Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край"
рабочая программа

Кянно Юлия Августовна

Рабочая программа внеурочной деятельности на основе изучения истории и культуры   Хабаровского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lyubi_i_znay_svoy_kraynovaya.docx78.9 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Комплекс основных характеристик ООП

  1.  Пояснительная записка
  1. Общеобразовательная общеразвивающая программа «Люби и знай свой край» имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на воспитание патриотических чувств,  расширение   кругозора, развитие интеллектуального   и   творческого  потенциала.  
  2. Нормативно-правовая база Программы разработана в соответствии с:
  • Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. « 196 «Об утверждении порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Актуальность программы

На современном этапе изучение   краеведческого   материала  школьниками  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств,  расширении   кругозора,   развитии   их   интеллектуального   и   творческого  потенциала.  

Малая родина - это природа, которая его окружает, семья, дом, школа,  это   памятные   места   города,   его   исторические   и   культурные   центры,  промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава  нашего края.

Важность данной проблемы отражена в Законе Российской Федерации  «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на  защиту  национальных  культур  и региональных культурных  традиций. В  проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»  подчеркивается,   что   система   образования   призвана   обеспечить  «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и  развитие   национальной   культуры,   воспитание   бережного   отношения   к  историческому   и   культурному   наследию   народов   России;   воспитании  патриотов   России,   граждан   правового   демократического,   социального  государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой  нравственностью   и   проявляющих   национальную   и   религиозную  терпимость».

Федеральные образовательные стандарты второго  поколения ставят  перед педагогами следующие задачи:

  • формирование  и  развитие  в  ходе  образовательного   процесса  качеств  личности, отвечающих потребностям знаниевого общества;
  • формирование у учащихся постоянной внутренней мотивации к учению;
  • обучение учащихся самостоятельному  конструированию пути решения  возникающих перед ним задач;
  • общекультурное и личностное развитие учащихся за счет реализации  программы универсальных учебных действий.

В   концепции   Стандартов   второго   поколения   одной   из   основных  функций   образования   названо   формирование   российской   гражданской  идентичности личности как основы развития гражданского общества.

Педагогическая целесообразность образовательной программы.

Непосредственное знакомство с родным краем создает эмоциональную  основу в обучении, являясь источником ярких ощущений, познавательного  интереса ученика к изучению окружающего его мира, нравственных чувств,  эстетики и этики поведения.

Данная программа краеведения на основе изучения истории и культуры  родного  края служит решению образовательных и воспитательных задач  современной школы. Содержание и построение программы обеспечивает  преимущественное внимание к изучению своего родного края, способствует  воспитанию   любви   к   Родине,   играет   большую   роль   в   экологическом  воспитании.

Новизна образовательной программы  

Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление  об   историческом   прошлом   нашего   края.   Основными   источниками  краеведческой   информации   являются   экскурсии (виртуальные)   в   города   и   села,   где  существуют народные промыслы, в историко-краеведческие музеи, музеи  истории   быта   народов,   заповедники,  экскурсии   к   памятникам   истории  архитектуры, по святым местам и источникам, встречи со  старожилами,  ветеранами труда,  проведение народных праздников и т.д.

Адресат программы

Программа рассчитана  на детей 1 – 4 классов.

Форма обучения – очная 

Объем  и срок освоения программы

Срок реализации 4 года.

Формы организации занятий: экскурсии, целевые прогулки, походы,  игры   и   праздники   на   воздухе.   Программа   требует   использования  современных технологий и методик: технологии развивающего воспитания и  обучения,   здоровьесберегающих   технологий,   игровых   технологий, информационно-коммуникативных   технологий,   технологий   туризма,  проектные технологий.

В   основу   программы   положен   проблемно-тематический   принцип  организации   материала,   связанный   с   образовательной   программой   по  окружающему миру.  

Формы и режим занятий: 

- беседы

- урок-практикум

-  художественное творчество учащихся

- экскурсии

-  проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Режим занятий: 

1 год обучения – 1 час 1 раз в неделю, всего 33 часа.

2 год обучения – 1 час 1 раз в неделю, всего 34 часа.

3 год обучения – 1 час 1 раз в неделю, всего 34 часа.

4 год обучения – 1 час 1 раз в неделю, всего 34 часа.

