Проектная работа «Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
проект

Свирепова Любовь Александровна

мНастоящая программа предусматривает расширение общего кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к обучению и самореализации обучающихся, их социальную адаптацию и профессиональное самоопределение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс

Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2021»

Название материала:

«Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)».

Название организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа – интернат № 1 Купинского района Новосибирской области (МБОУ Купинская школа-интернат № 1).

Авторы: О.В.Кокарева, Г.В.Нестерова, В.А. Стариков, Н.В. Голенцова, Т.В. Иванова, П.С. Трушлякова, А.В. Стороженко, С.А. Мазурина, Л.А. Свирепова

Номинация № 3: современное содержание общего образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех.

 

г. Купино

 2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация                                                                                           с. 4
  2. Пояснительная записка                                                                      с. 10
  3. Введение                                                                                             с. 10
  4. Обоснование общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ                                                      с. 13
  5. Цель и задачи  общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ                                                      с. 15
  6. Содержание  общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ                                                      с. 16
  7. Планируемые результаты  общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ                                   с. 21 
  8. Методические обеспечение общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ                                   с. 23
  9. Формы определения результатов реализации общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ               с. 24
  10. Итоги реализации общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ                                                        с. 25

Заключение                                                                                                    с. 27

Список литературы                                                                                       с. 28

Приложения                                                                                                   с. 29

Приложение 1 - «Полигональное моделирование» общеразвивающая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (технической направленности).

Приложение 2 - «Легоконструирование» общеразвивающая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (технической направленности).

Приложение 3 - «Юные исследователи» общеразвивающая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (исследовательской направленности).  

Приложение 4 - «Нескучное программирование» общеразвивающая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.  

 Приложение 5 - «Финансовая грамотность» общеразвивающая программа внеурочной деятельности социального направления (экономической направленности).  

Приложение 6 - «Радуга красок» общеразвивающая программа внеурочной деятельности общекультурного направления (художественной направленности).  

Приложение 7 - «Книжное царство» общеразвивающая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления (литературной направленности).

Приложение 8 -  Демонстрация опыта реализации рабочих программ, включённых в общеобразовательную программу внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).  

 

 

 Аннотация

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ Купинской школы-интерната №1, формируемой участниками образовательного процесса и обеспечивающей реализацию индивидуальных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности Купинской школы – интерната №1 обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ (1-4 кл.), ФГОС ООО ОВЗ (5-9 кл.), и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.

При разработке общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   были учтены специфические особенности и образовательные потребности обучающихся.

Актуальность общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение обучающихся находить новые решения поставленных задач и воплощать их в жизнь.

По окончании обучения воспитанник должен быть не только всесторонне развит, но и социально адаптирован, профессионально ориентирован. Настоящая программа предусматривает расширение общего кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к обучению и самореализации обучающихся, их социальную адаптацию и профессиональное самоопределение.  

Программа ориентирована на целостное освоение материала: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья эмоционально и чувственно обогащаются, приобретают художественно-эстетические навыки, совершенствуются в технической деятельности, реализуются в творчестве, становятся на путь выбора будущей профессии, что позволяет им успешно социализироваться в современном обществе.  

Особенностью данной программы является то, что она дает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья достаточную возможность почувствовать себя успешными.

 В общеобразовательную программу внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включены рабочие программы внеурочной деятельности различной инновационной направленности, способные удовлетворить их запросы, интересы, потребности, развить способности.

Цель общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: всестороннее развитие личности обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие допрофессиональных и профессиональных навыков, приобретение обучающимися социального опыта, необходимого для жизни в обществе.

Основные задачи общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • разработка и внедрение образовательных практик, ориентированных на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках действующих стандартов;
  • создание условий для всестороннего развития и достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
  • создание условий для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения каждого обучающегося;
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свободное время.

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе действующих законов и законодательных актов (см. в пояснительной записке к программе).  

Согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ (1-4 кл.), ФГОС ООО ОВЗ (5-9 кл.), внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет увязать досуговую активность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с общеобразовательным и общевоспитательным процессами, обеспечить построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, их социализацию и профессиональное самоопределение, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей.

