Понятие функциональной грамотности
тест

Наталья Ивановна Окружнова

Методологической основой мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности было выбрана концепция международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), целью которого является оценка подготовки 15-летних учащихся по шести направления, одним из которых является математика. Оценка математической подготовки 15-летних учащихся в исследовании PISA основана на следующем определении математической грамотности: «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс «Деление текстов по типу»

Подберите к каждому примеру текста тип текста.

Текст о событиях, происходящих с героями в романе

Повествование

График, демонстрирующий изменение климата

Изложение

Пригласительная открытка

Взаимодействие

Письмо редактору новостного сайта

Аргументация

Текст о городе в путеводителе или на сайте туристического агентства

Описание

Текст о жизни известного художника

Повествование

Электронное письмо с просьбой о встрече

Взаимодействие

Рецепт пирога

Инструкция

Отзыв о книге или фильме

Аргументация

Научная статья о механизме действия вакцины

Изложение

Текст о происшествии в новостном издании

Повествование

Руководство пользователя для цифрового устройства

Инструкция

Текст о животных в тропических лесах

Описание

Кейс «Чтение для обучения»

Сопоставьте действия учителя и учеников на уроке и этап урока.

Ученики получают обратную связь по итогу оценивания проделанной работы в соответствии с критериями

Продуктивная деятельность

Во время вводного рассказа учителя ученики записывают ключевые слова и термины

Презентация

Учитель презентует основные факты об актуальности читательской грамотности в контексте компетенций 21 века

Презентация

Ученики заполняют графические организаторы, выписывая ключевые термины и определения

Практическая деятельность

Ученики оформляют интерактивную тетрадь готовыми рабочими листами с графическими организаторами

Продуктивная деятельность

Ученики работают в группах с текстами, обсуждают прочитанное и готовят мини-сообщение

Практическая деятельность

Кейс «Продуктивное чтение»

Просмотрите примеры и сопоставьте их с описанием.

Наши питомцы

Пример исследования, в котором результаты опроса можно представить с помощью диаграммы

Правила экономии в среде подростков

Пример проекта по финансовой грамотности

Изучение здоровья подростков по антропометрическим данным

Пример применения математических измерений и анализа математических данных в проекте по биологии

Геометрические фигуры вокруг нас!

Пример исследования с использованием навыков распознавания и создания геометрических фигур

Опередившие Колумба

Пример проекта по географии и истории с применением математических данных

Формирование читательской грамотности

Задание 1

В исследовании PIRLS проверяется 4 группы читательских умений.

Какой из данных пунктов к ним НЕ относится?

Нахождение информации, заданной в явном и неявном виде

Формулирование выводов

Интерпретация и обобщение информации

Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

Задание 2

Заполните пропуск:
«Если ученик достиг ___ уровня на исследовании PIRLS, то в дальнейшем он не будет испытывать трудности в обучении».

Начального

Среднего

Высокого

Повышенного

Задание 3

Что НЕ относится к видам речевой деятельности?

Понимание

Говорение

Чтение

Письмо

Задание 4

Читатель может выстроить план деятельности, последовательно ответив себе на четыре вопроса.

Какой из вопросов в списке ниже НЕ относится к этим четырём?

Какова цель моего чтения?

Какой текст я собираюсь читать?

Как я организую своё чтение?

Как я буду читать этот текст?

Задание 5

Сутью какой стратегии является прогноз содержания текста по заглавию?

Паутинка ассоциаций

Алфавит за круглым столом

Рассечение вопроса

Батарея вопросов

Задание 6

Исключите лишний из числа перечисленных ниже типов текста, которые используются для фреймового анализа:

Информационный

Описание

Повествование

Рассуждение

Задание 7

Стратегия «Денотатный граф» − это:

Одна из возможных моделей кластера

Одна из возможных моделей таблицы

Способ вычленения из текста существенных признаков понятия

Способ уяснить связи между понятиями

Задание 8

Стратегия чтения «Мышление под прямым углом» наиболее эффективна для чтения:

Информационных текстов

Текстов-повествований

Рассказов

Словарных статей

Задание 9

Какой ступени НЕТ на низшем уровне понимания таксономии Блума (и её модификации Л.Андерсеном)?

Знание

Оценка

Понимание

Применение

Задание 10

Продолжите фразу:
Стратегия «Где ответ?» ...

позволяет определить, из чего складывается конкретный ответ

позволяет контролировать своё понимание текста на заключительном этапе

направлена на процесс осмысления прочитанного

направлена на выявление позиции автора текста



Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности

Задание 1.

Формирование способности учащихся использовать имеющиеся у них знания и умения при решении финансовых жизненных вопросов – именно в этом суть формирования функциональной грамотности.

Какой из предложенных ниже комментариев раскрывает (конкретизирует) данный тезис?

ФГОС основного общего и среднего общего образования содержат положения, фиксирующие в качестве требований формирование финансовой грамотности у учащихся

Формирование финансовой грамотности может реализовываться в рамках изучения обществознания, математики и даже литературы

Развитию финансовой грамотности способствуют задания на освоение моделей разумного финансового поведения, расчеты семейного бюджета, процентов по вкладам и т. д.

