Конспект внеурочного занятия по экономике по теме «Банк» (3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)

В основе жизни всех людей лежат экономические интересы. Отсюда вытекает цель  курса -  вовлечь детей в занятия экономикой, понять ее роль, главные общественные функции, ее объективную значимость для жизни людей. Банк является посредником в финансовых отношениях между людьми, между частными лицами и организациями. Неминуемо дети в будущем будут вовлечены в эти отношения. На занятии ученикам предлагаются непростые жизненные ситуации, из которых они находят достойный экономический и, что важно,  нравственный  выход. А сказочный сюжет позволяет донести до сознания третьеклассника  необходимые для усвоения сложные экономические категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekonomike_bank.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к внеурочному занятию по экономике в 3 классе по теме «Банк»

Автор: Дарьина Диана Витальевна,  ГБОУ Лицей № 369 г.Санкт-Петербурга.

Название курса: Факультативный курс «Экономика» для начальной школы.

Тема: Банк.

Банк, как особый финансовый институт, изучается на второй ступени курса (3 класс). Планом предусмотрено 34 часа, по 1 ч в неделю.

В основе жизни всех людей лежат экономические интересы. Отсюда вытекает цель  курса -  вовлечь детей в занятия экономикой, понять ее роль, главные общественные функции, ее объективную значимость для жизни людей. Банк является посредником в финансовых отношениях между людьми, между частными лицами и организациями. Неминуемо дети в будущем будут вовлечены в эти отношения. На занятии ученикам предлагаются непростые жизненные ситуации, из которых они находят достойный экономический и, что важно,  нравственный  выход. А сказочный сюжет позволяет донести до сознания третьеклассника  необходимые для усвоения сложные экономические категории.

Ключевые понятия: банк, банковский процент, прибыль, кредит,  первоначальный капитал, компаньон.

                                              План-конспект

Курс

Экономика

Тема

Банк

Возраст учащихся

9 лет

Цели

  • Способствовать формированию экономической грамотности через пополнение экономической копилки новыми знаниями и понятиями.
  • Создать условия для развития экономического мышления.

Планируемые результаты

Личностные умения:

  • проявлять интерес к новому учебному материалу;
  • ориентироваться в нравственном содержании поступков;
  • развивать способность к самооценке;
  • осознавать собственные достижения при освоении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

  • анализировать данные, ситуации и грамотно формулировать выводы;
  • классифицировать понятия по заданным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • использовать приобретённые знания и умения в различных областях жизни.

Регулятивные умения:

  • принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с целью;
  • выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные умения:

  • согласовывать свои действия с одноклассниками, работая в микрогруппах;
  • излагать своё мнение, аргументируя его;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • пользоваться различными источниками информации.

Предметные умения

Учащиеся должны иметь представление:

  • о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания;
  • о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы;
  • о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег.

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант получения прибыли и обосновывать свой выбор.

Методы обучения

Наглядные (показ, демонстрация), словесные (рассказ,  эвристическая беседа), практические (практическая работа), проблемного обучения (частично-поисковый).

Методы контроля и самоконтроля (устная и письменная проверка знаний, некоторых мыслительных умений).

 Методы стимулирования и мотивации (учебная дискуссия, создание эмоционально-нравственных ситуаций),

Формы обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование

1. Смирнова Т.В. Белка и компания: Экономика для де  детей в сказках, играх и задачках . 2013г.

2. Интерактивная панель.

3. USB-флеш-накопитель

3. Презентация.

4. Карточки для групповой и индивидуальной работы.

Ход занятия:

Слайд 1- титульный.

I.     Организационный момент

- Сегодня мы опять встретимся с нашими предприимчивыми друзьями. Похоже, им опять нужна помощь таких замечательных финансовых экспертов, как вы.

II.   Создание проблемной ситуации.

-  На прошлом занятии мы говорили о том, как  друзья Фукс, Белка, Пыхтя и Шмыг пытались открыть ресторан, но затея оказалась неудачной. Почему? (Они не получили прибыль.)

- А вы смогли бы получить прибыль? Давайте проверим.  Вы – владелец фирмы, производящей  кроссовки (слайд 2 анимированный). Затраты на производство следующие (слайд 2б):

– зарплата работникам,

– материал,

– электроэнергия,

– износ оборудования,

– налоги.

- Всего на изготовление пары кроссовок уходит 1000 рублей (слайд 2в). По какой цене вам лучше продать кроссовки: 999 рублей, 1000 рублей  или 1100 рублей? (слайд 2г)

 (Дети выбирают одну из предложенных цен и объясняют выбор.) 

-  А что вы сделали бы с этой прибылью? (Предлагаются варианты ответов, в т.ч. положить деньги в банк.)

- Прозвучало слово «банк». Как вы думаете, поможет ли он нашим друзьям организовать успешный бизнес? (Ответы детей.)

-  Давайте разберёмся: поможет или нет. И если поможет, то при каких условиях.

