Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои проекты". 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Маслова Елена Борисовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои проекты". 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_moi_proekty_3_klass_2021-2022.docx48.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»

«Рассмотрено»

Руководитель Кафедры/МО

____________/ ______________/

Протокол МО

№____ от «____»___________2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 

__________________/ __________/

 

      «____»___________2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей №5»

____________/ Шишкова Г.В. /

Приказ

№____ от «____»___________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

начального общего образования

 «Мои проекты» (кружок)

3 Д класс

 

Разработчик: Маслова Елена Борисовна, учитель начальных классов

Утверждена на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2021 г.

 

2021-2022 учебный год

г. о. Зарайск

Пояснительная записка

Рабочая программа «Мои проекты»  составлена на основе   авторской программы обучающего и развивающего курса Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф. «Учусь создавать проект» с использованием   методического пособия Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф. «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012

 Рабочая программа «Мои проекты»,  составленная на основе авторской программы Сизовой Р.И., реализуется в полном объеме в условиях равномерного распределения учебного времени по модулям. Большее количество часов предусмотрено  на работу с детьми в каникулярное время при организации интеллектуальных конкурсов, познавательных игр, олимпиад, викторин.

Целью реализации   программы  на уровне  начального общего образования по курсу  «Мои проекты» является усвоение содержания  «Учусь создавать проект»  и достижение обучающимися следующих результатов: активное использование  метода групповых проектов, самостоятельный выбор тем (подтем) проекта, приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации,

в соответствии с требованиями  основной образовательной программой МБОУ «Лицей №5» на уровне начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по курсу  «Мои проекты» для учащихся 3 класса рассчитана на 34 часа, что предусмотрено основной образовательной программой и учебным планом внеурочной деятельности  МБОУ «Лицей №5».  

 

Главными задачами реализации курса внеурочной деятельности «Мои проекты»  являются:

1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.

3. Обучить основам оформления работ.

4.Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

6. Воспитание системы нравственных и межличностных отношений.

        Технологии, используемые при организации занятий: технология развивающего обучения, учебно-игровой деятельности,  ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, проектная технология.

Результат предусматривает: позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

        Учебное пособие для обучающегося:  

Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: в 2-х частях: Издательство РОСТ.-48 с: ил- (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект), 2016 год.

для педагога:

Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012

Электронные образовательные ресурсы:

Презентации по проектной деятельности   https://prez-proekt.ru

«Детские презентации» по развитию познавательных способностей  http:// viki.rdf.ru

Почему и потому. Детская энциклопедия  http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

Планируемые результаты освоения внеурочного курса «Мои проекты»

Планируемые личностные и метапредметные результаты

Планируемые результаты

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • развивать навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем план
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для решения проблемы;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
  • планировать собственную проектную деятельность.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

  • выбирать пути решения задачи исследования;
  • классифицировать предметы, явления и события;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
  • осуществлять сотрудничество со взрослыми;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности.
  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • самостоятельно осуществлять  поиск, систематизацию и оформление интересующей информации;
  • использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Содержание программы внеурочного курса «Мои проекты»

3 класс (34 часа)

Работа над проектом (15 ч)

Круг твоих интересов. Хобби (1 ч)

Понятие «хобби». Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Увлечения. Этапы работы над проектом

Выбор темы твоего проекта (1 ч)

Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи. Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта.

Выбор темы твоего исследования (1 ч)

Предположение. Гипотеза. Решение задач.  Понятия «формулировка»  «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги,газеты, журналы

Требования к паспорту проекта (2 ч)

Составление паспорта проекта.   Толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя.

Требование к составлению анкет для проекта (2 ч)

Анкетирование. Толкование новых понятий.  Нахождение  важных, существенных признаков в любом начинании, в любом процессе. Составление вопросов для анкет.

Постер (3 ч)

Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Толкование новых понятий. Создание постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами, планами под руководством учителя.  Устные и письменные сообщения. Практическая работа. Создание мини-постера. 

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе (2 ч)

Обработка информации. Интервью. Визитка.

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия (1 ч)

Пожелания будущим проектантам (2 ч)

Творческая работа. Составление и оформление рекомендательных писем будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году

Программа МРР (18 ч)

Изучение и освоение возможностей программы МРР (6 ч)

Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Анимация. Настройка анимации. Требования к составлению компьютерной презентации.

Программа МРР-MicrosoftPowerPoint . Дизайн (3 ч) 

Нахождение  ошибок в готовой презентации и исправление их.  Работа  с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».

Фотографии на слайдах (2 ч)

Работа с фотографиями.  Изучение и осваивание  возможности программы MicrosoftPowerPoint.

Требования к компьютерной презентации (7 ч)

Программа МРР. Изучение и осваивание возможности программы MicrosoftPowerPoint.

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. Знакомство с понятием «презентация проекта». Индивидуальная помощь  детям по созданию презентации на бумаге.

Итоговое занятие (1 ч)

Рекомендуемая модель занятия

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных»переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка»помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема  раздела

Количество часов

1.

Работа над проектом

15

2.