К темам, посвященным финансовой грамотности, можно обращаться при изучении экономической сферы, социальной сферы, правовых вопросов и т. д.

Задание 2

Проанализируйте ситуацию:

У девятиклассников ввели предмет «Основы финансовой грамотности». Ученик, только начавший изучать предмет, задал учителю вопрос: «Вы нам сказали, что мы будем знакомиться и с вопросами ведения семейного бюджета, и с проблемами кредитования, и с каким-то инвестированием. Я не собираюсь брать кредиты, не понимаю, что такое инвестирование и зачем мне оно нужно. Предлагаю поговорить только немного о семейном бюджете и побольше — о финансовых мошенниках. Это самый важный и интересный вопрос. Давайте сразу поговорим о фишинге и скриминге».

Какие ответы (реплики) учителя будут способствовать тому, чтобы не оттолкнуть ученика и включить его в познавательную деятельность в рамках предлагаемой программы?

Выберите все верные ответы:

Советую не отвлекаться на посторонние рассуждения и внимательно слушать меня!

Это интересные вопросы, но они выходят за рамки нашей программы, поэтому изучи их самостоятельно.

Если тебе интересны эти формы мошенничества – подготовь доклад, расскажешь о них всему классу.

Чтобы понять, как «работает» и фишинг, и скриминг, надо сначала изучить более простые вопросы. Например, ты можешь объяснить, что такое семейный бюджет?

Давайте составим лист со списком вопросов, которые интересуют вас больше всего, и постараемся за этот год на них ответить.

Задание 3

Учитель предложил ребятам следующее задание:

В понедельник некоторый товар поступил в продажу по цене 1000 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена товара в течение недели остается неизменной, а в первый день каждой следующей недели снижается на 15% от предыдущей цены. В соответствии с принятыми в магазине правилами предусматриваются три снижения цены товара. Сколько рублей будет стоить товар на двенадцатый день после поступления в продажу? При выполнении задания можно использовать калькулятор.

Выберите суждения, которые верно оценивают данное задание:

Задание скорее напоминает задачу из курса математики

Задание предполагает возможность разных ответов

Задание предполагает разные пути и способы решения

Задание требует осуществления арифметических действий

Задание не имеет алгоритма решения

Задание 4

Учитель решил доработать задание, сделав из него задание по финансовой грамотности:

«В понедельник некоторый товар поступил в продажу по цене 1000 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена товара в течение недели остается неизменной, а в первый день каждой следующей недели снижается на 15% от предыдущей цены. В соответствии с принятыми в магазине правилами предусматриваются три снижения цены товара. Сколько рублей будет стоить товар на двенадцатый день после поступления в продажу? При выполнении задания можно использовать калькулятор».

Учитель придумал героя, который хочет приобрести рюкзак и думает, когда это сделать выгоднее. Начальная цена рюкзака — 1000 рублей.

Как следует задать вопрос к заданию, чтобы оно работало на формирование финансовой грамотности?

Сколько будет стоить товар, если он поступил в продажу в среду?

Когда произойдет второе снижение цены товара?

Сколько будет стоить товар на 15-й день после поступления в продажу?

Когда выгоднее приобрести товар: на 10 или 15 день?

Задание 5

Прочитайте ситуацию и вопросы к ней:

Семья собирается покупать автомобиль в кредит и оформлять полис ОСАГО (далее указываются характеристики автомобиля, условия оформления кредита и условия предоставления страхового полиса ОСАГО). 1. Сколько средств семья потратит, оплатив ОСАГО на приобретённый автомобиль? 2. Как изменится ежемесячный платеж, если кредит взять не на 5, а на 8 лет?

Направлены ли сформулированные вопросы на формирование финансовой грамотности?

Только первый вопрос направлен на формирование финансовой грамотности

Только второй вопрос направлен на формирование финансовой грамотности

Оба вопроса направлены на формирование финансовой грамотности

Ни один из вопросов не направлен на формирование финансовой грамотности

Задание 6

В заданиях по финансовой грамотности часто используются источники информации, с которыми работает школьник (фрагменты статей, документов, счета, чеки).

Какие из суждений ниже соответствуют современному подходу к использованию разных источников социальной информации?

Выберите все верные ответы:

Анализ и оценка информации, представленные в разных источниках — важные умения, которые необходимо формировать

Основная задача использования разных источников, содержащих финансовую информацию, — запоминание значительного массива информации учащимися

Финансовая информация, содержащаяся в разных источниках, может быть актуальна для учеников и способствовать их интересу к финансовым вопросам

Работу с разными источниками, содержащими финансовую информацию, целесообразно выполнять не на уроке, где всегда не хватает времени, а при выполнении домашнего задания

Финансовая информация может носить противоречивый характер, что побуждает учащихся ставить вопросы и искать альтернативные ответы на них

Задание 7

В ходе индивидуального проектирования в области финансовой грамотности десятиклассники обсуждали с учителем разные темы для проекта и предлагали разные варианты проектных выходов. В памятке для учащихся было указано, что проектная работа предполагает не только изучение теории вопроса, но и предложения по решению практической финансовой задачи. Учитель составил таблицу с предложениями десятиклассников.

