Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности "Юный эколог"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Федорова Елена Викторовна

Пояснительная записка

 

Слово «Экология»дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Следуя этим задачам, и была составлена эта программа.

    Данная  программа реализует экологическое   направление.

    Срок реализации настоящей программы один год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx55.85 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное общеобразовательное учреждение Чекулинская основная школа Смоленского района Смоленской области

Принята  на заседании                                                   Утверждаю

педагогического совета                                 Директор МБОУ Чекулинской ОШ

 от "____  " ___________20____г.                 ___________ Трушина О.И.

Протокол  № _____________                        "______"______________20___  г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности  "Юный эколог"

Возраст  обучающихся: 6,5 -10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор- составитель:

Федорова Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования

д. Чекулино

2021

Пояснительная записка

Слово «Экология»дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных –помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Следуя этим задачам, и была составлена эта программа.

    Данная  программа реализует экологическое   направление.

    Срок реализации настоящей программы один год.

Программа актуальна. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности является образовательная программа «Юный эколог». Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей обучающихся. 

Основная идея программы - человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.

 Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:

любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

овладение основами умения учиться;

способность к организации собственной деятельности;

готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными

Отличительной особенностью  программы “Юный эколог” является  формирования у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Адресат:

        К изучению принимаются все желающие с 6,5 лет без предварительного отбора детей. Главное - большое желание узнать больше об окружающем мире.

       Половая принадлежность значение не имеет. Возрастной диапазон от 6,5 до 11 лет.  

Обучающимся  этой возрастной группы свойственна повышенная активность, стремление к деятельности. Школьники  активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя, своего места в мире природы.  Учебная деятельность приобретает смысл как работа по саморазвитию и самосовершенствованию.

    Обучающиеся, занимающиеся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе «Юный эколог», имеют равные возможности для проявления своих творческих способностей, а также могут сравнить свои достижения с успехами других детей. Занятия по настоящей программе обеспечивают «ситуацию успеха», что создает благоприятные условия для социализации ребенка.

Срок реализации программы 1 год, общее количество часов - 34 ч

Режим занятий:

       Учебные занятия  проводятся с сентября по май  в учебном кабинете,  согласно расписания, 1раз в неделю по 1 часу, т.е. 45 минут – учебное время.

Форма организации образовательного процесса – очная, групповая

Содержанием программы предусматриваются следующие виды занятий: ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, составление памяток, беседы,  выполнение самостоятельных работ, презентации, выставки.

Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

Задачи программы «Юный эколог»:

а) Образовательные:

- формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

 - научить использовать полученные знания об экологии;

-  обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

б)  Развивающие:

-  развивать мотивацию обучающихся к изучению  местного краеведческого материала и объектов окружающей среды;

-  развить умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

 -  развивать творческое мышление у одаренных и талантливых детей,  при этом,  не упуская обычных, приучая каждого ребенка к победам, пусть даже маленьким, ведь у каждого ребенка свои способности и возможности;

- развивать внимание, наблюдательность воображение, память, речь,  фантазию;

- формировать и развивать трудолюбие, терпение, творческий подход к делу;

-  развивать навыки работы с информационными источниками и интернет-ресурсами;

-  развить умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

в)   Воспитательные:

- воспитать чувство бережного отношения к природе;

-  воспитывать творческую личность с активной жизненной позицией;

-  воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

- воспитывать  любовь к братьям нашим меньшим;

- воспитание сотрудничества, сотворчества

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;


 Предметные результаты:

- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
- называть характерные признаки времен года;
- различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
- ухаживать и размножать комнатные растения;
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
  • Овладеть основными экологическими терминами;
  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;
  • Уметь работать индивидуально и в группе;
  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;
  • Выполнять правила поведения в природе;
  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
  • Уметь изготовлять экологические памятки.

Условия реализации программы: учебный кабинет, оборудование ( бумага, картон, клей, ножницы, краски, пластилин ,природный материал, бросовый материал)  интернет - источники, методические и иные ресурсы.
Форма аттестации/контроля : отчетная выставка по итогам года

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Я и природа

4

2

2

Устный опрос

Практические работы

2

Братья наши меньшие

4

2

2

Практические работы

Устный опрос

3

Пернатые друзья

3

1

2

Выставка практических работ

4

Путешествие в мир леса

5

3

2

Практические работы

5

Экологическая тропа

2

1

1

Устный опрос

Выставка работ

6

Зимний сад на окне

2

1

1

Практические работы

7

В мастерской художницы Зимы

2

 

2

Выставка рисунков

8

Загадки животного мира

3

2

1

Устный опрос

9

Секреты неживой природы

3

2

1

Практические работы

10

Наш досуг

5

1

4

Практические работы

11

Промежуточная аттестация

1

1

Выставка работ по итогам года

Всего:

34

15

19

Содержание программы

Здравствуй, чудо-природа!