Программа МРР

18

3.

Итоговое занятие

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

на 2021/22 учебный год

3 класс, 34 часа

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по

факту

Форма проведения занятия

Применяемый ЭОР, ЦОР (ссылка)

Воспитательный аспект занятия

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

06.09-10.09

Занятие-беседа

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/krug-tvoih-interesov-hobbi-uvlechenija-jetapy-raboty-nad-proektom.html

Воспитывать положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1

13.09-17.09

Занятие-беседа

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/vybor-temy-tvoego-proekta-podbor-materiala-dlja-proekta-problema-reshenie-problemy.html

Формировать интерес к новым способам познания

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

1

20.09-24.09

Занятие- размышление

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/vybor-temy-tvoego-issledovanija-predpolozhenie-gipoteza-reshenie-zadachi.html

Формировать умение оценивать поступки с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях

4-5

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия

2

27.09-01.10

11.10-15.10

Групповое занятие- размышление

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/trebovanija-k-pasportu-proekta-sostavlenie-pasporta-proekta-prakticheskie-zanjatija-zanjatie-4.html

Формировать умения строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления

6-7

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

18.10-22.10

25.10-29.10

Занятие- рассуждение, анкетирование

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/trebovanija-k-sostavleniju-anket-dlja-proekta-anketirovanie-zanjatie-6.html

Формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа

8

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

01.11-05.11

Творческая работа

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/poster-trebovanija-k-sozdaniju-postera-uslovija-razmeshhenija-materiala-na-postere.html

Воспитывать сопереживание, уважение и доброжелательность

9-10

  Практическая работа. Создание мини-постера

2

08.11-12.11

22.11-26.11

Практическое занятие

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/prakticheskie-zanjatija-sozdanie-mini-postera-zanjatie-9.html

Формировать способность адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности

11,12,13

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

29.11-03.12

06.12-10.12

13.12-17.12

Работа с компьютером

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/izuchenie-i-osvoenie-vozmozhnostej-programmy-mrr-vstavka-fotografij-risunkov-figur-diagramm-zanjatie-11.html

Формировать интерес к новым способам познания

14,15,16

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

3

20.12-24.12

27.12-31.12

10.01-14.01

Работа с компьютером

 https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/programma-mrr-animacija-nastrojka-animacii-zanjatie-14.html

Способствовать соблюдению правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)

17,18.19

  Программа МРР. Дизайн

3

17.01-21.01

24.01-28.01

31.01-04.02

Работа с компьютером

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/programma-mrr-dizajn-zanjatie-17.html

Формировать интерес к новым способам познания, воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства

20-21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографией на слайдах

2

07.02-11.02

14.02-18.02

Работа с компьютером

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/fotografija-na-slajdah-rabota-s-fotografiej-na-slajdah-zanjatie-20.html

Воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

22-23

Требования к компьютерной презентации

2

28.02-04.03

07.03-11.03

Работа с компьютером

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/trebovanija-k-kompjuternoj-prezentacii-zanjatie-22.html

Воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками

24-25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

2

14.03-

18.03

21.03-25.03

 

Работа с компьютером

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/zakreplenie-poluchennyh-umenij-i-navykov-v-rabote-s-programmoj-mrr-zanjatie-24.html

Способствовать соблюдению правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)

26,27,28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

3

28.03-01.04

11.04-15.04

18.04-22.04

Творческая мастерская

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/prakticheskoe-zanjatie-sostavlenie-pervoj-prezentacii-po-zadannomu-tekstu-zanjatie-26.html

Формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия

29-30

  Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

2

25.04-29.04

02.05-06.05

Творческая работа

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/podgotovka-proektnoj-dokumentacii-k-vystupleniju-na-konkurse-obrabotka-informacii-intervju-vizitka-zanjatie-29.html

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

09.05-13.05

 Тестирование

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/testy-testirovanie-samoanaliz-refleksija.html

  • Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности

32

Твои впечатления работы над проектом

1

16.05-20.05

Дискуссия

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/tvoi-vpechatlenija-ot-raboty-nad-proektom-3-klass.html

Формировать умение соблюдать основные моральные нормы

33

Пожелания будущим проектантам

1

23.05-27.05

Игровое занятие

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/pozhelanija-budushhim-proektantam-3-klass.html

Формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках

34

Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году

1

23.05-27.05

Занятие- праздник

https://prez-proekt.ru/kurs-uchus-sozdavat-proekt/stranica-blagodarnosti-tem-kto-okruzhal-i-podderzhival-tebja-v-jetom-godu-sovety-na-leto-ot-mudrogo-delfina.html

Формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа

Литература

1.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012

2.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: в 2-х частях: Издательство РОСТ.-48 с: ил- (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект), 2016 год.

Электронные образовательные ресурсы:

1.Презентации по проектной деятельности   https://prez-proekt.ru

2.«Детские презентации» по развитию познавательных способностей  http:// viki.rdf.ru

3.Почему и потому. Детская энциклопедия  http://www.kodges.ru/dosug/page/147/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...