Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Растим читателя» для детей старшей группы «Волшебный мир сказок»
план-конспект

Митяева Юлия Анатольевна

Участие в областном конкурсе методических материалов «Растим читателя», направленных на реализацию региональной образовательной технологии «РROчтение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rastim_chitatelya.docx902.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Кондоль Пензенского района Пензенской области

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1848399/6ecf7a66-4de2-4e93-9107-87f887067b12/s1200

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:  «Растим читателя»

для детей старшей группы

 «Волшебный мир сказок»

                                               

                                                  Воспитатель: Митяева Юлия Анатольевна

С.Кондоль

2019 г.

Цель: приобщение дошкольников к детской художественной литературе, создание условий для начального литературного образования дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;

формировать воссоздающее воображение;

помогать детям осмысливать не только поступки персонажей, но их чувства;

 учить их видеть скрытые мотивы поступков героев.

Развивающие:

развивать и закреплять устойчивый интерес детей к книге;

Воспитывающие:

воспитывать любовь к художественному слову;

помогать детям осознавать их собственное эмоциональное отношение к героям произведений;

формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.
Возраст детей:

5-6 лет

Образовательная область: 

речевое развитие (познавательное, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие)

Словарная работа: Баба Яга 

Тип занятия: интегрированное занятие по обобщению и систематизации.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Игровая ситуация с использованием художественного слова, показ и объяснение, драматизация.

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми;

самостоятельная деятельность детей.

Оборудование и материалы: 

Посылка, книги, бутафорская книга с перепутанными страницами, иллюстрации с героями сказок : «Колобок», «Лиса и Заяц», «Красная Шапочка», куклы бибабо к сказке «Колобок»,  маски и реквизит к сказкам «Лиса и заяц», «Красная Шапочка», сундучок, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, листы бумаги (на выбор детей), магнитная доска, презентация с иллюстрациями, компьютер, прожектор.
Предварительная работа: Чтение сказок, проведение дидактических игр, загадывание загадок. Подбор пословиц о книге (работа с родителями). Выставка книг : «Моя любимая сказка» (работа с родителями).

Рисунки детей по сказкам. Изготовление масок, атрибутов.

Ход НОД.

  1. Вводная часть

Мотивация (игровая) 

Под музыку выходит Почтальон Печкин.

Печкин: Здравствуйте, я почтальон Печкин. Принес вам посылку из Простоквашино. Только я вам её просто так не отдам, потому что устал и настроение у меня плохое! Вы должны будете отгадать что там .

Печкин обращает внимание детей на красивый сундучок и предлагает подумать, что там может быть? (предположения детей).

-Сейчас я загадаю вам загадки и вы сразу отгадаете что там.

-Не  куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
https://img.gazeta.ru/files3/736/11704736/upload-04-pic4_zoom-1500x1500-35762.jpg

-Кто молча учит,
Без языка, а обо всем говорит? (Книга)

- Есть такая пословица, книга – это наш друг. А почему? (ответы детей)

-Правильно, с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги учат нас, помогают разобраться в самых разных вопросах. А еще они могут развеселить и развлечь нас. Из книг мы узнаем много нового.  

  -  А какие вы пословицы о книгах знаете?

Предполагаемые ответы детей:

«Книга растит человека»,

«Возьми книгу в руки – не будет скуки!»

«Хорошая книга - лучший друг».

«Кто много читает, тот много знает».

«Книга поможет в труде, выручит в беде».

Печкин: Молодцы! Вот Ваша посылка, получите, распишитесь!

Уходит.

II Основная часть

Воспитатель открывает посылку:

- Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка — это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки?

Воспитатель: Нам прислали книгу, которая называется «Книга сказок». Хотите посмотреть?

Дети рассматривают иллюстрации и видят, что все герои из сказок «перепутаны».

Воспитатель: Ничего не могу понять! Что произошло? Ребята, а вы заметили что-то необычное?

Дети высказывают свои предположения: «здесь герои из разных сказок, но они все не в своих сказках». Из книги неожиданно вылетает записка.

Воспитатель:https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1047254/4b8a9193-a1a3-4781-96a3-57f136e2d08a/s1200

«Кто на ступе в лесу летает?
И в избушке там живёт?
Кто детей всегда ругает,
Сказки слушать не даёт?» 
(Баба Яга).

Воспитатель: Кто это, ребята?

 Вы догадались?  А вы знаете, почему её зовут баба Яга? От слова «ягать», что в старину значило «кричать, ругаться». Ребята, надо навести порядок в сказках, как вы думаете, что нужно для этого сделать?

Выслушиваются варианты детей: «надо сделать так, чтобы все герои были в своих сказках», «надо пройти испытание», «надо помочь героям вернуться в свои сказки».

Дети закрывают глаза, на доске  появляется картинка, с изображением эпизодов из разных сказок.