Какие из предложенных проектов соответствуют требованиям к индивидуальному проекту в области финансовой грамотности?

Выберите все верные ответы:

«Что такое семейный бюджет», реферат

«Как накопить на мечту», смета личного бюджета на год

«Дом, который стоит построить», буклет с характеристиками дома для индивидуальной постройки с учетом климатических условий региона

«Инвестирование: понятие и виды», презентация

«Покупки через интернет: что значит быть осторожным», сайт для пользователей

Задание 8

Пятиклассники разбирали следующую ситуацию:
«Перед праздником 8 марта Лиза с Таней пошли в магазин за подарками для своих мам. Девочки решили разойтись по отделам и встретиться через час.
Встретившись, подруги стали рассматривать подарки, которые купила каждая из них. Лиза, оглядывая приобретения подруги, заинтересовалась домашними тапочками и полотенцем, свёрнутым как вафельный рожок:
— Я очень хочу купить маме такие же домашние тапочки. Только у меня нет больше денег. Я поторопилась: купила дедушке зефир к чаю, а брату — цветные карандаши».

Ученикам дали задание:
С каким финансовым затруднением столкнулась Лиза? С чем это затруднение было связано? Дайте развёрнутый ответ.

Инструкция по оцениванию:
Если дан ответ на оба вопроса — 2 балла
Если дан ответ на 1 вопрос — 1 балл
При неверном ответе — 0 баллов.

Перед вами ответ одного из учеников:
Лиза потратила все деньги на подарок маме. Денег на другие подарки ей не хватило.

Оцените выполнение задания:

Ответ полный — 2 балла

Дан ответ только на первый вопрос – 1 балл

Дан ответ только на второй вопрос – 1 балл

Ответ неверный – 0 баллов

Задание 9

Пятиклассники разбирали следующую ситуацию:
«Перед праздником 8 марта Лиза с Таней пошли в магазин за подарками для своих мам. Девочки решили разойтись по отделам и встретиться через час.
Встретившись, подруги стали рассматривать подарки, которые купила каждая из них. Лиза, оглядывая приобретения подруги, заинтересовалась домашними тапочками и полотенцем, свёрнутым как вафельный рожок:
— Я очень хочу купить маме такие же домашние тапочки. Только у меня нет больше денег. Я поторопилась: купила дедушке зефир к чаю, а брату — цветные карандаши».

Ученикам дали задание:
С каким финансовым затруднением столкнулась Лиза? С чем это затруднение было связано? Дайте развёрнутый ответ.

Пятиклассники плохо справились с этим заданием. Многие из них не смогли дать полный ответ на поставленные вопросы.

С каким затруднением могли столкнуться учащиеся при выполнении данного задания?

Выберите один верный ответ:

Учащихся смутила некоторая обыденность предложенной ситуации

Учащимся было сложно удерживать в поле внимания оба вопроса

Учащимся было сложно произвести финансовые расчеты

Учащиеся не сталкивались с подобной ситуацией в жизни

Задание 10

Пятиклассники разбирали следующую ситуацию:
«Перед праздником 8 марта Лиза с Таней пошли в магазин за подарками для своих мам. Девочки решили разойтись по отделам и встретиться через час.
Встретившись, подруги стали рассматривать подарки, которые купила каждая из них. Лиза, оглядывая приобретения подруги, заинтересовалась домашними тапочками и полотенцем, свёрнутым как вафельный рожок:
— Я очень хочу купить маме такие же домашние тапочки. Только у меня нет больше денег. Я поторопилась: купила дедушке зефир к чаю, а брату — цветные карандаши».

Ученикам дали задание:
С каким финансовым затруднением столкнулась Лиза? С чем это затруднение было связано? Дайте развёрнутый ответ.

Пятиклассники плохо справились с этим заданием. Многие из них не смогли дать полный ответ на поставленные вопросы.

Что из действий учителя поможет устранить выявленный образовательный дефицит?

Выберите все верные варианты ответов:

Учитель проведет консультацию с учениками, рассмотрев особый формат предложенного вопроса (наличие двух вопросов, каждый из которых требует развернутого ответа)

Учитель попросит обучающихся выучить наизусть «Правила покупок в магазинах», которые они записали в тетрадях

Учитель предложит учащемуся, который успешно справился с выполнением данного задания, объяснить, какие шаги он осуществил, выполняя задание, и как он структурировал ответ

Учитель предложит школьникам выполнить данное задание дома совместно с родителями и записать правильные ответы

Учитель оформит информационный стенд «Правила покупок в магазинах» для учащихся и их родителей



Предварительный просмотр:

Формирование математической грамотности

Задание 1

Прочитайте задачу:

«В качестве домашнего задания по окружающей среде учащиеся собирали информацию о времени, необходимом для разложения некоторых видов бытовых отходов, которые выбрасывают люди.
imageУченик хочет изобразить эти данные на столбчатой диаграмме. Приведите одну причину, по которой столбчатая диаграмма не подходит для изображения этих данных».

На какой вид познавательной деятельности ориентировано это задание?

