Статья "Особая роль первого класса в дальнейшем развитии ребёнка"
статья (1 класс)

Для каждого ребёнка начальная школа - это очень важный этап на пути становления успешной личности. А первый год обучения является самым серьёзным испытанием в жизни маленького школьника. В зависимости от того, какие эмоции будут ведущими в этот период жизни (страх или уверенность в себе, тревога или желание познавать неизведанное), определяется успешность дальнейшего пути ребёнка. В  данной статье рассматривается особая роль первого класса в формировании отношения ребёнка к школе, исследуются основные факторы, влияющие на формирование мотивации первоклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pervogo_klassa_v_razvitii_rebyonka.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Особая роль первого класса в дальнейшем развитии ребёнка»

Выполнил:

Чувашова Елена Павловна

Санкт-Петербург

2022

В современном мире образование – это неотъемлемая часть успешного развития каждого человека. Важная роль в этом процессе принадлежит начальной школе, поскольку именно в этот период формируются основные умения и навыки, которые в дальнейшем обеспечат надёжный фундамент для серьёзных достижений. Пожалуй, самым важным и сложным для ребёнка является первый год обучения. Поэтому необходимо уделить пристальное внимание именно этому этапу в жизни детей.

Многие родители считают, что первый класс – это беззаботное время, так как в этот период предусмотрена безоценочная система, небольшое количество уроков, отсутствие обязательного домашнего задания. На самом деле первый класс – это важнейший этап, когда в сознании маленького человека возникает вопрос, ответ на который обеспечивает успешность его дальнейшего пути. Это вопрос: «Зачем я хожу в школу». Ребёнок определяется со своим отношением к школе и учёбе. В этот момент необходима грамотная помощь учителя, который может стать посредником между миром взрослых и миром детей, а также поспособствует развитию у ребёнка уверенности в себе и внутренней мотивации.  

Факторы, влияющие на формирование положительного отношения к школе.

  1. Положительные эмоции

Каждый первоклассник, впервые переступая порог школы и знакомясь с учителем, испытывает огромный спектр эмоций: от растерянности и страха, до радостного удивления и восторга. Порой ребёнку сложно не только объяснить, но и  понять те чувства, которые он испытывает. Этот период времени необходимо наполнить приятными эмоциями, чтобы школа ассоциировалась у ребёнка с хорошими, добрыми моментами. Для этого достаточно улыбнуться в начале учебного дня, пожелать удачи, настроить на новые открытия на уроках. Таким образом, первоклассник, давая оценку окружающей его обстановке через призму положительных эмоций,  будет чувствовать себя в безопасности, а в его сознании закрепится уверенность в том, что школа – это место, где ему рады.

  1. Самооценка

  Первый год обучения позволяет сформировать у ребёнка осознание себя учеником, чьи вопросы вызывают интерес, а идеи заслуживают внимания взрослых людей. В первом классе дети с восторгом делятся своими мыслями на уроке. Очень важно не упустить этот момент, нужно давать возможность высказываться всем желающим, разумеется, определяя заранее правила выступления. При этом не менее важно не поощрять высказывания, не имеющие отношения к теме разговора, или же уже озвученные мысли. Учитель должен направлять детей, мотивировать их размышлять и обосновывать свои идеи, чтобы ребёнок понимал важность грамотно построенного высказывания. У ребёнка формируется представление о том, что его мнение имеет значение для окружающих, а также дети учатся выстраивать диалог, аргументируя свои тезисы. В дальнейшем этот опыт будет способствовать желанию развиваться, совершать открытия, отстаивать своё мнение.

  1. Нестандартные формы занятий

Многие первоклассники приходят в школу хорошо подготовленными. Усиленное посещение подготовительных занятий, развивающих курсов и т.д. приводит к тому, что у ребёнка возникает ощущение, что он уже всё знает, и у него пропадает заинтересованность и любознательность. Главное, что может сделать учитель, это подарить ребёнку возможность удивляться своим открытиям. «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» (В.А. Сухомлинский). Используя нестандартные формы занятий в первом классе, учитель даёт возможность детям раскрепоститься, снять напряжение, сформировать навыки учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Такой вид работы дети воспринимают как праздник, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. А это в свою очередь помогает сформировать положительно отношение к образованию.

  1. Поддержка семьи

В формировании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе. Неподдельный интерес со стороны родителей к изучаемому материалу, а также искреннее удивление открытиями, сделанными в школе, воспитывают в ребёнке понимание важности образования.

Все перечисленные факторы, бесспорно, оказывают влияние на формирование отношения к школе у ребёнка на протяжении всего периода обучения. Но именно первый год является особенно значимым, поскольку ребёнок впервые знакомится с новым видом деятельности, учится выстраивать отношения с окружающими, отстаивать своё мнение, выстраивать диалог. То впечатление, которое сложится у ребёнка в течение этого времени, на подсознательном уровне будет влиять на отношение к школе в дальнейшем. Первый класс — это период, когда малыш радуется успехам, получает возможность стать энергичным участником образовательного процесса. Он начинает осознавать свои действия, оценивать свои поступки, принимать решения, высказывать мнение. И в результате у ребёнка появляется ответ на главный вопрос: «Я прихожу в школу, чтобы получать знания, совершать открытия, делать интересные умозаключения». Главная победа учителя в завершении первого года обучения – это первоклассники, которые с большим желанием и радостью приходят в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль витаминов в развитии ребёнка

Исследовательская работа Роль витаминов в развитии ребёнка...

Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика

Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....

Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика

Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....

Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребёнка.

Дистанционные олимпиады играют важную роль в интеллектуальном развитии детей....

Родительское собрание на тему Роль общения в развитии личностных качеств в развитии ребёнка

Общение родителей с детьми - важный фактор для развития личности ребёнка....

Первый раз в первый класс. Внимание. Как помочь ребёнку.

Не секрет, что одним из основных аспектов хорошей успеваемости является внимание. Работа над его  развитием начинается ещё в детском саду и продолжается в школе.  Неотъемлемыми участиками пр...

Родительское собрание 2 класс. Тема: «Роль семьи в развитии ребёнка»

Цель: создание условий для ознакомления родителей с методами воспитания младших школьников; определение средств и приёмом построения гуманных взаимоотношений в семье.Задачи:- Изучить, обобщить, систем...