Статья "Проблемы перехода из начальной школы в среднее звено"
статья (4 класс)

Яковенкова Лариса Леонидовна

          Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

 

     Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

     Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном в образовательном пространстве школы актуальна всегда. Надо стремиться к тому, чтобы создать условия для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом: сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; должна быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

        В чём же сложность этого периода. Дело в том, что, этот период испытание не только для детей, но и для педагогов. Классному руководителю новоиспеченных пятиклассников необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы, выпустившему детей, предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками.              

           Первая проблема нарушения преемственности, напрямую не связана с учениками, а скорее скрыта в самих педагогах (но о которой не принято говорить вслух) - различия в оценке детей педагогами: - Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпуская своих детей в основную школу, отчетливо видит как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично.

           Принимая новый класс в основной школе «учитель – предметник» приходит на урок к пятиклассникам из более старших классов, и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если он еще и переносит методы обучения и формы взаимодействия со старших классов на младших подростков, а они по многим своим психологическим особенностям ещё дети и поэтому не могут справиться с необычными для них способами обучения, то процесс обучения в среднем звене, а, следовательно, и преемственности нарушается

            Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий. И это не всегда связано только с объективными трудностями обучения. Учителя – предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей

             Рекомендации по решению преемственности между начальной и основной школой                      

             Перевод из начальной школы в основную – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей основной школы. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна. Преемственность между начальной школой и пятым классом предполагает следующие направления: o образовательные программы; o организация учебного процесса; o единые требования к учащимся; o структура уроков в свете новых ФГОС; o совместная методическая работа учителей начальной и основной школы; o работа с учащимися и родителями.                

          Примерный план работы по преемственности между начальным и основным общим образованием. 1. Знакомство с обучающимися через характеристики, личные дела, портфолио. 2. Посещение уроков учителей начальной школы учителями основной школы для знакомства с учащимися и системой работы учителя 4-го класса, с целью ознакомления с формами и методами организации учебной деятельности, изучение стиля общения учителя и т.п. 3. Системная работа методических объединений начальной и основной школы предполагает изучение учителями основной школы программ начальных классов, уровня сформированности предметных и метапредметных компетенций выпускников 1- ой ступени обучения; подготовка рекомендаций учителем 4-го класса для учителей основной школы; использование здоровьесберегающих технологий; совместная разработка единых требований; 4. Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями (законными представителями); 5. Работа с психологом учителей основной школы для ознакомления с возрастными особенностями младших школьников, изучение уровня работоспособности, результатами психологических тестирований; 6. Разработка тематики родительских собраний в 5-м классе с учетом специфики периода адаптации. Конечным этапом работы являются разработанные унификации при переходе из начальной школы в основную.

                         УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

1. Как можно раньше определить учителей-предметников и кл. руководителя 5 классов. 2. Посещение уроков в 4-ом классе не только учителями-предметниками, но и классным руководителем. 3. Изучение учебных программ. 4. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. 5. Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ. 6. Проведение родительского собрания. 7. Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников. 8. Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).

Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...

Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление  в  пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...

Трудности перехода из начальной школы в среднее звено

Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее  сложных  педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...

Преемственность в воспитании при переходе из начальной школы в среднее звено.

В материале говорится о  трудностях перехода из начальной школы в среднее звено и о пути решешия этой проблемы....

Преемственность в обучении английскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено, УМК «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой

В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно в...