Рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа

Рабочие программы по внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экоша30.12 КБ
PDF icon Земля у нас одна930.5 КБ
Файл Мир в котором мы живем 39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:                                                      Утверждено:

На заседании МО

учителей предметников                                      Директор МКОУ «Шибаевская ООШ»

Протокол №_____                                                 ______________/Ухаловой Г.М./

От  «__»________2021г                                        От «___»____________2021г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭКОША»

(естественно – научное направление)

Автор программы:

Дрегальчук Ангелина Дмитриевна

с. Шибаево - 2021

Пояснительная записка

        В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. В современных условиях проблема экологического воспитания детей младшего возраста очень актуальна. Дети этого возраста проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы и человека (как части экологической системы), что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе. Основу изучения курса « Экоша » составляют знания о природе, человеке, обществе.
        Образовательная программа « Экоша » направлена на формирование у школьников ответственного отношения к окружающей среде, к себе, окружающим людям. В то же время содержание программы составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся начальной школы.
        Получение экологических знаний способствует формированию естественно – научного понимания природы, её особенностей, расширению кругозора, помогает понять связи программного материала с повседневной жизнью.

        В течение всего времени изучения данного курса обучающиеся проводят систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, пытаются анализировать и обобщают результаты наблюдений, творчески оформляют их. Наблюдения проводятся, как правило, под руководством учителя, отмечаются наиболее характерные и значимые явления в природе в разные сезоны годы. Наблюдения, экскурсии, демонстрации, практические работы, моделирование являются важным источником сведений о природе, её объектах и явлениях. Многогранная познавательная деятельность создаёт основу для развития личности.

        Данный курс поможет ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в  созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения малыши овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у малышей фундамента экологической культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить простые опыты, соблюдать правила поведения в мире людей и природы, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде. Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками. Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения. Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

        Данная программа играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В ходе реализации данной программы будут использоваться и тем самым подкрепляться умения, полученные на уроках чтения, письма, изобразительного искусства, технологии, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.

Цель программы: сформировать у обучающихся целостный взгляд на окружающий мир и взаимодействие человека с этим миром для сохранения своего здоровья и здоровья окружающей среды.
Задачи:
1. Формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимся знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
2. Формирование представления о здоровом образе жизни.
3. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и их соблюдение в своей жизнедеятельности.
4. Формирование целостной картины окружающего мира, знакомство с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества.
5. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, природе, жизни.
6. Развитие экологического мышления и экологической грамотности.
7. Развитие потребности добывать знания из разных источников информации энциклопедий, справочников, телепередач, научно-популярной литературы); учиться делать собственные наблюдения, организовывать опытно-экспериментальную деятельность.

Содержание программы
1 год обучения. «Экология и мы» (теория - 14ч., практика - 19 ч.).
2 год обучения. «Экология жилища и одежды» (теория - 24 ч., практика - 10 ч.).
3 год обучения. «Экология питания» (теория - 29 ч., практика - 5 ч.).
4 год обучения. «Экология родного края» (теория - 20 ч., практика -13 ч.).

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
- актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения в том числе «мозговой штурм», а также стимулирующие аудиоматериалы);
- формирование новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов, элементов психодрамы);
- отработка личной стратегии поведения («аукционы идей», выполнение проектных и исследовательских работ, а также другие способы решения проблемных ситуаций);
- осмысление полученного опыта, рефлексия («продолжи фразу» и другие).
        

        Программа «ЭКОША» ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- учебно – познавательный интерес к природоохранной деятельности.

Регулятивные

- умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие познавательного интереса;

- планировать свои действия при выполнении различных заданий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (работа в паре, работа с родителями);

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные

- осуществлять анализ выполненных действий;

- активно включаться в процесс выполнения заданий;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные

- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-участвовать в коллективном обсуждении вопросов по охране природы.

 Сроки реализации программы:  1 год

Форма реализации:  кружок

Режим и место проведения:  1 занятие в неделю – 35 - 40 минут, класс, пленэр.

Итоги реализации программы могут быть представлены через организацию совместной деятельности детей и их родителей, участие в общешкольных мероприятиях, а также при организации и проведении выставки рисунков и проведении утренника в МДОУ «Слободчиковский детский сад «Колокольчик» в рамках реализации программы преемственности».

Планируемые результаты реализации программы.

        К концу обучения по этой программе обучающиеся должны знать: значение растений и животных в жизни человека, правила ухода за ними; организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и меры борьбы с ними; разносторонние связи человека с окружающей природной средой (человек - существо природное и социальное); нормы здорового образа жизни; правила безопасного поведения в природе и обществе; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; правила гигиены и ее значение в жизни человека; влияние на развитие организма вредных привычек; иметь представление о разнообразии и значении лекарственных растений края, знать правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях, рецепты применения; историю возникновения человеческого жилья; значение питания в жизни человека, роль экологически чистых продуктов; влияние природных условий на внешний вид человека; функциональное, эстетическое и экологическое назначение парковой зоны в городском массиве; функциональное и эстетическое значение одежды человека; должны уметь: устанавливать связи между человеком, миром, созданным им и природой, понимать какое влияние оказывает на современного человека достижения науки и техники, выполнять правила поведения в природе; применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними животными; вести здоровый образ жизни; заботиться об окружающей среде, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе; улучшать состояние окружающей среды (жилища, двора, улицы, ближайшего природного окружения)

Программа кружка «Экоша» ориентирована на достижение первого и второго уровней воспитательных результатов.

Деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение результатов первого уровня.

Ученик научится:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- называть существенные признаки предметов;

- выявлять причины событий (явлений);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ученик получит возможность научится:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Результаты второго уровня.

Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:  принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

        Формы проведения занятий: целевая прогулка, экскурсии, конкурсы, игры, практикумы.  Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Тематический план

Первый год обучения. «Экология и мы» 1 класс (33 часа)

п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности/ форма занятия

Кол – во часов

Аудитория

Вне

ауди

тории

Теория

Практи

ка

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

Вводное занятие

1

2

Моя малая Родина

Экскурсия по селу

1

3

Что такое экологи?

Прогулка по

окрестностям села

1

4

Труд людей осенью

Беседа с элементами игры

1

5

Место человека в природе

Прогулка, зарисовка листьев

1

6

Экологическая тропа

Беседа с элементами игры

1

7

Неживая природа

Беседа с элементами игры

1

1

8

Вода и ее признаки

Беседа с элементами игры

1

9

Водные ресурсы

Беседа, просмотр фильма

1

10

Энергосбережение

Подбор и разучивание стихов

1

11

Экологический Светофор

Выставка рисунков

Проведение утренника

1

1

12

Домашние животные

Рассказ учителя, беседа

1

13

Домашние растения

Рассказ учителя, беседа

1

14

Грибы, правила сбора. Съедобные грибы

Рассказ учителя, беседа. Рисуем грибное царство

1

15

Ядовитые грибы

Рассказ учителя,с элементами игры, обсуждение занятия

1

16

Ядовитые растения

Рассказ учителя, просмотр фильма

1

17

Ядовитые животные

Просмотр фильма «Живые драконы»

1

18

Зимние явления в природе.

