Доклад по теме: «Учебная мотивация-основное условие успешного обучения». ( из опыта работы)
материал

Зезюлина Надежда Анатольевна

  Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности. Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

                  Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой – с безразличием? Мотивация (от лат. «двигать») – это методы, средства, побуждения учеников к активной познавательной деятельности, т.е. это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию. Мотивация является важным компонентом учебной деятельности. Через нее педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучения, формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету. Положительная мотивация улучшает качественные показатели познавательных процессов. Выделяют пять уровней учебной мотивации:

 I — высокий

II — хорошая школьная мотивация 

 III — положительное отношение к школе.

 IV — низкая школьная мотивация

V — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_iz_opyta_raboty.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты

Доклад по теме:

«Учебная мотивация-основное условие успешного обучения».

(из опыта рабты)

                                               Подготовила

                                                                              Зезюлина Надежда Анатольевна

                                                                       учитель начальных классов

2020 г.

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться".

Василий Александрович Сухомлинский

    Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности. Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой – с безразличием? Мотивация (от лат. «двигать») – это методы, средства, побуждения учеников к активной познавательной деятельности, т.е. это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию. Мотивация является важным компонентом учебной деятельности. Через нее педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучения, формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету. Положительная мотивация улучшает качественные показатели познавательных процессов.  

 В качестве примера значения мотивации хотелось бы зачитать шуточное стихотворение.  

За уши зайца несут к барабану.

Заяц ворчит: «Барабанить не стану!

 Нет настроения!  Нет обстановки!

 Нет подготовки! Не вижу морковки!»

 Как для зайца морковка, так для ребенка в учении необходима мотивация. Мотивация выполняет несколько функций:  побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающихся во взаимодействии ребенка со взрослым.

 Выделяют пять уровней учебной мотивации:

 I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

II — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

III — положительное отношение к школе. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает.

IV — низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

V — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам, нормам.

    Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). 

    Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета. На уроке новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Чем чаще проверяют работу школьников, тем интереснее им работать.

Для оценки знаний на уроке использую работу в парах с взаимопроверкой, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание - внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа;

-"метод закрытой доски" - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом.

   Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем - недостатки.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.

 Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме (на уроке используется  наглядный материал, презентации). Стараюсь создать на уроке ситуации успеха для учащихся.

        Мотивационно-целевой блок решает задачу осознания целей учения и их реализации.

Это  возможно достичь благодаря следующим приёмам:

 1.Разноуровневые задания на уроках.

 2.Дозировка домашних заданий.

 3.Выяснение причин ошибок и определение последующих действий.

 4.Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией.

 5.Определение значимости изучаемого материала.

Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности. Для этого на уроках я использую:

1.Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу.

2.Необычную форму преподнесения материала.

3.Создание проблемной ситуации.

4.Привлекаю учащихся к оценочной деятельности, отзыв учащихся об ответе других.

5.Использую стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание незначительной помощи, усложнение заданий.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала на уроках математики: «Найди лишнее число в каждом ряду», «Зачеркни его», «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания», «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово и определи тему урока». За время работы я обратила внимание на то, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам на уроке математике: найти площадь класса, средний возраст членов семьи. В разработанные уроки и внеклассные мероприятия стараюсь включать загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой. Особенно интересна для детей  тема « Фразеологизмы» в 3 классе  на уроке русского языка, где выясняется смысл каждого сказанного словосочетания, употреблённого в нашей речи.

Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 2 до 3 минут и смена поз происходит 1-2 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды учебной работы, например:

  • работа в парах, задать друг другу вопросы;
  • игры на внимание;
  • проверка друг у друга выполненных номеров на уроке математики учащимися, которые выполняют задания быстрее;
  • проверка таблицы умножения.

Мотивация ученика- получить хорошую отметку, выполнить задание быстрее других.

У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряжённости при выполнении учебных заданий. На современном этапе развития начального образования большое внимание уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника, изменяются и цели контролирующей и оценочной функции учителя. Педагогическое значение этой деятельности таково:

  • у учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты;
  • воспитываются самостоятельность и ответственность школьников;
  • формируются важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка

Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение. Это  практикуется на уроке литературного чтения, где ребята рассказывают приготовленную биографию писателей используя презентации. Мотивация - хорошая оценка и умение заинтересовать товарищей новой  информацией.

Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

 Своё выступление хотелось бы закончить словами: « Успех в учёбе- это завтрашний успех в жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения"

Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения...

доклад "Мотивация учения - основное условие успешного обучения"

доклад  " Мотивация учения- основное условие успешного обучения" . Выступление поддерживается презентацией и коментариями связанные с педагогическим опытом...

Мотивация - основное условие успешного обучения.

Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к...

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...

Обучение английскому языку в 10-11 классах в условиях дистанционного обучения (из опыта работы)

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...