  1. Цель программы: формирование патриотического сознания и духовно-нравственное   воспитание   учащихся   посредством     пробуждения   у   них  интереса   и   бережного   отношения   к   природе,   истории   и   культурным  ценностям родного края, содействие развитию учащихся и достижению ими  определенной степени образованности и гражданского самосознания.

В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:

Предметные:

  1. Вооружить учащихся знаниями по истории и географии родного города и  края.
  2. Формировать   экологические   знания   о   природе   родного   края   и   её  особенностях, учить раскрывать взаимосвязи, существующие в природе.
  3. Учить использовать полученные знания как в учебной деятельности, так и  в жизни.
  4. Учить собирать, обобщать и систематизировать полученные знания в  процессе проектной и творческой деятельности.

Метапредметные:

Учить осуществлять  действия по образцу и заданному правилу; сохранять  заданную цель;  развивать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществлять  контроль своей деятельности по результату.

Личностные: 

Способствовать развитию у ребёнка умения адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;  способствовать овладению определенными вербальными и невербальными средствами общения; помогать устанавливать  эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;  формировать умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Особенностью   данной   программы   является   организация  самостоятельной деятельности детей по приобретению новых знаний об  истории   и   культуре   родного   края   из   разных   источников   информации  (библиотеки,   интернет,   социальные   проекты).   Дети   учатся   творчески  перерабатывать информацию и создавать проекты, выступления, публикации.  

Социальными партнерами  школы  выступают учреждения  культуры  (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города).

Мониторинг уровня овладения программой:

Тематический праздники, коллективная работа, проектная деятельность.

  1.  Содержание программы.

1 класс. Природа Хабаровского края (33 ч.)

  1. Введение (4 ч.) Наш край на карте Родины. Символика Хабаровского края. Хабаровск – краевой центр. Соседи Хабаровского края.
  2. Подземные сокровища (7 ч.) «Страна» гор.Бассейн, в котором не купаются. Металл для упаковки. Всё началось с легенды.Золото – благородный металл. Камень, рождённый морем. Несущие радость и красоту.
  3. Земля и вода (5 ч.) Секреты чудесной кладовой. Заочная экскурсия на сельскохозяйственную выставку. Водные просторы края. Не только в Финляндии. Вода – драгоценный дар природы.
  4. Времена года в Приамурье. (11 ч.)  Лето кончается, осень приближается. Как насекомые к зиме готовятся. Зимний листопад. У проруби. Зима приамурская. Птицы весну открывают. Лето, ах, лето …  Кто где живёт. Как семена путешествуют. Лето – природы расцвет. Всегда хороши леса приамурские.
  5. Проект «Самое лучшее время года в Приамурье» (6 ч.) Проект «Название моей улицы рассказывает» предусматривает поисковую работу, выполнение творческих заданий, направлен на углубление знаний о природе нашего края. Работа над проектом позволяет объединить теоретические знания учащихся с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к предмету.

Основополагающий вопрос: Какое время года в крае самое лучшее?

Проблемные вопросы:

  1. Что удивительного в выбранном времени года7

Ожидаемые результаты:

  • Полнее познакомиться с сезонными изменениями в природе нашего края;
  • Познакомиться с жизнью растений, животных, насекомых;
  • Развивать воображение, творческие способности, любознательность.

Работа над проектом:

  1. Знакомство учащихся с проектной деятельностью как новым видом обобщения изученного материала.
  2. Ознакомление с примерами проектов учащихся  с его составными частями. Планирование сценария учащегося, как представление его самостоятельной (индивидуальной или в группе) работы по проекту. Обзор и обсуждение основных частей проекта. Планирование самостоятельных действий учащихся на следующий этапах;
  3. Предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения;
  4. Практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии;
  5. Исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, обсуждение научных проблем;
  6. Распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа; Планирование проекта; Защита проекта.

2 класс. Растительный и животный мир Хабаровского края (34 ч.)