Наблюдение за живой и неживой природой

Прогулка в зимний лес

1

1

19

Труд людей зимой

Беседа с элементами игры

1

20

Среда обитания живых организмов, их приспособления

Просмотр фильма «Живые драконы»

1

21

Лекарственные растения в жизни человека. Из истории использования

Беседа,  работа с гербарием

1

22

Виды лекарственных растений нашего края. Красная книга Омской области

Рассказ учителя, беседа, демонстрации

1

23

Правила сбора лекарственных растений. Викторина «Угадай лекарственное растение»

Беседа с элементами игры

1

1

24

Музей «Слободчиковская старина»

Экскурсия в музей

1

25

Место досуга и отдыха

Экскурсия в ДК

1

Книжное царство

Экскурсия в библиотеку

1

26

Весенние явления в природе.

Наблюдение за живой и неживой природой

Прогулка на озеро Бурень

1

27

Труд людей весной

Беседа с элементами игры

1

28

Роль спорта в жизни человека

Просмотр фильма

1

29

Мини – олимпиада «Быстрее, выше,сильнее»

Соревнование

1

30

Гигиена и её значение в жизни человека. Гигиена полости рта, уход за волосами.

Беседа

1

31

Закаливание. Виды закаливания

Беседа

1

32

Человек и природа

Беседа, игры на свежем воздухе

1

1

33

Подведём итог: что мы узнали и чему научились?

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

Природа и труд людей в разные времена года (ранняя осень, поздняя осень, в гости к зиме, весна в природе). Водоёмы села Слободчики и их обитатели.  Ознакомление с общественной жизнью, трудом людей (посещение магазина, почты, библиотеки, музея и тд.)

Практические работы                                                                                                            Уход за комнатными растениями. Распознавание деревьев, следов животных на снегу. Ориентирование по солнцу и компасу. Устройство термометра, измерение температуры воздуха.

Сезонные наблюдения в природе                                                                            Проводятся систематически: неживая природа – температура, осадки; живая природа – растения, животные; труд людей; охрана природы и помощь в этом детей; охрана здоровья. Обобщение наблюдений, установление взаимосвязей в природе, творческое оформление результатов наблюдений.

                                                            Список литературы:

  • Аблова И.М., Азарова Л.А., Алексеева Н.Г. и другие. Учебник география Омской области. Природа. Население. Хозяйство. Министерство образования Омской области 2008.
  • Аксёнова М., Мирнова С. Аванта. Иллюстрированная  энциклопедия школьника «Зоология». Москва – 2006
  • БыловаА. М., Шорина Н.Г., Экология растений. Издательский центр «Вентана - Граф» 2000
  • Меньшикова З.А., Меньшикова И.Б., Попова В.Б. Энциклопедия лекарственных растений. Москва – 2009
  • Орлов Б.Н., Гелашвили Д.Б., Ибрагимов А.К. Ядовитые растения и животные СССР, Москва «Высшая школа» 1990.
  • Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  • Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: - Просвещение, 2010.
  • Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики.6 пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: - Просвещение, 2010.
  • Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 1 класс

Тематический план

Второй год обучения «Экология жилища и одежды» 2 класс (34 часа)

п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности/ форма занятия

Кол – во часов

Аудитория

Вне

ауди

тории

Теория

Практи

ка

1

Вводное занятие. Беседа об охране труда жизни и деятельности при проведении практических занятий кружка «мир, в котором я живу»

Беседа

1

2

История возникновения человеческого жилья

Рассказ учителя

1

3

Влияние природных условий на внешний вид человеческого жилья

Рассказ учителя, просмотр фильма

1

4

Современные различия городских и сельских построек

Зарисовка жилища

1

5

Современное жильё, внешний вид, функциональное значение, соблюдение экологических норм

Рассказ учителя, работа с бумагой

1

1

6

Экскурсия по селу. Зарисовка достопримечательностей

Знакомство с достопримечательностями

1

7

Экология школьного двора

Беседа, экскурсия по школьному двору

1

1

8

Конкурс рисунков «Двор будущего»

Конкурс рисунков

1

9

Экскурсия в школьный парк, его эстетическое и экологическое значение

Сбор листьев

1

10

Коллективное панно из листьев, собранных в парке

Создание панно

1

11

Конкурс рисунка «Парк будущего»

Рисуем парк будущего

1

12

Наблюдение за живой и неживой природой

Экскурсия в сад

1

13

Экология сельского дома

Беседа

1

14

Воздух квартиры, способы его очистки

Рассказ учителя с элементами беседы

1

15

Роль и значение комнатных растений в поддержании нужного микроклимата

Рассказ учителя, зарисовка комнатных растений

1

16

Тепло в квартире умей его сохранять

Рассказ учителя с элементами беседы

1

17

Чистота и уют квартиры – необходимый залог физического и эмоционального здоровья

Рассказ учителя с элементами беседы

1

18

Домашние питомцы вашей квартиры

Рассказ учителя с элементами беседы

1

19

Уход за домашними животными – условие экологической чистоты квартиры

Беседа с детьми

1

20

Выставка рисунков, фотографий, рассказ о своих питомцах

Оформление выставки

1

21

Экскурсия в зимний лес. Наблюдение за живой и неживой природой

Признаки зимы

1

22

Одежда человека. Функциональное и эстетическое значение

Просмотр фильма, обсуждение

1

23

«Из чего же, из чего же, сделана наша одежда»

Викторина, беседа с детьми

1

24

Экологическая одежда – что это значит?

Рассказ учителя с элементами беседы

1

25

Что обозначают ярлыки на нашей одежде

Рассказ учителя, демонстрация ярлыков

1

26

Сюжетно – ролевая игра «Нарисуй и одень куклу»

Рисуем и вырезаем  кукол

1

27

Сюжетно – ролевая игра «Нарисуй и одень куклу»

Одеваем кукол в бумажную одежду

1

28

Вода в доме. Её значение в жизни человека

Просмотр диска, обсуждение

1

29

Очистка воды. Промышленные и домашние способы очистки воды

Работа с таблицами

1

30

Нужно ли беречь воду? Охрана воды

Рассказ учителя, обсуждение услышанного

1

31

Топонимика водоёмов села Слободчики

Рассказ учителя, обсуждение услышанного

1

32

Обитатели водоёмов села Слободчики

Беседа, зарисовка обитателей

1

33

Создание проекта «Экология жилища и одежды»

Просмотр и обсуждение проекта

1

34

Подведём итоги. Что мы узнали и чему научились за год?