Применять

Оценивать

Формулировать

Интерпретировать

Задание 2

Прочитайте задачу:

«У садовника есть 32 м провода, которым он хочет обозначить на земле границу клумбы. Форму клумбы ему надо выбрать из следующих вариантов.image
Хватит ли садовнику провода, чтобы обозначить границу каждой из клумб?»

На какой фундаментальной математической идее основано содержание этого задания PISA?

Неопределенность и данные

Изменение и зависимости

Количество

Форма и пространство

Задание 3

На основе чего осуществляется разработка заданий на оценку математической грамотности в международном исследовании PISA?

Выберите все правильные ответы:

Выделение круга задач, возникающих в повседневной жизни

Определение набора математических задач, которые наиболее часто используются в школьных курсах математики разных стран

Отбор реальных задач, которые могут быть решены средствами математики

Анализ математических задач, которые сложнее всего даются учащимся разных стран

Задание 4

Продолжите фразу:
Оценка уровня математической грамотности учащегося определяется баллом, который выставляется ...

За процент верно выполненных заданий.

По среднему значению баллов, полученных за каждое задание

С учетом реальной трудности всех решенных им заданий

На основе анализа математической деятельности, которая требовалась для решения заданий

Задание 5

Какая из представленных схем соответствует модели заданий по формированию и оценке математической грамотности?

А
image

B
image

Cimage

Dimage

A

B

C

D

Задание 6

Прочитайте задачу:

«Лавина — это пришедшие в движение на склоне горы, скользящие и низвергающиеся снежные массы. Обладая высокой мощью, это природное явление способно наносить серьёзные разрушения. Возникновение снежных лавин связано с тем, что на склонах гор с углом наклона 25—45° накапливаются большие массы снега. Образования снежных лавин невозможно избежать, так как выпадение осадков является естественным природным процессом. Исследуя причины, провоцирующие это явление, иногда можно предсказать сход лавины.
Территориальное управление МЧС опубликовало прогноз на январь по району N: «Вероятность снежной лавины в районе N составляет три к четырём».

Ученики получили такое задание:
Какое из утверждений правильно передает прогноз?
А) 34×31=23,25 , поэтому между 23 и 24 января произойдёт сход снежной лавины в районе N.
B) Вероятность того, что в январе произойдёт сход снежной лавины в районе N больше, чем вероятность того, что сход не произойдет.
С) Невозможно сказать о том, что может случиться, потому что никто точно не знает, когда произойдёт сход снежной лавины.
D) 34>14 , поэтому можно быть уверенным, что в течение января произойдёт сход снежной лавины.

Определите тип этого компетентностно-ориентированного задания:

Предметное

Межпредметное

Практическое

Задание 7

Прочитайте задачу:

«Две подруги, Оля и Лена, отправились в магазин за покупками. В тот день в отделе «Головные уборы» проводилась акция: покупка второй шапки за 50 % от её цены. Подруги обсудили, что выгоднее: купить шапку по низкой цене и заплатить за более дорогую вещь половину цены или наоборот. В результате они решили воспользоваться акцией и приобрести себе шапки. Оля выбрала шапку за 1800 р., а Лена — за 1200 р. Какую сумму должна заплатить каждая из девочек, если у Оли есть карта магазина, и на ней накоплено 200 баллов, которые можно внести в счёт оплаты за шапку? (1 балл = 1 р.)»

На развитие каких познавательных учебных действий направлено это задание?

Выберите все правильные ответы:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Поиск и выделение необходимой информации

Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Структурирование знаний

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Задание 8

Прочитайте задачу:

«Трудно представить жизнь современного школьника без гаджетов, которые нужны для общения, обучения и развлечений. Однако по мнению специалистов, гаджеты приносят школьникам не только пользу, но и вред здоровью – ухудшают зрение, портят осанку, влияют на нервную систему и др. Поэтому специалисты рекомендуют детям до 12 лет проводить за компьютером не более 1,5 часа в день».

Ученики получили задание 1:
Олегу 11 лет, он учится в шестом классе и как все его сверстники очень любит гаджеты. Мама Олега решила посчитать, сколько времени он проводит с гаджетами. Один день она записывала все время, проведенное Олегом с гаджетами, а затем занесла полученные данные в таблицу. Соответствует ли время, потраченное Олегом на работу с гаджетами рекомендациям специалистов?

image

Задание 2:
Олег решил, что будет следовать рекомендациям специалистов о длительности работы с гаджетами. Он распределил время использования гаджетов следующим образом: 1/3 на обучение и поиск нужной информации, 20% на общение с друзьями в социальных сетях и остальное время на развлечения. Сколько времени в минутах составит использование гаджетов согласно этому распределению? Как может измениться время использования гаджетов, когда Олегу исполнится 12 лет, если специалисты рекомендуют использовать гаджеты после 12 лет до 2,5 часов в день?

Какие из методов целесообразно использовать при работе над этим заданием?