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуется посредством реализации рабочих программ по следующим направлениям:  

 - общеинтеллектуальное направление реализуется через программы внеурочной деятельности: «Полигональное моделирование»(приложение 1), «Легоконструирование» (приложение 2), «Юные исследователи» (приложение 3), «Нескучное программирование» (приложение 4);

- в рамках социального направления реализуется программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (приложение 5);

- общекультурное направление реализуется через программу внеурочной деятельности «Радуга красок» (приложение 6);

 - духовно-нравственное направление реализуются через программу внеурочной деятельности «Книжное царство» (приложение 7).

 Внеурочная деятельность обладает огромным образовательным и  воспитательным потенциалом, так как обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» и «самообучаться» в соответствии со шкалой общепринятых ценностей.

Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает достижение следующих результатов:

 -  создание оптимальных условий для всестороннего развития обучающихся;

 - создание психологического комфорта и социальной защищённости     обучающихся;

-  развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;

- совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умение применять их в нестандартных ситуациях;

- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

-  творческая самореализация и личностный рост обучающихся;

- расширение связей с социумом путем привлечения к занятиям внеурочной деятельностью в рамках ресурсного «Сервис-центра» МБОУ Купинской школы-интерната № 1 обучающихся с ОВЗ из других общеобразовательных организаций.

Обучающиеся, осваивающие рабочие программы внеурочной деятельности по выбранным направлениям, продолжают дальнейшее обучение в объединениях дополнительного образования ресурсного «Сервис-центра» МБОУ Купинской школы-интерната № 1, которые близки им по направленности, целям и задачам.

   Занятия внеурочной деятельностью и дополнительным образованием способствуют профессиональному самоопределению и выбору обучающимися 8-9 классов одного из направлений предпрофессиональной и профессиональной подготовки, проводимой в рамках реализации программ ресурсного «Сервис-центра» МБОУ Купинской школы-интерната № 1, а это способствует в дальнейшем их профессиональному становлению.

Демонстрация опыта реализации рабочих программ, включённых в общеобразовательную программу внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), представлены в приложении 8.

Для реализации внеурочной деятельности школа в полном объеме использует материально-технические ресурсы: занятия проводятся в одну смену, имеется столовая, обеспечено двухразовое горячее питание школьников. Школа располагает спортивным залом, в наличии музыкальная и видеотехника, мультимедийное оборудование, библиотека.

В 2018 году МБОУ Купинская школа-интернат № 1 стала участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в рамках реализации которого  был создан школьный ресурсный «Сервис-центр». В 2020 году  школьный ресурсный «Сервис-центр» перешёл в статус районного ресурсного «Сервис-центр» а  в 2021 году  получит статус регионального ресурсного «Сервис-центр».

В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и создания школьного ресурсного «Сервис-центра» была обновлена материально-техническая база цифрового, естественнонаучного, эстетического, технического профилей. Новое оборудование позволяет в полном объеме использовать ресурсы школы-интерната. Кабинеты и лаборатории общеобразовательных дисциплин, внеурочной деятельности и дополнительного образования, коррекционно- развивающего блока,  предметной области «Технология», стали многофункциональными (в первой половине дня проходят учебные занятия, во второй половине дня - занятия внеурочной деятельности и дополнительного образования).

Вывод: общеобразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной и профессиональной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Способствует качественному и доступному образованию путем создания комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию в социуме обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а по окончании школы и их профессиональное самоопределение.  

 

Пояснительная записка

  1. Введение

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)   разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014г. № 1726-р. Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (информационное письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,  ФГОС НОО ОВЗ (1 - 4 кл.)  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598), ФГОС ООО ОВЗ (5 - 9 кл.)  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 21 июня 2019 г. N 1458), Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Устава МБОУ Купинской школы-интерната № 1.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей в саморазвитии и самоопределении обучающихся.

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является частью общеобразовательной программы начального общего образования и основного общего образования, обучающихся с задержкой психического развития МБОУ Купинской школы – интерната № 1, формируемой участниками образовательного процесса и обеспечивающей реализацию индивидуальных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности  Купинской школы – интерната №1  обеспечивает введение в действие и реализацию требований  ФГОС НОО ОВЗ (1-4 кл.), ФГОС ООО ОВЗ (5-9 кл.) и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.