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

Содержание программы

Экскурсии

Зарисовка достопримечательностей села, прогулка в школьный парк, его эстетическое и экологическое значение, наблюдение за живой и неживой природой в разное время года.

Практические работы

Современные различия городских и сельских построек их функциональное значение, соблюдение экологических норм, выставка рисунков, фотографий, рассказ о своих питомцах, сюжетно – ролевая игра «Нарисуй и одень куклу».

Сезонные наблюдения в природе

Проводятся систематически: неживая природа – температура, осадки; живая природа – растения, животные; труд людей; охрана природы и помощь в этом детей; охрана здоровья. Обобщение наблюдений, установление взаимосвязей в природе, творческое оформление результатов наблюдений.

Тематический план

Третий год обучения «Экология питания» 3 класс (34 часа)

п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности/ форма занятия

Кол – во часов

Аудитория

Вне

ауди

тории

Теория

Практи

ка

1

Вводное занятие. Беседа об охране труда жизни и деятельности при проведении практических занятий кружка «Мир, в котором я живу».

Беседа

1

2

Для чего мы едим. Значение питания в жизни человека.

Беседа с элементами игры

1

3

Органы пищеварения.

Рассказ учителя

4

Наблюдения за живой и неживой природой.

Оформить свои наблюдения

1

5

Из чего состоит наша пища.

Беседа с элементами игры

1

6

Энергия пищи. Из чего что получаем.

Рассказ учителя

1

7

Витамины. Их значение для человека.

Просмотр фильма, обсуждение

1

8

Минеральные вещества.

Рассказ учителя, проведение опыта

1

9

Зачем нужна клетчатка?

Рассказ учителя, зарисовка клетки

1

10

 Вода и ее значение в жизни человека.

Просмотр и обсуждение фильма

1

11

Как утолить жажду или какая вода полезнее?

Рассказ учителя, викторина

1

12

Самые полезные продукты.

Изучаем упаковки продуктов

1

13

Упакованная и консервированная пища.

Изучаем упаковки продуктов, срок хранения

1

14

 Пищевые добавки: за и против. Безопасность питания.

Изучаем упаковки продуктов, состав продуктов

1

15

 Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсия в зимний лес

1

16

Где и как готовят пищу.

Викторина «Знатоки кухни»

1

17

 Экологически чистые продукты.

Знакомство с продуктами, которые нас окружают

1

18

Плох обед, если хлеба нет.

Подготовка к утреннику

1

19

Путешествие с хлебным зернышком «От зерна до каравая».

Проведение утренника

1

20

Молоко и молочные продукты. Откуда к нам оно пришло вкусное молоко.

Состав и хранение молока

1

21

Как правильно накрыть стол.

Сервировка стола

1

22

Как правильно есть? Что нужно есть в разное время года.

Правила этикета за столом

1

23

Блюда из рыбы, её ценность и незаменимость.

Беседа, блюда из рыбы

1

24

 Дары моря. Полезные свойства и блюда из них.

Беседа, отгадывание загадок

1

25

Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Где найти витамины? (в саду и на грядке)

Беседа, отгадывание загадок

26

Какую пищу можно найти в лесу. Ягоды. Их витаминная ценность.

Беседа, отгадывание загадок

1

27

Грибы. Значение грибов для человека.

Викторина, пишем сказку

1

28

Орехи. Разные виды и пищевая ценность. Витаминные, съедобные травы.

Беседа с элементами игры

1

29

Пища и зубы. Что им нравится.

Рассказ учителя

1

30

 Болезни грязных рук

Беседа с фельдшером ФАПа

1

31

 Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Беседа с фельдшером ФАПа

1

32

Болезни, связанные с питанием.

Рассказ учителя, демонстрация иллюстраций

1

33

Создание проекта «Экология питания»

Работа по созданию презентации

1

34

Защита проекта по теме «Экология питания».

Защита проекта

1

Содержание программы

Экскурсии

Природа и труд людей в разные времена года (ранняя осень, поздняя осень, в гости к зиме, весна в природе).

Практическая работа

Знакомство с приготовлением пищи, сервировкой стола, с правилами этикета. Сбор дикоросов, их пищевая ценность, сорта. Заготовка лекарственных растений.

Сезонные наблюдения в природе

Проводятся систематически: неживая природа – температура, осадки; живая природа – растения, животные; труд людей; охрана природы и помощь в этом детей; охрана здоровья. Обобщение наблюдений, установление взаимосвязей в природе, творческое оформление результатов наблюдений

Тематический план

Четвёртый год обучения. «Экология родного края»   4 класс (34 часа)

п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности/ форма занятия

Кол – во часов

Аудитория

Вне

ауди

тории

Теория

Практи

ка

1

Вводное занятие. Беседа об охране труда жизни и деятельности при проведении практических занятий кружка

Беседа

1

2

Флора и фауна водоёмов села Слободчики, водные богатства реки.

Беседа, зарисовка обитателей водоёмов

1

3

Экологические проблемы водоёмов села Слободчики

Рассказ с элементами беседы

1

4

Что мы пьем? Проблемы пресной воды.

Беседа, просмотр презентации, обсуждение

1

5

Очистительные сооружения и их значение в сохранении окружающей среды.

Беседа

1

6

Вода живая и вода мертвая.

Рассказ учителя

1

7

Чем мы дышим. Наблюдение за живой и неживой природой.

Экскурсия на озеро Бурень

1

8

Как уменьшить загрязнение водоёмов?

Рассказ с элементами беседы

1

9

Чистое село - залог  нашего здоровья.

Уборка школьной территории

1

10

Знакомство с экологической тропой

Экскурсия по экологической тропе

1

11

Птицы в селе. Что мы знаем о галках

Рассказ учителя, просмотр

презентации

1

12

 Животные, которые нас окружают.

Рассказы детей, зарисовка животных

1

13

 Животные наших квартир, какие они.

Выставка портретов наших любимцев

1

14

Ролевая игра «Усатый, полосатый».

Ролевая игра

1

15

Викторина «Собаки - наши друзья».

Рассказ, викторина

1

16

Проект по теме «Защита животных».

Защита проекта

1

17

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

Рассказ учителя

1

18

Наблюдение за живой и неживой природой.

Экскурсия

1

19

 Круглый стол «Моя помощь родному селу».

Час вопросов и ответов

1

20

Охраняемые животные и растения. Заповедные территории России.

Сообщения детей

1

21

 Красная Книга  Омской  области.

Знакомство с Красной Книгой, рассказ учителя

1

22

 Растения-путешественники.

Рассказ с элементами беседы

1

23

Практическая работа. Условия прорастания семян.

Рассказ с элементами беседы

1

24

Практическая работа. Условия прорастания семян.

