«Графические органайзеры как средство эффективного обучения».
статья

Зайцева Светлана Анатольевна

В статье дается определение графического органайзера. Также подробно описывается для чего и с какой целью используются графические органайзеры. Приводятся примеры использования графических органайзеров в практике учителя начальной школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Графические органайзеры как средство эффективного обучения».

Зайцева Светлана Анатольевна

Нур- Султан

Alpamys School

Учитель начальных классов

Педагог- мастер

Аннотация

В статье дается определение графического органайзера. Также подробно описывается для чего и с какой целью используются графические органайзеры. Приводятся примеры использования графических органайзеров в практике учителя начальной школы.

В современном мире дети встречаются с огромным потоком информации, которую необходимо изучить, проанализировать и сделать выводы. На помощь приходят органайзеры. Графический органайзер, также известный как карта знаний, концептуальная карта, карта-история, когнитивный органайзер, расширенный органайзер или концептуальная диаграмма, представляет собой инструмент коммуникации, который использует визуальные символы для выражения знаний, концепций, мыслей или идей, а также взаимосвязей между ними. Основная цель графического органайзера - предоставить наглядную помощь для облегчения понимания и обучения.

Графические органайзеры визуально отображают, демонстрируют взаимосвязь между фактами, идеями и концепциями. Использование визуальных, пространственных, графических органайзеров позволяет учащимся организовывать, понимать и усваивать новые знания.

Использование графических органайзеров может быть очень полезным, как для учащихся, так и для учителей. Это упрощает преподавание и процесс обучения, делая его более приятным и интерактивным для всех.

Графические органайзеры выполняют двойную функцию. Они эффективны как в качестве учебного пособия, так и в качестве учебной стратегии.

В качестве учебной стратегии они помогают учителям:

  • представить новую тему;
  • закрепить пройденный материал и связать с новой темой;
  • организовать содержание материала, которое будет представлено визуально;
  • подвести итоги урока;
  • проанализировать понимание учащимися пройденного материала.

Преимущества графических органайзеров, как инструмента обучения:

  • повышает вовлечённость и активность учащихся в учебный процесс;
  • обеспечивает практический подход к обучению;
  • учащиеся активно вносят свой вклад в процесс обучения;
  • дизайн графических органайзеров стимулирует и развивает творческое и логическое мышление;
  • помогает выделить ключевые моменты в данной информации;
  • способствует активному обучению;
  • развивает навыки работы в группе;
  • развивает когнитивные навыки с помощью таких инструментов, как мозговой штурм, генерация идей, критическое мышление и т. д.;
  • помогает глубже понять содержание учебного материала;
  • визуальные подсказки помогают при закреплении материала перед контрольными работами или экзаменами;
  • графические изображения позволяют учащимся объемный и сложный материал разбить на более простые иллюстрации и части, которые легко понять и запомнить;
  • огромным преимуществом органайзеров является эффективность в облегчении обучения учащихся с ограниченными возможностями.

Использование графических органайзеров улучшает процесс обучения классе. Хотя графические органайзеры очень просты для глаз, они являются мощными инструментами, весьма полезными для изменения и улучшения процесса преподавания и обучения в классе.

Знакомя учащихся с новым графическим органайзером, необходимо описать его назначение, смоделировать его использование и предоставить учащимся возможности для практики под руководством учителя. Как только учащиеся освоятся работу с органайзером, можно приступать к самостоятельной работе с органайзерами. Педагог должен поощрять и помогать учащимся создавать свои собственные органайзеры. При этом учащиеся должны играть активную роль в обучении, обрабатывая и реорганизуя информацию. Изменение организованной структуры информации дает учащимся возможность учиться на собственных ошибках. Это также позволяет учащимся создавать карты, соответствующие их индивидуальному стилю обучения. Учащиеся могут создавать свои собственные органайзеры, используя полный текст, чтобы выделить и упорядочить ключевые понятия. Этот метод обобщения является инструментом, позволяющим увидеть, могут ли учащиеся интерпретировать то, чему их учили, и излагать это в кратких и точных терминах.

В своей практике активно использую различные органайзеры, как шаблоны, так и собственные. Вот некоторые из них:

  • органайзеры для организации написания сочинений «Солнце- карты»;
  • понять любую сложную тему поможет «Модель Фраера»;
  • органайзер мыслей, который используется для описания трёх аспектов темы «Y- диаграмма»;
  • быстро и просто структурировать любые потоки информации помогают «Интеллект- карты» или «Майнд- карты»;
  • упростить подготовку по устным предметам поможет «Фишбоун» или «Гамбургер»;
  • систематизировать и упростить информацию для понимания, подготовить пересказ текста поможет «Паук- карта»;
  • для развития творческого, креативного мышления, расширения кругозора, решения поставленных проблем поможет создание «Лэпбуков».

Графический органайзер - это инструмент или структура, которая позволяет собирать, связывать и представлять информацию визуально. Они могут принимать различные формы. Информация на листе бумаги или компьютере, представленная в удобном для чтения формате, помогает улучшить запоминание, усвоение, анализ или применение. После завершения работы с органайзером он служит презентацией или учебной моделью. Графические органайзеры играют все большую роль в процессе организованного, активного обучения и могут быть с успехом использованы в самообразовании.

Список литературы:  

  1. Р. Кирилина, С. Кирилин «Техники эффективного обучения от А до Я». Издательские решения 2021 г..
  2. Р. Кирилина, С. Кирилин «Интеллект- карты от А до Я». Издательские решения 2021 г..
  3. Джуди Уиллис «Как научить ребенка легко учиться». ЛитРес 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...

«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны

Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...

Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

 Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

« Проектная деятельность учащихся , как средство эффективности обучения.»

« Проектная деятельность учащихся , как средство эффективности обучения.»...

«Нестандартные формы работы на уроке, как средство эффективности обучения детей с ОВЗ».

В статье приводятся примеры форм работы с детьми с ОВЗ, способствующие более осознанному и глубокому усвоению учебного материала....