Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мастерилка» на 4 года в соответствии с ФГОС
календарно-тематическое планирование (2, 3, 4 класс)

Тюрина Ирина Анатольевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для начальных классов

«Мастерилка» на 4 года

в соответствии с ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для начальных классов

«Мастерилка» на 4 года

в соответствии с ФГОС

Составитель: Тюрина И.А.

учитель начальных классов

Пояснительная записка

      Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.  

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

      Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

      Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

         Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

 «Мастерилка»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135

Из расчёта 1 час в неделю,

1 класс – 33 часа,

2 класс – 34 часа,

3 класс – 34 часа,

4 класс – 34 часа.

Календарно тематическое планирование

1 класс, 33 часа

Количество

часов

Тема

Материалы

I. Аппликация и моделирование (15 часа)

1-2

Аппликация из природных материалов на картоне.

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

3-4

Аппликация из геометрических фигур.

Цветная бумага, картон

5-6

Аппликация из пуговиц.

Пуговицы, картон

7-8

Аппликация из салфеток.

Салфетки, картон

9-10

Объёмная аппликация.

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

11-12

Мозайка «Цветок»  «Рыба»

Цветная бумага, картон

13-14

Плетение бумажных полос.

Бумажная пластика «Цветы»  «Веер»

Цветная бумага, картон

15

Настенное украшение «Неведомое животное»

Цветная бумага, картон

II. Работа с пластическими материалами (10 часов)

1-4

Рисование пластилином.

Пластилин, картон

5-6

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки

7-8

«Любимый зверь» лепка

Пластилин, картон

9-10

Цирк

Пластилин, картон

III. Аппликация из деталей оригами

(8 часов)

1-2

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

Цветная бумага, картон

3-5

Коллективные композиции в технике оригами.

Цветная бумага, картон

6-7

Мебель

Цветная бумага, картон

8

Карандашница

Цветная бумага, картон

2 класс, 34 часа

Количество часов

Тема

Материалы

I. Аппликация и моделирование (12 часа)

1-4

Аппликация из листьев и цветов.

Засушенные цветы, листья

5-8

Аппликация из птичьих перьев.

Птичьи перья, картон

9-12

Аппликация из соломы.

Солома, картон

II. Работа с пластическими материалами (10 часов)

1-2

Разрезание смешанного пластилина.

Пластилин, тонкая проволока, картон

3-4

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки

5-7

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага

8-10

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто

III. Поделки из гофрированной бумаги

(4 часа)

1-4

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага, картон

IV. Модульное оригами (10 часов)

1-2

Треугольный модуль оригами.

Цветная бумага

3-4

Замыкание модулей в кольцо.

Цветная бумага

5-10

Объёмные фигуры на основе формы «чаша».

Цветная бумага

3 класс, 34 часа

Количество часов

Тема

Материалы

I. Работа с природными материалами

(4 часа)

1-4

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.

II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)

1-6

 Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

Гофрированная бумага, картон

7-10

Мозаика из ватных комочков.

Вата, картон

11-14

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

Картон, цветная бумага

15-18

Многослойная аппликация.

Открытки, картинки, картон

III. Работа с пластическими материалами (6 часов)

1-4

Мозаичная аппликация на стекле.

Пластилин, стекло

5-6

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто

IV. Модульное оригами (6 часов)

1-6

Игрушки объёмной формы.

Цветная бумага

4 класс, 34 часа

Количество часов

Тема

Материалы

I. Работа с природными материалами

(4 часа)

1-4

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки

II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)

1-2

Многослойные аппликации.

Открытки, картинки, картон

3-6

Мозаика из квадратных модулей.

Картон, цветная бумага

7-8

Элементы квиллинга.

Картон, цветная бумага

9-14

Аппликации в технике квиллинг.

Картон, цветная бумага

15-18

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

Картон, цветные нитки

19-24

Аппликации в технике изонить.

Картон, цветные нитки

III.Поделки на основе нитяного кокона

 (6 часов)

1-6

Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

Нитки, напальчник, цветная бумага

Материально-техническое обеспечение

1.  Программа кружковой работы, календарно — тематический план.      

2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по    

охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,  компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

7. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

7. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета знаний" в соответствии с ФГОС НОО

Рабочая программа с пояснительной запиской и КТП по русскому языку...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний" в соответствии с ФГОС НОО

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний" в соответствии с ФГОС НОО...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс «Азбука безопасности"

       Рабочая программа курса «Азбука безопасности»для 1 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  началь...