Закладка опыта по прорастанию семян

1

25

 Практическая работа. Условия роста рассады.

Изучение условий роста рассады, посадка лука на подоконнике

1

26

Наблюдение за пробуждением природы.

Экскурсия

1

27

Практическая работа. Огород на подоконнике.

Посадка укропа, редиса

1

28

Практическая работа. Окапывание деревьев, уборка отдела начальных классов. Побелка деревьев.

Работа на участке,

1

29

Практическая работа. Окапывание деревьев, оформление грядок. Побелка деревьев.

Работа на участке

1

30

Практическая работа на участке. Полив, рыхление, прополка.

Работа на участке

1

31

Подведём итоги. Чему мы научились и что узнали из курса «Мир, в котором я живу»

Работа с карточками и тестами

1

32

 Подготовка к заключительному празднику «Посмотри, как край хорош, в котором ты живёшь»

Разучивание стихов, песенок о сибирском крае

1

33

 Подготовка к заключительному празднику  «посмотри, как край хорош, в котором ты живёшь»

Генеральная репетиция праздника

1

34

 Праздник в детском саду «Колокольчик» (программа преемственности)

Выступление в детском саду

1

Содержание программы

Экскурсии

Природа в разные времена года (ранняя осень, поздняя осень, в гости к зиме, весна в природе).

Практическая работа

Практические работы связаны с работой на участке начальных классов, ребята впервые самостоятельно делают грядки, убирают территорию, окапывают деревья и производят побелку.

Сезонные наблюдения в природе

Проводятся систематически: неживая природа – температура, осадки; живая природа – растения, животные; охрана природы и помощь в этом детей; охрана здоровья. Обобщение наблюдений, установление взаимосвязей в природе, творческое оформление результатов наблюдений

Список литературы:

Энциклопедия. Биология. М.: Аванта, 1995.
2. Плешаков А.А. Зеленый дом. От земли до неба. М.: Просвещение, 1998.                          3. Атлас экологии планеты Земля. Волгоград: Книга, 1994.
4. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. Волгоград, 2001.
5. Я познаю мир. Экология; Энциклопедия. М.: ACT, Астрель, 2006.
6. Тайны природы. Детская энциклопедия. М.: Махаон, 2007.
7. Животные. Детская энциклопедия. М. Махаон, 2007
8. Большая энциклопедия природы для детей. М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994.
9. Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М.: Просвещение, 1993.
10. Я познаю мир. Животные. М.: ACT, Астрель, 2000.
11. Кошки. Энциклопедия. Что есть что. Берлин. 1991.
12. Плешаков А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение, 1995.
13. Природа вокруг тебя. Экология цивилизации. Волгоград: Книга, 1995.
14. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Омской области. Омск 1992.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено:                                                      Утверждено:

На заседании МО

учителей предметников                                      Директор МКОУ «Шибаевская ООШ»

Протокол №_____                                                 ______________/Ухаловой Г.М./

От  «__»________2021г                                        От «___»____________2021г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мир, в котором мы живем»

(естественно – научное направление)

Автор программы:

Дрегальчук Ангелина Дмитриевна

с. Шибаево - 2021

Содержание

Пояснительная записка………………….…………………………

3

Результаты освоения обучающими программы

внеурочной деятельности…………………………………………

7

Тематическое планирование………………………………………

10

Содержание программы……………………………………………

18

Список литературы…………………………………………………

24

Приложение…………………………………………………………

26

Пояснительная записка

Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе.

С. Харрисон

Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живём», реализуемая по духовно-нравственному направлению, составлена согласно п.19.10 ФГОС начальной школы (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции от 22.09.2011 г.) 

Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно– нравственное его совершенствование.

Цель программы: формирование гражданской позиции, патриотических

чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, своего посёлка, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • содействовать сплочению классного коллектива с семьями, укрепление их дальнейшего взаимодействия;
  • ориентировать школьников на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
  • сформировать дружеские отношения, объединяющие школьников и взрослых средствами интерактивных методов работы.

Для решения этих задач используются наиболее эффективные формы работы с детьми младшего школьного возраста: игры-путешествия; экскурсии по посёлку; конкурсы; посещение музеев, театров города Кемерово и др.

Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных.

Содержание программы рассчитано на детей 5–9-х классов.

Срок реализации программы – 4 года.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и на отдельно взятый класс.

Программа разработана с учетом каникулярного времени и предполагает реализацию программы во время осенних, зимних и весенних каникул.

Продолжительность занятий – 1 час в неделю.

Программа состоит из 9 тематических блоков:

  • Сентябрь. «Моя школа – моя судьба».
  • Октябрь. «Страницы истории родного поселка».
  • Ноябрь. «Семь + я».
  • Декабрь. «Город будущего».
  • Январь. «Культурное наследие».
  • Февраль. «Старшее поколение».
  • Март. «Мы – будущее нашей страны».
  • Апрель – «В гармонии с природой».
  • Май. «С любовью к Родине».

Каждый блок программы направлен на формирование нравственных от-

ношений и жизненных ценностей: труд, ответственность, знание, здоровье и др.

Данная программа реализуется учителем начальной школы. В подготовке и реализации программы задействованы все участники образовательного процесса, прослеживается тесное сотрудничество с внешкольными образовательными и культурными учреждениями города.

Связь содержания программы с учебными предметами

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые

предлагаются в рамках базовых предметов (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, риторика, ИЗО, музыка, технология).

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение – анализ и оценка поступков героев, развитие чувства прекрасного, эмоциональной сферы ребенка и т. д.

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т. д.

Окружающий мир – связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек», «человек – природа» и т. д.

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т. д.)

Риторика – нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет. Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела .

Экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.

Беседа «Дом, где живет уважение»

Осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их. Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора.

Туристические походы и другие формы совместной деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, ее природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.

Беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»

Просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации.

Экскурсии и путешествия «Кузбасовцы –Герои Великой Отечественной войны».

Чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда».

Встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т. п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т. ч. труда ученых) в развитии общества, преобразовании природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов. Получение трудового опыта в процессе учебной работы.

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

Изготовление подарков.

Клуб интересных встреч.

Работа кружков, творческих мастерских.

Составление сборника стихов «Времена года».

Организация Города веселых мастеров.

Минипроекты.

Физическая культура – развитие силы, ловкости, обучение строевым упражнениям.