В процессе обучения все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.  

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих их возможностям и потребностям и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития.

При разработке общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   были учтены специфические образовательные потребности обучающихся:

•        адаптация образовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)  с учетом особенностей психофизического развития и необходимости их коррекции;

•        обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;  

•        обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;  

•        развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

•        психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности.

  1. Обоснование  общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 Общеобразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) обеспечивает учет их индивидуальных особенностей и потребностей.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для: развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; их социального становления и социальной адаптации; их профессионального самоопределения; воспитания и развития у них качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава.

Занятия внеурочной деятельности способствуют: умственному и нравственному развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; социальной адаптации и социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных категорий (с ограниченными возможностями здоровья и без таковых); их профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению.

Актуальность общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение обучающихся находить новые  решения поставленных задач и воплощать их в жизнь. По окончании обучения воспитанник должен быть не только всесторонне развит, но и социально адаптирован, профессионально ориентирован. Настоящая программа предусматривает расширение общего кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к обучению и самореализации обучающихся, их социальную адаптацию и профессиональное самоопределение.  

Программа ориентирована на целостное освоение материала: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья  эмоционально и чувственно обогащаются, приобретают художественно-эстетические навыки, совершенствуются в технической деятельности, реализуются в творчестве, становятся на путь выбора будущей профессии, что позволит им успешно социализироваться в современном обществе.  

Особенностью данной программы является то, что она дает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья достаточную возможность почувствовать себя успешными. В общеобразовательную программу внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включены  рабочие программы внеурочной деятельности различной инновационной направленности,  способные удовлетворить их запросы, интересы, потребности, развить способности.

  1. Цель и задачи общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Цель общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Всестороннее развитие личности обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие  допрофессиональных и профессиональных навыков,  приобретение обучающимися социального опыта, необходимого для жизни в обществе.

Основные задачи общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • разработка и внедрение образовательных практик, ориентированных на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках действующих стандартов;
  • создание условий для всестороннего развития и достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
  • создание условий для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения каждого обучающегося;
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свободное время.
  1. Содержание общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ

Организация занятий по общеобразовательной программе внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью образовательного процесса МБОУ Купинской школы – интерната № 1.  

  Программа дает возможность обучающимся как можно более полно представить себе, место, роль, значение и применение различных навыков в окружающей жизни.  

Согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ (1-4 кл.), ФГОС ООО ОВЗ (5-9 кл.),   внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет увязать досуговую активность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с общеобразовательным и общевоспитательным процессами, обеспечить построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, их социализацию и профессиональное самоопределение, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей.

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  реализуется посредством реализации рабочих программ по следующим направлениям:  

  • общеинтеллектуальное,
  • социальное,
  • общекультурное,
  • духовно-нравственное.

 Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

Целью общеинтеллектуального направления является развитие критического мышления, умения анализировать информационный поток, навыков использования новых методов получения информации, расширение кругозора.

Задачи общеинтеллектуального направления: формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов, ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и интересов.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через программы внеурочной деятельности: «Полигональное моделирование» (приложение 1), «Легоконструирование» (приложение 2), «Юные исследователи» (приложение 3), «Нескучное программирование» (приложение 4).

 Социальное направление помогает обучающимися с ограниченными возможностями здоровья освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Цель социального направления сформировать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  социальные навыки, познакомить их с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и установками.

Задачи социального направления: формирования навыков общения, позитивного отношения к труду, ответственности и уверенности в себе.

В рамках этого направления реализуется  программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (приложение 5).

 Общекультурное направление ориентирует обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Целью общекультурного направления является создание условий для формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья принимаемой в обществе системы ценностей, всестороннего развития.

Задачи общекультурного направления: обучение навыкам общения и сотрудничества; формирование у детей навыков речевого этикета и культуры поведения; развитие коммуникативных умений в процессе общения; введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Общекультурное направление предполагает повышение экологической грамотности и привитие эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, чувства прекрасного.

Данное направление реализацию через программу внеурочной деятельности «Радуга красок» (приложение 6).