Воспитатель: Интересно, в какую сказку мы попали? https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/40274/pub_5995a53357906aabcc46c1c9_5995a569256d5c7226dcfe0d/scale_1200

Варианты детей

(читает загадку)

«По сусекам скребён,
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ...» (колобок)

Ребята, вы помните эту сказку? Я предлагаю разделиться вам на три команды. Каждой команде я дам картинку с эпизодом сказки. Вы, глядя на картинку, постарайтесь обыграть этот эпизод из сказки «Колобок». Для этого из уголка «Наш театр» вы выберите нужных вам кукол бибабо.

Это и будет ваше первое испытание.

После выполнения задания, на одной из первых страничек в «Книге сказок» все герои становятся на свои места

Воспитатель:https://prelestnoesdk.ru/wp-content/uploads/2019/05/Skazka_-zayushkina_izbushka-_chitat_1-5.jpg

«Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог,
Один петушок Горю помог».

Воспитатель: Ребята, вы узнали сказку?

( «Лиса и заяц»)

Давайте поиграем в эту сказку. Я вам предлагаю вспомнить конец этой сказки.

Дети рассказывают финал сказки, педагог надевает маски – шапочки, проводится драматизация отрывка сказки.

Воспитатель показывает детям одну из страничек в «Книге сказок», все герои становятся на свои места.

Воспитатель: Молодцы, ребята,  с этим заданием вы хорошо справились. Вот какая поучительная сказка! https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1771637/45ec6854-499b-4c50-816b-a8db1b36e1f6/s1200

А вот следующая загадка:

 «Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла своё,

 А ну, подскажите имя её!»

Давайте вспомним, что случилось с Красной Шапочкой в этой сказке.

Как можно было избежать опасной ситуации?

Найдите себе пару, договоритесь, кто будет Волком, а кто Красной Шапочкой. Разыграйте диалог, изменив сказку.

Разыгрывание диалога по ролям, в «Книге сказок» ещё на одной страничке все герои оказываются на своем месте.

Воспитатель: Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вам знакомы?

Дети называют все знакомые сказки.

Ребята, какие авторские сказки вы знаете?

Дети называют знакомых авторов и их сказки.

Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые?

Предполагаемые ответы: «есть в сказках и добро и зло», «добро всегда побеждает зло», «встречаются разные герои – добрые и злые».

 Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном сундучке спрятались персонажи различных сказок.

Какие герои сказок, по вашему мнению, хорошие, добрые, а какие злые?

Игра «Волшебный сундучок». Сделаем большой круг. Если из сундучка вы достанете «доброго» героя, то хлопаете в ладоши. Но, если вы достали «злого» героя, то топаете ногами. 

Воспитатель: Как известно, в сказках происходят разные чудеса. Давайте заглянем в «Книгу сказок». Посмотрим, все ли герои сказок на своих местах? Смотрите, ребята, мы расколдовали сказки.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему Баба Яга такая злая? Зачем она перепутала сказки?

Предполагаемые ответы детей: «она живёт одна в лесу», «её никто не любит», «у неё страшное лицо», «она хочет, чтобы её боялись».

Что сделать, чтобы она не была такая вредная?

Предполагаемые ответы детей: «её надо пожалеть», «пригласить в гости», «угостить», «подружиться с ней» и т.д.

Воспитатель:  А давайте нарисуем добрую Бабу Ягу, она увидит себя радостной, красивой, и сердце у неё растает. Мы пошлем Бабе Яге её портреты, адрес есть … и давайте скажем ей добрые слова, и я думаю, что от нашего сердечного тепла, характер у нее измениться, она станет добрее.

Дети рисуют лицо «доброй» Бабы Яги.

III Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, чему нас учит сказка?

Предполагаемые ответы детей: «добро всегда побеждает зло», «сказка учить дружбе» и др.

Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить нашу встречу я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.

Используемая литература:

 - Е.Ф. Купецкова «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».-П.: Институт регионального развития, 2015

- О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет.»

-М.: ТЦСфера, 2010

- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет».-.:ТЦСфера.2010

- Журнал «Детский сад. Все для воспитателя!» №12   декабрь 2015 г.

- Журнал «Детский сад. Все для воспитателя!» №11 ноябрь 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию в первой младшей группе . Тема: "Путешествие в сказку"

Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 2. Развивать мышление, память, воображение. 3.Воспитывать ...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Подбери по цвету».

·        Учить детей определять и дифференцировать цвета предметов: красный, синий, зелёный, жёлтый;·        Различать величину: б...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе на тему "Литературный калейдоскоп "Путешествие в сказочную страну."

НОД построена в форме путешествия. Дети на ковре- самолёте летят в сказочную страну. Их встречает там Баба- яга, которая отказывается им помогать.  По пути  ребята вместе с воспитателем выпо...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (составление описательного рассказа) «Что мы знаем о овощах и фруктах?» подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР

Конспект Непрерывной  образовательной деятельности по речевому развитию (составление описательного рассказа) «Что мы знаем о овощах и фруктах?» подготовитель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Проделки грязнульки"

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в средней группе «Б»по теме "Проделки Грязнульки" Автор конспекта ННОД: Чередникова Алёна Ал...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе. Тема : «Путешествие в осенний лес».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе. Тема : «Путешествие в осенний лес»....