Выберите все верные ответы:

Дискуссия

Интеллект-карта

Кластерная карта

Эвристическая беседа

Использование типовых задач

Проблемное изложение

Задание 9

Прочитайте контекстную задачу:

Успех работы в коллективе зависит от сложившихся внутри него отношений. Сотрудники организации должны стать одной командой, которую объединяют общие ценности, традиции и приоритеты, тогда цель, которую ставит руководитель, будет достигнута совместными усилиями. В нашей организации существует традиция поздравлять сотрудников с днём рождения: проявление заботы и внимания приятно каждому сотруднику, такие моменты ещё больше сплачивают коллектив. Обычно коллеги покупают красивый букет цветов и устраивают чаепитие. В мае было 5 именинников. Для поздравления собрали необходимую сумму и закупили букеты.

Вопрос:
Один из именинников решил организовать чаепитие и заказать несколько пирогов с мясом и с брусникой. Всего он решил потратить на пироги не более 2400 р. Пирог с мясом стоит 250 р., а пирог с брусникой — 200 р.
Какое максимальное количество пирогов с мясом и брусникой может заказать именинник, чтобы не превысить выделенную сумму?
Составьте неравенство и укажите все его целые решения, учитывая, что разность между количеством пирогов с мясом и брусникой не может быть больше двух и каждый пирог можно разделить не более, чем на 6 частей.

Выберите правильный ответ (один или несколько):

3 и 5

4 и 6

2 и 6

6 и 4

5 и 4

6 и 2

Задание 10

Какие подходы используются для составления заданий, предназначенных для оценки и формирования математической грамотности?

Выберите все правильные ответы:

Учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики

Введение в проблему представляет собой небольшой вводный текст мотивирующего характера, который содержит лишнюю информацию

Задания предлагаются учащимся на компьютере, и ответы они вносят, используя его клавиатуру

Структура задания включает описание ситуации, к которой предлагаются связанные с ней вопросы

Вопрос позволяет раскрыть приведённую ситуацию с определённой стороны

Мыслительная деятельность, осуществляемая при выполнении заданий, описывается в соответствии с действующими ФГОС



Предварительный просмотр:

Формирование креативного мышления

Задание 1.

Выберите все ошибочные утверждения в этом списке.

Креативность дается при рождении и её невозможно развить

Креативности можно обучать в рамках любого школьного предмета.

Креативность может развиваться только во внеурочной деятельности.

Развитие креативности в рамках уроков по одному предмету даёт возможность проявления креативности в других предметах.

В школе невозможно обучение креативности эффективным образом.

Развитие креативности возможно только в начальной школе, где один учитель ведет большинство предметов.

Развитие креативности возможно только у учащихся подросткового возраста.

Задание 2.

Прочитайте текст задания для учащихся.

Семиклассники подобрали рисунки, которые помогут объяснить пятиклассникам значение выражения «идти в гору». Рассмотрите рисунки на этой и следующей страницах. Запишите номер наиболее креативного рисунка и номер наименее креативного рисунка. Помните, что хороший креативный рисунок помогает объяснить младшим значение фразеологизма, имеет интересный сюжет, привлекает внимание и оригинально оформлен.

Для какого вида содержательной модели оценки креативного мышления подходит это задание?

Для письменного самовыражения

Для визуального самовыражения.

Для решения социальной проблемы.

Для решения естественно-научной проблемы.

Задание 3.

Прочитайте этот текст ещё раз и выберите, какой вид задания в компетентностной модели оно иллюстрирует.

Выдвижение идей

Отбор и оценка идей

Доработка (уточнение и совершенствование) идей

Задание 4.

Что из перечисленного ниже относится к заданиям на доработку идей?

Адаптация с учётом интересов аудитории.

Ранжирование по креативности.

Выбор аргументов «за» и «против».

Модификация в соответствии с дополнительной информацией или с новыми критериями.

Отбор креативной идеи.

Выдвижение наибольшего количества идей.

Улучшение с устранением замеченных недостатков.

Усиление сильных сторон и устранение или смягчение слабых.

Задание 5.

Если эта картинка дана в условии задания, то какие формулировки лучше всего подойдут для целей формирования и диагностики креативного мышления в области письменного самовыражения?

Выберите все правильные ответы.

image

Запиши название к данной иллюстрации.

Запиши 3-4 названия к данной иллюстрации.

Используй данную иллюстрацию для составления инфографики о городе-миллионнике.

Напиши три идеи, о чем может быть книга с такой обложкой.

Доработай идею этого рисунка, чтобы это стало эмблемой фестиваля «Город и музыка».

Придумай самое оригинальное название по данной иллюстрации.

Придумай задания по математике для учащихся начальной школы на основе этой иллюстрации и геометрического материала.

Задание 6.

В чём состоят наиболее очевидные причины, по которым школьники показывают низкие результаты при работе с заданиями на тематическую область «решение естественнонаучных проблем»?

Выберите все возможные варианты.

Плохой уровень чтения, невнимательность и стресс.

Неумение ставить исследовательские вопросы и выдвигать гипотезы.

Отсутствие любопытства к окружающим явлениям.

Склонность к разрешению технических вопросов в пространстве социальных отношений.

Плохое знание материала, невыполнение домашних заданий, пассивность.

Незнание таблицы Менделеева.

Задание 7.

В каком из описываемых ниже случаев препятствием для проявления креативного мышления становится неумение работать с информацией, переводить её из одного формата в другой?