 Духовно-нравственное направление направлено на освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья духовных ценностей, мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Цель духовно-нравственное направление воспитание патриотических чувств, приобщение детей к гуманистическим ценностям.

Задачи духовно-нравственно направления: воспитание у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья любви и привязанности к своей семье, родному дому, школе, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; расширение представлений о своей Родине.

Реализуются данное направление через программу внеурочной деятельности «Книжное царство» (приложение 7).

 Каждая программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассчитана на три учебных года.  Продолжительность учебного года – 33 учебные недели при пятидневной учебной неделе в 1 классе, 34 учебные недели при пятидневной учебной неделе (2-9 классы). Учебная нагрузка 1 час в неделю.

Содержание программ, предусмотренных в рамках адаптированной образовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации.  

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья допускает творческий, импровизированный подход со стороны обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и педагогов, в плане того, что касается возможной замены порядка разделов рабочих программ, введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь рабочей программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и конкретных условий работы.  

Методы обучения

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта обучающихся с ОВЗ.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- словесный – устное изложение, беседа, рассказ;

- наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу;

- практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый - участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Формы занятий:

- проектная деятельность;

- индивидуальная работа;

- коллективные работы;

- создание и оформление выставок.  

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятии:

 - фронтальный – одновременная работа со всеми;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Процесс обучения направлен на развитие природных задатков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод и  компетентностый подход.

  1. Планируемые результаты  общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Образовательные результаты общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья согласно ФГОС ООО ОВЗ:

- Результаты первого уровня (приобретение обучающимися с ОВЗ социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);

- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающихся с ОВЗ к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом);

- Результаты третьего уровня (приобретение обучающимися с ОВЗ опыта самостоятельного социального действия).

  Жизнь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, пронизанная многообразными видами деятельности, и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со шкалой общепринятых ценностей.

Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает достижение  следующих результатов:

 - Создание оптимальных условий для всестороннего  развития обучающихся;

-  Создание психологического комфорта и социальной защищённости     обучающихся;

-  Развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;

- Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умение применять их в нестандартных ситуациях;

- Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

-  Творческая самореализация и личностный рост обучающихся;

- Расширение связей с социумом путем привлечения к занятиям внеурочной деятельностью в рамках ресурсного «Сервис-центра» МБОУ Купинской школы-интерната № 1 обучающихся с ОВЗ из других школ города.

Обучающиеся, осваивающие рабочие программы внеурочной деятельности по выбранным направлениям продолжают дальнейшее обучение в объединениях дополнительного образования ресурсного «Сервис-центра» МБОУ Купинской школы-интерната № 1, которые близки им по направленности, целям и задачам.

Занятия внеурочной деятельностью и дополнительным образованием способствуют профессиональному самоопределению и выбору обучающимися 8-9 классов одного из направлений предпрофессиональной и профессиональной подготовки, проводимой в рамках реализации программ ресурсного «Сервис-центра» МБОУ Купинской школы-интерната № 1, а это способствует в дальнейшем их профессиональному становлению.

  1. Методические и материально-техническое обеспечение адаптированной  образовательной программы внеурочной

деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Научно-методическое обеспечение внеурочной деятельности

Научно-методическая поддержка реализации внеурочной деятельности осуществляется через:

  • изучение Интернет-ресурсов и методических пособий;
  • использование библиотечного фонда;
  • повышение квалификации педагогов.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации внеурочной деятельности школа в полном объеме использует материально-технические ресурсы: занятия проводятся в одну смену; имеется столовая, обеспечено двухразовое горячее питание школьников; школа располагает спортивным залом, в наличии музыкальная и видеотехника, мультимедийное оборудование, библиотека.

В 2018 году МБОУ Купинская школа-интернат № 1 стала участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в рамках реализации которого  был создан школьный ресурсный «Сервис-центр». В 2020 году  школьный ресурсный «Сервис-центр» перешёл в статус районного ресурсного «Сервис-центр» а  в 2021 году  получит статус регионального ресурсного «Сервис-центр».