  1. Введение (1 ч.) Уникальность дальневосточных лесов.
  2. Растительный мир (13 ч.) В лес за орехами. Амурский виноград. Пробковое дерево. Черёмуха азиатская. Дуб монгольский. Лесная аптека. Женьшень. Царица амурских медоносов. Дальневосточные подснежники. Лесные красавицы. Плод пяти вкусов. Вкусно и полезно. Лотос Комарова. Водяной орех.
  3. Животный мир (20 ч.) На острове Ионы. Рыбы амурского бассейна. Соловей- красношейка. Дикуша. Дальневосточная жар-птица. Птицы болот. Лесной доктор. Дрофа. Мандаринка. Голубая сорока. Летающий зверёк. Медведи Дальневосточных лесов. Хорошо знакомый ёж. Второе рождение соболя. Зайцы. Копытные наших лесов. Дикие кошки. Росомаха – зверь не пакостный. Вепри. Красный волк. Наши заповедники.
  4. Итоговая работа «Создаём «Красную книгу Хабаровского края»

3 класс Население Хабаровского края. Хозяйство края. (34 ч.)

  1. Введение (1 ч.) Дальний Восток России
  2. Народы Приамурья (19 ч.) Народы, населяющие Хабаровский край. Удэгейцы.  Нанайцы. Орочи. Нивхи. Негидальцы. Ульчи. Эвенки Эвены. Подготовка к тематическому конкурсу «Народы Приамурья» Тематический конкурс «Народы Приамурья»
  3. Хозяйство края (13 ч.) Чем богат наш край. Что даёт наш край стране. Горнорудная промышленность. Цветная металлургия. Чёрная металлургия. Машиностроение. Лесная промышленность. Нефтеперерабатывающая промышленность. Лёгкая промышленность. Пищевая промышленность. Рыбная промышленность. Сельское хозяйство. Таёжный промысел. Хозяйство края и экология.

4 класс История  освоения Хабаровского края. (34 ч.)

  1. Археология Приамурья (5 ч.). Путешественники в глубь времён. Древние культуры Приамурья. Памятники древнего наскального искусства на Амуре. Встреча древних культур
  2. Дальний Восток России (XVII – XIX) (8 ч.) Открытие русскими Сибири и Дальнего Востока.

Бумагопластика «Морской коч» Приамурское генерал-губернаторство. Освоение Приамурья и Приморья. Строительство Транссиба и моста через р. Амур. Бумагопластика «Паровоз Транссиба». Жизнь и быт хабаровчан в конце XIX – начале XX в.

  1. Дальний Восток России (XX – начало XXI века) (13 ч.) Гражданская война на Дальнем Востоке России. Их именами названы… Им рукоплескала вся страна. Бумагопластика «Самолёт-разведчик Р-6». Хабаровский край в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Бумагопластика «Письмо с фронта». Хабаровский край на карте России и мира в XXI веке.  Байкало-Амурская магистраль. Главный порт Хабаровского края.
  2. Журнал «Моя семья в истории края» (8 ч.) Самостоятельные и коллективные  действия учащихся под руководством учителя: мозговой штурм, обсуждения темы, подбор материала. Практическая работа. Исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, обсуждение научных проблем. Распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа.

Учебное планирование

1 класс

(33 часа)

Природа Хабаровского края

№ п/п

№ в теме

Число

Тема занятия

Содержание

Введение (4 ч.)

1.

1.

Наш край на карте Родины.

Край на физической и административной карте России.

2.

2.

Символика Хабаровского края.

Герб, флаг Хабаровского края и города Хабаровска

3.

3.

Хабаровск – краевой центр.

Военный пост. Краевой центр. Звание «Город воинской славы».

4.

4.

Соседи Хабаровского края.

Государственная граница. Административная граница. Дружба. Города-побратимы.

Подземные сокровища (7 ч.)

5.

1.

«Страна» гор.

Рельеф края. Хехцир.

6.

2.

Бассейн, в котором не купаются

Запасы горючих полезных ископаемых края.

7.

3.

Металл для упаковки.

Запасы оловянной руды. Касситерит. Экспедиция Скотта.

8.

4.

Всё началось с легенды.

История Кульдура. Подземные источники минеральных вод.

9.

5.

Несущие радость и красоту.

Драгоценные и полудрагоценные камни. Поделочные камни.

10.

6.

Камень, рождённый морем.

Известняк. Малый Хинган.

11.

7.

Золото – благородный металл.

Россыпи и коренные месторождения золота в крае. Драга.

Земля и вода (5 ч.)

12.

1.

Секреты чудесной кладовой.

Почвы. Забота о почвах – долг человека.

13.

2.

Заочная экскурсия на сельскохозяйственную выставку.

Первые садоводы края. Селекционеры и селекция.

14.

3.

Водные просторы края.

Пресная вода на планете. Амур и Амурский водный бассейн. Экскурсия на берег Амура.