Выберите один ответ из предложенных ниже.

Ученику нужно предложить несколько вариантов, как можно сделать школьную среду более доступной для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он перечисляет две идеи, реализацию которых ранее видел в местной больнице, и останавливается в ступоре

Ученик выдвигает идею эксперимента, с помощью которого можно проверить гипотезу о причинах загрязнения водоема. Эксперимент описан нелогично: те шаги, с которых стоило бы начать, записаны в самом конце

Ученице нужно представить табличные данные о количестве солнечных дней в двух российских городах в виде нестандартной, привлекающей внимание инфографики. Она ищет в интернете герб одного из городов и делает на основе этого изображения яркую рекламу города

Задание 8.

Метод «перекрёстной наметки идей» представляет собой молчаливый вариант мозгового штурма.

В каком случае этот метод будет самым НЕэффективным и логичнее будет выдвигать идеи сразу вслух?

Пятиклассники учатся анализу стихотворений. Им необходимо предложить несколько вариантов ответа на вопрос «О чём это стихотворение?». В классе много новеньких, некоторые из них пока что стесняются высказывать свои мысли на уроке

Старшеклассникам необходимо набросать варианты проведения выпускного вечера в нестандартном формате. Ребята давно знают друг друга, привыкли к проведению дискуссий на уроке, в классе сложилась культура уважительного отношения к чужому мнению

Семиклассники придумывают, что подарить учителям на День учителя. У ребят в самом разгаре подростковый возраст: в классе есть пара лидеров и кружок их друзей, которые свысока смотрят на всех остальных. Впрочем, поведение и высказывания друг друга в этой группе тоже любят покритиковать

Задание 9.

Учитель попросил учеников придумать собственные задачи по математике, используя метод дизайн-мышления. С чего им стоит начать?

Выберите верный ответ.

Провести интервью с одноклассником о том, какие математические задачи ему трудно даются

Открыть учебник, найти наиболее понравившуюся задачу и сделать что-то по аналогии

Открыть поисковик и задать вопрос: «как математики придумывают задачи?». Внимательно прочитать информацию по ссылкам, которые выпадут в поиске

Определить целевую аудиторию – кто будет решать эту задачу?

Найти задачник Перельмана, взять оттуда задачу повышенной сложности и самому разобраться в том, как решать такую задачу

Задание 10.

На уроке в третьем классе ученики в группах обсуждают задание, у которого нет очевидного пути решения. Один из учащихся пытается угадать правильный ответ, громко произносит свою версию, стараясь привлечь внимание учительницы, и внимательно смотрит на ее реакцию, ожидая подтверждения или опровержения.

Какая реплика учительницы будет способствовать одновременно сохранению ситуации учебного поиска и поддержке мотивации учащихся?

«Ага, догадался! Молодец, я так и знала, что ты в этом быстро разберёшься. А теперь попробуй объяснить другим»

«Интересно, какого ответа ты от меня ждешь? Вроде бы вы должны всей группой вместе прийти к решению, не забыл об этом?»

«Какие у тебя есть аргументы в подтверждение такой версии? Попробуй убедить свою команду. А какие у них версии?»



Предварительный просмотр:

Формирование естественно-научной грамотности

Задание 1

Учащимся предложено задание по естественнонаучной грамотности, которое начинается с описания следующей ситуации: «На соседних участках земли, которые выглядят одинаково, растения одного и того же вида развиваются по-разному: одни лучше, другие хуже». При этом характеристики участков не даны.

Вопрос: На оценку какого умения может быть направлен вопрос к этой ситуации?

Отметьте два верных варианта ответа.

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса.

Распознавать и формулировать цель данного исследования.

Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.

Задание 2

В задании по естественнонаучной грамотности, предложенном учащимся, приводится график, показывающий увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере на протяжении последних 120 лет. В задании приводятся также два утверждения:

  • Ученые считают, что увеличение концентрации углекислого газа вызвано … (названа причина).
  • Ученые считают, что увеличение концентрации углекислого газа является главной причиной глобального потепления.

Вопрос: Является ли каждое из этих утверждений гипотезой или научно установленным объяснением явления?

Оба утверждения – научно установленные объяснения.

Утверждение 1 – научно установленное объяснение, утверждение 2 – гипотеза.

Утверждение 2 – научно установленное объяснение, утверждение 1 – гипотеза.

Оба утверждения – гипотезы.

Задание 3

Задания по оценке естественнонаучной грамотности имеют своей целью:

Отметьте все верные варианты ответа.

Проверку интеллектуальных способностей учащихся.

Проверку научных знаний учащихся.

Проверку умения применять знания в новой ситуации.

Проверку умения извлекать из текста нужную информацию.

Проверку способности рассуждать и делать выводы.

Задания 4-7

Прочитайте вопрос 1 / 5 из блока «Синдром гибели пчелиных семей».

image

Определите характеристики вопроса 1 / 5.

Отметьте по одной характеристике для каждого из заданий.