III.   Актуализация знаний.

-  Посмотрите на фотографии (слайд 3). Что их объединяет? (Это мосты СПб.) Какой из них связан с банком? (Банковский мост) (слайд 4)

-  Где он находится? (На канале Грибоедова.) Интересно, что построен мост рядом с Ассигнационным банком. Что в убранстве моста указывает на связь с банком? (Грифоны)

- Почему именно грифоны установлены на Банковском мосту? (Предположения детей.)  Где можно найти нужную  информацию? (В энциклопедиях, художественной литературе, справочниках, у взрослых, в Интернете.) 

Один ученик выходит к интерактивной панели для поиска информации.

- Давайте пройдём по гиперссылке  http://ancientrome.ru/  Окажемся на сайте…  (История Древнего Рима). Слева вы видите разделы. В каком из них можно получить нужную информацию? (Справочная литература.)  Осталось ввести в поисковую строку интересующее нас слово. Прочитайте статью и ответьте на  вопрос: почему же именно грифоны установлены на Банковском мосту?

ГРИФО́НЫ, ГРИ́ФЫ (Γρυπές), в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; грифоны — «собаки Зевса» — стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера — исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов (Herodot. IV 13).

Физкультурная пауза

- Рассчитайте минимальное количество человек, необходимое для изображения Банковского моста. Проверьте расчёт, показав мост.

Дети делятся на группы. Показывают модель моста.

- Каждая группа сейчас получит карточку  со словами (Приложение 1). Задача: разделить эти слова на 2 группы, подчеркнув разными цветами (слайд 5 анимированный).

Дети выполняют задание, сравнивают результаты между группами.

- Подведём итог. Какой признак лёг в основу группировки? (Одинаковый корень.) У вас получились следующие группы (слайд 5б):

               Банковский, банк, банкир.

               Денежка, деньги, денежный.

- Есть ли связь между словами  двух групп? (слайд 5в) (Да.)

В обсуждении дети выясняют, что банкир - человек, владеющий банком; банковский, т.е. относящийся к банку; деньги  можно хранить в банке; денежные операции, расчёты, проводящиеся  через банк - это банковские операции.

- Как вы понимаете значение слова «банк»? (Ответы детей.)

- Давайте проверим, насколько точны были ваши ответы. Откройте книгу  «Белка и компания» на стр.50. Прочитайте определение.

- Дополните ваши ответы: банковские операции это только денежные операции? ( Это ещё операции с ценными бумагами.) Их виды мы рассмотрим позже.

- Банки появились очень давно. В XIII  веке они уже были во Флоренции. В Италии скамья или конторка, за которой обменивались деньги, называлась banco.

IV. Усвоение новых знаний.

1.  - Как вы думаете, легко ли быть банкиром? (Ответы детей.) Для этого надо очень много знать. Посмотрим, сможете ли вы определить среди терминов те, которые имеют отношение к банку. Работать можете индивидуально или объединиться в команды.

Дети получают комплект карточек. Выполняют задание.

Реализация, компаньон, процент, цена, прибыль, аренда, себестоимость, заём (кредит), первоначальный капитал, посредник, деньги,

- Есть ли слова, значение которых вы не знаете? Если есть, отметьте их  «?». Возможно, уже по ходу занятия вы ответите на свой вопрос.

-  А разобраться с терминами нам поможет неугомонный Фукс, который, потерпев неудачу с рестораном, решил взяться за финансы и стать банкиром.

2. Работа с книгой «Белка и компания» с.46-50.

- После самостоятельного чтения этой сказки я попрошу вас ответить на два вопроса (слайд 6):

1) Почему идею Фукса о создании собственного банка не поддержали его друзья?

2) Какое решение оказалось более выгодным?

Дети самостоятельно читают текст.

-Как вы ответите на первый вопрос?

Дети отвечают.  Учитель обращает внимание на понятия, которые звучат  в ответах учеников, и размещает соответствующие карточки на доске.

  • Не было первоначального капитала (Значение уточняют в словаре на с.50);
  • Чтобы взять в долг  у Филина, надо платить большие проценты, т.е. вернуть 100 монет и ещё половину. Это кредит. Если прибыль будет маленькая, то лишатся всего, что имеют.

- Что же оказалось выгоднее?

  • Продать всё ненужное и положить вырученные деньги в банк Филина. Тогда уже Филин будет платить проценты Фуксу, т.о. друзья получат прибыль.

- Кем тогда друг для друга будут друзья? (Компаньонами. См.словарь с.50)

V. Закрепление полученных знаний.

- Давайте подсчитаем прибыль друзей, решив задачу на с.51.

                         Дети читают задачу. Рассуждают: если на каждые 100 монет  получается   по 20 монет прибыли, а 200 монет - это два раза по 100, то получается 40 монет прибыли.