Спортивные игры

Спортивные праздники

Результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы «Мир, в котором мы живём» обучающийся должен:

знать:

– права и обязанности школьника;

– историю школы, района, посёлка

– памятники культуры в районе, городе;

– правила вежливого поведения в школе и общественных местах;

– о роли труда в жизни человека;

– различные профессии;

– правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;

– правила поведения в общественных местах (библиотеке, театре, музее, кино);

– сказки, стихи, песни;

понимать:

– необходимость соблюдения правил;

– необходимость изучения своих истоков;

– кто является жителем Плотниково, Кузбасса, России;

– различие хороших и плохих поступков;

– значимость правильного поведения в обществе;

– соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

– необходимость трудиться;

– что каждую работу нужно доводить до конца;

– что, выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;

– необходимость сохранности красоты природы;

– важность занятия физкультурой для здоровья;

– значение выражений «опрятный вид», «некрасивый поступок», «книга – лучший друг»;

уметь:

– рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;

– контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;

– признавать собственные плохие поступки;

– разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

– мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;

– работать над проектами;

– с помощью слова убедить заботиться о природе;

– проявлять чувства (восторг, радость и т. д.), самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;

делать:

– соблюдать режим дня, правила личной гигиены и ПДД;

– вести подвижный образ жизни;

– посещать музеи, библиотеки, театры;

– добровольно участвовать в экологических акциях;

– ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома, школы);

– рисовать плакаты о сохранности природы;

– выражать свою личность в различных видах творчества, стараться быть полезным людям;

– участвовать в трудовых акциях;

– соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурить в классе;

– проводить мероприятия в подшефном классе;

– осуществлять что-то полезное для себя и своих родных;

– оформлять страничку своего портфолио.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся

в результате реализации программы

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

• любящий свой народ, свой край и свою родину;

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Формы подведения итогов

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

• участие в конкурсах различных уровней (школьном, муниципальном, региональном, всероссийском);

• участие в социальных акциях;

• создание и реализация социальных проектов.

Система контролирующих (тестовых) материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

Рядом исследователей эффективность рассматривается как мера результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально значимые (Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974., С. 9). Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях (см. Приложение).

Тематическое планирование

5 класс

№ п\п

Раздел

программы

Форма

организации занятия

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Моя школа – моя

судьба

Беседа «Распорядок дня»

1

1

Беседа «Законы школьной жизни»

1

1

Праздник «Здравствуй, это я!» (посвящение в первоклассники)

1

1

Итого

3

2

1

2

Страницы истории родного посёлка.

Практическая работа «Безопасный маршрут «дом - школа»

1

1

Беседа «Правила безопасности» Просмотр фильма.

1

1

Экскурсия по школьному двору.

1

1

Познавательное путешествие «Мы этого раньше не знали»

1

1

Итого

4

2

2

3

Семь + я

Чтение рассказа Ю. Яковлева «Мама»

1

1

Экскурсия в г. Кемерово в музей «Красная горка»

4

4

Творческая мастерская «Подарок маме»

1

1

Праздник «Милая мама»

1

1

Итого

7

7

4

Город будущего

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

1

1

Просмотр фильма « Город будущего»

1

1

Конкурс рисунков «Если бы у меня была волшебная палочка» (мечты о школе)

1

1

Участие в школьном празднике «Как-то раз под Новый год»

1

1

Итого

4

2

2

5

Культурное наследие

Беседа «Художники Кузбасса» Просмотр картин (презентация)

1

1

Мастер-класс «Я рисую облака»

2

1

1

Итого

3

2

1

6

Старшее поколение

Чтение книги А. П. Гайдара «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

1

1

Изготовление поделок «Папе в подарок»

2

2

Спортивный праздник «Моя первая лыжня»

1

1

Итого

4

1

3

7

Мы - будущее своей страны.

Беседа «Что такое сам?»

1

1

Беседа «Кто я? Какие мы?»

1

1

Итого

2

2

8

В гармонии с природой

Изготовление кукол к сказке «Репка»

2

2

Репетиция кукольного спектакля

1

1

Спектакль «Репка»

1

1

Итого

4

4

9

С любовью к поселку

Экскурсия в поселковую библиотеку

1

1

Конкурс рисунков на асфальте «Цветной мелок»

1

1

Итого

2

2

Всего

33

11

22

6 класс

№ п/п

Раздел программы

Форма организации занятия

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Моя школа - моя судьба

Беседа « Я и мои друзья»

1

1

Конкурс рисунков и сочинений «Моя вторая мама»

1

1

Итого

2

2

2

Страницы истории родного посёлка

Заочная экскурсия по улице, на которой находится школа

1

1

Коллективная работа (рисование, аппликация) «Улицы моего посёлка»

1

1

Экскурсия в районный краеведческий музей

1

1

Викторина «Мир вокруг нас»

1

1

Посещение Автогородка безопасности дорожного движения в г. Кемерово.

4

4

Итого

8

8

3

Семь + я

Презентация семейных фотогазет «Вместе с мамой!»

1

1

Конкурс сочинений о маме

1

1

Спортивный праздник «За нами не угнаться»

1

1

Итого

3

3

4

Город будущего

Беседа «Где трудятся жители города Кемерово?» ( Просмотр презентации о профессиях)

1

1

Фотовыставка «Профессии наших родителей»

1

1

Конкурс рисунков и сочинений «Много есть профессий разных (кем я хочу быть)»

1

1

Итого

3

1

2

5

Культурное наследие

Просмотр презентации «Из бабушкиного сундука»

1

1

1

Выставка семейных старинных предметов и вещей.

1

1

Итого

2

1

2

6

Старшее поколение

Беседа «Кого называют народным героем?»

1

1

Знакомство с книгой А. Леонова «Я выхожу в открытый космос»

1

1

Просмотр фильма о жизни А.Леонова

1

1

Итого

3

2

1

7

Мы - будущее своей страны

Беседа «Учимся ставить цели»

1

1

Беседа «Мое созвездие успеха»

1

1

Тренинг «Мои жизненные принципы»

1

1

Спортивные игры «Ни дня без спорта»

1

1

Экскурсия в ботанический сад г. Кемерова

3

3

Итого

7

2

5

8

В гармонии с природой

Составление памятки «Прогулка в лес. Помни - это важно!»

1

1

Чтение рассказов М. Пришвина «Воробьиный переполох», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Скребицкого «Майский жук»

1

1

Прогулка по весеннему лесу

1

1

Итого

3

3

9

С любовью

к Родине

Акция «Цветок – подарок школе»

1

1

Интересное о растениях

1

1

Практические занятия.

1

Итого

3

1

1

Всего

34

7

27

7 класс

п/п

Раздел программы

Форма организации занятия

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Моя школа - моя судьба

Клуб интересных встреч. Встреча с руководителем музея.

1

1

Рассказ-презентация «История моей школы»

1

1

Посещение школьного музея.

1

1

Итого

3

1

2

2

Страницы истории родного поселка

Беседа «Моя маленькая Родина»

1

1

Экскурсия по центральной улице нашего посёлка

1

1

Посещение библиотеки

1

1

Итого

3

3

1

3

Семь + я

Рассказы о своей родословной «Древо жизни»

1

1

Беседа «Как составлять генеалогическое древо»

1

1

Итого

2

2

4

Город будущего

Беседа «С чего начинается школа?»