Компетенция

Научное объяснение явлений

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Содержательная область

Физические системы

Живые системы

Науки о Земле и Вселенной

Контекст

Личностный

Местный/национальный

Глобальный

Познавательный уровень

Низкий

Средний

Высокий

Предлагаем вам попробовать себя в роли учащегося 8-го или 9-го класса и выполнить два задания с выбором ответа из блока «Экстремальные профессии».

Задание 8

Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Настоящие ловцы жемчуга с детства тренировались и овладевали мастерством, у них были свои профессиональные секреты. Опытные ныряльщики могут находиться под водой 2 минуты, а рекордсмены до 6-7 минут и опускаться на глубину 15-30 метров. Организм ловца жемчуга адаптирован к условиям постоянных погружений на большую глубину.

Отметьте все верные ответы.

Активизация клеточного обмена веществ

Повышение жизненной ёмкости лёгких

Более частое сокращение межрёберных мышц

Увеличение в крови количества эритроцитов

Способность к замедлению обмена веществ

Поступление в лёгкие на вдохе больше воздуха, чем на выдохе

Задание 9

Воспользуйтесь текстом. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Кессонная болезнь является профессиональным заболеванием водолазов. Возникает она по следующим причинам. В составе земной атмосферы находится около 80% азота. В растворённом виде азот постоянно находится в крови, но ни в какие химические реакции не вступает. При спуске на глубину, в условиях повышенного гидростатического давления, действующего на водолаза, приходится повышать и давление вдыхаемой им газовой смеси. В результате этого в крови водолаза растворяется больше азота, чем в обычных условиях. Кессонная болезнь возникает при быстром подъёме человека с глубины и быстрого понижения давления вдыхаемой им газовой смеси. Для предотвращения кессонной болезни необходимо контролировать процессы всплытия: подниматься со скоростью не более 18 метров в минуту, делать остановки.

Какими явлениями в организме сопровождается кессонная болезнь?

Отметьте все верные ответы.

Расщепление молекул азота

Закупорка мелких кровеносных сосудов газами

Рост концентрации углекислоты в крови

Выделение большого количества пузырьков азота (вспенивание крови)

Недостаточное выведение избытка азота через лёгкие

Задание 10

Каким обязательным требованиям должна соответствовать ситуация, выбранная для создания блока задания по естественнонаучной грамотности?

Отметьте все верные ответы.

Традиционное рассмотрение этой ситуации при изучении предмета.

Соответствие этой ситуации возрастным интересам учащихся.

Реальный характер этой ситуации.

Возможность «привязать» к этой ситуации задания на все компетенции естественнонаучной грамотности.

Соответствие этой ситуации одному конкретному разделу программы учебного предмета.

Задания 11-12

Блок заданий называется «О чём расскажет анализ крови?»

Одно из заданий этого блока связано с причинами одышки при подъёме в гору у больного с пониженным содержанием гемоглобина. Какая из компетенций естественнонаучной грамотности может оцениваться с помощью такого задания?

Отметьте один вариант.

Научное объяснение явлений

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Ещё в одном задании этого блока предлагается распознать на изображении мазка крови под микроскопом клетки крови трёх видов. Какая из компетенций естественнонаучной грамотности может оцениваться с помощью этого задания?

Научное объяснение явлений

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Задание 13

Какие планируемые результаты, подлежащие оценке, может иметь применение методик, направленных на формирование естественнонаучной грамотности?

Отметьте все верные варианты ответа.

Развитие личностных качеств учащихся.

Научные знания учащихся.

Умение применять простые исследовательские процедуры.

Креативные способности учащихся.

Развитие памяти учащихся.

Умение применять знания на практике.

Задание 14

Отметьте все верные варианты ответа.

Для реализации подхода «наука как способ познания» при изучении естественнонаучных предметов необходимо, чтобы:

Каждый урок проходил в соответствии с принципом «познание, направляемое учеником».

Учащимся систематически предлагалось самим формулировать задачу и предлагать план исследования.

На каждом уроке учащиеся самостоятельно открывали что-то новое.

Учащиеся систематически решали проблемы коллективно, работая в группе.

На уроках систематически происходило обсуждение выполненных заданий и результатов исследования.

Учителя были готовы изменить план урока, следуя за вопросами и предложениями учащихся.



Предварительный просмотр:

Формирование глобальных компетенций

Задание 1

В каком году исследование PISA впервые проверяло глобальную компетентность школьников?

2006 г.

2010 г.

2015 г.

2018 г.

Задание 2

Выберите все характеристики, которые входят в определение глобальной компетентности в исследовании PISA:

Понимать значение глобальной компетентности в современном обществе

Понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения

Успешно и уважительно взаимодействовать с другими

Применять понятия из области общественнонаучных предметов

Извлекать информацию, представленную в различных формах (текстовая, визуальная, статистические данные и пр.)

Изучать глобальные и межкультурные проблемы

Интерпретировать и оценивать поступки

Принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития

Задание 3

Какие способы оценки глобальной компетентности используются в исследовании PISA?

Выберите все верные варианты ответа:

Когнитивный тест

Портфолио школьников

Анкетирование школьников

Анкетирование администраторов школ

Анкетирование родителей

Задание 4

Какие содержательные компоненты подлежат оценке и составляют блок «знания» в структуре «глобальных компетенций»?