15.

4.

Не только в Финляндии.

Озёра Хабаровского края. Охраняемые озёра.

16.

5.

Вода – драгоценный дар природы.

Путь воды в дома хабаровчан. Хабаровский Горводоканал.

Времена года в Приамурье. (11 ч.)

17.

1.

Лето кончается, осень приближается.

Стихи дальневосточных поэтов. Животные готовятся к зиме.

18.

2.

Как насекомые к зиме готовятся.

Насекомые готовятся к холодам. Стихи дальневосточных поэтов.

19.

3.

Зимний листопад.

Снегири и другие дальневосточные птицы зимой. Стихи дальневосточных поэтов.

20.

4.

У проруби.

Жизнь подводных обитателей подо льдом.

21.

5.

Зима приамурская.

Изменения в природе с приходом зимы. Народные приметы. Стихи дальневосточных поэтов.

22.

6.

Птицы весну открывают.

Перелётные птицы. Древнеславянские названия весенних месяцев. Стихи дальневосточных поэтов.

23.

7.

Лето, ах, лето …

Летние изменения в природе. Народные названия летних месяцев. Народные приметы лета. Стихи дальневосточных поэтов.

24.

8.

Кто где живёт.

Птичьи домики.

25.

9.

Как семена путешествуют.

Ветер, звери и птицы – лучшие помощники семян.

26.

10.

Лето – природы расцвет.

Две половинки лета. Стихи дальневосточных поэтов.

27.

11.

Всегда хороши леса приамурские.

Какие бывают леса. Чем отличаются. Как они выглядят в разные времена года. Стихи дальневосточных поэтов.

Проект «Самое лучшее время года в Приамурье» (6 ч.)

28.

1.

Подготовка проекта

Самостоятельные и коллективные  действия учащихся под руководством учителя:

Мозговой штурм, обсуждения темы проекта;

Практическая работа;

Исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, обсуждение научных проблем;

Распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа;

29.

2.

Подготовка проекта

30.

3.

Подготовка проекта

31.

4.

Подготовка проекта

32.

5.

Подготовка проекта

33.

6.

Защита  проектов

Защита подготовленных проектов

Личностными результатами изучения курса «Люби и знай свой край» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Люби и знай свой край» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс

Растительный и животный мир Хабаровского края.

(34 часа)

№ п/п

№ в теме

Число

Тема занятия

Содержание

Введение (1 ч.)

1.

Уникальность дальневосточных лесов

Роль лесов. Южные и северные виды животных и растений. Наступление ледника. Экскурсия в Краеведческий музей.

Растительный мир (13 ч.)

2.

1.

В лес за орехами.

«Хлебное дерево» - кедр корейский. Стихи дальневосточных поэтов. Орех маньчжурский. Использование различных частей растения. Орешник (лещина). Ценные вещества лесных орехов. Использование в пищевой промышленности.

3.

2.

Амурский виноград.

История про виноград.

4.

3.

Царица амурских медоносов.

Липа – целебное растение.

5.

4.

Черёмуха азиатская.

За что люди любят черёмуху. Виды черёмух. Целебная сила черёмухи.

6.

5.

Дуб монгольский.

Дуб дальневосточный и его европейские собратья. Как он расселяется. Использование древесины в народном хозяйстве.

7.

6.

Лесная аптека. Женьшень.

Основные лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений. Народные названия женьшеня.

8.

7.

Пробковое дерево.

Бархат амурский.  Использование пробки амурского бархата.

9.

8.

Дальневосточные подснежники.

Адонис амурский, весенник звёздчатый, хохлатки, ветреницы. Охрана первоцветов.

10.

9.

Лесные красавицы.

Рододендрон - красивоцветущий кустарник. Кустарник для озеленения. Лилия даурская, красодневы, ирисы.Касатик – мечевидный.

11.

10.

Плод пяти вкусов.

Лимонник – дальневосточная лиана. Лекарственные свойства лимонника.

12.

11.

Вкусно и полезно.

Папоротник орляк. Правила заготовки. Ценные пищевые свойства. Блюда из папоротника.

13.

12.

Лотос Комарова.

«Умытый» цветок. Озеро лотосов. Как зимует лотос. Лотосовый рис.

14.

13.

Водяной орех.

Чилим, или рогульник. Пищевая ценность. Итоговая работа «Создаём «Красную книгу»

Животный мир (20 ч.)