-  Теперь вы можете объяснить, почему многие люди, в том числе и ваши родители, хранят деньги в банках? (Обладатели свободных денежных средств готовы одолжить их под проценты, чтобы «деньги делали деньги», так как за пользование чужими деньгами банк выплачивает вкладчикам проценты.)

-  Банк при этом  является посредником между теми, кто хочет вложить деньги под проценты, и теми, кто хочет взять в банке деньги в долг, т.е. взять кредит.

VI.  Обобщение.

- Кто ещё из литературных (сказочных)  героев попытался вложить деньги и увеличить свой первоначальный капитал? (Буратино.)

- Почему он потерпел фиаско? (Неправильно выбрал компаньонов.)

- На с.51 вы видите две перепутанные ленты. Если вам удастся их распутать, то сможете прочитать два полезных финансовых совета.

Дети самостоятельно выполняют задание. Делятся результатами:

1. Сделаешь наспех, сделаешь на смех. 2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

VII. Самоконтроль и коррекция.

- Пришло время сравнить список понятий на доске (их мы сегодня обсудили, говоря о банке)  и  свой набор карточек. Оцените, насколько полное совпадение. Кому удалось самостоятельно ответить на свои вопросы в ходе беседы?

VIII. Домашнее задание (по желанию).

-  Если эта тема вас заинтересовала, и вы хотите проверить свои знания, то можно взять на столе  карточку с кроссвордом. На  следующем  занятии обсудим результаты (использовать слайд 8).

 IX. Подведение итогов.

- В заключение занятия я попрошу вас подумать, как вы закончили бы фразу «Сегодня я узнал …» или «Сегодня я научился…» (слайд 7). Кто готов высказаться? (Выслушиваются все ответы.)

X. Рефлексия.

-  У нас в классе есть три точки сбора:

№1. Для тех, кто считает, что сегодня получил достаточно знаний о банке, чтобы в будущем успешно пользоваться банковскими услугами.

№2. Для тех, кому для этого  полученных сегодня знаний недостаточно.

№3. Для тех, кто считает, что ему эти знания вообще не нужны, так как он не собирается становиться банкиром.

Дети расходятся по группам.

- Вопрос ко второй группе: о чём вы хотели бы поговорить на следующих занятиях? Сегодня на страничке нашего класса в Интернете открывается Банк запросов, где вы сможете оставить свою заявку.

- Ребятам первой и третьей групп предлагаю к следующему занятию подготовить аргументы в защиту своего мнения и поучаствовать в дебатах « Банк: за и против».

- Сегодня мы прекрасно поработали. Спасибо всем за сотрудничество!

                                                                                         

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                      

Банковский,    денежка,    деньги,  банк,     денежный,     банкир.

Банковский,    денежка,    деньги,  банк,     денежный,     банкир.

Банковский,    денежка,    деньги,  банк,     денежный,     банкир.

Банковский,    денежка,    деньги,  банк,     денежный,     банкир.

Банковский,    денежка,    деньги,  банк,     денежный,     банкир.

Банковский,    денежка,    деньги,  банк,     денежный,     банкир.

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

реализация

компаньон

процент

цена

прибыль

аренда

себестоимость

заём (кредит)

первоначальный капитал

посредник

деньги

                                                                                           

                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

http://festival.1september.ru/articles/418825/img1.gif

По горизонтали:

  1. Финансовое учреждение, собирающее и дающее в долг денежные средства.
  2. Металлический денежный знак.
  3. Всеобщее средство расчёта платежа и накопления.
  4. Долговое обязательство.
  5. Процесс повышения уровня цен в стране.
  6. Плата за пользование денежными средствами, ссужаемые банком проценты.
  7. Ссуда, предоставляемая на условиях возврата.

  По вертикали:

      1.   Бумажный денежный знак.

Источники:

1. Смирнова Т.В. Белка и компания: Экономика для детей в сказках, играх и задачках / Иллюстрации и игровые задания Т.Н.Просняковой. -  Самара: Издательство «Учебная литература» :  Издательский дом «Фёдоров»,  2013.  

2.  Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова.  Методические  рекомендации к факультативному курсу  «Экономика». – Самара: Издательство «Учебная литература :  Издательский дом «Фёдоров»,  2008.  

3. Электронные ресурсы:   http://ancientrome.ru/

                                              https://infourok.ru/material.html?mid=1380


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеурочного занятия по развитию речи в 1 классе Тема "Текст".

План -конспект внеурочного занятия по развитию речи в 1 классе по теме: "Текст".Цель: формирование общего представления о тексте и его признаках( смысловом единстве предложений, их связи друг с другом...

Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"

Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...

Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"

Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...

Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)

В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...

Конспект внеурочного занятия квест на тему: «Что такое доброта?», 2 класс

Цели: Обобщение представления детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств - взаимопомощи и дружеских взаимоотношений....

Конспект внеурочного занятия по ФГОС в 1–а классе по теме: «Сказочная математика»

На данном занятии формируются УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. Особое винимание уделятся групповому способу обучения....

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...