Выберите все правильные варианты ответа:

Географические знания

Обществоведческие знания

Знания в области геополитики

Знания глобальных проблем

Экономические знания

Исторические знания

Знания в области языков

Знания в области межкультурных взаимодействий

Задание 5

Что включает в себя концепт «глобальное понимание», используемый в исследовании PISA?

Знания и когнитивные умения / процессы

Когнитивные умения / процессы и аспекты глобальной компетентности

Когнитивный тест и аспекты глобальной компетентности

Познавательную и оценочную деятельность

Задание 6

Какие когнитивные умения / процессы, связанные с аналитическим и критическим мышлением, выделены в комплексных заданиях в качестве составляющих для оценки глобальной компетентности?

Выберите все правильные варианты ответа:

Выдвигать предположения (гипотезы)

Формулировать аргументы

Научно объяснять причины событий

Оценивать информацию

Анализировать различные мнения, подходы, перспективы

Приводить доказательства

Извлекать информацию из источника, представленную в явном виде

Объяснять сложные ситуации и проблемы

Выявлять различные мнения, подходы, перспективы

Оценивать действия и их последствия (результаты)

Интерпретировать результаты действий и их последствия

Выявлять противоречия в источниках информации

Задание 7

Выберите все верные утверждения об особенностях заданий по формированию и оценке «глобальных компетенций»:

Комплексные задания различаются по уровню сложности

Учащиеся выполняют комплексные задания, а не случайный «набор» вопросов и заданий

Максимальное количество баллов, которым оценивается каждый правильный и полный ответ, равно 2

Задания по «глобальным компетенциям» позволяют проверить и выставить отметку в соответствии с уровнем сформированности знаний, умений, отношений и ценностей

В основе заданий по «глобальным компетенциям» лежат ситуации проблемного характера

Задание 8

В заданиях по «глобальным компетенциям» иногда используется информация о вымышленном государстве.

Каковы основания для рассмотрения реальных проблем и ситуаций на примере вымышленной страны?

Это помогает избежать использования стереотипов, связанных с жизнью конкретных стран и народов

Так проще решить проблему в учебных целях

Это решает психологическую проблему личного восприятия чувствительной ситуации школьником

Верны все варианты

Верны варианты 1 и 3

Задание 9

Какие позиции Федерального закона «Об образовании в РФ» и ФГОС основного общего образования отражает направление функциональной грамотности «глобальные компетенции»?

Выберите все верные варианты ответа:

Идею об образовании на протяжении всей жизни

Структуру образования в РФ

Идею о необходимости применения теоретических знаний в социально-проектных ситуациях

Личностные и метапредметные результаты образования

Задание 10

Выберите все верные утверждения о формировании глобальной компетентности в образовательном процессе:

Формирование глобальной компетентности школьников не должно происходить в рамках образовательного предметного обучения, эту задачу решает внеурочная деятельность

Формирование глобальной компетентности направлено на достижение метапредметных результатов образования

Формирование глобальной компетентности ориентирует на развитие soft skills

Для формирования глобальной компетентности необходима междисциплинарная интеграция учителей

Формирование глобальной компетентности следует осуществлять в 10-11 классах, так как Примерная образовательная программа основного общего образования не содержит содержательных компонентов, необходимых для этого процесса



Предварительный просмотр:

Понятие функциональной грамотности

Задание 1

В каком высказывании речь идёт о функциональной грамотности?

Знания у наших детей есть, вот только пользоваться ими не все умеют.

Дети совершенно не читают книг! Всё время проводят в социальных сетях.

Пропал интерес к технике, не выбирают естественнонаучные специальности.

Не умеют считать, без калькулятора никуда!

Задание 2

Что в основном влияет на содержательное наполнение понятия функциональной грамотности?

Договоренность экспертов

Содержание учебных программ

Развитие потребностей общества

Требования высших учебных заведений

Задание 3

В каком международном исследовании оценивается уровень функциональной грамотности выпускников основной школы?

Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования - TIMSS

Международное исследование прогресса по читательской грамотности - PIRLS

Международное исследование качества граждановедческого образования - ICCS

Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA

Задание 4

Какие из следующих критериев являются основными для отбора задания для оценки сформированности функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.

Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области

Наличие контекста, связанного с ситуациями реальной жизни

Соответствие возрастным особенностям учащихся

Наличие одного правильного ответа

Новизна формулировки задачи

Знакомый для учащихся формат задания

Неопределенность в способах решения

Возможность самостоятельно сформулировать ответ или привести решение

Задание 5

Какие из следующих факторов, главным образом, определяют эффективность работы школы по формированию функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.

Содержание образования

Управление образованием

Система учебно-методических материалов

Материально-техническая база школы

Профессиональная подготовка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Функциональная грамотность: понятие и виды

В статье рассматривается понятия функциональной грамотности и виды, анализируются особенности заданий....

Функциональна грамотность (основные понятия)

Возможно, для кого-то из учителей всё ещё остаётс не совсем понятным что же такое функциональная грамотность. Данный материал структурирует понятия функциональной грамотности....

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....