1

1

Интервью с учащимися школы «Каким вы хотите видеть наш школьный двор?»

1

1

Практическая работа «Участок школьного двора»

1

1

Защита проектов «Школьный двор»

1

1

Итого

4

1

3

5

Культурное наследие

Посещение кукольного театра им. Гайдара (г. Кемерово)

4

4

Презентация семейных работ «Мы любим здесь бывать. Приглашаем и вас»

1

I

Итого

5

5

6

Старшее поколение

Беседа «Боевые знамена рассказывают»

1

1

Беседа «Личные качества воина-защитника»

1

1

Просмотр фильма о воинах-защитниках

1

1

Итого

3

2

1

7

Мы - будущее своей

Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус»

1

1

Просмотр презентации «Профессия строителя».

1

1

Итого

2

2

8

В гармонии с природой

Экскурсия в Зеленстрой (г. Кемерово)

4

4

Работа в библиотеке «Легенды происхождения названий цветов»

1

1

Слайдовая презентация «Клумбовые растения»

1

1

Защита мини-проектов «Клумбы школьного двора»

1

1

Практическая работа. Операция «Семечко»

1

1

Итого

8

8

9

С любовью к Родине

Беседа «Мир увлечений»

1

1

Подготовка к конкурсу «Мир увлечений»

2

1

1

Конкурс «Мир увлечений»

1

1

Итого

4

2

2

Всего

34

11

24

8 класс

Раздел программы

Форма

Кол-во часов

п/п

организации занятия

Всего

Теория

Практика

1

Моя школа – моя судьба

Беседа «Школьная семья»

2

1

1

Клуб интересных встреч. Встреча с выпускниками школы

1

1

Презентация классного коллектива «Вместе весело шагать»

1

1

Итого

4

1

3

2

Страницы истории родного посёлка

Экскурсия по городу

3

3

Викторина «Город, который мне снится»

1

1

Итого

4

4

3

Семь + я

Праздник семейного отдыха «Семейное чтение»

1

1

Знакомство с семейной библиотекой

1

1

Итого

2

2

4

Город будущего

Беседа «Чистый город»

1

1

Просмотр фильма «Чистые лёгкие городов»

1

1

Акция «Не проходите мимо»

1

1

Итого

3

1

2

5

Культурное наследие

«В гости к кукле»

2

2

Беседа «История возникновения кукол»

1

1

Изготовление куклы-марионетки и сюжетно-ролевая игра

2

2

Итого

5

1

4

6

Старшее поколение

Знакомство с орденами и медалями (просмотр презентации)

1

1

Просмотр фильма о воинах-героях Великой Отечественной войны.

1

1

1

Итого

2

2

1

7

Мы - будущее своего города

Чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

1

1

Викторина по произведению А. Гайдара

1

1

Итого

2

1

1

8

В гармонии с природой

Разучивание стихов Кузбасских поэтов

1

1

Поездка в музей-заповедник «Томская писаница»

5

5

Литературная гостиная «Поэты Кузбасса о весне»

1

1

Итого

7

7

9

С любовью к городу

Посещение музея ИЗО ( г. Кемерово)

4

4

Выпуск классной газеты «Знакомьтесь: умельцы»

1

1

Итого

5

5

Всего

34

6

29

9 класс

Раздел программы

Форма

Кол-во часов

п/п

организации занятия

Всего

Теория

Практика

1

Моя школа – моя судьба

Беседа «Школьная семья»

2

1

1

Клуб интересных встреч. Встреча с выпускниками школы

1

1

Презентация классного коллектива «Вместе весело шагать»

1

1

Итого

4

1

3

2

Страницы истории родного посёлка

Экскурсия по городу

3

3

Викторина «Город, который мне снится»

1

1

Итого

4

4

3

Семь + я

Праздник семейного отдыха «Семейное чтение»

1

1

Знакомство с семейной библиотекой

1

1

Итого

2

2

4

Город будущего

Беседа «Чистый город»

1

1

Просмотр фильма «Чистые лёгкие городов»

1

1

Акция «Не проходите мимо»

1

1

Итого

3

1

2

5

Культурное наследие

«В гости к кукле»

2

2

Беседа «История возникновения кукол»

1

1

Изготовление куклы-марионетки и сюжетно-ролевая игра

2

2

Итого

5

1

4

6

Старшее поколение

Знакомство с орденами и медалями (просмотр презентации)

1

1

Просмотр фильма о воинах-героях Великой Отечественной войны.

1

1

1

Итого

2

2

1

7

Мы - будущее своего города

Чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

1

1

Викторина по произведению А. Гайдара

1

1

Итого

2

1

1

8

В гармонии с природой

Разучивание стихов Кузбасских поэтов

1

1

Поездка в музей-заповедник «Томская писаница»

5

5

Литературная гостиная «Поэты Кузбасса о весне»

1

1

Итого

7

7

9

С любовью к городу

Посещение музея ИЗО ( г. Кемерово)

4

4

Выпуск классной газеты «Знакомьтесь: умельцы»

1

1

Итого

5

5

Всего

34

6

29

Содержание программы

1

  • «Моя школа - моя судьба»

Режима дня. Права и обязанности школьника. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям. Традиции школы. Как вести себя в школе.

Практическая часть. Составление режима дня. Игры, викторины, конкурсы на формирование первичного детского коллектива.

  • «Страницы истории родного посёлка»

Правила дорожного движения. Правила поведения дома. Знакомство с историей города. Развитие внимание, мышления, развитие речи.

Практическая часть. Составление плана безопасного маршрута, по которому ребенок идет в школу. Занятие на пешеходном перекрестке. Встреча с сотрудниками полиции. Игры и упражнения на развитие внимания, мышления, речи.

  • «Семь + я»

Разучивание стихов, работа над выразительным чтением. Воспитание бережного отношения к матери.

Практическая часть. Разучивание песен, пословиц о маме, работа с соленым тестом, выставка рисунков «Портрет моей мамочки». Праздник «Милая мама».

  • «Город будущего»

Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?». Беседа о хороших и плохих чертах характера и поступках. Чувства товарищества, взаимовыручки. Рассказы о добрых делах, которые сделали ребята для своих близких, друзей. Беседа о сохранности школьного имущества, учебников.

Практическая часть. Дежурство в классе, помощь в школьной библиотеке (протереть пыль, ремонт книжек, уход за цветами). Конкурс рисунков и сочинений о школе. Подготовка номера художественной самодеятельности*и костюмов для школьного праздника.

  • «Культурное наследие»

Знакомство с произведениями художников Кузбасса, терминологией и художественными жанрами.

Практическая часть. Создание пейзажа.