15.

1.

На острове Ионы.

Охотское море. Сивучи. Пернатые острова.

16.

2.

Рыбы амурского бассейна.

Опасная колючка - касатка. Ценность лосося и кеты. Нерест лососёвых. Стихи дальневосточных поэтов.

17.

3.

Соловей- красношейка.

Виды соловьёв. Поющие соловьи наших лесов.

18.

4.

Дикуша.

19.

5.

Дальневосточная жар-птица.

Фазан.

20.

6.

Птицы болот.

Болотная сова. Цапля. Польза природе. Почему сов раньше недолюбливали.

21.

7.

Лесной доктор.

Как дятел лечит деревья? Как узнать «кузницу» дятла?

22.

8.

Дрофа.

Самая крупная степная птица. Роль вожака в стае.

23.

9.

Мандаринка.

Древесные утки.

24.

10.

Голубая сорока.

Сорока обычная, сорока голубая. Забота о потомстве.

25.

11.

Летающий зверёк.

Как передвигается белка-летяга.

26.

12.

Медведи Дальневосточных лесов.

Бурый медведь. Гималайский медведь.

27.

13.

Хорошо знакомый ёж.

Редко встречающийся зверёк. Образ жизни. Чем полезен природе.

28.

14.

Зайцы.

Заяц беляк и заяц русак. Чем кормятся зайцы. Заячьи следы.

29.

15.

Второе рождение соболя.

30.

16.

Копытные наших лесов.

Лось. Изюбр. Косуля. Кабарга.

31.

17.

Дикие кошки.

Тигр. Рысь. Амурский леопард. Дальневосточный лесной кот.

32.

18.

Росомаха – зверь не пакостный.

Лохматый медвежонок. Не заслуженно обиженная.

33.

19.

Вепри. Красный волк.

Образ жизни кабанов. Чем ценны эти животные. Волки серые, волки красные. Енотовидная собака. Итоговая работа «Создаём «Красную книгу Хабаровского края»

34.

20.

Наши заповедники.

Заповедники Хабаровского края. Охраняемые растения и животные. Итоговая работа «Создаём «Красную книгу Хабаровского края»

Личностными результатами изучения курса «Люби и знай свой край» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Люби и знай свой край» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс

Население Хабаровского края. Хозяйство края.

(34 часа)

№ п/п

№ в теме

Число

Тема занятия

Содержание

Введение (1 ч.)

1.

Дальний Восток России

Страна. Родина. Малая родина. Федеральный округ. Субъект Российской Федерации. Символика Хабаровского края.

Народы Приамурья (19 ч.)

2.

1.

Народы, населяющие Хабаровский край.

Выход в Краеведческий музей. Экспозиция «Народы Приамурья»

3.

2.

Удэгейцы.

Районы заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки»

4.

3.

Удэгейцы.

5.

4.

Нанайцы.

Районы заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки»

6.

5.

Нанайцы.

7.

6.

Орочи.

Районы заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки»

8.

7.

Орочи.

9.

8.

Негидальцы.

Районы заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки»

10.

9.

Негидальцы.

11.

10.

Нивхи.

Районы заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки»

12.

11.

Нивхи.

13.

12.

Ульчи.

Районы заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки»

14.

13.

Ульчи.

15.

14.

Эвенки

Районы заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки»

16.

15.

Эвенки

17.

16.

Эвены

Районы заселения. Быт. Национальные праздники. Обряды. Игры. Читаем книгу Нагишкина «Амурские сказки»

18.

17.

Эвены

19.

18.

Подготовка к тематическому конкурсу «Народы Приамурья»

Деление на группы. Определение темы выступления. Подбор материала.

20.

19.

Подготовка к тематическому конкурсу «Народы Приамурья»

Выход в Краеведческий музей. Экспозиция «Народы Приамурья»

21.

Тематический конкурс «Народы Приамурья»

Хозяйство края (13 ч.)

22.

1.

Чем богат наш край.

Природные ресурсы края.

23.

2.

Что даёт наш край стране.

Выход в Краеведческий музей.

24.

3.

Горнорудная промышленность.

Добыча угля, золота.

25.

4.

Цветная металлургия.

Добыча олова и его обогащение.

26.

5.

Чёрная металлургия.

Выплавка стали.

27.

6.

Нефтеперерабатывающая промышленность.