1 раздел – “Я и природа”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.

Теория (2ч.): Экологическая тропа осенней экскурсии ,правила поведения на природе, картины русских  художников о природе.

Практика(2ч.) Сбор природного материала, наблюдение за живой и неживой природой.

2 раздел – “Братья наши меньшие”

Теория (2ч.)  Учитесь жалеть. Правила общения , ухода за домашними питомцами, позволяющими узнать  многие природные закономерности, взаимосвязи.

Практика (2ч.) Наблюдения за домашними питомцами, уход за домашними питомцами Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные”

3 раздел – “Пернатые друзья”

Теория (1ч.) Птицы, часто встречающиеся в нашей местности. С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.

Практика (3ч.): Различие птиц нашей местности, на наблюдение за поведением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок, изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.

4 раздел – “Путешествие в мир леса”

Теория (3ч.) Как наблюдать за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.

Практика (2ч.) Наблюдения за растениями и животными, экскурсия в зимний лес, поделки из природного материала .

5 раздел – “Экологическая тропа”

Теория (1ч.) Редкие и исчезающие виды растений и животных Смоленской области, родники своей местности. Красная книга Смоленской области.

Практика (1ч.) Рисование на тему «Экология глазами детей»

6 раздел – “Зимний сад на окне”

Теория (1ч.)  Комнатные растения. Родина комнатных растений.  В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Правила  выращивания и ухода за растениями.

Практика(1ч.) Выращивание хлорофитумов, исследовательская работа о влиянии света на рост комнатных растений.

7 раздел – “В мастерской художницы зимы”

Практика (2ч.) Зима в творчестве русских художников. Картины: Васнецов А. М. «Зимний сон (Зима)», Жуковский С. Ю. «Зима»,конкурс рисунков «Мы рисуем зиму»

8 раздел – “Загадки животного мира”

Теория (2ч.) Любопытные факты о живой природе. Зимовье зверей. Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практика (1ч.) Сбор информации о диких утках, клестах, оформление  в виде сообщения, проекта, Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу”

9 раздел – “Секреты неживой природы”

Теория (2ч.) Сколько интересного происходит с явлениями природы. Секреты неживой природы. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наш друг - эхо.

Практика (1ч)  Игра “День и ночь”.

10 раздел – “Наш досуг”

Теория  (1ч.) Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Фольклорные праздники. Костюмы для праздников

Практика (4ч.) Праздники. Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”, Акция “ Сделай двор чище!” (Озеленение школьного двора), Коллективная работа “Весенние цветы в вазе»

11.  Промежуточная аттестация. Отчетная выставка работ по итогам года(1ч)

Календарный учебный график

Дата проведения (месяц, число)

№ п/п

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

сентябрь

1

15.00 - 15.45

Экскурсия

 

1

 

Ознакомление с планом работы на предстоящий учебный год. Экологическая тропа осенней экскурсии 

МБОУ Чекулинская ОШ

Устный опрос

2

15.00 - 15.45

Беседа

1

Как вести себя на природе 

МБОУ Чекулинская ОШ

Устный опрос

3

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

1

Природа в творчестве художников

Практическая работа

4

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

Творческая мастерская. Осенняя гостиная 

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

Октябрь

5

15.00 - 15.45

Беседа

1

 Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

6

15.00 - 15.45

Беседа

1

Чем мы кормим домашних животных

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

7

15.00 - 15.45

Рассказ

1

Как ухаживать за своим питомцем.

МБОУ Чекулинская ОШ

Устный опрос

8

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные”

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

Ноябрь

9

15.00 - 15.45

Рассказ

1

Местные виды птиц "

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

10

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

Столовая для птиц. Изготовление кормушек

МБОУ Чекулинская ОШ

Выставка практических работ

11

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

12

15.00 - 15.45

Беседа

1

Взаимосвязь растений и животных 

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

Декабрь

13

15.00 - 15.45

Беседа

1

Следы на снегу

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

14

15.00 - 15.45

Практическое занятие

2

Лес и наше здоровье. Дары леса

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

15

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

1

 Природа – источник творческого вдохновения

МБОУ Чекулинская ОШ

Выставка работ

16

15.00 - 15.45

Экскурсия

1

Экскурсия в парк

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

Январь

17

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

Редкие и исчезающие виды растений и животных Смоленской области

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

18

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

Родники нашей местности

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

19

15.00 - 15.45

Беседа

1

Комнатные растения.