  • «Старшее поколение»

Чтение и обсуждение книги А. П. Гайдара. Выставка книг об армии. Заготовка текста поздравления. Беседа с детьми о родителях, служивших в рядах Российской армии. Воспитание любви к своему Отечеству.

Практическая часть. Выпуск газеты со старшеклассниками «Шел солдат по улице», работа со словарем над понятиями «ветеран», «Отечество», изготовление поздравительной открытки для ветеранов. Спортивный праздник с участием пап и приглашением дедушек, ветеранов войны и труда.

  • «Мы - будущее нашей страны»

Правила организации и проведения классного собрания. Дежурство в классе, школе. Портфолио ученика. Работа с литературными источниками (чтение или пересказ сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»). Анкета «Как я отношусь к людям» [3. с. 30]. Выработка правил поведения в классе. Знакомство с Конституцией Российской Федерации. Беседа о правах ребенка.

  • «В гармонии с природой»

Практическая часть. Работа с источниками в библиотеке. Самостоятельный поиск пословиц и поговорок о народных приметах, народные приметы о плохой и хорошей погоде. Изготовление костюмов. Продолжение сказки: рассуждение детей на вопрос «Что нужно, чтобы вырастить большую репку?».

  • «С любовью к Родине»

Знакомство с историей города Кемерово. Знание правил поведения на улице, в автобусе.

Практическая часть. Конкурс стихов собственного сочинения и создание сборника стихов «С любовью к городу», экскурсия по городу, конкурс рисунков на асфальте в школьном дворе «Цветной мелок». Лучшие рисунки сфотографировать и сделать выставку.

2

1. «Моя школа – моя судьба»

Работа со словарем над понятиями «дружба», «помощь». Обсуждение вопросов: «Какими качествами должен обладать друг?», «Какой ты?». Традиции народов. Укрепление человеческих взаимоотношений. Рождение традиций класса.

Практическая часть. Посещение школьного музея, экспозиция «Учителя –выпускники школы», воспоминания учителей о школе. Конкурс рисунков и сочинений «Моя вторая мама».

2. «Страницы истории родного посёлка»

Расширение знаний учащихся об объектах на микроучастке. Обучение поисковой деятельности.

Практическая часть. Посещение школьного краеведческого музея.

Работа в группах: сбор информации о зданиях, находящихся на улице, где располагается школа. Игра «Путаница» [2, c. 61]. Викторина «Мир вокруг нас» [2, c. 62].

3. «Семь + я»

Практическая часть. Сочинение о маме (что означает имя мамы, профессия мамы, ее хобби). Изготовление семейных газет о маме и использование их для оформления спортивного праздника «За нами не угнаться», в котором участвуют мамы и дети.

4. «Город будущего»

Работа над выразительным чтением. Знакомство с различными профессиями.

Практическая часть. Конкурс рисунков и сочинений «Кем я хочу быть». Можно организовать заочное путешествие в виде фотовыставки «Где трудятся наши родители» (ребята будут выступать в роли экскурсоводов) или провести очные экскурсии на предприятия родителей, где родители сами расскажут о своих профессиях.

5. «Культурное наследие»

Занятие в краеведческом музее на тему о старинных предметах и вещах.

Практическая часть. Подготовить рассказ о семейных старинных предметах (как появилась вещь дома, когда появился этот предмет на Руси, для чего нужен в быту). Просмотр презентации «Из бабушкиного сундука».

6. «Старшее поколение»

Работа над развитием осознанного чтения, устной речи. Расширение знаний учащихся о профессии летчика-космонавта А. А. Леонова.

Практическая часть. Посещение библиотеки, составление домашней

картотеки книг о народных героях, чтение книги А. А. Леонова «Я выхожу в космос». [2. c. 75].

7. «Мы – будущее нашей страны»

Работа со словарем над понятиями «цель», «успех», «активность», «поступки», «достижения». Научить детей строить схему достижения цели [3, c. 34].

Практическая часть. Выступление агитбригады в классе о необходимости беречь здоровье смолоду, занятия спортом.

  • «В гармонии с природой»

Знакомство с деревьями нашего края, с природным явлением - ледоходом, с творчеством кузбасских поэтов. Какую пользу приносят деревья человеку? Как сберечь нашу природу?

Практическая часть. Работа с источниками в библиотеке (сбор материала). Разработка памятки «Прогулка в лес. Помни - это важно!» совместно с родителями. Экскурсия в лес.

  • «С любовью к Родине»

Познакомить ребят с комнатными растениями: фуксией и бальзамом. Познакомить учащихся со способами размножения комнатных растений.

Практическая часть. Составление сообщений о комнатных растениях «Интересное о растениях» (из какой страны завезен цветок, почему так назвали, уход за растением). Приготовление отростков для посадки, организация дежурства и уход за растениями. Создание группы исследователей для работы с анкетами [2, с. 85]. Приготовление горшков и земли для посадки.

3

  • «Моя школа - моя судьба»

Практическая часть. Познакомить обучающихся с историей развития школы, с основными школьными событиями. Экскурсия проводится четвероклассниками. Сбор материала для школьного музея.

  • «Страницы истории родного посёлка»

«Что такое родина?», «Человек без родины, что соловей без песни». Организация работы с планом улицы, уточнение понятия «улица». Расширение знаний обучающихся об объектах, находящихся на улице.

Практическая часть. Составление рассказов о своей улице, изготовление макета улицы, знакомство с периодической печатью на тему «Улица, на которой я живу», викторина.

3. «Семь + я»

Знакомство с памяткой по сбору материалов и составлению генеалогического древа, перечнем древних родственных наименований.

Практическая часть. Создание таблицы родословной по поколениям, написание писем родственникам, живущим в других местах, презентация альбомов «Мои родственники».

4. «Город будущего»

Знакомство с понятиями «архитекторы», «проектировщики». Результаты социального опроса обучающихся начальной школы [2, c. 102].

Практическая часть.

Оформление выставки проектов в школьном музее.

5. «Культурное наследие»

Знакомство с понятиями «плакат», «реклама». Работа со словарем. Просмотр фильма о городе Кемерово.

Практическая часть. Посещение кукольного театра им. А.П. Гайдара. Защита семейных работ «Мы любим здесь бывать».

6. «Старшее поколение»

Знакомство с видами войск, личными качествами воина-защитника, знаками отличия военнослужащих и обмундированием рода войск. Чтение рассказа Л. Кассиля «Твои защитники».

Практическая часть. Посещение музея боевой славы.

7. «Мы – будущее нашей страны»

Практическая часть. Рассказы ребят о своем увлечении, выставка грамот, персональные выставки работ ребят, выставка газет, реклам «Мое увлечение».

8. «В гармонии с природой»

Работа с источниками в библиотеке с целью изучения легенды происхождения названия растений.

Практическая часть. Подобрать посадочный материал (бархатцы, календула, астры), заготовить землю и горшочки по количеству обучающихся в классе, создание слайдовой презентации «Клумбовые растения», экскурсия, защита проектов.