Переработка нефти.

28.

7.

Лесная промышленность.

Предприятия по заготовке и переработке древесины.

29.

8.

Машиностроение.

Машиностроительные центры края: Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.

30.

9.

Лёгкая промышленность.

Предприятия по изготовлению швейных изделий.

31.

10.

Пищевая промышленность.

Предприятия по переработке овощей, мяса, молока, рыбы.

32.

11.

Рыбная промышленность.

Экскурсия (виртуальная) в Речной порт.

33.

12.

Сельское хозяйство. Таёжный промысел.

Растениеводство. Животноводство. Охотничий промысел. Таёжные заготовки.

34.

13.

Хозяйство края и экология.

Охрана природы. Заповедники. Заказники. Национальные парки.

4 класс

История освоения Хабаровского края.

(34 часа)

№ п/п

№ в теме

Число

Тема занятия

Содержание

Археология Приамурья (5 ч.)

1.

1.

Путешественники в глубь времён.

Археологические раскопки на территории Дальнего Востока. Жизнь первобытных людей на Дальнем Востоке в период каменного века.

2.

2.

Древние культуры Приамурья.

3.

3.

Памятники древнего наскального искусства на Амуре.

4.

4.

Встреча древних культур

Дальневосточные племена – мохэ, кидани и шивэй: быт, занятия, религиозные верования. Общее и особенное в развитии славянских и дальневосточных племен в V–VIII вв.

Бохай как «процветающее государство к востоку от моря». Общее и особенное в развитии древнейших государств на территории современной России в VIII–XII вв.

Дальний Восток – регион религиозного многообразия. Культурное наследие бохайского многонационального государства. Общее представление о буддизме. Археологические раскопки буддийских храмов на территории Дальнего Востока.

5.

5.

Встреча древних культур

Дальний Восток России (XVII – XIX) (8 ч.)

6.

1.

Открытие русскими Сибири и Дальнего Востока.

Хождение за Камень: открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Предки коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Россияне, открывавшие и осваивающие Сибирь и Дальний Восток в XIV–XVI вв. Наиболее яркие и интересные страницы из истории Хабаровского края (имена и события по выбору учащихся и учителя). (Лента времени, викторина «Кто возглавил эти экспедиции?»).

Деятельность Н. Н. Муравьева-Амурского по заключению мирных договоров с Китаем и образованию населенных пунктов на закрепленной за Россией территории. Освоение Приамурья и Приморья во второй половине XIX в. Переселенцы. Появление и развитие Хабаровска как центра Приамурского генерал-губернаторства.

Строительство Транссиба и моста через р. Амур. Жизнь и быт дальневосточников в конце XIX – начале XX в.

7.

2.

Урок-практикум. Бумагопластика «Морской коч»

8.

3.

Приамурское генерал-губернаторство.

9.

4.

Освоение Приамурья и Приморья.

10.

5.

Освоение Приамурья и Приморья.

11.

6.

Строительство Транссиба и моста через р. Амур.

12.

7.

Урок-практикум. Бумагопластика «Паровоз Транссиба».

13.

8.

Жизнь и быт хабаровчан в конце XIX – начале XX в.

Дальний Восток России (XX – начало XXI века) (13 ч.)

14.

1.

Гражданская война на Дальнем Востоке России.

Установление Советской власти на Дальнем Востоке. Дальневосточники в годы Гражданской войны и иностранной интервенции. Выход на Комсомольскую площадь.

15.

2.

Гражданская война на Дальнем Востоке России.

Посещение экспозиции Краеведческого музея «Волочаевская сопка»

16.

3.

Их именами названы…

Именя героев Гражданской войны в названиях улиц, площадей.

17.

4.

Им рукоплескала вся страна.

Выход в к памятнику Чкалову.

18.

5.

Урок-практикум. Бумагопластика «Самолёт-разведчик Р-6»

19.

6.

Хабаровский край в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Защита дальневосточных рубежей СССР в годы Великой Отечественной войны. Дальневосточники-герои.

20.

7.

Их именами названы…

Именя героев ВОВ в названиях улиц, площадей.

21.

8.

Хабаровский край в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Посещение площади Славы и Вечного огня.

22.

9.

Хабаровский край в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

23.

10.

Урок-практикум. Бумагопластика «Письмо с фронта».

Труд, быт и праздники наших бабушек и дедушек.

