Интегрированный урок как средство формирования УУД младших школьников
статья

Кулахметова Валентина Абдуловна

Формирование УУД у младших школьников посреством применения интегрированного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intergrirovannye_uroki.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок как средство формирования УУД младших школьников

Основные виды деятельности учащихся описываются в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Основная роль в нем отводится понятию универсальных учебных действий (УУД), акцент делается на активность и инициативность детей, что развивает их личность. В Стандарте прописаны разновидности деятельности, которыми должен овладеть ученик к завершению образовательного процесса. Итоги подводятся в личностной, предметной и метапредметной плоскости.

УУД — это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Среди функции универсальных учебных действий выделяют следующие:

 обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

 создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

 обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования универсальных учебных действий у учащихся.

Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании русского языка, развивает потенциал обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных действий. По сравнению с традиционными формами обучения интегрированный подход гарантирует:

  • рост качественной успеваемости;
  • повышение прочности знаний обучающихся;
  • повышения уровня сформированности ключевых компетенций.

Универсальные учебные действия при интегрированном подходе, во-первых, обеспечивают возможность обучающимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Во-вторых, создают условия для развития личности и ее самореализации, толерантных установок личности, обеспечивающих её жизнь в обществе. В-третьих, обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Таким образом, интегрированный подход — необходимое условие современного учебного процесса, он позволяет активно формировать универсальные учебные действия. Реализация интегрированного подхода возможна как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В рамках этого исследования необходимо остановиться более подробно на реализации интегрированного подхода на уроках. Урок, в основе которого лежит интегрированный подход, называют интегрированным уроком.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

А.В. Багачук, Е.В. Фоменко, И.Е. Кизелевич выделяют основную цель интегрированных уроков:

  • более глубокое проникновение в суть изучаемой проблемы;
  • повышение интереса обучающихся к той или иной учебной дисциплине;
  • создание условий для целостного, системного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
  • освоение способов выполнения познавательных действий, носящих метапредметный характер;
  • широкое использование знаний из содержания различных дисциплин, то есть осуществление межпредметных связей.

Л. В. Асейкина выделяет следующие преимущества интегрированных уроков:

1. Формируют целостную научную картину мира;

2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах;

3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя;

4. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, активному познанию окружающей действительности;

5. Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса;

6. Воспитывают широко эрудированного школьника;

7. Развивают потенциал обучающихся, образное мышление;

8. Формируют познавательный интерес обучающихся;

9. Способствуют формированию умений обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

10. Здоровьесберегающая направленность уроков позволяет снимать утомляемость обучающихся за счёт переключения на разные виды деятельности.

Интегрированные задания формируют у обучающегося знания, умения и определенные навыки, а также, они направлены на формирование у обучающихся основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, в составе которых можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включая действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Предметом исследования данной работы является интегрированный урок, как форма организации деятельности, направленной на формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Эти действия позволяют учащемуся не только осмысленно подходить к выполнению учебных заданий, полученных от учителя, но и формировать собственное самообразование как в годы учебы в школе, так и после ее окончания. Роль регулятивных действий повышается при переходе учащегося из класса в класс. Это связано с тем, что, с одной стороны, от класса к классу растет объем содержания образования, которое он должен усвоить. С другой стороны, при взрослении меняется отношение учащегося к учебе и, в частности, к разным учебным предметам, к их месту в его планах на будущее.

Овладение учебными действиями формирует у ребенка умение учиться. Желание и умение учиться определяют младшего школьника как субъект учебной деятельности, обладающий такими качествами, как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность и т.д. Формирование субъекта учебной деятельности является прямым условием воспитания личности ученика начальной школы, способной к разным видам деятельности.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Работа над интегрированным уроком состоит из трех основных этапов:

  • Подготовительный этап – определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции, составляется план-конспект урока. Если есть необходимость, учащиеся получают опережающие задания, готовят дополнительную литературу.
  • Основной этап – организация и проведение урока.
  • Заключительный этап – учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по углублению полученных знаний по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

При подготовке таких уроков необходимо учесть следующие моменты.

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

Во-вторых, если урок готовится двумя учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.

В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от учителя серьёзной тщательной подготовки к уроку. Нужно строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников

Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации...

Групповая работа на уроке чтения как средство формирования УУД младших школьников

Методические разработки для организации групповой работы на уроках чтения во 2 классе...

Экскурсии на уроках математики как средство формирования у младших школьников исследовательских умений

В данной работе содержится разработка содержаний экскурсий по математике, способствующих формированию у младших школьников исследовательских умений....

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...