из ребенка и тот снимает следующую снежинку. Снежинка под цифрой 4

Задание 4. Составь слоги и прочитай (слайд 3)

Говорящие дети прочитывают слоги.  А неговорящие (Саша И., Давид) составляют слоги на доске из букв разрезной азбуки.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. А вот и наш четвертый кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску.

- Переходим к пятому заданию.

Учитель вызывает одного из ребенка и тот снимает следующую снежинку. Снежинка под цифрой 5.

Задание 5. Прочитать слог и подбери предмет, название которого начинается с соответствующего слога

На доске закреплены слоги, напротив них закреплены предметные картинки

- Ребята, давайте прочитаем еще раз слоги, которые составили Давид и Саша.

- Сейчас вы будете выходить к доске, брать картинку, называть что на ней изображено. Вам нужно будет определить, с какого слога начинается название предмета.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. А вот и наш пятый кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску.

- А вот и наше последнее шестое задание. Снежинка под цифрой 6.

Учитель вызывает одного из детей и тот снимает следующую снежинку.

Задание 5. Составить слово из букв разрезной азбуки и записать.

На доску вывешивается картинка, обучающиеся называют, что нарисовано на картинке и составляют название предмета из букв разрезной азбуки и записываем, полученное слово в тетрадь.

- Ребята, Буратино принес нам различные предметы, давайте назовем их и составим название предмета из букв разрезной азбуки (Бант, бусы, бинт)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. А вот и наш шестой  кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску.

- И кто же этот герой, который обманул Буратино?

-Точно, это же Карабас-Барабас. Где же он спрятал золотой ключик? (Учитель переворачивает картинку, сзади прикреплён золотой ключик).

Пишут

Обучающийся выходит и прикрепляет кусочек на доску

Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку

Обучающиеся прочитывают слоги

Обучающийся выходит и прикрепляет кусочек на доску

Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку

Обучающиеся выполняют задание у доски

Обучающийся выходит и прикрепляет кусочек на доску

Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку

Говорящие дети составляют слова из букв разрезной азбуки за партой

Говорящие дети отвечают

Пишут по обводке

Неговорящие дети составляют слоги на доске

Неговорящие дети составляют слова у доски

Неговорящие показывают

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята, с какой буквой мы сегодня читали и записывали слоги и слова?

-Правильно, с буквой Б.

- Давайте, еще раз вспомним, звук Б, гласный или согласный?

- Почему звук Б согласный?

- Что же открывает золотой ключик?  

- Давайте откроем эту волшебную дверь в коморке у Папы Карло.

- А, чтобы открыть волшебную дверь, нам нужно сделать «круг дружбы». И тогда дверь откроется.

- За дверью находится кукольный театр. Но нет актеров.

- Возьмите, конверты, которые лежат у вас на парте. В них персонажи сказки. У девочек в конверте Мальвины, а у мальчиков Пьеро. Одна Мальвина с красным бантиком, другая Мальвина с зеленым бантиком. Пьеро с красным колпачком, а другой с зеленым. Если у вас на уроке все получилось, поставьте в театр куколку с красным бантиком или колпачком. Если у вас задание вызвали затруднения, поставьте куколку с зеленым бантиком или колпачком.

- Буратино благодарит вас за урок и прощается с вами.

Говорящие дети отвечают

Говорящие дети отвечают на вопрос учителя, Обучающиеся встают и образуют «круг дружбы»

Учатся оценивать результат своей деятельности

Неговорящие дети показывают при помощи сигнальных карточек

Неговорящие дети показывают

Учатся оценивать результат своей деятельности

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Прочитать слова и соединить с соответствующей картинкой (Аркадий, Вероника, Даниил, Кирилл, Виктория, Ирма).

- Составить слова из букв разрезной азбуки (Александр И., Давид, Дмитрий)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Чтение слогов и слов с буквой Б

Слайд 4

Б О Б У Б И Б А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»УМК «Школа России» ФГОС НООУчитель: Игнатьева Ирина ВладимировнаЦели деятельности учителя:1. Форм...

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [м], [м]. Буквы М, м» УМК «Школа России» ФГОС НОО

Технологическая картаоткрытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [м], [м]. Буквы М, м»УМК «Школа России» ФГОС НОО...

Открытый урок по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема: Жили у бабуси…

Открытый урок по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»Тема: Жили у бабуси&helli...

Технологическая карта открытого урока по предмету Окружающий мир во 2 классе «Школа пешехода»

Технологическая карта открытого урока  по предмету Окружающий мир во 2 классе  «Школа пешехода»...

Технологическая карта открытого урока по теме "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов".

Цели данного урока:1.Ознакомить с понятиями "фразеологизмы", "фразеологический оборот";2.Развивать способности употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;3.Содейство...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...