Судьба наших родных, связанная с историей Отечества в годы войны. Книга памяти Хабаровского края.

24.

11.

Хабаровский край на карте России и мира в XXI веке.

25.

12.

Байкало-Амурская магистраль.

26.

13.

Главный порт Хабаровского края.

Ванинский морской порт.

Журнал «Моя семья в истории края» (8 ч.)

28.

1.

Создаём журнал «Моя семья в истории края».

Самостоятельные и коллективные  действия учащихся под руководством учителя:

Мозговой штурм, обсуждения темы, подбор материала;

Практическая работа;

Исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, обсуждение научных проблем;

Распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа.

29.

2.

30.

3.

31.

4.

32.

5.

33.

6.

34.

7.

35.

8.

Личностными результатами изучения курса «Люби и знай свой край» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Люби и знай свой край» в 3 – 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Список литературы

  1. Атлас. Люби и знай свой край / Учебное пособие для учащихся 1-6 классов общеобразовательных школ – Хабаровск: Федеральная служба геодезии и картографии, 2002, издание второе.
  2. А. Е. Тихонова, Л. А. Востриков. Твой родной край. Хабаровское книжное издательство, 1993.
  3. В. И. Чернышёва. Хабаровск. Хабаровское книжное издательство, 1958.
  4. Л. А. Востриков, З. В. Востоков. Хабаровск и хабаровчане. Хабаровское книжное издательство, 1991.
  5. Н. П. Рябов. Улицы Хабаровска рассказывают. Хабаровское книжное издательство, 1977.
  6. Хабаровск. Россия. Фотоэссе о Хабаровске. Г. Хабаровск: Издательско-полиграфическая фирма «Аура и Кº», 1994.
  7. Е. Кассин, Г. Расторгуев, Ю Муравин. Хабаровск. Хабаровское книжное издательство, 1979.
  8. А. Е. Ферсман. Занимательная минералогия. Свердловское книжное издательство, 1954.
  9. За страницами учебника географии. Книга для чтения. Составитель К. П. Сергеева. Москва: «Просвещение», 1997.
  10. В. Яхонтов. Страна птиц. Хабаровское книжное издательство, 1969.
  11. А. Нечаев. Зелёные стрелы. Рассказы амурского ботаника. Хабаровское книжное издательство, 1980.
  12. С. П. Кучеренко. Рыбы у себя дома. Хабаровское книжное издательство, 1988.
  13. М. Махлин. Амурский аквариум. Хабаровское книжное издательство, 1984.
  14. С. П. Кучеренко. Звери у себя дома. Хабаровское книжное издательство, 1973.
  15. С. Д. Шлотгауэр, А. Б. Мельникова. Они нуждаются в защите. Редкие растения Хабаровского края. Хабаровское книжное издательство, 1990.
  16. Тайга дальневосточная. Фоторассказ о неповторимом творении природы – лесах Дальнего Востока и их обитателях. Составитель Г. Е. Росляков. Хабаровское книжное издательство, 1986.
  17. Ю. Б. Пукинский. Птицы Уссурийской тайги. Хабаровское книжное издательство, 1984.
  18. Большехехцирский заповедник. Проспект. Редактор В. Ф. Ковтун. Хабаровское книжное издательство, 1987.
  19. Приамурье моё. Работы художника Г. Павлишина. Комплект репродукций. Хабаровское книжное издательство, 1982.

Мультимедийные ресурсы:

  1. Диск «Пособие по географии Хабаровского края»
  2. Диск Физическая география Хабаровского края. Интерактивный атлас.
  3. Диск Атлас по АТР

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.khabkrai.ru/about/symbolism.html Символика Хабаровского края
  2. http://www.vladivostokgid.ru/nature/guides/botchinskiy-zapovednik.html Ботчинский заповедник
  3. http://trasa.ru/region/habarovskiy_zapov.html   Заповедники Хабаровского края
  4. http://elite-pets.narod.ru/myths_6.htm  Мифы и легенды о животных и птицах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай свой край

Цели урока:-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся по изученному разделу;-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интер...

Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов

Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Своя игра "Люби и знай свой край"

Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай свой край" 4 класс

Данная программа предназначена обучающимся 4го класса для более глубокого и полного изучения природы и истории Ленинградской области....

Рабочая программа курса"Знай свой край"

Программа курса внеурочной деятельности на основе интегрированного курса "Краеведение"....