9. «С любовью к Родине»

Знакомство с понятиями «коллекционер», «увлечение». Работа со словарем. Знакомство с домашними коллекциями, семейными увлечениями. Заполнение таблицы увлечений, обучающихся класса.

Практическая часть. Отгадывание кроссворда, знакомство с положением о детском поэтическом конкурсе «Мир увлечений».Оформление работ на конкурс.

4

  • «Моя школа – моя судьба»

Права и обязанности граждан, утвержденные государственной властью. Обсуждение ситуаций (ученик опоздал на урок, учитель вызвал ученика к доске, но он отказывается отвечать, другой ученик выходит и отвечает). Для чего в школьной семье необходимо соблюдать права и обязанности?

Практическая часть. Изготовление и защита эмблемы «Школьная семья», встреча с выпускниками школы.

2.«Страницы истории родного посёлка»

Практическая часть. Экскурсия, викторина, проведение пятиминутки «Правила поведения в автобусе». Разделение ребят на группы: фотографы, знатоки правил ДЦ, экскурсоводы, знатоки поэзии, знатоки слов. Схематические наброски на остановках для составления последовательного рассказа в рисунках, работа в библиотеке с целью нахождения ответов на вопросы викторины. Для участия в викторине приглашаются родители.

3.«Семь + я»

Познакомить детей с энциклопедической, художественной, периодической печатью, с книжным знаком - экслибрисом.

Практическая часть. Анкетирование родителей на родительском собрании. Посещение библиотеки. Посещение семьи обучающегося (по договоренности), в которой собрана семейная библиотека и имеется экслибрис на книгах. Изготовление экслибриса. На каникулах провести праздник семейного отдыха.

4.«Город будущего»

Знакомство ребят с историей создания городского социального проекта «За чистый и цветущий город». На уроках ИЗО провести словарную работу со словом «композиция».

Практическая часть. Сочинение стихов о своем дворике, в котором дети любят отдыхать. На каникулах вместе с родителями или провести акцию по распространению листовок «Не проходите мимо».

5. «Культурное наследие»

Знакомство с историей возникновения куклы и Кемеровского областного театра кукол. Разработка памятки «Как вести себя…».

Практическая часть. Посещение Областного театра кукол имени

А. Гайдара. Отгадывание кроссворда «Юный театрал». Изготовление кукол и показ спектакля «Колобок» для первоклассников.

6. «Старшее поколение»

Знакомство с историей появления орденов и медалей, их видами, отличие понятий «орден» и «медаль». Словарная работа (медаль, орден, мужество, доблесть, отвага, заслуги, награда, храбрость).

Практическая часть. Посещение школьной или районной библиотеки по теме «Солдат войны не выбирает», школьного музея по теме «Они удостоены высших наград своей Родины». Сбор материала о семейных наградах, фотографии родственников и рассказы об их подвигах. Работа с разными источниками – книги, Интернет, журналы, – направленная на подготовку сообщений к занятиям. Встреча с ветеранами.

7. «Мы – будущее нашей страны»

Вспомнить правила проведения классного собрания. Обсуждение книги

Аркадия Гайдара. Принятие решения (на собрание приглашаются первоклассники).

Практическая часть. Викторина

8. «В гармонии с природой»

Практическая часть. Посещение музея-заповедника «Томская писаница». Разучивание стихов, прослушивание аудиокассеты с записями Э. Грига «Утро», П. И. Чайковского «Жаворонок», «Голоса птиц»,рассматривание репродукций картин русских живописцев на тему «Весна».Изображение образа весны на бумаге.

9. «С любовью к Родине»

Практическая часть. Посещение музея ИЗО.

Список литературы для учителя

  • Воспитание на региональном материале : сборник материалов /Т. М. Кукченко, С. А. Герасимова, В. С. Горбунов, О. Г. Красношлыкова [и др.]. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. – 42 с.
  • Классный руководитель и воспитание школьников : методические материалы по реализации программы «С любовью к городу». Часть 1. 1–4классы / под общей редакцией Т. М. Кукченко. – Кемерово : МОУ ДПО «Научно-методический центр», 2008. – 204 с.
  • Портфолио ученика начальной школы / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – М. : Планета, 2011. – 128 с. – (Классное руководство).
  • Сухолет, И. Н Вопросы духовной культуры в школьном обществознании /И. Н. Сухолет. – М. : Школьная пресса, 2003.
  • Три ступени к демократии: гражданское образование учащихся общеобразовательных учреждений России // Граждановедение : приложение к Учительской газете. – 2003. – № 7.
  • Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2005. –№ 1.
  • Шемшурина, А. И. Программа нравственно-этического воспитанияшкольников в работе классного руководителя / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2006. – № 2.
  • Яковлев, Ю. Я. Ваши права, дети / Ю. Я. Яковлев. – М., 2002.

Список литературы для обучающихся

  • Горбунов, В. С. Поклон учителю / В. С. Горбунов. – Кемерово, 2007. –403 с.
  • Кемеровчане. К 65-летию Кемеровской области. – Кемерово, 2008.
  • Кеннелл, Р. Э. Товарищ Костыль. Приключения американского мальчика в Кемерове: сибирская хроника жизни юного Девида Пламмера 1922–1924 / Р. Э. Кеннелл. – Кемерово, 2008. – 176 с.
  • Кировский район. Вехи истории. – Кемерово. – 2009.
  • Корницкий, Г. В. Это нашей истории строки. Кемерово 60–80-х годов: воспоминания, интервью, летопись / Г. В. Корницкий, В. М. Чурпита. –Кемерово, 2003. – 664 с.
  • Красная горка. Юбилей города. – Кемерово, 2008.
  • Кузбасс. Культура. Избранные страницы (Кузбасс. Культура. История и настоящее). – Кемерово; Томск, 2008. – 256 с.
  • Мгновения подвига / Администрация г. Кемерово. – Кемерово : РИФ «ВЕСТЬ», 2000. – 175 с.
  • Мгновения подвига / Администрация г. Кемерово. – Книга вторая. – Кемерово : ООО РИА «Весть», 2005. – 262 с. : ил.
  • Рехлов, В. С. Повесть о Михайле Волкове / В. С. Рехлов. – Кемерово :

Кемеровское книжное издательство, 1960. – 177 с.

  • Рыжков, М. И. Земля героев / М. И. Рыжков, М. Г. Щербаков. – Кемерово : Кемеровское книжное издательство, 1978. – 286 с.
  • Ткаченко, В. К. Кемеровчане в годы войны 1941–1945 гг. / В. К. Ткаченко. – Кемерово, 1996. – 278 с.
  • Федорова, И. Ф. Воспитание на региональном материале (материалы к урокам города) / И. Ф. Федорова. – Кемерово, 2002. – 54 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...