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

Февраль

20-21

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

22

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

 “Красавица - Зима”. Конкурс рисунков

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

23

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

“Красавица - Зима”. Конкурс рисунков

МБОУ Чекулинская ОШ

Выставка рисунков

24

15.00 - 15.45

Презентация

1

Любопытные факты о живой природе

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

Март

25

15.00 - 15.45

Презентация

Практическое занятие

1

Это интересно! Сбор информации о клестах

МБОУ Чекулинская ОШ

Устный опрос

26

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

Зимовье зверей. Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” 

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

27

15.00 - 15.45

игра “День и ночь”.

1

Смена дня и ночи

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

Апрель

28

15.00 - 15.45

Презентация

2

Смена времен года 

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

29

15.00 - 15.45

Экскурсия

1

Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес 

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

30

15.00 - 15.45

Презентация

1

 Фольклорные праздники. Костюмы для праздников

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

31

15.00 - 15.45

Практическое занятие

1

Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”

МБОУ Чекулинская ОШ

Устный опрос

Май

32

15.00 - 15.45

Акция “ Сделай двор чище!” (Озеленение школьного двора)

МБОУ Чекулинская ОШ

Практическая работа

33

15.00 - 15.45

Презентация

1

Праздники

МБОУ Чекулинская ОШ

Устный вопрос

34

15.00 - 15.45

Практическое занятие

Выставка по итогам года

МБОУ Чекулинская ОШ

Промежуточная аттестация

Методическое обеспечение программы с указанием диагностического инструментария

Методическое обеспечение программы

Используемые технологии:

1. Технология сотрудничества

2. Информационно-коммуникационные (интернет, мобильная связь)

3. Проектные – помогают раскрыть свои таланты и способности

4. Консультативная деятельность

5. Разноуровневые (при подготовке к конкурсам, выставкам)

6. Здоровьесберегающие

Формы занятий:

  1. Традиционные
  2. Комбинированные
  3. Практические
  4. Экскурсии

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

1. Словесный (устное изложение, беседа, рассказ).

2. Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ выполненных педагогом образцов, работа по образцу)

3. Практический (выполнение работ по схемам, технологическим картам, чертежам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация.

Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.

Диалогический метод: диалог между обучающимся и педагогом, который обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при разработке творческих проектов, исследовательских проектов.

Эвристический метод: обучающиеся самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений разрабатывают и изготавливают новые модели, изделия,  творческие работы, проводят поиск новых решений.

Проблемно-исследовательские методы: обучающиеся совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые технологии.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

1. Фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)

2. Групповой (организация работы в группах, подготовка к конкурсам, выставкам)

3. Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий)

Техническое оснащение занятий:

1. Наличие большого, хорошо освещенного кабинета;

2. Компьютер, проектор, экран;

3. Учебные столы, рабочий стол педагога;

4. Стулья;

5. Шкафы для хранения материалов;

6. Полки для выставочных работ;

7. Доска школьная;

Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования

Бумага, основа для композиций

  • Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, A3.
  • Альбомы для детского художественного творчества.
  • Белый и цветной картон.
  • Наборы цветной и бархатной бумаги.
  • Картонные коробки (для техники, обуви, кондитерских изделий и т.д.).

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»

  • Краски акварельные
  • Кисти разных размеров (круглые, плоские и флейцы)
  • Краски гуашевые
  • Цветные и простые карандаши
  • Фломастеры
  • Гелевые ручки и краски
  • Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)
  • Клей ПВА, клеящий  карандаши
  • Клеевые кисточки
  • Ватные палочки, тряпочки
  • Скотч, лейкопластырь

Бросовый материал

  • скорлупа яиц, скорлупа орехов
  • капсулы киндер-сюрпризов, цедра лимона и апельсина
  •  фольга, фантики
  •  перья и пух

Природный материал

  • Осенние листья и лепестки цветов
  • Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха  и других плодов
  • Перья и пух (птичий, тополиный)
  • Палочки, веточки
  • Злаки, травы, хвоя, сухостой

Формы аттестации / контроля:

  • устный опрос
  • практическая работа
  • выставки работ

Техника безопасности

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся.

Правила обращения с ножницами

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением резания.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время работы.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9.Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила безопасной работы с клеем

1.При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.

2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Устный опрос по теме «Экологическая тропа осенней экскурсии»

1.Какое время года?

2. Назовите осенние месяцы

3.Какие изменения произошли в природе?

4. Листья каких растений собрали во время экскурсии?

Список литературы

Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.

Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.

Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.

Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.

Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.

Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.

Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.

Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.

Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008

Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006

Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.

Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.

Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»

Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

quot;Юный художник"- дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности составлена с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных общ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Отличительной особенностью программы является то, что упор в образовательном процессе сделан на создание условий для успешного освоения обучающимися навыков практической составляющей исследовательской...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Программа «Юный художник» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Программа нацелена на быс...