В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и создания школьного ресурсного «Сервис-центра» была обновлена материально-техническая база цифрового, естественнонаучного, эстетического, технического профилей. Новое оборудование позволяет в полном объеме использовать ресурсы школы-интерната. Кабинеты и лаборатории общеобразовательных дисциплин, внеурочной деятельности и дополнительного образования, коррекционно- развивающего блока,  предметной области «Технология», стали многофункциональными (в первой половине дня проходят учебные занятия, во второй половине дня - занятия внеурочной деятельности и дополнительного образования).

  1. Формы определения результатов реализации адаптированной образовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья практических заданий в группах и индивидуально.

Итоговый контроль реализуется в форме соревнований, выставок, участия в проектной деятельности.

В процессе реализации адаптированной образовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отслеживается три вида результатов:

•        текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

•        промежуточные (проверяется уровень освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья программы за полугодие);

•        итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

•        через механизм контроля:

а) вводный контроль (устный опрос; цель – определение уровня начальных знаний);

б) промежуточный контроль (устный опрос;    цель – проверка уровня освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья программы за полугодие);

в) итоговый контроль (устный опрос; цель – определение уровня знаний по программе);

•        через выступления, участие в конкурсах, выставках законченных работ.

  1. Итоги реализации адаптированной  общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 Участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких универсальных учебных действий как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, успешно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод: общеобразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной и профессиональной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Способствует качественному и доступному образованию путем создания комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию в социуме обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а по окончании школы и их профессиональное самоопределение.  

Заключение

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)  позволяет организовать их содержательный досуг, расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Внеурочная деятельность способствует проявлению и раскрытию каждым обучающимся с ограниченными возможностями здоровья своих интересов, своих увлечений, своего «я». Это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой  максимально развиваются и формируются познавательные потребности и способности каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает воспитание личности, ее развитие, социализацию и профессиональное самоопределение. Воспитание  и развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья происходит в любой момент их деятельности, однако, наиболее продуктивно это воспитание и развитие осуществлять в свободное от обучения время, в процессе внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.-М., 2005..

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.:Просвещение,1973.

3. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.-М.,1993.

4.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011.  

5. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников.-М.,2004.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. // Практикум для психологов и логопедов. М.: Гном - Пресс, Новая школа, 1998. 56 с.

7. Локалова Н.П. « 120 уроков психологического развития младших школьников»

8. Микляева А. В., Румянцева П. В. М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.      

9. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003г.  

10.Павлий Т. Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Автореф.дис. канд. псих.наук. М., 1997.

11. Рабочая программа «Учись учиться» (развитие познавательных процессов комплект«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения для младших школьников (по авторскому учебно-методическому УМК Языканова Е.В.)

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.-М.,2001

13.Ульбенкова У.В Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994

14.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты.-М.,1999

15. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: Коррекционные занятия в общеобразовательной школе.-М.,2005

Интернет – ресурсы        

Российский общеобразовательный портал т- http://www.school.edu.ru/

Сайт Министерства образования и науки РФ – http://www.mon.gov.ru/

Приложения

Приложение 1.   «Полигональное моделирование» общеразвивающая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (технической направленности).

Приложение 2. «Легоконструирование» общеразвивающая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (технической направленности).

Приложение 3. «Юные исследователи» общеразвивающая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (исследовательской направленности).  

Приложение 4.  «Нескучное программирование» общеразвивающая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.

Приложение 5. «Финансовая грамотность» общеразвивающая программа внеурочной деятельности социального направления (экономической направленности).  

Приложение 6. «Радуга красок» общеразвивающая программа внеурочной деятельности общекультурного направления (художественной направленности).

Приложение 7. «Книжное царство» общеразвивающая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления (литературной направленности).

Приложение 8.  Демонстрация опыта реализации рабочих программ, включённых  в общеобразовательную программу внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка Анализ ресурсов, необходимых для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

с 1 сентября 2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа тоже приступит к реализации ФГОС ОВЗ. В статье...

Мастер - класс "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Мастер-класс с целью повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей на уроках музыки и во внеурочной деятел...

Проектная работа на тему"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Проектная работа на тему:"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья" направлена на исследование, изучение и обобщения опыта организации внеуроч...

Программа внеурочной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования по спортивно – оздоровительному направлению «Доктор Здоровья»

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специали...